Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пасхальные яйца




Пасхальное яйцо – традиционный русский сувенир, пользующийся большой популярностью, и только матрешка более знаменита за пределами нашего Отечества.

Пасхальные яйца являются атрибутом главного праздника православных христиан – Пасхи. По преданию, первое пасхальное яйцо святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию (14–37 гг.). Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Господа Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: «Христос Воскресе!». Император, усомнившийся в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Крашеные яйца всегда служили символом Воскресения Иисуса Христа и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и служила символом Воскресения.

Как из яйца рождается жизнь, которая была скрыта в нем, так из гроба восстал Сын Божий, и некогда умершие христиане восстанут в жизнь вечную. Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол Павел (1 Кор. 15, 12–20), новая вера не имела бы основания и цены, она была бы напрасной – неспасительной. Но Христос воскрес из мертвых, воскрес первым из рожденных на земле и этим явил Свою силу и Божественную благодать.

Почему же именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.

С древних времен яйцо служило символом солнца, несущего собой жизнь, радость, тепло, свет, весеннее возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, иначе говоря, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую дарили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо, это символически связывалось с успешным началом нового дела.

Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин (VIII в.) отмечал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа – небо, плева – облака, белок – вода, а желток – земля. Символично, что из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие.

Одно из первых письменных свидетельств о традиции крашения яиц на Святую Пасху встречается в пергаментной рукописи Х века, из монастырской библиотеки святой Анастасии в Греции. В конце церковного Устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им окрашенные яйца со словами: «Христос Воскресе!». По рукописи «Номоканон Фотия» (XIII в.), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не вкушает красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям. Следовательно, обычай дарения яиц на Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда равноапостольная Мария Магдалина первая подала христианам пример этого радостного дароприношения.

На Руси Пасха всегда имела яркий, праздничный всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным и самой жизни. Праздник Воскресения Христа – это и воскресение природы, и обновление жизни. Весна всегда отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха – это благодать, которую нам являет Сам воскресший Господь.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них всегда есть самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была и остается Святая Пасха. Церковное торжество имеет грандиозный характер и отличается пышностью и великолепием. Церковь заранее готовится к радости Воскресения Христова, предпасхальная (Страстная) неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни.

Пасха Христова празднуется не ранее 22 марта (4 апреля, по новому стилю) и не позднее 25 апреля (8 мая, по новому стилю) в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях России день Воскресения Христова называется великим днем.

В XVII веке в Москве особенно торжественное богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе Кремля, в присутствии царя, придававшего своим присутствием внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с нынешними. У дверей собора были приставлены стрелецкие подполковники, которые следили за тем, чтобы в собор проходили только те, кто был одет в парадные золотные кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и лобызал во уста со старших, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными яичками, либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с разнообразными изображениями. Затем к целованию царской руки подходили бояре в соответствии занимаемым чинам, начиная со старших. После утрени государь шел в Архангельский собор, служивший царской усыпальницей, «христосоваться с родителями», поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался со своим духовником и жаловал его и прочих присутствующих яйцами. Подобным образом он поступал и во дворце, христосовался с боярами, оставшимися «для бережения» царской семьи во время государева выхода в соборы. В золотой палате особо славили Христа духовные власти, затем царь поздравлял царицу с детьми. С ними он молился за обедней в одной из дворцовых церквей и выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этого всех придворных, не исключая мастеров, государь осчастливливал своим высоким вниманием, допуская к руке.

В первый день Святой Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и, будучи примером христианского смирения и милосердия для своих подданных, говорил заключенным: «Христос воскрес и для вас!» и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой или чем-либо еще, и присылал яства для разговения. Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две и по одной кружке меду. А в золотой палате Царицыной в это время кормили нищую братию.

Московский патриарх, следуя старинным священным обычаям, устраивал торжественный пасхальный обед для духовенства, сослужащего ему, подобно тому, как новгородский архиепископ – всему освященному Софийскому собору.

От новгородской и московской старины обратимся к настоящему времени. И сегодня, при пении тропаря пасхального канона: «просветимся торжеством и друг друга обнимем», начинается троекратное лобызанье и приветствие верующими друг друга словами «Христос воскресе!» и ответным «Воистину воскресе!», при этом одаривают друг друга яйцами. Особым уважением в народе пользуется пасхальное яйцо, полученное первым, по поверью, оно не испортится до следующего года.

Традиция меняться крашеными яйцами на Пасху имеет в России давнюю историю. Во времена царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено около 37 тысяч яиц. Наряду с настоящими (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных (куриных).

В домах ко времени возвращения семьи из церкви от пасхальной заутрени уже был накрыт стол со всевозможными яствами для разговения. Плохим хозяином считался тот, кто не уставит стол поросенком, колбасою, пасхою и крашенками. Как в Рождество, так и в Пасхальную неделю духовенство ходило по домам славить Христа. Мирские люди – парни партиями человек 10–15 – с запевалою или «починальщиком» во главе ходили по деревням с волочебными песнями, напоминающими рождественские коляды, и распевали их под окнами, а иногда заходили в избу с целью угоститься. От хозяев волочебники получали угощение или деньги и делили все между участниками хора. Иногда партию волочебников сопровождал музыкант со скрипкою или дудою.

В 1664 году травщик (художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в Москву для росписи яиц. Спустя два года он привез ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту. Царский иконописец Богдан Салтанов в 1675 году преподнес царю Алексею Михайловичу к Пасхе «три блюда – на одном из них пять яиц гусиных травчатых золоченых, на другом – семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем – семь курячьих золоченых сильно; а еще ящик за слюдою, а в нем сорок яиц курячьих, писанных по золоту разными красками». В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. В феврале 1690 года ученик Симона Ушакова иконописец Василий Кузьмин и жалованный царский иконописец Никифор Бавыкин расписали «разными цветными красками» деревянные точеные яйца, сделанные по размерам натуральных. В 1694 году расписывали яйца сыновья выдающегося изографа Оружейной палаты Федора Зубова Иван и Алексей.

В XVIII – XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают широкое распространение среди всех слоев российского населения. С этого времени о пасхальных яйцах смело можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени традиционными стали ювелирные драгоценные яйца и простые крестьянские «писанки» и «крашенки». Облик ювелирных пасхальных яиц изменялся с течением времени, учитывая предпочтения и вкусы заказчиков. «Писанки» и «крашенки», доступные для крестьянской среды, были менее подвержены стилистическим и временным изменениям.

Русское прикладное искусство XVIII века получило качественно иной характер по сравнению с искусством предшествовавших столетий. Оно приобрело ярко выраженную светскую направленность. Связано это было с экономическими, политическими и культурными преобразованиями, проведенными императором Петром I. Наступила эпоха вхождения России в общеевропейский художественный процесс, соответственно времени шло развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В начале XVIII века Петр Великий на берегах Невы основал новую столицу государства. Вскоре Петербург стал центром экономической, политической и культурной жизни страны. Государь, нуждаясь в художниках и ремесленниках, вызывал их из московских мастерских Оружейной палаты в Петербург. Пасхальные яйца этого периода не сохранились до наших дней. Скорее всего, это были деревянные яйца, позолоченные или посеребренные и расписанные мастерами-живописцами, а также костяные резные яйца.

Появление новых для России материалов, таких как фарфор, стекло, папье-маше, дало новый импульс развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Сохранилось фарфоровое пасхальное яйцо, созданное к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым.

Производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу вскоре после открытия в 1748 году фарфора. С этого времени и до революции Императорский фарфоровый завод производил пасхальные яйца. Одним из первых было яйцо с изображением амуров, которое относится к середине XVIII века и находится в Государственном Русском музее. Ежегодно к Пасхе завод выпускал пасхальные яйца для членов императорской фамилии и для раздачи при христосовании. В XVIII – XIX веках фарфоровые пасхальные яйца пользовались большой популярностью. Частные фарфоровые фабрики России с 1820-х годов также присоединились к выпуску пасхальных яиц. Определить время производства тех или иных образцов, бывших одноразовым заказом к пасхальным дням, можно только по стилистическим художественным признакам.

Дизайн пасхальных яиц, в частности фарфоровых и стеклянных, наиболее распространенных на протяжении всего XIX века, соответствовал художественным направлениям в изобразительном искусстве того времени. Начиная со второй половины XIX столетия декорирование пасхальных яиц приобрело специфическую, сугубо христианскую тематику с использованием традиционных религиозно-пасхальных сюжетов, таких как «Сошествие во ад», «Воскресение» и другие элементы христианской символики и церковной атрибутики. Например, в сюжете «Сошествие во ад» Христос, окруженный ветхозаветными патриархами и пророками, стоит на поверженных вратах ада, держа Адама за правую руку и выводя его из адского плена.

В 1874 году по специальному заказу московских старообрядцев известными иконописцами из Мстеры братьями Тюлиными были написаны изображения на пасхальных яйцах для приветствия высоких особ. Яйца вытачивались из дерева, каждое из них состояло из двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом, а наружная сторона окрашена яркой малиновой краской. Яйца были очень легкими, чрезвычайно изящными и отполированными, как зеркало. У всех яиц на одной из сторон был сюжет «Сошествие во ад Спасителя», а на другой – изображение святого, покровительствующего тому лицу, которому предполагалось вручить яйцо. Середину, где раскрывается яйцо, иконописцы отметили орнаментом. Роспись изображений отличалась особой точностью деталей, характерной древнерусской стилистикой и использованием червонного золота.

Иконописец О. Чириков из Мстеры в 1887 году выполнил серию образцов определенных живописных сюжетов: святых и двунадесятых праздников, предназначенных для росписи фарфоровых пасхальных яиц. Яйца, выполненные по этим образцам, считаются лучшими среди выполненных Императорским фарфоровым заводом. Они были самыми дорогостоящими – на роспись одного такого яйца живописец тратил 40 дней, и их стоимость доходила до 75 рублей за один экземпляр. Количество яиц к каждой Пасхе для императорской семьи было строго определенным. Император и императрица получали по сорок – пятьдесят яиц, великие князья – по три, а великие княгини – по два. Также в росписи участвовал и московский архитектор Л.С. Каминский, который в 1890 году расписал оборотные стороны фарфоровых яиц с живописным изображением святых. Фарфоровые яйца в основном были подвесными со сквозным отверстием, в которое продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху для подвески под киотом с иконами. Для этой работы привлекали так называемых «бантовщиц» из числа нуждающихся вдов и дочерей бывших служащих завода, и высокая оплата их труда являлась как пасхальной благотворительной помощью.

В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802-м – 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на том же заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году – 15365 штук. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, произведенные различными мелкими предприятиями и народными умельцами.

Сами государи подчас подавали идеи для новых вариантов декора пасхальных яиц. Например, император Александр III рекомендовал расписывать яйца не только цветами, но и орнаментами, любил цельные стеклянные изделия с гравированным узором.

Получили распространение пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века, которые делались подмосковной фабрикой Лукутина, а ныне знаменитой Федоскинской фабрикой лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера этой фабрики изображали на пасхальных яйцах православные храмы. Так, одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX – начале XX века вместе с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России – Палеха, Мстеры, Холуя, – расписывали и пасхальные яйца.

Первым соединил пасхальное яйцо с ювелирным украшением Карл Фаберже. Его имя ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца. Декоративные яйца фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России. Но надо отметить, что мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II, император Александр III в 1885–1894 годах преподнес своей жене 10 пасхальных яиц, а Николай II в 1894–1917 годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне.

Фирмой Фаберже было создано двенадцать пасхальных яиц для Л.Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф.Ф. Юсупова и герцогини Мальборо, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой шедевры ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи.

Мастер Михаил Перхин выполнил первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали. Этот двадцатишестилетний житель Петрозаводска в 1886 году стал главным мастером фирмы Фаберже. До 1903 года инициалы Михаила Перхина ставились на всех яйцах-сюрпризах фирмы Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II. Яйцо, выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы из слоновой кости. Затем в скорлупе была спрятана покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри курицы скрывалась золотая корона, унизанная жемчугом, а уже в короне таилось золотое кольцо. Именно в 1885 году зародилась традиция ежегодно дарить пасхальные яйца-сувениры фирмы Карла Фаберже.

Хотя изготовление ювелирно украшенных пасхальных яиц в России являлось давней традицией (например, посеребренное яйцо-сюрприз было изготовлено мастером Нордбергом для Александра II), но именно фирме Фаберже удалось довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденных высот мастерства, изящества, богатейшей творческой фантазии и разнообразия. Фаберже никогда не повторял точных копий своих произведений, все его работы отличаются неповторимой индивидуальностью, навечно оставаясь шедевром истории мирового искусства.

Многочисленные королевские и княжеские родственники русской императорской династии в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене, Ганновере традиционно получали яйца Фаберже в подарок из России. Эти драгоценные вещицы осень высоко ценились и передавались ими следующим поколениям. После первой мировой войны и падения монархии в Европе многие изделия Фаберже были проданы и, как следствие, перешли к другим владельцам. В 1920-е годы советское правительство для пополнения казны валютой продало массу редчайших произведений искусства из государственных коллекций. А именно из императорской коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть уникальных пасхальных яиц.

Обычай празднования Пасхи передавался из поколения в поколение вопреки тоталитарному режиму послереволюционных десятилетий. Эта традиция оставалась слишком важной и значимой для православного народа России. Когда изготовление подарочных пасхальных яиц было остановлено, Пасху продолжали праздновать, используя «крашенки» (разукрашенные в один или несколько цветов яйца) и «писанки» (яйца, расписанные орнаментом). Традиция изготовления «писанок» пришла из западных районов Украины. Эти «писанки» напоминают о дохристианском характере рисунка, с тех времен, когда и русские, и украинцы, и белорусы были единым народом, с едиными истоками общеславянских традиций. Орнамент «писанок» подразделялся на геометрический, растительный и зооморфный. У западноукраинских «писанок» существовало множество символических обозначений, типичных для древних славян языческого периода. Это были треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и многое другое.

«Писанки» в большей мере характерны для сельских местностей. Обычно в каждом селе имелось по две-три расписчицы. Орнаментировались яйца следующим образом. яйцо покрывалось воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносили основные линии рисунка. А когда воск остывал, яйцо опускали в краску. Таким окрашивалось все, кроме контурных линий рисунка, остававшихся белыми, за тем части яйца, которые хотели сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывали воском, а яйцо опускали в краску другого цвета. Процедура повторялась несколько раз. После этого яйцо нагревали, воск растапливался и «писанка» была готова. Предпочтение отдавалось растительным краскам. «Писанки» имели два основных или более цветов. Существовала также особая техника для орнаментирования яиц, когда узор выцарапывается на них острым инструментом. Такие яйца получили название «скробанок».

Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло в далеких селах заволжского края в начале XX века в Полховском Майдане и Крутце. В 1914–1916 годах местные ремесленники начали украшать «тарарушки» (различные токарные изделия – пеналы, коробочки и игрушки и др.) с помощью выжигания и последующей раскраски. В 20-е годы XX столетия складывается специфический стиль полховско-майдан-ской росписи – она выполняется локальным нанесением красок: алой, желтой и синей. При их наложении возникают красные и зеленые тона в пределах четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент гармонично сочетается с изобразительными элементами росписи (деревьями, рекой, солнцем, домами, птицами, зверями). Размер образцов не превышает размера настоящего куриного яйца. В редких случаях вытачиваются яйца размером побольше. Чаще других встречаются изображения петушка или курочки, солнца, храма или церкви. Именно мастерицы Крутца не побоялись в советский период открыто писать на яйцах «ХВ», изображать церкви и всячески обозначать и подчеркивать, что яйцо является неотъемлемым пасхальным атрибутом.

В Бабенской артели, находящейся в деревне Бабенки Подольского уезда, вытачивались разнообразные полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и яйца. Именно отсюда пополняли высококвалифицированные кадры токарей московские мастерские Кустарного музея и ремесленнические артели Сергиева Посада. Традиции токарного мастерства продолжило сергиево-посадское предприятие «Сувенир», которое на протяжении всего советского периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием. Обычно на этих яйцах-сувенирах изображались памятные архитектурные места Троице-Сергиевой Лавры.

Недалеко от Сергиева Посада находится еще один центр народного искусства – город Хотьково, который известен искусными резчиками по дереву и кости. Именно отсюда пошла самобытная, абрамцевско-кудрин-ская резьба, возникшая на рубеже XIX – XX веков. Ее основоположником был крестьянин из села Кудрино В.П. Ворносков. Абрамцевско-кудрин-ская рельефная резьба с заоваленным контуром и немного углубленным фоном достаточно гармонично сочетает в себе традиционные народные приемы с новыми способами обработки дерева. Мастера пользуются протравкой-морилкой для создания различных цветовых оттенков, начиная от золотистых и заканчивая темно-коричневыми. После процесса морения изделие полируется до блеска. Для резьбы такого вида характерны растительные орнаменты, которые полностью покрывают изделия.

Известен и славен высоким техническим и художественным качеством изделий из дерева на токарной основе также и Нижегородский край, где одно из первых мест по праву принадлежит легендарной Хохломе. Для хохломской росписи применимы две разновидности орнамента: роспись «верховая» и «под фон». «Верховой» рисунок наносится мазками кисти на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный орнамент с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон. Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном. Этот старинный промысел существует с XVI века и успешно дошел до наших дней.

Даже в советский период в народных художественных центрах по обработке дерева искусство токарного орнаментированного яйца не было утеряно. В традиционных же центрах лаковой миниатюрной живописи изготовление яиц из папье-маше возникло только в постсоветское время после длительного забвения. Достойно продолжили замечательную традицию росписи пасхальных яиц таких мастеров, как братья Тюлины, О. Чириков, современные мастера из Мстеры.

Пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя, как и до революции, являются эксклюзивными и дорогостоящими. За роспись пасхальных яиц в этих центрах берутся только опытные мастера. Работы по росписи пасхальных яиц требуют хорошего знания иконографических традиций. Древнерусское искусство синтезировало творчество иконописцев, чеканщиков, мастеров по эмали и филиграни, вышивальщиц золотного шитья и других. В наши дни роспись пасхальных яиц возрождается на многих предприятиях народных художественных промыслов, таких как «Центр мстерской лаковой миниатюрной живописи» и «Мстерский ювелир». Здесь производят яйца с ажурной сканью, выполненной на основе геометризованного растительного орнамента.

Искусство холмогорских мастеров давно и широко известно. Царь Алексей Михайлович в XVII веке приглашал их ко двору для выполнения изделий из кости, а в XVIII веке они были привезены в новую столицу – Петербург, где создали свои неповторимые произведения искусства. Их творениям присущи особая нарядность, торжественность и высокое мастерство, говорящее о самобытных художественных традициях этого центра в селе Ломоносове Холмогорского района. На сегодняшний день холмогорские мастера создают уникальные по методу изготовления пасхальные яйца. Произведение холмогорского мастера С. Минина представляет собой выточенный из цельного куска мамонтовой кости ажурный футляр, основанием которого является позолоченное разъемное серебряное яйцо.

Существует мнение, что наиболее древними из всех существующих пасхальных яиц являются яйца из поделочных, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов. Поделочные камни делятся на твердые, средние и мягкие. К твердым камням относятся яшма, родонит, агат, малахит, нефрит, лазурит, жадеит и др. В группу камней средней твердости входят мрамор, порфир, оникс и др. К мягким породам камней относятся селенит, кальцит, змеевик и др. Пасхальные яйца делали и делают из камней различных групп твердости.

В керамических производствах, изготовляющих изделия из фарфора, фаянса, майолики, наблюдаются тенденции стремления к массовому выпуску яиц. Подход к оформлению пасхальных яиц на этих художественных предприятиях исторически сложившийся и устоявшийся. Гжельские пасхальные яйца товарищества «Гжель» (фарфоровые с кобальтом и майоликовые с многоцветной росписью) известны в России с дореволюционных времен. Они продолжают собой классическую традицию росписи пасхальных яиц на фарфоровых заводах Кузнецова. Цветочные и сюжетные композиции с изображением православных храмов являются самыми распространенными. Гжельские пасхальные яйца не привязаны к конкретной величине и имеют различные размеры.

Речицкий фарфоровый завод, расположенный неподалеку от Гжели, сравнительно недавно начал выпускать пасхальные яйца с цветочной росписью. В последнее время в Москве стали появляться художественные предприятия «Никанд», выпускающие изделия из фарфора с кобальтовой росписью. Большинство фарфоровых яиц «Никанда» – авторские экземпляры. В основном пасхальные яйца расписывает художник С.Р. Керн на христианские мотивы, а также архитектурные пейзажи.

Популярны яйца из фарфора с лепниной кисловодского «Феникса» и фаянсовые яйца с росписью семикаракорского предприятия «Аксинья». Оформление пасхальных яиц на этих фарфоровых производствах идет в рамках собственного художественного стиля. В последнее время от известных центров народного искусства отделяются небольшие мастерские, которые более мобильно реагируют на запросы современного общества.

С художественными традициями дореволюционного Санкт-Петер-бурга связано создание санкт-петербургскими мастерами пасхальных яиц по образцам Фаберже. Среди них можно выделить миниатюрные кулоны с использованием христианской и языческой символики. Ажурные кулоны в точности повторяют ажурные бусины барм из Рязанского клада, относящегося к памятникам ювелирного искусства домонгольской Руси. Первые попытки создания изделий в стиле Фаберже были сделаны в начале 80-х годов XX века. К традициям знаменитой ювелирной фирмы обратился Андрей Ананов. Современные авторские пасхальные яйца весьма оригинальное явление в русской художественной культуре конца XX века. Они являются результатом свободного художественного и творческого поиска отечественных умельцев. Пасхальные яйца авторского исполнения начала XXI века можно классифицировать по нескольким направлениям: религиозные, пейзажные с архитектурой, просто пейзажные и литературные (по мотивам былин, русских народных сказок, произведений русских писателей), с языческими мотивами.

Интересен факт, что некоторые художники-профессионалы, занимавшиеся росписью матрешек, через несколько лет стали расписывать пасхальные яйца, а позже перешли к иконописанию. По мнению русского богослова, философа, священника Павла Флоренского, в этой ценностно-художественной переориентации повторился путь от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет к иконе. В своих лучших проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой силой воздействия на умы и души, что способны пробудить историческую память и очистить их от десятилетий беспамятства и непочтения к талантам и вере наших предков.

В целом, искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц являет собой богатейший и уникальный мир ярких красок, раскрывающих нам и грядущим поколениям самобытный образ России.

 

Контрольные вопросы:

1. Расскажите о церковном предании, повествующем о появлении пасхальных красных яиц.

2. Что такое писанки? Откуда распространилась эта традиция?

3. Назовите имя отечественного ювелира конца XIX в., фирмой которого были созданы знаменитые пасхальные яйца для русского императорского дома. В чем культурная ценность этих произведений?

4. Из каких материалов традиционно изготавливали сувенирные пасхальные яйца в России?

5. Назовите центры русской лаковой миниатюры, занимающиеся оформлением в том числе и пасхальных яиц.

6. Какие сюжеты традиционно изображают на декоративных пасхальных яйцах-сувенирах?


 

14





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.