Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактика — стратегия




Примеры

Гипотеза

Разница в усвоении опыта позитивистами и негативистами возникает вследствие того, что позитивисты лучше запоминают такие со­бытия, когда что-то получилось или со­стоялось, чем события, когда чего-то не было, не хва­тало и т. д. Негативисты же лучше за­поминают такие события, когда что-то не произошло, чего-то было недостаточно, чем собы­тия, когда ожидаемое случилось, состоялось, «все было» (событием для негативиста в большей степени является отсутствие, нехватка чего-то — такие эпизоды лучше запомина­ются, из них делаются соответствующие выводы).

Позитивисты:

«Изначально "вотум доверия", недоверие надо обосновать». «Всегда верю в лучшее. Буду рассказывать, скорее, что-то хорошее. О возможных неудачах не предупреждаю — за­чем заранее портить людям настроение, вдруг все получится». «Раздражает, когда в компа­нии говорят о каких-то "гадостях"». «Стараюсь не давать инструкций "от противного"». «При инструктаже избегаю указаний: "Не ходи!", "Не делай!"». «Отрицательный опыт все равно положительный». «Изначально доверяю всем людям».

Негативисты:

«Первая реакция на все: "нет!" Не важно, что это». «Я не говорю о хорошем». «Надо учитывать все негативные моменты. Безусловно, от людей можно ждать чего угодно». «Если настроение слишком хорошее — это не к добру». «В инструкции обязательно даю негатив­ные ориентиры. Предвижу все негативные моменты и стараюсь их предусмотреть». «Люди все, конечно, хорошие, но лучше от них держаться подальше». «Когда писала учебник, то строила все доказательства "от противного"». «Чаще всего приношу плохие новости… На вопрос "как дела?" отвечаю: "Все плохо"». «Как я хотела бы там развлекаться? Я точно не пойду в ресторан, я точно не пойду в казино… Ну, наверное, скорее, куда-нибудь на при­роду…». «Там будет здание, но тебе туда не надо. Потом будет улица, но ты на нее не сво­рачивай. Обойдешь здание, и в первые два подъезда не заходи».

Тактики («программные» интуиты и «творческие» сенсорики):

Фиксируют свое внимание на текущей ситуации, ближайших действиях, актуальном вы­боре — иначе говоря, настроены в большей степени на путь, последовательность дейст­вий, а не на цель, к которой он может или мог бы привести.

Как правило, не фиксируют для себя точку, в которую они хотят/хотели попасть — иначе говоря, цель. Поэтому по ходу «движения» направление, в котором они «движутся», мо­жет изменяться.

Не склонны, в отличие от стратегов, постоянно соизмерять свои текущие действия с же­лаемым окончательным состоянием («целью»). Возникающие цели оценивают по степени их сообразности пути (насколько цель вписывается в путь, которого они придержива­ются).

Все варианты происходящего сейчас или происходившего в прошлом (то, что реально случилось или могло бы случиться) — то есть разные варианты путей — воспринима­ются ими равнозначно (как равновозможные).

Осознанно цели не ставят или делают это крайне редко (зачастую, под давлением обстоя­тельств). Избегают ставить далекие (долгосрочные или глобальные) цели: «Зачем загады­вать — до того времени еще дожить нужно…».

Тактики сознательно оперируют путями — осознанно рассматривают и сопоставляют множество различных вариантов происходящих событий, предпринимаемых действий (то есть путей), «ранжируют» их по каким-либо критериям (по личным предпочтениям — например, по оптимальности).

Если тактик осознает свои действия как направленные к конкретной цели, то по ее дос­тижении может испытать ощущение пустоты, разочарование.

Лексика: в речи тактиков звучат слова «путь», «средства», «способы». О целях, как пра­вило, не говорят, предпочитая заменять это понятие другими («необходимость», «мечта», «интерес», «задача» и т. п.).

Стратеги («программные» сенсорики и «творческие» интуиты):

Фиксируют свое внимание на точке, в которую они хотят попасть — иначе говоря, на цели своих действий, а не на самих действиях, происходящих событиях и т. д.

Как правило, не фиксируют для себя путь, то есть конкретные действия, последователь­ность которых приводит к цели, поэтому по ходу деятельности «траектория», по которой они «движутся» к цели, может изменяться.

Свои текущие действия и актуальные выборы оценивают с точки зрения того, насколько они приближают их к конкретному желаемому состоянию (цели). При выборе отвергают те варианты, которые не приближают их к цели.

Анализируя прошлое, стратеги выделяют «ключевые моменты» (основные, наиболее значимые этапы), приведшие их к нынешнему состоянию. Не рассматривают варианты событий как равнозначные (воспринимают тот вариант, который реально осуществился, обособленно).

Осознанно ставят цели и с трудом отказываются от них. Могут испытывать замеша­тельство, если вынуждены менять поставленную цель. Испытывают удовлетворение от дос­тижения цели и разочарование в случае отказа от нее, или если цели не удалось дос­тичь.

Стратеги сознательно оперируют целями. В случае наличия нескольких целей в созна­нии стратега выстраивается их иерархия (стратег «сортирует», ранжирует цели).

Не имея осознанной цели, к которой стоит стремиться, стратег чувствует, что в его жизни чего-то не хватает, испытывает дискомфорт, часто ощущает себя дезориентиро­ванным.

Лексика: в речи стратегов часто звучит само слово «цель» и его производные. Стратеги вербально выражают цели, четко их формулируют, не склонны, в отличие от тактиков, «подменять» данное понятие другими.

Примечание

Ключевым элементом в понимании данного признака является «дихотомия» «цель — путь». Сознание стратега в большей степени сориентировано на саму цель, но не на действия, совершаемые при движении к ней (путь), а сознание тактика, наоборот, фикси­рует путь, то есть сами действия («шаги»), но не конечную цель. Это касается не только соз­нательных действий индивидов, принимаемых решений и т. д., но также и внешних обстоя­тельств, общего фона и прочих сопутствующих ситуации факторов. В целом, можно гово­рить о том, что различной является «точка отсчета»: либо путь корректируется согласно фиксированной цели (стратегия), либо фиксируется путь, а цель становится вариабельной (тактика).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.