Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы информационной культуры 1 страница




Изменить параметры запуска базы данных

1. Нажать кнопку «Оffice», далее нажать кнопку Параметры Access. Установить параметры, указанные на рисунке.

2. Нажать кнопку ОК и выйти из окна установки параметров запуска.

3. Нажмите на стрелку, чтобы скрыть таблицы, запросы, формы, отчеты от пользователя.

4. Закрыть Access.

5. Открыть созданную Вами базу данных.

 

Показать работу преподавателю.

Ч. 1. КУЛЬТУРА НАУЧНОЙ РЕЧИ

 

Сборник упражнений для студентов выпускных курсов всех направлений и специальностей

 

Нижний Новгород 2010

Составители: А.О. Велижанина, Н.Н. Кириллова, Е.С. Савенкова,

В.В. Филатова, Л.Г. Шарина

ББК 81.2 Рус-5

 

 

Основы информационной культуры. Ч.1. Культура научной речи: методическое пособие для студентов выпускных курсов всех направлений и специальностей / НГТУ; сост. А.О. Велижанина, Н.Н. Кириллова, Е.С. Савенкова, В.В. Филатова, Л.Г. Шарина; Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2010. 37 с.

 

Данное методическое пособие призвано в рамках дисциплины «Основы информационной культуры» оказать помощь студентам выпускных курсов в работе над композиционно-речевым оформлением квалификационного научного сочинения. В пособии содержатся упражнения для аудиторной и самостоятельной работы, а в комментариях к ним приводятся необходимые теоретические сведения.

 

 

Подп. к печ.. Формат 60х84 1/8.

Бумага газетная. Печать офсетная. Усл. печ. л..

Уч.-изд. л.. Тираж экз. Заказ.

Нижегородский государственный технический университет.

Типография НГТУ, 603600, Н. Новгород, ул. Минина, 24.

 

© Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2010

© Велижанина А.О., Кириллова Н.Н., Савенкова Е.С., Филатова В.В., Шарина Л.Г.

Упражнение № 1.

Задания: 1. Вставьте вместо многоточия предлоги с соответствующим каузативным значением. 2. Используйте там, где это возможно, для выражения каузативных значений вместо предлогов глаголы или существительные.

Пример: В своем первоначальном прогнозе Мур указал, что удвоение числа элементов в интегральных схемах будет происходить ….…. трех факторов: — на 50 % — ….….увеличения разрешающей способности литографии; — на 25 % — ….…. увеличения размера кристалла благодаря улучшению производствен­ных процессов и литографии; — и на остающиеся 25 % — ….….разного рода инноваций

Комментарий: Каузативными значениями называют семантику причины, следствия, условия, обусловленности, основания, цели и т.д. Языковыми средствами выражения каузативных значений в научном тексте являются:

— предлоги (для, поскольку, ввиду, в целях, вследствие, в результате и др.);

— союзы (так как, поскольку, потому что, вследствие чего, благодаря тому что, в результате того что, исходя из того что, в связи с тем что и др.);

— существительные (аргумент, основание, обоснование, предопределённость, предпосылка, причина, фактор и др.);

— глаголы (способствует, обеспечивает, требует, позволяет, определяет, влияет, сказывается на, зависит от и др.);

— устойчивые выражения (таким образом, дело в том, что, отсюда следует,

влечёт за собой, в этом случае, оказывает влияние и др.).

Вариант правки: В своем прогнозе Мур указал, что на удвоение числа элементов в интегральных схемах будут влиять три фактора. Оно осуществляется:— на 50 % вследствие увеличения разрешающей способности литографии; — на 25 % по причине увеличения размера кристалла благодаря улучшению производствен­ных процессов и литографии; — на 25 % в результате разного рода инноваций.

1. Нагревание тела при сжатии происходит ….. перехода энергии деформации в тепло …. внутреннего трения элементов среды. 2. Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недопо­лучение доходов или произведение дополнительных расходов …. проведения финансовых операций. Риски появляются …. несоответ­ствия прогнозов реально развивающимся событиям. 3. …. исследованиям в области негатроники разработаны самые мощные СВЧ-приборы — лавинно-пролетные диоды. 4. …. раздражающего действия на почки применение настоя, отвара и настойки березовых почек как мочегонного средства допустимо под контролем врача. 5. Представление о свойствах эфира планомерно формируется ….…. результатов экспериментов. 6. На современных аккумуляторах, где пластины помещены в конверты-сепараторы, короткое замыкание практически исключено, но от значитель­ного снижения емкости ….высыпания активной массы не застрахова­ны и они. 7. Синдром недостаточности пищеварения — это проявления нарушений переваривания пищевых веществ ….…. дефицита пищеварительных ферментов. 8. Классическая философия естествознания во многом должна быть пересмотрена ….…. большого числа гносеологических ошибок. 9. Предприятие сокращает свою численность ….…. естественной убыли, т. е. ухода работников на пенсию и естественной текучести кадров.

 

Упражнение № 2.

Задания: 1. Прокомментируйте способы взаимодействия текстов, используемые в данных фрагментах. Какие из них наиболее уместны в дипломной работе? 2. При необходимости отредактируйте предложения.

Пример: Таким образом, высказанное Орбели (19; 356) положение, что процесс взаимодействия афферентных систем играет большую роль в функции аппарата болевого ощущения, подтверждается многими современными исследованиями.

Комментарий: Типичными для научной речи способами взаимодействия текста являются следующие: прямая речь (цитирование), ссылки, косвенная речь, референция. В данном предложении используется косвенная речь и ссылка. Некорректным является использование фамилии учёного, на которого ссылается автор, без инициалов; ссылку на конкретный научный труд учёного целесообразнее оформить не после его фамилии, а в конце косвенной речи. Кроме того, существительное положение требует употребления в качестве средства связи соотносительного слова о том.

Вариант правки: Таким образом, высказанное К.И. Орбели положение о том, что процесс взаимодействия афферентных систем играет большую роль в функции аппарата болевого ощущения (19; 356), подтверждается многими современными исследованиями.

1. Все психологические и психофизические аспекты изучения боли основываются на данных, полученных на человеке. По Анохину (95, с. 6), «боль — своеобраз­ное психическое состояние человека, определяющееся совокупностью физио­логических процессов центральной нервной системы, вызванных к жизни ка­ким-либо сверхсильным или разрушительным раздражением» (стр. 74). Возникновение боли связывалось с гиперсинхронностью разрядов центральных нейронов (Hebb, 1949; Gerard, 1951). 2. Д.С. Саркисов считает, что «... правомочность подобных нововведе­ний (рассматривать социальный фактор как критерий для выделения опреде­ленных нозологических форм) вызывает сомнения вследствие слабой научной обоснованности». 3. Этологический анализ динамики ноцицептивной реакции под влиянием нейротропных средств был выполнен в нашей лаборатории Поливаловым (1973в, 1974). 4. Показано (Wall, Sweet, 1967), что стимуляция сенсорного нерва у челове­ка при интенсивности стимулов, вызывающих покалывания, подавляет перцеп­цию боли на ноцицептивные раздражения кожной поверхности, иннервируемой этим нервом. 5. Известный американский социолог О. Toffler, который писал о том, что человек уже исчерпал свои возможности приспособления к непомерно высо­ким темпам развития цивилизации и находится на пороге «... шока от столкно­вения с будущим», тем не менее считает, что мы не можем повернуть вспять. 6. В.И. Кузнецов (1973) отметил, что химики, имея своей самой общей за­дачей получение веществ с заранее заданными свойствами, решают ее на четы­рех концептуальных уровнях. На первом уровне желаемых свойств веществ добиваются путем изменения состава. На втором концептуальном уровне хи­мики добиваются нужных свойств синтезируемого вещества, варьируя его структуру. В конечном счете все физико-механические и физико-химические свойства полимеров определяются их составом и строением. Однако обусло­вить определенное строение — одно из многих возможных — сложная задача, решаемая на третьем концептуальном уровне — на уровне регулируемого хи­мического процесса. В.И. Кузнецов рассматривает четвертый концептуальный уровень, когда решение задачи получения вещества с заданными свойствами достигается на уровне рассмотрения химической организации и самоорганиза­ции системы, т.е. на уровне поведения сложных систем. 7. Существует целый ряд других новых композиционных материалов, со­стоящих из нескольких металлов или других материалов [11, 13]. 8. В качестве заключения к разделу хочу привести слова И.В. Давыдов­ского о значении социального фактора в патологии и нозологии. В «Общей патологии человека» он пишет: «Социальный фактор своеобразно расцвечивает многие стороны патологии человека: ведь человек является не просто «воспринимателем», а «деятелем» (И.М. Сеченов); эта деятельность, внося существен­ные особенности в экологию человека, тем самым придает совершенно новые черты его образу жизни, его физиологии, психологии, а следовательно, патоло­гии и нозологии.

Упражнение № 3.

Задания: 1. Объясните, с какой целью используются сноски в предложенных ниже фрагментах текста. 2. Оцените уместность их использования в каждом конкретном случае. 3. При необходимости отредактируйте предложения.

Пример: Искусственные материалы так же, как и природные, можно разбить на две группы: неорганические и органические 1. ____________________________

1 Название «органический» связано с ранней стадией учения о химиче­ском строении организмов растений и животных, в которых были найдены со­единения углерода.

Комментарий: В сноске рассматривается происхождение (внутренняя форма) термина органический. Добавочные сведения подобного рода целесообразны лишь в отдельных научных жанрах (в учебниках, в научно-популярных текстах).

Вариант правки: Искусственные материалы так же, как и природные, можно разбить на две группы: неорганические и органические.

1. Медицинский прогноз — это «предвидение вероятного возникновения заболевания или предсказание характера течения и исхода болезни, основанное на знании закономерностей развития патологических процессов»* ____________________________ *БМЭ, 3-е изд. - 1983. - т. 21. - С. 98.

2. Список общепринятых сокращений*:

АСФ — амилоидстимулирующий фактор Аф — амилоидные фибриллы БМЭ — Большая медицинская энциклопедия ___________________________ * Некоторые общепринятые латинские аббревиатуры даны в специаль­ных разделах книги.

3. Технический уровень производства характеризуется долей овеществ­ленного труда, т.е. степенью насыщенности производства устройствами, обес­печивающими протекание технологических процессов без участия или с мини­мальным участием человека1. ____________________________ 1 В этой связи следует отметить, что трудится только человек; машины, оборудование, технические системы — функционируют. И трудовую деятель­ность, и функционирование технических средств обозначают словом «работа», что отражает их совместимость и связанность в производстве.

 

4. Горное дело, стремящееся на современном этапе развития своей науки, техники и технологии обеспечить добычу и первичную переработку полезных ископаемых (т. е. весь комплекс освоения природных веществ, находящихся в земных недрах) на основе технологии, наиболее совершенной и щадящей по отношению к природе, превращается в геотехнологию1. ______________________ 1 Такое понимание геотехнологии близко к трактовке этого термина В.Ж. Аренсом. [1].

5. Наиболее характерными, специфическими и перспективными из них (электротехнологий) являются; технологии выращивания монокристаллов, технологии изготовления пластин, технологии нанесения пленок, технологии изготовления сверхбольших интегральных систем (СБИС), технологии с исполь­зованием ионных пучков (вместо электронных лучей), технологии литографии и др.1 _____________________

1 Рассмотрение специфических электронных технологий не входит в зада­чу данной главы, так как они весьма своеобразны и более всего свойственны приборостроению, вычислительной технике и радиоэлектронике, которые рас­сматриваются в соответствующих главах данного раздела.

 

6. В психологической литературе воспроизведение объекта в образе рассматривается как познавательное отношение, а сам образ синонимизируется терминами копия, снимок, уподобление (объекту), информационный эквивалент (объекта)18.

_________________ 18 Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга.

 

Упражнение № 4.

Задания: 1. Опираясь на ключевые слова и опорные предложения, осуществите свертывание текста вступления к дипломному проекту. 2. Постройте текст вступления более логично и кратко (максимум 10 предложений).

Комментарий 1: Свёртывание текста – один из механизмов образования вторичного текста, состоящий в замене словесного выражения информации за счёт обобщения его содержания на более краткое (словесное или паралингвистическое) выражение. Свертывание научного текста (его реферативное изложение) основано на раскрытии смысловой и композиционной структуры текста первоисточника и выделении в нем основной информации. При свертывании текста используются следующие приемы: – внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и опорных предложений; – обобщение содержания нескольких предложений и создание на их основе одной конструкции (рекомендуется применять слова-заместители типа эти исследования, данная проблема, в зависимости от этого и др.); – для выявления позиций автора по отношению к первоисточнику, подчеркивания последовательности, иерархии информативных блоков используются специальные клише типа следует согласиться с утверждением Х, из этого следует, кроме того и т. д.

Комментарий 2: Ключевые слова — это слова и выражения, наиболее отчётливо выражающие предмет (тему) речи. В данном тексте это метод искусственного кровообращения, аппарат искусственного кровообращения (ИК), фундаментальные исследования, перфузия.

Опорные (этапные) предложения — это предложения (или их фрагменты), передающие последовательность в изложении информативного содержания текста.

(1) Искусственное кровообращение (ИК) – значительное явление в медицине ХХ века. (2) Общепринятый в кардиохирургии и сравнительно простой (в настоящее время) метод ИК имел революционное значение в период клинического освоения. (3) Он радикально изменил мировоззрение практических врачей, открыл совершенно новые области хирургии и интенсивной терапии.

(4) Искусственное кровообращение - это метод, позволяющий отвести венозную кровь от сердца, удалить углекислый газ, насытить кровь кислородом и вернуть в крупную артерию (обычно в аорту). (5) При ИК полностью прекращается кровоток в сердце и большая часть кровотока через легкие. (6) Аппарат искусственного кровообращения (АИК) последовательно соединен с системным кровообращением и обеспечивает газообмен и перфузию.

(7) Концепция о возможности ИК была впервые выдвинута в начале ХIХ века Le Gallois, который утверждал, что жизнь может быть сохранена путем перфузии любой части организма, даже если эту часть отделить от тела. (8) За этим утверждением последовали эксперименты.

(9) Первый примитивный аппарат для ИК, который включал механические устройства для оксигенации и нагнетания крови, был предложен Фреем и Грубером в 1885 году. (10) В этом аппарате для обмена газов кровь, распределенная в виде тонкой пленки по внутренней стенке вращающегося цилиндра, подвергалась соприкосновению с кислородом.

(11) Большим вкладом в развитие ИК были фундаментальные исследования С.С. Брюхоненко и его последователей: С.И. Чечулина, Н.Н.Теребинского и В.Д. Янковского. (12) Эти исследования, начатые в начале 20-х годов ХХ века, явились основополагающими в решении проблем ИК, связанных с конструированием аппарата «сердце – легкие», разработкой способов стабилизации свертывающей системы крови, а также использованием ИК для целей оживления целого организма и кардиохирургии. (13) Созданный С.С. Брюхоненко и С.И. Чечулиным прибор, названный ими «автожектор», и его дальнейшие модификации фактически были первыми аппаратами, пригодными для осуществления полного ИК в эксперименте на животных.

(14) Некоторое время Метод ИК ограничивался рамками чисто физиологического эксперимента. (15) Новым этапом в истории развития этого метода стали первые попытки проведения в эксперименте хирургических вмешательств на выключенном из кровообращения сердце. (16) Первые операции на открытом сердце с применением ИК в эксперименте были осуществлены Н.Н. Тербинским в 1930 году. (17) Лишь к началу 50-х годов ХХ века сложились реальные условия для перенесения метода ИК в клинику. (18) Первые операции на открытом сердце с применением ИК были осуществлены в 1953 году Гиббоном в США. (19) К 1955 году накопился уже определенный клинический опыт применения ИК при лечении некоторых врожденных пороков сердца. (20) Параллельно с этим расширился круг исследований, посвященных этой проблеме.

(21) Применению ИК в Нижнем Новгороде предшествовало экспериментальное усвоение этого метода. (22) Первая операция в клинике была выполнена Б.А.Королевым в 1963 году у больного с дефектом межжелудочной перегородки.

(23) В настоящее время ИК – это различные способы поддержания кровообращения и обмена веществ в организме на оптимальном уровне путем перфузии (пропускание крови или кровозамещающей жидкости), осуществляемой специальным аппаратом (АИК). (24) В зависимости от показаний ИК проводится в различных вариантах. (25) Общая перфузия – полное выключение сердца и легких из кровообращения с временной заменой их аппаратом – применяется при некоторых операциях на сердце и крупных сосудах. (26) Вспомогательной перфузией пользуются при необходимости временного облегчения работы сердца и легких механическими средствами, например, при сердечной или легочной недостаточности, при выведении организма из состояния клинической смерти (реанимация). (27) Еще один вид перфузии – регионарная или изолированная, при которой механически перфузируется лишь часть организма или отдельные органы, временно лишенные нормального притока крови. (28) Такая перфузия проводится при лечении некоторых заболеваний и повреждений, например, при лечении опухолей. (29) Регионарная перфузия предусматривает одновременное обеспечение сердцем и легкими адекватной циркуляции для остальной части организма. (30) Таким образом, актуальность создания данного аппарата очевидна.

 

Упражнение № 5.

Задания: 1. Выпишите термины, использованные в данном фрагменте учебника. Какие из них выполняют роль ключевых слов? Ответ аргументируйте. 2. Каким терминам даны дефиниции? Укажите прямые и косвенные дефиниции. Какие термины используются без дефиниций? Почему? 3. Укажите, какими языковыми средствами выражаются в тексте каузативные значения. 4. Совпадает ли количество абзацев в тексте с числом этапных предложений, передающих динамику изложения информации? 5. Назовите способ взаимодействия текстов, используемый в данном фрагменте, и оцените, насколько удачно он применён.

Комментарий: Термин – официально принятое, узаконенное наименование какого-либо понятия в науке, искусстве, технике. Ядро терминосистемы составляют термины-слова, а уже на их базе строятся более сложные, двух-, трёх- и многокомпонентные термины (устойчивые составные наименования), отражающие родо-видовые различия.

Дефиниция – это краткое определение какого-либо научного понятия, представленного термином. Она служит ответом на потенциальный вопрос: «Что означает данный термин?».

Прямые дефиниции оформляются в виде самостоятельного предложения (реже – группы предложений). Косвенные дефиниции являются лишь частью простого или сложного предложения.

См. также комментарии к упр. №№ 1, 2 и 4.

 

§ 66. Свойства жидкостей

(1) Жидкость является агрегатным состоянием вещества, промежуточным между газообразным и твердым, поэтому она обладает свойствами как газообразных, так и твердых веществ. Жидкости, подобно твердым телам, имеют определенный объем, а подобно газам, принимают форму сосуда, в котором они находятся (см. § 28). Молекулы газа практически не связаны между собой силами межмолекулярного взаимодействия, и в данном случае средняя энергия теплового движения молекул газа гораздо больше средней потенциальной энергии, обусловленной силами притяжения между ними (см. § 60), поэтому молекулы газа разлетаются в разные стороны и газ занимает предоставленный ему объем.
(2) В твердых и жидких телах силы притяжения между молекулами уже существенны и удерживают молекулы на определенном расстоянии друг от друга. В этом случае средняя энергия хаотического (теплового) движения молекул меньше средней потенциальной энергии, обусловленной силами межмолекулярного взаимодействия, и ее недостаточно для преодоления сил притяжения между молекулами, поэтому твердые тела и жидкости имеют определенный объем.
(3) Рентгеноструктурный анализ жидкостей показал, что характер расположения частиц жидкости промежуточен между газом и твердым телом. В газах молекулы движутся хаотично, поэтому нет никакой закономерности в их взаимном расположении. Для твердых тел наблюдается так называемый дальний порядок в расположении частиц, т. е. их упорядоченное расположение, повторяющееся на больших расстояниях. В жидкостях имеет место так называемый ближний порядок в расположении частиц, т. е. их упорядоченное расположение, повторяющееся на расстояниях, сравнимых с межатомными.

(4) Теория жидкости до настоящего времени полностью не развита. Разработка ряда проблем в исследовании свойств жидкости принадлежит Я. И. Френкелю (1894— 1952). Тепловое движение в жидкости он объяснял тем, что каждая молекула в течение некоторого времени колеблется около определенного положения равновесия, после чего скачком переходит в новое положение, отстоящее от исходного на расстоянии порядка межатомного. Таким образом, молекулы жидкости довольно медленно перемещаются по всей массе жидкости и диффузия происходит гораздо медленнее, чем в газах. С повышением температуры жидкости частота колебательного движения резко увеличивается, возрастает подвижность молекул, что, в свою очередь, является причиной уменьшения вязкости жидкости.
(5) На каждую молекулу жидкости со стороны окружающих молекул действуют силы притяжения, быстро убывающие с расстоянием (см. рис. 90); следовательно, начиная с некоторого минимального расстояния силами притяжения между молекулами можно пренебречь. Это расстояние (порядка 10 м) называется радиусом молекулярного действия г, а сфера радиуса гсферой молекулярного действия.

 

Упражнение № 6.

Задания: 1. Укажите ключевые слова и этапные (опорные) предложения текста. 2. Произведите его абзацное членение. Ответ аргументируйте. 3. Укажите способы выражения в тексте каузативных отношений. 4. Отредактируйте текст, заменив, где это возможно, глаголы отглагольными существительными.

Пример: ( 4 зад.) Бетонные работы при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5°С и минимальной суточной температуре 0°С выполняют по специаль­ным правилам...

Комментарий: Отглагольные (образованные от глаголов) существительные с абстрактной семантикой типа применение ( от применять), выход ( от выходить) являются характерной чертой научного стиля.См. также комментарии к упр. №№ 1, 4.

Пример правки: Выполнение бетонных работ при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5°С и минимальной суточной температуре 0°С осуществляется по специаль­ным правилам...

ОСНОВЫ ЗИМНЕГО БЕТОНИРОВАНИЯ

(1) Бетонные работы при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5°С и минимальной суточной температуре 0°С выполняют по специаль­ным правилам, установленным для работ в зимних условиях. (2) В зимних услови­ях основной задачей является не допустить преждевременного замерзания уложенного бетона. (3) Необходимо, чтобы бетон сохранял при укладке и выдер­живании положительную температуру до тех пор, пока его прочность не дос­тигнет определенного значения, называемого «критической прочностью». (4) Для конструкций, подвергающихся сразу после выдерживания попеременному за­мораживанию и оттаиванию, критическая прочность бетона независимо от его класса должна быть не менее 70%, а в преднапряженных конструкциях — не менее 80% проектной прочности. (5) Для конструкций, подвергающихся сразу по окончании выдерживания действию расчетного воздействия воды, а также кон­струкций, к которым предъявляют специальные требования по морозостойко­сти и водонепроницаемости, критическая прочность должна быть не ниже 100%. (6) Для массивных сооружений специального назначения условия и сроки допустимого замерзания бетона устанавливают в проекте. (7) Перечисленные вы­ше требования вызваны тем, что бетон при отрицательной температуре не твердеет, так как вода в нем превращается в лед, и физико-химические процес­сы взаимодействия между цементом и водой практически прекращаются. (8) Од­нако, когда замерзший бетон оттает, процессы твердения возобновляются, и если замерзание произошло не ранее достижения им критической прочности, то бетон впоследствии обретет заданную прочность. (9) Если же дать бетону за­мерзнуть раньше, то произойдет частично безвозвратная потеря прочности. (10) Потеря прочности будет тем больше, чем моложе был бетон к моменту замер­зания. (11) Бетон, замороженный при достижении им указанных значений критиче­ской прочности, необходимо выдерживать после оттаивания в условиях, обес­печивающих получение им проектной прочности до момента загружения кон­струкции проектной нaгрузкой. (12) В зимних условиях для твердения бетона, при­готовленного на обычной воде, необходимо прежде всего, чтобы смесь была уложена в опалубку теплой и все ее составные части имели положительную температуру. (13) Нельзя, например, укладывать опалубку в бетонную смесь, при­готовленную на мерзлом песке и щебне. (14) При обогреве такой смеси после ук­ладки содержащаяся в мерзлом состоянии в песке и щебне влага оттает и зай­мет меньший объем. (15) В результате этого получается рыхлый, пористый, а сле­довательно, и малопрочный бетон. (16) В зимнее время бетонную смесь приготавливают на подогретой воде; заполнители также нагревают или оттаивают до положительной температуры. (17) Исключение может быть допущено для сухого щебня или гравия, не содержащего наледи или смерзшихся комьев. (18) Такой за­полнитель можно загружать в смеситель неотогретым при условии, что по вы­ходе из смесителя бетонная смесь будет иметь заданную положительную тем­пературу. (19) Цемент не подогревают, так как при перемешивании с водой и за­полнителем он быстро принимает положительную температуру. (20) Перевозку и укладку бетонной смеси осуществляют быстро, чтобы ее температура в опа­лубке была положительной.

Упражнение № 7.

Задания: 1. Как выражены в тексте каузативные отношения? Выявите неудачные способы, прокомментируйте их и замените другими, синонимичными. 2. Укажите и исправьте ошибки в лексико-грамматическом оформлении однородности. Отредактируйте текст.  

Пример: Из сравнительного анализа технических характеристик альтернативных ГПА (табл.4.2.1) сделан вывод, что...

 

Комментарий: Сочетание слов из анализа сделан вывод противоречит нормам лексической сочетаемости.

См. также комментарии к упр. №№ 1, 11.

 

Варианты правки: На основании сравнительного анализа технических характеристик альтернативных ГПА, приведённых в табл.4.2.1., можно сделать вывод, что... или Из сравнительного анализа альтернативных ГПА, приведённых в табл.4.2.1., следует, что...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.