Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об организме и уровнях его организации




ЛЕКЦИЯ 1

Тема 1: ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

План:

  1. Предмет и содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
  2. Состояние здоровья современных детей и подростков. Понятие о здоровьесберегающих технологиях в работе ОУ.

 

1. Предмет и содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Анатомия – наука о строении организма, физиология – наука о функциях организма, возрастная анатомия и физиология изучает строение и функции организма в возрастном аспекте. Гигиена – наука о сохранении здоровья.

Будущих педагогов, воспитателей и психологов интересуют, прежде всего, возрастные особенности организма детей и подростков, а также способы сохранения здоровья детей в условиях школьного обучения. Поэтому в курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», наряду с общими гигиеническими вопросами, рассматриваются вопросы школьной гигиены.

В курсе рассматриваются вопросы строения, функций, гигиены и возрастных особенностей различных систем организма; изучаются возрастные закономерности работы нервной системы и высшей нервной деятельности, знание которых поможет педагогу правильно интерпретировать поведение детей и подростков, отличить те варианты поведения, которые не зависят от сознания ребенка от тех, которые обусловлены воспитанием, осознаю тся и могут быть скорректированы в ходе воспитательного процесса. В ходе изучения курса будущий педагог получает знания о морфо-физиологических закономерностях развития организма, получает основные биологические представления, позволяющие адекватно воспринимать материал, изучаемый в курсах психологии и педагогики, а, в будущем, адекватно участвовать в организации учебно-воспитательного процесса в ОУ.

Предметом изучения в данном курсе является организм.

Организм – это сложная открытая биологическая система:

сложная, т.к. состоит из большого числа элементов (органов, клеток, тканей);

открытая, т.к. не может существовать без обмена веществами, энергией и информацией с окружающей средой;

биологическая, т.е. живая;

система, т.к. составляющие ее элементы взаимосвязаны между собой.

С точки зрения химии, организм представляет собой высшее единство белков и нуклеиновых кислот. Широко известна формулировка Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел». Белки играют в жизнедеятельности организма решающую роль. Достаточно упомянуть ферментативную функцию белков. Ферменты – биокатализаторы химических реакций, протекающих в организме, и без них жизнь невозможна. Белки синтезируются в организме согласно генетической программе, а носителями генетической информации являются нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.

Живой организм отличается от неживой природы совокупностью следующих свойств:

1. способность к обмену веществ, под которым подразумевается совокупность физических и химических превращений, протекающих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с окружающей средой;

2. способность к росту и развитию;

3. свойство памяти, т.е. способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. В живом организме различают генетическую, иммунную память, а также память как свойство мозга, как психическую функцию;

4. раздражимость – способность реагировать на раздражители;

5. способность к саморегуляции, в которой принимают участие нервная и эндокринная система;

6. способность к адаптации, т.е. возможность приспособления к изменяющимся условиям существования;

7. способность к размножению.

В организме человека различают следующие уровни организации:

а) организменный;

б) уровень систем органов;

в) уровень органов;

г) уровень тканей;

д) клеточный уровень;

е) субклеточные уровни: уровень мембран, уровень органоидов и уровень молекул или биохимический уровень.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.