Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Колокола и колокольный звон




История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – присутствовали в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.

Родиной происхождения колокола считается Китай, откуда он по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. В Китае колокола и колокольчики применялись на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К V веку до н. э. увлечение колокольной музыкой стало в Китае настолько велико, что потребовались целые наборы колокольчиков. Но иногда в литературе упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860–824 гг. до н. э.) как наистарейший, обнаруженный при раскопках дворца Ниневии.

В Египте пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса. В Риме их применяли для призыва прислуги и рабов, подачи военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. Колокольный звон в Древнем Риме служил еще и сигналом для полива улиц в полуденный зной.

У древних греков колокола связаны с оракулом в Додоне. Их также вывешивали на городских стенах и звонили в них при похоронах.

Древние колокольчики клепали из листов металла. Затем, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клепаных колокольчиков сохранилась до сей поры, например, в изготовлении колокольчиков для скота (в Испании).

В VI веке стали изготавливать колокола в Европе, занимались этим сначала монахи, а потом появились литейные мануфактуры. Мануфактура «Whitechapel» – одна из старейших в мире, которая на протяжении 500 лет не прекращает своего производства вплоть до настоящего времени.

Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении – в точности неизвестно. Во время гонений на христиан употребление колоколов было невозможным, призыв к богослужению производился через особых лиц низшего клира.

Случай первого применения колоколов в христианском богослужении церковное предание относит к святителю Павлину, епископу Ноланскому (353–431 гг.). Во сне ему явился ангел с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали святителю Павлину форму колоколов, которые и были впоследствии употреблены при богослужении.

Исторические памятники Запада впервые упоминают о колоколах лишь в VII веке, при храмах в Риме и Орлеане. К VIII столетию на Западе, благодаря Карлу Великому, колокола при церквях были уже достаточно широко распространены. Изготовлялись колокола из сплава меди и олова, позднее к этим сплавам стали прибавлять железо, а в особых случаях серебро.

Середину IX века можно назвать временем повсеместного использования колоколов на христианском Западе. На Православном Востоке колокола появились лишь во второй половине IX века, когда по просьбе императора Василия Македонянина (867–886 гг.) венецианский дож Орсо прислал в Константинополь дюжину (12) колоколов для вновь сооруженной церкви. Это нововведение не получило широкого распространения, и лишь после занятия Константинополя крестоносцами (1204 г.) колокола вновь стали появляться при храмах.

На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года, этот факт позволяет предположить, что сами колокола появились еще раньше. Но, наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Россия заимствовала колокола из Западной Европы, а вовсе не из Греции, откуда приняла Православие. В 988 году произошло Крещение Руси и вместе с верой пришли новые обряды и традиции. Но традиция созывать народ на богослужение колокольным звоном возникла некоторое время спустя, так как первые колокола появились на Руси только в начале XI столетия и были завезены не из Византии, а, вероятнее всего, из Германии, о чем свидетельствует немецкий корень слова «Glocke», что в переводе и означает «колокол». До появления в церкви колоколов функцию оповещения о начале богослужения выполняли деревянные или железные пластины – била, в которые ударяли специальной палкой или молоточком.

В XV веке в России появились собственные заводы по отливке колоколов. А гармоничное включение звонов в христианский православный обряд стало решающим фактором для их распространения и развития. Таким образом, к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские умельцы изобрели новый способ звона – языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров.

К колоколам на Руси относились особо, практически как к живым существам. Им давали собственные имена («Царь-колокол» в Московском Кремле), узнавали по голосам («Сысой», «Полиелей», «Лебедь» – в Ростовском кремле), наказывали и ссылали («Угличский»).

Еще одно типично русское явление – это ямщицкие колокольчики. В конце XVIII века в России учредили «образцовую почту». Но западный почтовый рожок не прижился на русской земле. Истории неизвестно, кто прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е годы XVIII века. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае, а их появление по поверью связывается с якобы разбившимся здесь вечевым новгородским колоколом.

В советские годы тысячи русских церковных колоколов были варварски уничтожены, а литье их остановлено. 20-е годы XX века стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных. В наши дни искусства колокольного литья и колокольного звона, к всеобщей радости, возрождаются. А коллекционеры сохранили в своих собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, коридорные, бубенцы, ботала, ропотни и гремки.

Всякий колокол состоит из четырех основных частей:

1) крепежное ухо;

2) голова колокола (остов);

3) поля;

4) язык.

После нашествия татаро-монголов в 1237 году колокольное дело в Древней Руси угасло.

В XIV веке литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси, и центром его становится Москва. Особую славу в это время приобрел «россиянин Борис», отливший большое количество колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов в это время были небольшие и по весу не превышали несколько пудов. Заметным событием в 1530 году стало литье колокола по повелению новгородского архиепископа св. Макария весом в 250 пудов. Колокола таких размеров были большой редкостью, и летописцы отмечали это как событие огромной важности. В это время встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском и старонемецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального «ключа». Тогда же появился особый чин освящения колоколов.

Эпохой колокольного дела в России стала вторая половина XV века, с прибытием в Москву инженера и строителя Аристотеля Фиорованти. Он устроил и переоборудовал пушечный двор, где лили пушки и колокола. В это же время литейным делом занимались и венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI века уже русские мастера с успехом продолжили начатое дело, и по части литья колоколов во многом превзошли своих учителей. В это время сформировался особый тип русских ко-локолов с уникальной системой креплений, особой формы и составом колокольной меди.

При царях Иване Грозном и Феодоре Иоанновиче колокольное дело в Москве достаточно быстро развивалось, было отлито множество колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол «Благовестник» весом в 1000 пудов. Кроме того, мастера этого времени прославились талантливой художественной отделкой колоколов: Игнатий, Богдан, Андрей Чохов и многие другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов. Колокола лили и при Борисе Годунове, хотя их сохранилось немного. Один из путешественников иностранцев, посетивший Москву в то время, поразился чудом звона московских колоколов и впоследствии отмечал: «Шум поднимался такой, что друг друга нельзя расслышать».

Смутное время начала XVII столетия приостановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета Никитича (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув такого размаха, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не привлекали иностранных мастеров. Наиболее известные русские мастера этого времени Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Андрей Данилов и Алексей Якимов. Русскими мастерами отливаются колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. В 1622 году мастером Андреем Чоховым был отлит колокол «Реут» весом в 2000 пудов. В 1654 году отлит «Царь-колокол» (позднее перелитый). В 1667 году был отлит колокол для Савинно-Сторожевского монастыря весом 2125 пудов.

В первые годы царствования Петра I колокольное дело не имело успеха и не пользовалось большой популярностью. Это было продиктовано прохладно-равнодушным отношением власти к проблемам Церкви. В 1700 году началась продолжительная Северная война, и указом царя от 1701 года из церквей изымались колокола для нужд армии. К маю 1701 года в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными. В 1717 году Петр I повелел перелить колокол для Новоспасского монастыря весом 1100 пудов, в это же время литейщик Иван Маторин отлил колокол весом более 4000 пудов для Троице-Сергиева монастыря и «Набатный» колокол из старого.

Особое место среди всех в мире колоколов занимает «Царь-коло-кол». Начиная с XVI столетия, этот колокол переливался несколько раз. Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл. В 1730 году указом императрицы Анны Иоанновны было велено вновь изготовить колокол, и работы были поручены Ивану Федоровичу Маторину с сыном Михаилом.

Сооружение колокола начались в 1733 году, в Москве, у колокольни Ивана Великого, и к 1734 году были закончены все необходимые приготовления. Но тогда отлить колокол так и не удалось – лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умер Иван Маторин, и его дело продолжил сын Михаил. К 1735 году все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 метров 14 сантиметров, диаметр 6 метров 60 сантиметров, общий вес 201 тонна 924 килограмма (12 327 пуда). До весны 1735 года колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием «Троицкого», им были охвачены кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой, при тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Колокол был испорчен и около 100 лет находился в земле. В 1834 году колокол подняли из ямы и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней Ивана Великого, где он находится и сейчас.

«Царь-колокол» имеет великолепные внешние пропорции, он украшен изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых ангелами, находятся частично утраченные надписи. Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов; верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями. Украшения, портреты и надписи выполнены В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым и П. Серебряковым. Несмотря на то, что часть рельефных изображений при отливке пострадала, сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о великом таланте русских мастеров.

На изломе цвет колокольной меди беловатый, которого не имеют другие колокола, что связывают с большим содержанием золота и серебра. После поднятия колокола неоднократно возникал вопрос о его ремонте, были предложения спаять отломившиеся части, но все попытки остались только лишь проектами и не были реализованы.

Во время правления Николая I для колокольни Ивана Великого были отлиты в 1817 году колокол «Большой Успенский» («Царь-колокол») весом 4000 пудов (мастер Яков Завьялов), колокол «Св. Иоанна» весом 3500 пудов и колокол, получивший название «Новый колокол» весом 3600 пудов. В Петербурге для Исаакиевского собора в это время было изготовлено 11 колоколов (мастер Иван Стукалкин). Все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. Они были выданы специально для этой цели из царской казны в весе, равном 65,5 тоннам. Самый большой колокол весил 1860 пудов и имел на себе изображения в 5 медальонах русских императоров. На Руси было изготовлено немало колоколов-памят-ников, для того чтобы сохранить в народной памяти особо значимые события.

Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол, именуемый «Благовестник». На этом колоколе было запечатлена Крымская война в прозе и в картинах. Монастырь в 1854 году подвергся жесточайшему обстрелу английского флота, за 9 часов по монастырю было выпущено 1800 снарядов и бомб. Монастырь выстоял, выдержал осаду. Эти события и были изображены на колоколе. В нескольких медальонах располагались изображения панорамы Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и соловецких чудотворцев. Колокол «Благовестник» в настоящее время хранится в Соловецком государственном историко-архивном и природном музее-заповеднике.

Для храма Христа Спасителя в Москве на заводе Н.Д. Финляндского было отлито 14 колоколов, самый большой из них – «Торжественный» колокол – весом 1654 пуда. Второй по величине «Праздничный» колокол весил 970 пудов и был украшен изображением святителей московских. Оба колокола отлиты мастером К. Веревкиным.

Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские. Самый большой – «Сысой» – весом 2000 пудов отлит в 1689 году, «Полиелейный» весом 1000 пудов в 1683 году, «Лебедь» – весом 500 пудов в 1682 году. Всего на звоннице ростовского кремля находится тринадцать колоколов. Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным на три настроя: ионинский, акимовский и дашковский, или егорьевский.

В 1907 году впервые зазвонили колокола храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Петербурге. Четыре больших и множество малых колоколов в тот год призвали богомольцев на первый молебен. Настраивал колокольные звоны знаменитый ростовский протоиерей Аристарх Израилев. Кроме богослужебных звонов, он «научил» колокола играть «Боже, царя храни», «Коль славен» и другие мелодии. К началу XX столетия петербургские звоны превосходили по тональному разнообразию и мелодичности московские, а также ростовские «малиновые звоны». Такой тщательный подбор звучания петербургских колоколов обеспечивал им исключительную музыкальность.

Подавляющее большинство колоколов изготавливались из специальной колокольной меди, но были колокола, выполненные и из других металлов. В Досифеевой пустыни на берегу Шексны были чугунные колокола. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. В Тотьме был колокол из стекла. В Харькове, в Успенском кафедральном соборе, был колокол весом 17 пудов из чистого серебра. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие – от 1 до 45 пудов. Колокола весом от 1000 пудов находились во многих храмах и монастырях и были делом обычным.

К 1917 году в России насчитывалось 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100–120 тысяч пудов церковных колоколов.

Проделав большой исторический путь, колокола стали для России неотъемлемой частью жизни нашего народа, без них было немыслимо представить ни один православный храм, и все важные события в жизни государства и Церкви освящались колокольным звоном.

Октябрьский переворот 1917 года имел особое значения во взаимоотношениях Церкви и новой власти, он способствовал их ухудшению и поводом для особой ненависти к церковным колоколам. Колокольный звон объявили вредоносным, и начало 30-х годов ознаменовалось молчанием всех церковных колоколов. Все церковные здания и колокола, соответственно, фактически перешли в собственность местных советов, которые имели полное право использовать их по своему усмотрению. Тогда же появились инструкции наркомфинансовских подразделений «О порядке ликвидации церковного имущества», которыми разрешалось уничтожать часть культового имущества. В то время церковное имущество составляло существенную часть статей доходов бюджета, например, в местные бюджеты поступало до 40 % вырученных доходов, а это, в свою очередь, повлекло за собой усиление атеистической пропаганды, закрытие и даже снос церквей. Большинство церковных колоколов было уничтожено. Лишь небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который самостоятельно распоряжался их дальнейшей судьбой, якобы учитывая государственные нужды.

Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о продаже их наряду с другими предметами роскоши за границу. Таким образом, в Гарвардском университете в США оказались уникальные колокола Данилова монастыря, ныне возвращенные на родину усилиями Русской Православной Церкви. В Англию были проданы уникальные колокола Сретенского монастыря. Большое количество колоколов оказалось в руках частных коллекционеров. Оставшуюся часть изъятых колоколов отправили на стройки Волховстроя и Днепростроя для переплавки на различные технические нужды, вплоть до изготовления котлов для столовых. Россия быстро растеряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимыми стали изъятия колоколов из древнейших монастырей и городов. Например, в 1929 году сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора, а в 1931 году были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева, Ризоположенского, Покровского монастырей Суздаля.

Весьма трагичной была история гибели колоколов Троице-Сергие-вой Лавры. За гибелью колоколов первой на Руси обители следили и сопереживали многие. В иллюстрированной прессе печатали фотографии варварски сброшенных колоколов. В результате были сданы в металлолом 19 колоколов общим весом 8165 пудов из Троице-Сергиевой Лавры. В связи с этими печальными событиями писатель М. Пришвин сделал в своем дневнике следующую запись: «Я был свидетелем гибели… сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи, – это было похоже на зрелище публичной казни».

В 1932 году столичные власти придумали своеобразное применение московским колоколам – из 100 тонн церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для здания библиотеки имени Ленина.

На секретном заседании ВЦИК в 1933 году был введен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область ежеквартально получали разверстку на заготовку определенного количества колокольной бронзы. В итоге за нескольких лет было уничтожено практически все, что православная Русь бережно собирала и хранила несколько веков подряд.

В наши дни искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II был учрежден фонд «Колокола России», который подразумевает возрождение древних традиций колокольного искусства. В мастерских этого фонда отливаются колокола от 5 килограмм до 5 тонн, самыми большими стали колокола для храма Христа Спасителя в Москве и восстановленные колокола для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Одной из древних традиций в России было дарить колокола храмам и монастырям. Такие пожертвования совершали не только члены царской семьи, богатые купцы, но и зажиточные крестьяне, о таких актах благотворительности русского народа сохранилось немало сведений. Колокола отливались в поминовение души умершего, в память об усопших родителях, так как считалось, что каждый удар такого колокола – это глас поминовения усопшего. Кроме того, колокола отливали по обету пожертвовать колокол в храм после исполнения просимого у Бога.

На протяжении всей своей истории существования русские колокола украшались по-разному. В древние времена на внешнюю поверхность колоколов было принято наносить краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв. Впоследствии на колоколах появились более пространные надписи с именами вкладчика и его семьи, цитаты богослужебных текстов, исторические сведения, указывающие повод вклада. Колокола были подобны поминальным записям о здравии живущего вкладчика или об упокоении родных и близких вкладчику людей. Если колокол приходил в негодность, он все равно продолжал исполнять своё предназначение, становясь после переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса. При изучении надписей и шрифтовых особенностей русских колоколов стала доступной информация о привлечении лучших иконописцев-изографов для разработки системы размещения надписей, которые выполнялись вязью. Русские умельцы мастерски располагали по высоте колоколов различные пояски и бороздки, подчеркивая этим изменения направления кривой профиля колокола, так как в это время уделялось большое значение художественному оформлению колоколов. Помимо вкладных надписей, появились орнаментальные пояса, украшавшие поля колоколов, а именно их верхнюю часть. Орнаментами принято украшать уши колоколов. Псковские мастера в середине XVI века заметно выделялись на общем фоне, украшая свои изделия причудливыми сочетаниями трав и животных в орнаментальных поясках.

XVII век стал классикой русского колокололитейного искусства, когда русские мастера разработали характерный только России колокольный профиль, который с небольшими изменениями просуществовал вплоть до XX века. Предыдущему XVI столетию были присущи поиски особых русских путей и форм в иконописи, в архитектуре и других видах прикладного искусства. Именно это время создавались бессмертные шедевры зодчества, такие как храм Вознесения Господня в селе Коломенском и Покровский собор на Рву – храм Василия Блаженного. Формы русских колоколов этого времени тоже отличались – от вытянутых ведрообразных до широких, приземистых с нижним диаметром большим, чем общая высота колокола с ушами.

Великолепным образцом традиций колокольного украшения служат колокола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и московского храма Христа Спасителя, где над их оформлением трудились архитекторы возводимых соборов. Так, колокола храма Христа Спасителя имели оригинальное художественное оформление, которое не встречалось прежде на колоколах завода Финляндского и впоследствии не повторялось. Возможно, оно было выполнено под непосредственным руководством главного архитектора храма Константина Андреевича Тона. Такой вывод позволяют сделать проведенные исследования орнаментального убранства как самого храма, так и элементов декора других сооружений, возводившихся в то же время в Москве по проектам К.А. Тона. Колокола храма Христа Спасителя стали образцами для подражания среди многочисленных русских колокололитейных производств. С них брали для копирования элементы украшений и воспроизводили по ним надписи. Текст надписи на большом колоколе храма «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу» прочно заняла свое достойное место в верхних поясках множества русских колоколов.

Изначально колокола не имели постоянного места в храме. Их подвешивали в арках входных дверей, внутри храмов, в башнях куполов, на отдельных звонницах близ храмов, на воротах церковной ограды и даже на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов возводились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которые подвешивались колокола. С XIV века появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой размещались колокола. Колокольни вначале строились отдельно от храмов. Но в московской архитектуре XVI – XVII веков, а затем и повсеместно стали появляться храмы, построенные вместе с колокольнями, являющимися частью здания храма. Такие колокольни располагают с западной стороны храма так, чтобы вход в храм осуществлялся через нижний этаж колокольни, который может являться притвором. Наряду с такими колокольнями, продолжали сохранять традицию постройки храмов с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возведение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола, а соответственно, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно. Так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может символизировать гору, с которой Сам Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, с которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о грядущем Христе, Страшном Суде и начале вечной жизни.

Колокольня служила венцом древнерусского городского архитектурного ансамбля. Она возвышалась над монастырем, кремлем, городом, наполняя колокольным звоном всю округу. Можно отметить, что колокольня или звонница являлись музыкальным инструментом. Колокольни на Руси – явление достаточно позднее, появившееся лишь в начале XVI столетия. Первые упоминания о них в летописях относятся к концу XIV – началу XV веков. Сначала они были выстроены в Пскове и Новгороде, что свидетельствует об их западном происхождении.

На Руси было три типа построек под колокола – звонница и колокольня, а третий тип, изобретенный на Руси, назывался «церковь под колоколы».

Звонница представляет собой стену с проемами для колоколов, которая иногда примыкала к церкви. Классическим типажом являются псковские звонницы, которые для большей устойчивости соединялись с церковной стеной. Колокольня имела несколько ярусов, а для самых больших колоколов ставилось отдельное строение. В конструкции «церкви под колоколы» совмещались функции храмового здания и помещения, где развешивались колокола. Примером такого сооружения служит Свято-Духов-ская церковь Троице-Сергиевой Лавры 1476 года. Здесь в общем архитектурном пространстве сосуществуют храм, алтарь, притвор и колокольня. На ней располагается весь набор колоколов, не нарушая при этом традиционных форм русского храма. Псковские мастера сумели очень гармонично вписать в купол Свято-Духовской церкви барабан и расположить в его пролетах все колокола. Барабан этого сооружения представляет собой звонницу на круглом основании. Такой тип строения был возможен лишь при очепном способе звона. В очепные колокола звонили с земли.

В древнерусских монастырях существовал обычай совмещать в одной архитектурной композиции колокольню с трапезной церковью, потому что в условиях долгих русских зим неотапливаемые церкви долгое время года оставались закрытыми и не функционирующими.

В молитвах на освящение кампана во второй части Требника говорится о семи серебряных трубах, которые Господь повелел создать Моисею для созывания народа к жертвоприношению и молитве, для укрепления мужества войска во время войн. По Писанию, эти серебряные трубы, в которые трубили израильские жрецы, потрясли стены враждебного Иерихона, так что не только «умными и одушевленными созданиями», но и бездушными Господь Бог властен творить чудеса во спасение и для пользы верных. На этом основании освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем или ночью пробуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь, чтобы сам звон колокола воздавал славу Богу, чтобы звоном колокола освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы. Чтобы этим звоном прекращались бури, грады и вихри, громы и молнии, чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божии укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли «всем диавольским наветам», побеждая их молитвой и славословием.

Сам Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он «пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24, 31). Апостол Павел говорил о последней трубе, которая вострубит, о трубе Божией, при которой совершится изменение живущих людей в бессмертные существа и воскресение умерших (1 Кор. 15, 52; 1 Фес. 4, 16–17). В раннехристианские времена IV века в египетских и некоторых палестинских монастырях употреблялись трубы для тех же целей, для которых позднее стали употребляться колокола. В древние времена в монастырях для созыва братии на молитву и при богослужении для привлечения внимания молящихся употреблялись деревянные, железные, медные, даже каменные била и клепала. Такие била и клепала перешли и в русские обители. Била – это деревянные доски, а клепала – железные или медные полосы, согнутые полукругом, по которым ударяли специальными деревянными палками. Древние Уставы, которыми и ныне пользуется Церковь, составлялись до распространения колоколов. Следовательно, все, что сказано в уставных текстах о биле, клепале, древе великом, в полной мере следует относить и к колокольному звону. Иногда происхождение слова «колокол» связывается с обычаем ударять кол о кол, извлекая, таким образом, звук. И в деревянном биле, и в колоколе из сложного сплава, и в серебряной трубе тем общим, что их объединяет и приравнивает, является звук, соответствующий таинственному воплю в полунощи: «Вот, Жених идет, выходите навстречу Ему» (Мф. 25, 6), которым прикровенно изображается Второе пришествие Христово. Такой звук есть благовестие о пришествии Судии и Избавителя. Звук труб, бил, клепал и колоколов – это тоже благовестие о богослужении. Поэтому колокольный звон получил в России точное название – благовест. С этой позиции колокольный звон для храма и прихода или для братии монастыря подобен тому, чем является для всей Вселенной Евангелие, что в переводе с греческого языка на русский означает благовестие.

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля – campi – и с названием растущего на полях цветка колокольчика – campanula. По своей внешней форме колокол не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

В восточных православных странах в XI – XII веках было немало противников колоколов как принадлежности латинской Церкви, но в XII столетии последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

Звон во время Литургии и Утрени призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на богослужении. Во время Литургии благовест в один колокол бывает к пению «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу» и продолжается до пения «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». Это правило применяется при поздних Литургиях и когда служится одна Литургия. За ранними обеднями этого звона не положено. На утрени бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Перед ранней Литургией благовест бывает в один колокол, нечастый, перебора и трезвона нет. Перед поздней Литургией благовест частый, а затем – трезвон. После окончания праздничной и воскресной Литургии положен трезвон. Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы.

Определенные виды звона применяются в зависимости от характера богослужений. Одни звоны используются во время Великого поста, другие – в прочие дни года, третьи – в праздники, четвертые – в будни, существуют также особые звоны к заупокойным службам. При наличии разнообразного множества колоколов в храмах различают праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (будничный) и малый колокола. При этом допускается наличие нескольких небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой музыкальной культуры.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы:

1) созывать верующих к богослужению;

2) выражать торжество Церкви и ее богослужения;

3) возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужения.

Русский православный звон отличается от колокольных звонов других конфессий. В основе православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря своему внутреннему чутью, чувству ритма, знанию звукоряда и владея техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую печаль и скорбь и торжество духовного содержания церковного богослужения. В душах верующих церковный колокольный звон пробуждает светлое, радостное и мирное настроение. В православном звоне хранится дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца и души.

Русский православный народ соединил с церковным колокольным звоном все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое особое название и предназначение.

В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона: благовест, перезвон или перебор и обычный звон.

Благовест – это мерные удары в один большой колокол. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частый), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого Поста.

Перезвон – звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз. Совершается на Литургии и в особых случаях: в Неделю Крестопоклонную, на вечерне Великой Пятницы перед выносом Плащаницы, символизируя «на кресте Божественное истощание» Спасителя на утрени Великий Субботы и в день Воздвижения Креста. Перезвон бывает и во время таинства Рукоположения.

Обычный звон – это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем, что является итогом творческой работы и самовыражения звонаря.

Трезвон – звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва (звон в три приема). Он звучит на всенощном бдении, литургии.

Двузвон – звон во все колокола дважды (в два приема). Совершается на всенощном бдении.

Перебор– медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого, подобно течению человеческой жизни от рождения, возрастая в летах. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Всполошный (набатный) звон – очень частый, который бывает во время тревоги.

Рассуждая о целебных свойствах колокольного звона, можно отметить, что в старину, если человек хотел избавиться от какого-либо недуга, он приходил под стены церкви и слушал колокола. Как выяснилось, совсем не напрасно, потому что колокольный звон в действительности обладает целебными свойствами. В Средневековье подобным образом спасались от чумы, постоянно звоня и слушая колокольные звоны.

Целебные свойства колокольного звона известны издревле. На Руси считалось, что колокольный звон, кроме целебных свойств, обладает еще и некой сакральной силой, позволяющей изгнать из человека злых духов. В древности целебные свойства колокольного звона воспринимались на веру, что отнюдь не делало их менее эффективными, сегодня же многочисленные исследования этого явления показали, что помимо красоты колокольный звон действительно обладает целым рядом целебных свойств. Научно обоснованы целебные свойства колокольного звона, его способность очищать воздух и воду, подавлять болезнетворные микроорганизмы. Группа современных ученых под руководством кандидата биологических наук Ф.Я. Шипунова установила, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, разрушающем болезнетворную среду. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи, тифа и другие. Его не выдерживает молекулярная структура болезнетворных микроорганизмов. Если в комнате поставить даже маленькие колокола, то при их звоне вирусы превращаются в кристаллические структуры и уже не опасны. Колокольный звон может помочь при астме, язвах и других заболеваниях. Также колокольный звон обладает и анестезирующим эффектом, он помогает больным людям легче переносить боль.

Велико воздействие звона и на душевное состояние человека, его психику. Психиатр А.В. Гнездилов из Санкт-Петербурга много лет успешно лечит ряд психических заболеваний колокольными звонами. Звон церковных колоколов оказывает необычайно сильное воздействие на человека и способен избавить его от стрессового состояния, бессонницы, излечить тяжелейшие виды депрессий, помогает быстрее пройти психотерапевтическую реабилитацию, преодолеть последствия чрезвычайных нервных потрясений.

В истории отмечены многочисленные случаи чудесных исцелений, произошедших во время православного богослужения и при колокольном звоне. Засвидетельствованы исцеления от глухоты, слепоты и других болезней. Эти случаи, конечно же, чудо. Следует заметить, что все целебные свойства присуще только живому колокольному звону, а его записи чудесными свойствами не обладают. Церковный колокол на Руси всегда был особо почитаемым предметом, неся исцеление духовное и телесное.

Епископ Василий Родзянко (ХХ в.) в своих проповедях отмечал: «Нет противоречия между наукой и религией, это единое целое. Наука говорит о том, как это происходит, а религия говорит, для чего это служит».

Вспомним слова Священного Писания «…От Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух». И тогда он приказал слугам своим поискать искусного в игре на гуслях. Они нашли Давида, сына Иессея Вифлеемянина. «И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоговение в глазах моих. И когда Дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Салу, и дух злой отступил от него» (1 Цар. 16, 13–23). Это яркий пример воздействия музыки, обогащенной духовностью. Колоколотерапия также может помочь многим в преодолении духовных и телесных недугов.

 

Контрольные вопросы:

1. Какая страна считается родиной происхождения колокола?

2. С именем какого святителя церковное предание связывает случай первого применения колоколов в христианском богослужении?

3. Когда колокола появились на православном Востоке?

4. Известна русская традиция давать колоколам собственные имена. Назовите наиболее известные из них.

5. Какой металл является основным в колокольном сплаве?

6. Из каких четырех основных частей состоит колокол?

7. Расскажите о принципиальной разнице в способе звона на православном Востоке и на католическом Западе?

8. Кто и когда отлил знаменитый «Царь-колокол» в Москве?

9. Назовите основные виды колокольного звона.

10. Расскажите о целебных свойствах колокольного звона.

 

 

8





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.