Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логика психологии




1. Психология, или «наука о духе», имеет своим предметом дух в тесном смысле, а также связь его с материей, как мы наблюдаем эту связь в животном организме.

2. Наиболее противоположными друг другу понятиями во всейобласти познания являются понятия «внешнего» и «внутреннего», или «объекта» и «субъекта».

3. Дух можно определить как то, что обладает тремя свойствами: чувством, волей и умом.

Таким образом, положительное определение духа есть в то же время и деление его, а потому должно согласовываться со всеми правилами логического деления.

4. Определение духа мы должны пополнить указанием на сосуществование его с телом.

Сосуществование духа и тела есть сочетание совершенно исключительное, своеобразное: здесь соединены основные элементы человеческого опыта - субъект и объект, дух и протяженная материя. И мы не можем сказать с уверенностью, что именно в основе этого соединения: причинная ли связь, или же сосуществование свойств.

5.Связь духа с телом нужно предполагать во всех без исключения духовных процессах.

Многие, начиная с Аристотеля, утверждали, что некоторыевиды деятельности духа не связаны с телесными процессами; но никто не отрицает того, что дух до некоторой степени зависит от тела. Однако все попытки провести точную границу между духовными процессами, зависящими от органов тела и не зависящими от них, оказались неудачны.

6. Характерную черту объектов психологии составляет сосуществование в них двух совершенно различных рядов явлений: всякий факт имеет две стороны.

А именно - каждое проявление чувствительности имеет духовную сторону, известную всякому по его собственному сознанию, и сторону физическую, т. е. ряд физических перемен, частью заметных с первого взгляда, частью же глубоких и скрытых.

Нужно ли — и, если нужно, то в какой степени — вводить описание этих физических сопровождений в изложение науки о духе, это зависит от обстоятельств. С одной стороны, раз параллельность явлений правильна и постоянна, то их нельзя опустить без ущерба для наших познаний в области собственно духовных явлений; с другой стороны вполне возможно, что духовные явления, как совершенно оригинальные и единственные в своем роде, лучше изучать совершенно отвлеченно от их физических сопровождений. Кроме того, решение этого вопроса находится в большой зависимости еще и от степени глубины наших знаний о нервной системе и вообще таких органах тела, деятельность которых связана с деятельностью духа: на одной ступени развития этих знаний, может быть, лучше совершенно опустить рассмотрение физических условий сознания, тогда как на другой, напротив, будет удобнее остановиться на их выяснении.

В действительной истории науки, вплоть до настоящего столетия, лишь очень немногие философы систематически обращали внимание на сопровождающие духовную деятельность физические процессы; наиболее заметными из них были Платон, Аристотель, Гоббс и Гартли. И несмотря на незрелость физиологических сведений их времени, все они (за исключением, может быть, только Платона) обязаны этим познаниям в высшей степени важными психологическими открытиями и догадками. В настоящее время, когда физиология поставила изучение этого предмета на новую, более солидную почву, можно надеяться, что параллельное изучение телесных и духовных явлений будет еще более плодотворным.

Таким образом, психология есть, с одной стороны, отдел общей биологии, а потому в ней имеют силу общие биологические законы. Охватывающий все области явлений закон сохранения энергии распространяется и на физические сопровождения духовных явлений и влечет за собой в высшей степени важные практические последствия.

С другой стороны, психология изучает единственное в своем роде явление: самосознание индивидуума, личности — предмет, которому нет подобного в области других естественных наук. Тем не менее, при изучении психической стороны духовных явлений имеют место те же методы, тот же дух научного исследования, что господствует и в других естественных науках: состояния сознания различаются по силе и продолжительности; они бывают простыми или сложными, содействуют или противодействуют одно другому, подчиняются законам возникновения, усиления, ослабления и т. п. Во всех этих отношениях духовные явления аналогичны физическим силам, так что привычки, приобретенные при точном исследовании физических деятелей и явлений, могут быть, с некоторыми поправками, оказаться полезными при изучении сложных явлений духа.

Двусторонность психических явлений отмечена и в языке. Все термины психологии произошли из слов, означающих явления внешнего мира. Одни из них имеют теперь уже почти исключительно субъективный смысл: «удовольствие», «страдание», «чувство», «мысль», «приятность», «страх», «сознание», «угрызения совести» и т.п. Зато другие сохраняют в то же время и отношение к некоторым объективным фактам; таковы, например, термины: «впечатление», «волнение», «возбуждение», «жадность», «раздражение». Этого рода термины двусмысленны, и мы не всегда можем сказать, означают ли они духовную или же физическую сторону явлений. Сверх того, мы вообще склонны представлять себе духовные явления как физические.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.