Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы локализации и преодоления бедности




Разрабатывая систему мер по сокращению бедности, необходимо учесть, что в наибольшей мере на динамику бедности влияют следующие факторы:

¾ рост ВВП, поскольку он может рассматриваться в качестве материальной основы повышения платежеспособности всех социальных групп, включая малообеспеченных и нищих;

¾ рост доходов бюджета, что при определенных условиях может содействовать увеличению затрат в сокращение бедности;

¾ рост расходов бюджета, что содержательно точнее, чем доходы, способно повлиять на динамику бедности;

¾ численность занятого населения, в том числе в промышленности, в сельском хозяйстве, в торгово-финансовой сфере, в управлении;

¾ уровень безработицы, который непосредственно влияет на доходы семей, в которых имеются безработные;

¾ средний уровень платежеспособности населения (отношение доходов к прожиточному уровню);

¾ средний уровень заработной платы;

¾ уровень дифференциации доходов, в частности, в показателях отношения доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Сколько всего средств необходимо для преодоления бедности, и в какой мере Россия располагает финансовыми ресурсами для решения данной проблемы?

Выполненные на базе методов регрессионного анализа расчеты показали, что в настоящее время для преодоления бедности до масштабов, позволяющих свести к нулю естественную убыль населения РФ, потребуется примерно 3 трлн руб. (свыше 110 млрд долл.).

С позиций эффективного управления решением данной задачи необходимо руководствоваться следующими принципами. Во-первых, рост доходов бедной части населения должен происходить на безынфляционной основе, а потому он предполагает существенный рост поставок товаров и услуг в ассортименте, который будет востребован по мере перехода бедняков в состав обеспеченного населения: продукты животноводства, лекарства, медицинские, жилищно-коммунальные услуги, межгородской транспорт, жилье, мебель, и особенно детский ассортимент товаров, услуги специального и высшего образования.

Во-вторых, в любом случае нужно иметь в виду, что динамика зависимости бедности от платежеспособности не является линейной, поскольку со временем меняются как объем, так и структура потребностей, определяющих процесс простого воспроизводства общественно необходимой рабочей силы. Здесь могут сказываться изменения в возрастной структуре и в размещении населения по территории страны, в соотношении платных и бесплатных услуг, в состоянии инфраструктуры народного хозяйства, жилищного фонда, в структуре государственно-семейных и внутрисемейных отношений, в динамике преступности и т.п.

Важнейшим принципом решения проблемы бедности в РФ является всемерное сокращение периода реализации данной проблемы, недопущение ее декларирования на неопределенную перспективу, обоснование конкретных сроков достижения задач четко сформулированных этапов. Расчеты показывают, что если сохранится нынешний показатель доли сверхобеспеченного населения в доходах, то продолжительность времени преодоления бедности и естественной убыли населения в РФ составит более 20 лет, а демографический ущерб удлинения сроков решения проблемы выразится в дополнительной потере примерно 6,5 млн человеческих жизней.

Сокращение бедности способно оказать положительное влияние на динамику ВВП, во-первых, прямое – посредством роста расходов бедных на продовольственные и непродовольственные товары, увеличением налогов и отчислений с доходов физических лиц от потребления ими большего количества услуг. Во-вторых, опосредованное (косвенное) – увеличение доходов может стать материальным стимулом к повышению интенсивности и производительности труда, посредством улучшения здоровья трудящихся в результате получения доступа к более качественному питанию, медикаментам и медицинским услугам, образованию и т.д.

Выполненные ранее исследования экономической эффективности затрат в преодоление бедности (см. Эффективность сокращения бедности в РФ / Коллектив авторов. – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006. – 110 с.) показали, что сокращение дефицита доходов бедных способно обеспечить 15-кратный межотраслевой эффект прироста ВВП и, тем самым, существенно ускорить экономический рост.

Необходимо обратить особое внимание на возможность существенной экономии ресурсов, когда они направляются не в строительство новых объектов, а в реконструкцию уже существующих предприятий. Если в короткий срок профинансировать реанимацию еще сохранившихся промышленных и сельскохозяйственных предприятий, то даже без нового строительства можно было бы увеличить ВВП России примерно на 5 трлн руб. Причем, в большей мере этого можно было бы достигнуть без сокращения размеров Стабилизационного фонда и резервов Центробанка РФ – только за счет использования кредитного потенциала этих ресурсов.

Помимо совершенствования механизмов регулирования экономического роста, решение проблемы преодоления бедности в настоящий момент в решающей мере упирается в неэффективность действующих механизмов распределения ВВП, а значит в настоящее время существенное влияние на сокращение бедности может оказать минимизация доли сверхдоходов в общем фонде потребления (таблица 38).

Таблица 38. Дифференциация доходов в РФ

  Годы
                   
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах 4,0 8,0 13,5 13,9 14,0 14,5 15,2 15,2 16,0 16,8
Среднедушевые денежные доходы (в прожиточных минимумах) 3,52 2,11 1,95 1,89 2,18 2,45 2,70 2,69 2,98 3,26

 

Как видим, коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), характеризующий степень социального расслоения в 2007 году в более чем в 4 раза превысил показатель 1990 г., в то же время платежеспособность населения, определяемая отношением среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму в 2007 году составила лишь 92,6% от уровня 1990 года. А это значит, что позитивная динамики показателей среднедушевых доходов в стране за последние годы обеспечивается за счет роста доходов наиболее обеспеченных граждан и обнищания бедных.

Расчеты показывают, что если бы в России, при нынешних темпах роста ВВП, вместо плоской шкалы налогообложения была введена система прогрессивного регулирования доходов (например, как в США), то бюджет получил бы дополнительно свыше 1,5 трлн руб. Введение шведской системы регулирования доходов способно обеспечить еще больший эффект.

Определяя предпочтительные направления использования ресурсов, направляемых на преодоление бедности, нужно исходить из признания первоочередности затрат в увеличение занятости населения в отраслях материального производства, что при рациональном использовании ресурсов изначально обеспечивает опережающий рост объемов рыночного предложения над объемом рыночного спроса, а потому станет фактором погашения инфляции.

В той мере, в какой динамика бедности может проявляться в показателях демографических сдвигов, важное значение имеют следующие установленные факты, позволяющие оценить сравнительную затратность некоторых альтернативных направлений использования средств, проектируемых на преодоление бедности:

¾ при равном уровне платежеспособности (например, 2,5 прожиточного минимума) в северных районах снижение рождаемости окажется меньшим, чем в центральных;

¾ эффективность затрат в повышение рождаемости, в центральных районах выше, чем в северных – примерно на 40%;

¾ при равном уровне платежеспособности (например, 2,5 прожиточных минимума) в северных районах следует ожидать в 2,3 раза больший прирост смертности, чем в южных;

¾ эффективность затрат в снижение смертности в северных районах в 3 раза ниже, чем в южных.

Однако недостаточно определить эффективные направления решения проблемы преодоления бедности. Практически важно разработать конкретные механизмы, которые позволяют эти направления реализовать с учетом наличных политических, экономических и организационных ресурсов.

Предполагая, что декларируемая идея преодоления бедности, хотя бы на период до прекращения естественной убыли населения РФ, при определенных условиях может быть поднята на уровень политически одобренных решений, целесообразно рекомендовать:

· повышение необлагаемого налогом минимума доходов до уровня 2,55 прожиточного минимума, что не затронет доходы бюджета, если одновременно будет увеличена ставка налога с доходов сверхобеспеченных граждан – до 23%, при повышении ставки подоходного налога сверхобеспеченных семей до 30% бюджет получит дополнительно около 700 млрд руб.;

· для семей с доходами ниже 2,55 прожиточного минимума обеспечить бюджетную поддержку каждого ребенка в форме пособий, льгот на дошкольное воспитание, школьное питание, лечение, транспорт, ЖКХ в суммарном размере не ниже 2,55 прожиточного минимума – за счет повышения ставок налогов на экспорт сырья, вывоз капитала, на импорт элитного ассортимента товаров, на неиспользуемые мощности частных предприятий, на прибыль банков и страховых компаний, туристических фирм, на игровой бизнес и т.п.;

· обусловить объем экспорта сырья импортом товаров, необходимых для наполнения отечественного рынка (лекарств, оборудования, необходимого для возрождения сельского хозяйства, машиностроения, легкой, медицинской и пищевой промышленности, коммунального хозяйства) в объемах, позволяющих существенно снизить розничные цены на ассортимент, особо значимый для бедной части населения.


Глава 4. Популярно о современных проявлениях экономических патологий [38]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.