Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дзэнские искусства: икэбана и ландшафтные парки




 

Стремление украсить жилища и храмы цветами и зелеными ветвями свойственно людям, но на Востоке, и особенно в Японии, этот обычай возведен в ранг особого искусства и науки. В дзэн-буддизме ветка или цветок приобрели самостоятельное значение как объекты созерцания, сосредоточения, размышления о сущности вселенной, природы и единстве ее с человеком.

Как правило, в композиции должны присутствовать три основных уровня, символизирующие небо, человека и землю. Самый высокий стебель, означающий небо, расположен по вертикальной оси композиции, самый короткий или низко стелющийся обозначает землю, а средний, отклоненный в сторону, - это человек. Подбор цветов, засохших или еще не распустившихся бутонов и листьев имеет сложную символику и подчинен многочисленным правилам разным в различных школах икэбаны.

Хотя искусство икэбаны было разработано приверженцами дзэн, сегодня оно совсем не обязательно связано с религией и часто практикуется как чисто светское тскусство. Без икэбаны не обходится ни один праздничный интерьер, ни одно торжественное мероприятие.

Ландшафтные парки и сады, предназначенные, так же как и икэбана, для медитации, располагаются, как правило, при храмах и монастырях. Некоторые из них занимают довольно значительные территории, но преобладают все же небольшие или совсем миниатюрные парки и садики площадью всего лишь в несколько десятков квадратных метров. Однако в них тщательно воссоздаются основные элементы настоящего ландшафта, несущие в себе определенную символику. Это могут быть деревья, кусты, крошечный прудик, островок, мостик, извилистая тропинка, разноцветный мох, но главное – камни, большие и маленькие, причудливых форм. Устроители старательно подбирают их и при необходимости привозят издалека, иногда даже из других стран.

Существуют сады, где вообще нет растений, только немного мха у подножия камней, а весь сад состоит из групп валунов разных размеров и очертаний, расположенных на площадке из светлого песка или гравия. Камни могут носить имена персонажей буддийской истории, быть отражением какого-нибудь мифа или предания. В то же время они напоминают островки в море, встречающиеся в живописных местечках на побережье Японии.

Созерцают сад обычно, сидя на веранде храма. Некоторые сады так малы и настолько заполнены каменно - песочными композициями, что ходить по ним нельзя. Наиболее известен сад камней храма Рендзи в Киото. В нем всего 15 камней, объединенных композиционно в пять групп по три камня в каждой. Число «3» выражает три основные ценности буддизма – Будду, его учение и монашескую общину. Однако увидеть все 15 камней можно, только пройдя вдоль террасы и пересчитав их. Если же просто сидеть на террасе, то независимо от места, где помещается наблюдатель, он никогда не увидит все 15 камней сразу: по крайней мере, один из них всегда будет скрыт за другими. Этим выражается буддийская идея об иллюзорности человеческого восприятия, о том, что ощущения человека никогда полностью не отражают истинный мир, окружающий его.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.