Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие реалистического художественного направления




Реалистическое типологическое направление складывается на рубеже XVI и XVII веков. До того реалистический творческий метод находил воплощение лишь в некоторых жанрах, тяготевших к нему, но существовавших в рамках других стилевых направлений. Общими принципами реалистического метода являются: типический характер образов при сохранении их индивидуальных особенностей; преобладание сюжетов, непосредственно связанных с жизнью, с реальными типическими обстоятельствами; способы изображения, основанные на передаче внешнего мира в его собственных формах и в объективных закономерностях его бытия; естественность приемов композиционного построения. Не случайно Ф. Энгельс выделил как признак реализма «типические характеры в типических обстоятельствах». Это положение следует относить к реализму в целом, а не только к реализму XIX века, как это часто делают. С другой стороны, неубедительно связывать реализм с «правдивостью» вообще, которую можно найти в той или иной мере в любом художественном направлении, или довольствоваться для определения.реализма лишь соответствующими его специфике способами трактовки внешней формы, без учета принципов формирования образов. При такой постановке вопроса или вообще исчезает возможность классификации художественных явлений, поскольку борьба реализма с «антиреализмом» извечна, или реализм теряет всякую определенность и «реалистическими» оказываются не только античное и ренессансное искусство, но и барокко, и классицизм.

Именно наличие общих типологических принципов метода обусловливает возможность воплощения реализма в стилевых направлениях, вопреки широко распространенному мнению, лишающему реализм статуса стиля из-за широкого развития в нем стилей индивидуальных. Следует только учитывать, что если классические стили или стиль барокко не нормативны, то реалистические стили антинормативны по своей природе. Реализм - наиболее познавательное по ориентации художественное направление, способное точнее и глубже других типов искусства отражать действительность. А так как многообразие действительности безгранично и в ее сущности, и в ее проявлениях, и в диалектическом богатстве законов ее бытия, движения, развития, это многообразие оказывается особенностью самого реалистического творчества. Чуждое натурализму как пассивному и безразличному отражению действительности, оно обладает колоссальной широтой выбора сюжетов, выделения и подчеркивания тех или иных объективных закономерностей мироздания, выражения того или иного отношения к изображаемому, того или иного строя чувств, не выходя за грани общих реалистических принципов. Так, реалистическое искусство может отразить в линеарно-пластической форме и в локальной определенности цвета момент устойчивости и равновесия как объективный момент диалектического развития; но может и, наоборот, акцентировать текучесть и изменчивость бытия (как у Веласкеса). Оно может исходить преимущественно из объективного знания о мире или из объективных законов его чувственного восприятия, не разрушая гармонического единства между тем и другим. Оно вправе, наконец, выявить в образах красоту мира в ее реально наблюдающихся, типических, а не возведенных в абсолют проявлениях, или дать воплощение самых ужасных, самых отвратительных образов и форм жизни с точки зрения идеалов, которые лежат в основе этого искусства, как и в основе всякого искусства, даже при его максимально критической направленности.

Исключительное преобладание в реализме познавательного начала обусловлено его связью с наиболее демократическими, прогрессивными общественными слоями,.заинтересованными в раскрытии объективной истины. Но эта же ориентация, определяющая типический характер образов и ведущую роль изобразительности, подчиненной передаче форм внешнего мира в их чувственно воспринимаемом проявлении, ограничивает или уничтожает возможность прямого осуществления реалистического метода в некоторых жанрах и видах искусства. Их специфика требует идеальных, фантастических или гротескных образов, а художественный язык определяется деформацией, гиперболичностью или вообще сводится к выразительным, а не изобразительным средствам. Однако никакое искусство не включает так широко, как реализм, жанры и виды, в которых его метод не может прямо или полно осуществиться, но вместе с тем накладывает на них свой отпечаток. Это может проявляться и в выборе сюжетов для балета, и в исторической, социальной, национальной конкретизации его идеальных образов, как и образов монументально-декоративной живописи или скульптуры. В лирике это определяет конкретно-чувственный и логически ясный строй образного языка, в музыке сказывается в характере выражаемых идей и чувств, в необязательном, но частом тяготении к косвенной изобразительности, в особом внимании к жанрам, использующим слово и зримый образ, — к песне, к опере. В любом случае все эти жанры и виды искусства объединяются в одном стилевом направлении общностью идейно-психологического содержания и методологическими приемами, раскрывающими наиболее существенное (а тем самым в основе типическое) в объективной действительности. Даже деформации в карикатуре или упрощения формы в плакате исходят из особенностей реальной формы и отбора, заострения, акцентирования элементов и черт, наиболее важных для раскрытия ее объективного содержания, сущности, типичности.

Гораздо сложнее проблема связей с реализмом архитектуры и прикладного искусства. Едва ли она может решаться на уровне типологического обобщения. Но представляется возможным говорить о принадлежности этих искусств к конкретным стилевым направлениям на основе общности идейно-эстетических, идейно-психологических сторон художественного содержания и косвенной или прямой связи с некоторыми элементами метода, характерными для данного направления. Так, кажется целесообразным включение в реалистическое направление XVII века голландской бюргерской архитектуры и такой разновидности прикладного мастерства, как дельфтский фаянс. Эта архитектура связывается обычно со стилем барокко на основе известной близости к его стихийно-диалектическому образно - формальному строю, что присуще, однако, не только ей, но и классицистическому зодчеству того времени. Конечно, бифункциональные искусства, даже развиваясь на основе конкретного стилевого реалистического направления, обладают такой степенью обособленности, что стиль их получает особое наименование. Нередко они вообще выпадают из стилевого направления реализма. Но в любом случае при их связи с подобным направлением им присущи логическая функциональность образа и ясность художественного языка.

На протяжении своего развития (все более широкого и прогрессивного в смысле характера идеалов и охвата, углубленности, адекватности отражения объективной истины) типологическое реалистическое направление находило воплощение в стилевых направлениях реализма XVII века, реализма эпохи Просвещения XVIII века, критического реализма XIX века, неореализма и соцреализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.