Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчества как область народной культуры 6 страница




Дети, как и прежде, уже в раннем возрасте знают своих будущих невест и женихов. Причем третьеклассницу могут просватать за первоклассника. И это тоже отражает традиционную цыганскую норму - жена должна быть на 2 - 3 года старше мужа.

Таким образом, в условиях новой социокультурной ситуации цыгане сохраняют свой этнический менталитет, который проявляется в их обыденной культуре. Меняются только атри-

буты, на место традиционных этнических - приходят современные, принадлежащие универсальной культуре (вместо кибиток - каменные особняки, вместо лошадей - «Мерседесы», сотовые телефоны вместо традиционной цыганской почты).

3. Семьи, которые делают сознательный выбор в пользу ценностей традиционной культуры, религии. Это, например, семьи участников фольклорных ансамблей, получивших широкое распространение еще в 70-е годы. Их усилиями аутентичный фольклор возвращался в жизнь, хотя бы на ограниченном пространстве народного праздника, свадьбы, застолья, гулянья. При этом у многих тяга к фольклорному искусству постепенно перерастала в потребность изменить свой образ жизни, максимально возможно приспособить его к народно-православному календарю. Постепенно происходило «смыкание» интереса к аутентичному фольклору с интересом к религиозным ценностям, что приводило к культивированию того и другого в повседневной жизни.

Другие семьи, тоже преимущественно городские, только в последние годы всерьез обратились к православию. В них люди пытаются сознательно строить свою жизнь по традиционной схеме: они начинают вести воцерковленный образ жизни, становятся членами церковных общин, отдают своих детей учиться в гимназии с религиозным уклоном. Их повседневная жизнь становится строго подчиненной тем нормам и правилам, запретам и ограничениям, которые они сами для себя выбрали. Следование религиозным нормам нередко предполагает смену места работы, иное, чем прежде, проведение досуга, отказ от обычных для горожанина развлечений. Отношение к массовой культуре как злу, антикультуре заставляет отказываться от просмотра большинства, а в крайних случаях, и всех телепрограмм. Однако при этом многие достижения и нормы универсальной культуры воспринимаются положительно и не вступают в противоречие с традиционно-религиозным мировоззрением: детям стремятся дать хорошее образование со знанием иностранных языков, компьютерных программ.

4. Семьи традиционного замкнутого типа, в которых жизнь строится в строгом и максимально полном следовании традициям. Известно, что этнические и конфессиональные традиции лучше сохраняются в замкнутых, оторванных от цивилизации или от метрополии анклавах. Так, российские казаки, обосновавшиеся в 20-е годы в Австралии, и в наше время в основном сохранили уклад жизни, характерный именно для тех лет.

Подобная же ситуация наблюдается и в поселениях старообрядцев, живущих в Сибири со времени церковного раскола XVII в. В обыденной жизни они выполняют нормы и запреты традиционной старообрядческой культуры: по-прежнему у них в семьях большое количество детей (не менее пяти), многие пожилые люди отказываются получать пенсии (для старообрядцев пользоваться незаработанными деньгами - большой грех), в домах нет телевизоров, так как считается, что икона и телевизор несовместимы, занимаются традиционными промыслами - охотой, рыбной ловлей, заготавливают в тайге грибы, ягоды, орехи, березовый сок.

В то же время культурная «законсервированность» не мешает воспринимать и соответствующим образом перерабатывать, подгонять под себя некоторые современные достижения. Так, телевизор нельзя смотреть дома, но разрешено - в школе, считается допустимым помимо лошади иметь, например, мотоцикл с коляской. Изменившаяся социально-экономическая ситуация повлияла и на традиционные способы жизнеобеспечения. Чтобы добыть денег, старообрядцы стали делать на продажу, на вывоз срубы, собирать в тайге побеги папоротника-орляка, который охотно покупают японцы, разводить в прудах рыбу, излишки которой они тоже продают.

Как видим, даже в таких сообществах нарушается «чистота» традиционализма, возможно ослабление некоторых запретов в сфере обыденной жизни, правда, тех, которые менее всего затрагивают религиозные основы мировоззрения.

Понятно, что приведенная выше типология современных семей достаточно условна, но она позволяет хотя бы в общих чертах представить процесс наследования этнонациональных традиций. Он может происходить легким, естественным образом, просто потому, что иначе невозможно, так принято, так делали бабушка с дедушкой, родители. С другой стороны, следование традициям может направляться и стимулироваться извне, кругом своего внутриэтнического общения, а может стать результатом неожиданно возникшего интеллектуального или эмоционального интереса к тому, что было неизвестно или не оценивалось как нечто важное, с чем можно и следует идентифицироваться. Внешне одно и то же поведение (например, проведение религиозного праздника в семье) может иметь в разных семьях разную «идеологическую» мотивацию: делаю, потому что так положено, потому что не могу не де-

лать, и делаю, потому что осознаю как некую ценность, потому что знаю, что это необходимо для меня, для моей семьи.

7.3. Универсальное начало в современной обыденной

культуре

Универсальное в современной обыденной культуре присутствует в двух ипостасях. Мы коротко остановимся на каждом из этих проявлений.

Первое из них глубоко традиционно и целиком связанно с жизненными циклами человека, с его каждодневными физиологическими потребностями и существует вне времени, вне пространства. Человек рождается, вступает в брак, рожает детей, умирает - вне зависимости от того, в какую эпоху он живет, в какой стране. Каждый день человеку необходимо питаться, умываться, отправлять естественные потребности, одеваться и пр. И это он также совершает независимо от своей этнической принадлежности, пола, возраста, эпохи, места проживания. Таким образом, универсальные нормы можно распространить на то, что обозначается словом «что». То, что совершает человек на протяжении своей персональной жизни и человеческой истории в целом - универсально. А вот то, каким образом он совершает естественные обыденные действия - специфично и может зависеть и от этнической, и от конфессиональной принадлежности, от возраста, пола, времени и страны проживания. Стоит только вспомнить, как питаются йоги и как страдали от обжорства римские императоры.

Как это ни покажется странным, но нередко в нашей повседневной жизни мы следуем правилам, зафиксированным в исторических документах, например в Домострое (XVI в.). Так, каждое утро, решая, какую одежду надеть - рабочую, повседневную или праздничную, мы, сами того не подозревая, выполняем старинное предписание: «А всем дворовым людем наказ: всегда что делают в ветшаном платье, а как пред государем и при людех - в чистом во вседневном платтейцы, а в праздники и при добрых людех или с государем или с государынею где быти, ино в лучшем платьи»119. Однако вряд ли это правило - в будни носить будничную одежду, а в праздники -праздничную - можно было бы отнести исключительно к этнической традиции русских. В Домострое, который, безусловно, принадлежит русской этнической культуре, зафиксирова-

на некая традиционная универсальная норма, характерная практически для всех этнических сообществ. И связано это прежде всего с общностью принципов, лежащих в основе повседневных практик, с тем, что обычно называют «здравым смыслом», «народной мудростью».

«Второе универсальное» принадлежит новейшему времени и связано с процессами развития информационных технологий, всеобщей компьютеризацией, совершенствованием средств массовой информации, с массовыми миграциями людей, интенсивной урбанизацией, развитием образовательной системы (введением всеобщего среднего образования). Все это привело к серьезным изменениями в сфере современной обыденной культуры. С чем конкретно связаны эти изменения? С вторжением в жизнь миллионов людей новых средств передвижения (от машин до космических ракет), новой бытовой техники, средств массовой информации (от газет до радио и телевидения), с развитием компьютерных технологий и созданием всемирной информационной системы «Интернет», глубинный смысл которой как феномена культуры еще предстоит раскрыть. Все эти изменения вызвали рождение новых, универсальных, надэтничных обыденных технологий, известных каждому, вне зависимости от того, в какой стране живет человек, - кто бы ни был человек по национальности, он знает, как пользоваться бытовой техникой, аудио- или видеоаппаратурой, компьютером, телевизором. Иными словами, в повседневной жизни людей образовалось пространство, практически лишенное этно-национальной специфики, пространство, заполненное узнаваемым для каждого культурным материалом, вне зависимости от того, где живет человек, к какой этнической общности или социальному слою он принадлежит.

Свободное время, которое городской человек проводит в основном дома, связано главным образом с телевидением. Именно телевидение в настоящее время формирует тот единый, универсальный, знакомый всем культурный материал, ставший частью повседневной жизни огромных масс людей. Это и разнообразные телевизионные игры, и зарубежные телесериалы, и реклама. Все это, обрушенное на человека, становится частью его жизни, занимает определенное и весьма значительное место в его обыденной культуре, трансформируется в ней весьма любопытным и причудливым образом. Телевизионная культура находится в тесном взаимодействии с быстроменяющейся каждодневной действительностью, отражает ее и

одновременно является ее составной частью. «Второе универсальное» является следствием развития массовой культуры.

Современная культурология рассматривает вопрос о соотношении массовой и обыденной культуры. «Массовая, популярная эстетика как бы утверждает неразрывность искусства и жизни, отсутствие границ между ними. Искусство вводится в мир «естественной установки» повседневности»120. Массовая культура как бы реабилитирует все то, что связано с жизненным, «низовым» миром человека: «повседневное, массовое, номиналистическое и архетипическое»121. При этом массовые вкусы определяются как «суть свидетельство новой жизни старой и большей частью неписаной традиции слухов и сказок, рассказов путешественников и песен, которая «вдруг» объявилась на страницах массовой печати, на экранах телевизоров в качестве новостей и мелодраматических сериалов»122. Действительно, газетные рубрики, программы радио- и телепередач отражают обыденные человеческие предпочтения и интересы - потребность в бытовых сплетнях и светской хронике, в мелодраматических житейских историях, в рассказах о заморских странах.

Соответствие конкретному историческому отрезку времени и ускорение смены культурного содержания этого временного периода, соответствие вкусам, взглядам, пристрастиям людей и постоянное их переформирование, непрекращающееся «подстраивание», приспособление под массовое сознание и манипулирование им - вот обязательные условия, законы сосуществования массовой и обыденной культуры.

Такие телевизионные жанры, как реклама, телеигры, сериалы становятся частью современной народной культуры, легко усваиваются массовым обыденным сознанием. Они доступны, запоминаемы, цитаты из них входят в речевой оборот детей и взрослых, перерабатываются профессиональным искусством, литературой (особенно сатирическим и юмористическим жанрами, что, кстати, способствует как бы второму рождению рекламных текстов, наполнению их иным смыслом и новому усвоению зрителем), а также устным народным творчеством в виде мгновенно возникающих анекдотов, загадок, присловий.

«Безвкусные», «низкопробные» (с позиций критиков и представителей высокого искусства) телесериалы великолепно легли на российскую почву, пришлись «впору» обыденному народному сознанию. Успех этих фильмов отразил потребность постсоветского сознания, измученного нестабильностью, потерей уверенности в будущем, ломкой своего государственно-

го-патерналистского характера, в чем-то устойчивом и повторяющемся, т.е. вносящем в обыденную жизнь некий элемент стабильности (при всех условиях фильм покажут), потребность в приобщении к благополучию (красивые наряды, интерьер, клятвы в любви, нежные поцелуи), потребность в простоте и ясности (четкое деление персонажей на положительных и отрицательных, возможность угадать ход событий) и, наконец, потребность в счастливом конце, реализованная мечта о том, что все будет хорошо.

Другой формой массовой профессиональной культуры, вступающей в непосредственный и энергетически сильный контакт с обыденным сознанием, является реклама. Массовый (по способам передачи) профессионально сделанный материал становится живым, активно действующим элементом массовой (в смысле распространения среди многомиллионной аудитории) обыденной культуры. Усвоенная, адаптированная массовым сознанием реклама становится феноменом фольклорного характера (появились анекдоты с новыми действующими лицами - шоколадными батончиками «Марс» и «Сникерс», ваучерами и Чубайсами, в очередях и электричках в свое время обсуждались повороты судьбы народного героя Лени Голубкова).

Другими словами, принципиально интернациональные формы массовой культуры при соприкосновении с обыденным сознанием рождают такой принципиально национальный жанр народной культуры, как анекдот. И в этом случае вновь возникает два вопроса - «что» и «как». «Что» - это, например, реклама или телеигра как форма массовой универсальной культуры, но в том, «как» она сделана - могут отчетливо проявиться национальные особенности или того, кем она сделана или того, на кого она рассчитана. Например, «Поле чудес», имеющее своим аналогом зарубежную телеигру - сложилось по законам бытовой российской культуры (торгуются, как на рынке, везут в подарок соленья и самогон, передают приветы).

Массовая культура, являясь по сути профессиональной, имеет своей целью не создание эталонов, образцов национальной культуры, а скорее игру с узнаваемыми образами, национально-этническими стереотипами-представлениями как о себе самих, так и о других народах и культурах, их переваривание, их разнообразные трансформации и выведение в другой пласт культуры, перевод на другой и социально-культурный и эстетический языки. Работая с этим уже упрощенным материа-

лом, масскультура идет по пути его дальнейшей адаптации. Так проявляются ярко выраженные стереотипные представления о самих себе, о народной жизни: или ироничное изображение деревенского деда с грубоватой речью в треухе, перемазанного веснушчатого паренька с рогаткой - хрестоматийного Филипка - или воплощение сусальной мечты о деревенской семье, в которой задумчивая мать доит корову и процеживает молоко через белоснежную марлю, бабушка месит тесто, отец работает на гончарном круге. Аналогично работает реклама и со стереотипными представлениями о других: например, образы ковбоев и индейцев в рекламе американских товаров.

Массовая культура настолько «всеядна» и «беспринципна», что может перерабатывать в своих интересах любой пласт культуры, от традиционной народной до профессиональной культуры классического образца. «Характер присутствия» этно-культуры связан с изменчивостью, адаптацией образцов эт-нокультуры в современной культуре и искусстве (этнорок, например, как симбиоз этнонациональной традиции (по выбору репертуара) с современным направлением в музыке). В результате использованные в качестве сырья этнонациональные образы, если и не лишаются своей общезначимой культурной ценности, то по крайней мере приобретают иные, обыденные смыслы.

Присутствие этнонациональной культурной компоненты в современной обыденной культуре то сужается, то расширяется, меняет свои очертания. Всплески этничности сменяются более спокойным и размеренным течением. Постоянно меняется отношение общественного сознания к национальной культуре и к ее этническим составляющим. Другое обстоятельство связано с возникновением культуры универсальной, игнорирующей национальные различия, и ее постепенным завоевы-ванием все более и более прочных позиций в культуре в целом.

Глава 8. Формирование предметно-пространственной среды, бытовой дизайн как область повседневного творчества

Термин дизайн (в переводе с английского означает художественное проектирование, конструирование) как новое средство «вошел» в язык газет, научных изданий, в литературу, кино, в обыденную речь в конце 50-х годов для обозначения нового вида художественного творчества, как профессионального, так и непрофессионального.

Однако было бы неверным считать, что о дизайне узнали в России только в этот период нашей истории, именуемой «оттепелью», как утверждают некоторые исследователи123. Правильнее вести его летоисчисление с 20-х годов, когда достижения отечественного проектирования (В. Татлин, К. Малевич и др.) стали известны во всем мире. Еще в 1925 г. поэт В. Маяковский, находясь на международной выставке в Париже, отмечал, что советские художники являются носителями передовых идей в производственном искусстве. Тогда так именовали дизайн. Эти идеи впоследствии стали развиты в Западной Европе, Америке, а в последние годы - в Японии. Там дизайн, ассимилированный по-своему, оплодотворил промышленность, стал важной составной частью массовой и элитарной культуры. В нашей же стране только в 60-90-е годы появилась возможность устранить возникший разрыв и в какой-то степени вернуть свой давний приоритет.

Бытовой дизайн или формирование предметно-пространственной среды среди непрофессиональной части населения (как городского, так и сельского) представляет как бы самостоятельное ответвление, примыкающее к профессиональному искусству. Эта одна из наиболее популярных областей вне-профессиональной современной художественной проектно-конструкторской деятельности людей. Под предметно-конструкторской средой понимается архитектура, а точнее архитектурный декор индивидуального жилища, предметы домашнего обихода - мебель, посуда, изделия, всевозможные пред-

меты, предназначенные для их постоянного функционального использования и украшения среды обитания.

В бытовом дизайне наиболее полно, порой своеобразно проявляется техническая смекалка, знание основ ремесла, тех или иных направлений, происходящих в культурных и экономических процессах, в моде. В нем демонтируются стилевые предпочтения, ориентации на некоторые из них, импровизация, воображение традиции народной и «ученой» культуры. Наконец происходит формирование, воссоздание собственных представлений об эстетике. Все это, бесспорно, делает настоящее явление особенно привлекательным и интересным для изучения124.

Говоря о взаимоотношении бытового дизайна с «ученым» профессиональным и народным искусством, нельзя не вспомнить о том, что предметы крестьянской архитектуры и быта (мебель, посуда, одежда и мн. др.) создавались самими же крестьянами в силу бытовой необходимости. Вот в связи с чем именно крестьянских мастеров и мастериц хочется признать первыми художниками-дизайнерами, создателями производственно-бытового искусства. Однако при всем сходстве крестьянского «производства» с современным дизайном следует четко различать традиционную крестьянскую или городскую ремесленную культуру прошлого и современный дизайн (профессиональный и непрофессиональный, бытовой). Его отождествление с последними неправомерно в силе ряда важных причин. Традиционные ремесла и «производство» бытовых изделий - это культура, основанная на каноне, своего рода концепте этой культуры, на способе передачи ремесленных навыков непосредственно от поколения к поколению.

Человек предшествующих поколений (вплоть до XX столетия) не был художником или мастером, проектирующим и конструирующим предметы быта, архитектурные детали, т.е. дизайнером. Он был в первую очередь мастером, ремесленником, художником, который не проектировал новую вещь или предметы, необходимые в быту, в ритуалах, а стремился к воссозданию образа вещи, предмета, деталей архитектуры близких исконному, традиционному, иногда сакральному образцу, хорошо знакомому, пришедшему к нему из глубины веков от его дедов и прадедов.

Новое время поставило под сомнение не отдельные стороны традиционного канона, древнего образца, его свойства и образ. Оно навсегда изменило сам тип культуры и характер творчества. Усилило его связь с новыми достижениями, открытиями, процессами, происходящими в профессиональной культуре.

Бытовой дизайн как сфера проявления творческого потенциала в нашей стране связана не только с жаждой самовыражения, творческой энергией, но во многом обусловлена потребностями людей (жителей города и деревни, центральных и отдаленных областей, районов), социально-экономическими условиями жизни. Вот в связи с чем мы, думается, вправе утверждать, что дизайн (как бытовой, так и профессиональный) это не готовый продукт, который можно экспортировать, импортировать, переставлять с места на место, а сложное культурное явление, тесно связанное с социальной средой и условиями. Это - область частной жизни людей, и он не может быть внедрен силовыми приемами или запрещен по чьему-либо желанию или приказу. Существование дизайна, его эффективность, динамика развития обеспечиваются не только рычагами централизованного управления, сколько социокультурными приоритетами, наличием самостоятельной сферы промышленного проектирования, экономическими условиями и в немалой степени общим состоянием изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также народного художественного творчества125.

Бытовой дизайн, связанный с деятельностью населения -область хотя и параллельно развивающаяся с «ученым» дизайном, но развивающаяся также в тесной связи с тенденциями и особенностями развития всей культуры и искусства, науки, техники, рынка. Эта связь хорошо прослеживается на фоне общих происходящих в нашей стране процессов, «вживания» профессионального дизайна в промышленность России, начавшего в 60-е годы и продолжающихся по сей день. Весьма примечательно, что первоначальный этап внедрения в жизнь «ученого» дизайна - вторая половина XX в., стал наиболее заметным и в истории народного дизайна. Он более яркий по сравнению с последующей эпохой - 80-90-ми годами.

Остановимся более подробно на первом периоде. Итак, 60-е годы считаются очень важным в истории нашей страны. Они внесли свои изменения в архитектуру, строительство, в бытовые условия. Новшества дизайна были настолько заметными, что изменили представление о законах формообразования и эстетических нормах. Последствия этих новшеств ощутимы по сей день.

Объяснение такому небывалому всплеску дизайна обычно находят в том, что в 60-е годы была провозглашена новая политическая доктрина - каждой семье отдельная квартира. Началась разработка и внедрение типовых проектов простых

и быстро возводимых зданий. К их числу относились и общественные здания - дома культуры, кинотеатры, административные и общественные сооружения. Подобные задачи встали и перед художниками декоративно-прикладного искусства. Массовый характер архитектуры нового «дизайна», построенного на основе стандартных крупноблочных панельных или иных конструкций придавал специфический облик жилым помещениям. Произведения декоративно-прикладного искусства, как и изделия художественных промыслов должны были стать важнейшими элементами внутреннего убранства квартир. За рубежом новой архитектуре уже соответствовали новые разработки в области дизайна вещей - мебели, светильников, драпировок, одежды и т.п.

Еще в 1950-е годы городские индивидуальные и большая часть крестьянских жилищ строились по давно установившимся канонам профессионального, народного зодчества. Последние отражали существующие в архитектуре стили, направления и традиционный декор. Отныне картина заметно изменилась.

Особенностью нашей страны во второй половине XX в. стало то, что эволюция самой архитектуры различных зон городской и сельской среды, общественного и жилого интерьера, принципы их формообразования - все это в отдельности и в совокупности, в разное время и одновременно воздействовало на декоративно-прикладное искусство, а так же народное художественное творчество в этой области.

Архитектура, таким образом, создавала некую пространственную среду, в которой жил человек, а предметы декоративно-прикладного искусства как бы заполняли эту среду, тем самым оба вида искусства находились в зависимости друг от друга.

На протяжении многих лет государство социалистического типа не в состоянии было удовлетворить нужды населения - ни в жилищных условиях, ни в продовольствии, ни в предметах быта, хотя и сохраняло эту роль за собой. Вот тогда-то инициатива самого населения стала перерастать в целую отрасль по конструированию и производству предметно-пространственной среды. «Взрыв» этой инициативы совпал с массовым жилищным строительством и получил название бытовой, или «народный» дизайн. Чтобы понять, как это происходило еще сравнительно недавно и как происходит теперь, достаточно вспомнить, что горожанин или сельский житель получали (или покупали) дом, жилище, уже спроектированные по нормам современной техники. По существу это была пустая,

разгороженная нераздвижными стенами коробка с минимумом стандартной сантехники и энергетики. Вполне естественно предположить, что в таком жилище поселившийся человек чувствовал себя неуютно, а порой и просто неудобно (шкаф находился, к примеру, не на том месте, двери не открывались, обои были не той расцветки и т.п.). Вот тогда-то многие обитатели «коробок» принимались за освоение подобного жилья, перекраивая его на свой лад, порой не считаясь с его первоначальными функциональными и эстетическими принципами, чем иногда удручали профессионалов-дизайнеров. Сами же обитатели подобных квартир приобретали навыки специалистов и дизайнеров в зависимости от своих вкусов, потребностей, знаний в этой области.

Суммируя в целом особенности бытового дизайна (сначала рассмотрим городской) можно отметить, что строительство малогабаритных квартир по типовым проектам как никакое другое строительство способствовало росту творческой инициативы ее обитателей.

Повсеместно раздвигались стены узких коридорчиков и за их счет увеличивались кухни, перекраивались стенные шкафы и антресоли, в некоторых из них делались жилые комнаты типа чуланов с искусственным освещением (там, как правило, работал хозяин квартиры, была его мастерская). Многие умельцы меняли двери, замки, дверные ручки, делали их профилированными, иногда раздвижными на шарнирах, иногда встраивали в другом, более удобном месте стенные шкафы.

В 90-е годы активно застекляются балконы, лоджии, тем самым расширяется площадь квартир, появляются дополнительные хозяйственные площади (для цветов, домашних огородов, солений и т.п.). В последние годы в связи с обилием товаров строительного характера жильцами городских квартир и сельских домов делаются переоборудования ванных комнат - отбивается казенная плитка и заменяется плитками, спрессованными под искусственный мрамор. Стены обшиваются изразцами - с рельефом, пол выстилается из цветной мозаики и линолеума новых технологий. Нередко ванна выносится и заменяется душем, отчего санузел обрастает дополнительной площадью. Стены жилищ обшиваются деревом, оклеиваются обоями, ситцевыми тканями и т.д.

Уменьшение пространственных габаритов комнат сказалось и на формах мебели, ее объемах, конструкции. В подобных жилых застройках не было места для старой мебели (к примеру, когда-то модных палисандровых гарнитуров с их массив-

ными, классическими формами, с декоративными элементами). Стало очевидным, что новый дизайн архитектурных построек требует создания иных форм мебели - более современных, удобных, вписывающихся в интерьер небольших комнат с невысокими потолками. Но главное требование к мебели связывалось с тем обстоятельством, что она не должна загромождать помещений, быть конструктивной, легкой, привлекательной по внешнему виду, а по возможности быстро собираться или разбираться. Но пока дизайнеры разрабатывали образцы новой мебели, пока их осваивали, народные дизайнеры, поселившиеся в новостройках, приступили к изготовлению своей малогабаритной мебели. Те, кто владели навыками столярного ремесла из своей старой тяжелой мебели - шкафов, буфетов начали создавать новую - настенные полки для книг, шифоньеры облегченного типа, навесные кухонные ящики, шкафы для передней. Когда же, наконец, промышленность наладила производство малогабаритной мебели - гостиные, спальни, кухни по весьма приемлемым для населения ценам, то выяснилось, что все квартиры, как, впрочем, и сами дома похожи друг на друга как близнецы-братья.

Сейчас эталоны красоты хорошо просматриваются в целом ряде художественных фильмов тех лет. В убранстве каждого интерьера обязательный ассортимент - это кресла, складные диваны, геометризированные по форме платяные шкафы, навесные полки, облегченные стулья, табуреты, на стенах навесные кашпо с цветами, на окнах льняные занавески, паласы на полу. Подобная функциональная и очень простая по своим формам мебель стала преобладающей во всех городских и сельских квартирах, начиная со второй половины 60-х годов, и практически существует и поныне. Такую «живучесть» ей обеспечили размеры, негромоздкость, способность складываться и разводиться по секциям, ее функциональность и доступность по ценам. Следует отметить, что такая мебель секционного типа способствовала пробуждению творческой мысли у народных дизайнеров. Они и сами пришли, как мы уже говорили выше, к созданию именно таких удобных в быту предметов (из старой мебели, из досок, покрашенных краской или морилкой). «Домашние» дизайнеры стремились не только к тому, чтобы не тратить денег, когда есть свои руки (так многие из них объясняют свою деятельность на этом поприще), но главное - стремление избежать стандартности своего жилища. Сходство всех квартир и интерьеров было настолько удручаю-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.