Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен слухов




 

Итак, такой феномен, как слухи, хорошо знаком каждому из нас. Слухи – это одно из самых массовых психологических явлений.

В обыденном сознании представление о слухах тесно связано с недостоверностью, лживости информации. Конечно, слухи могут содержать недостоверную информацию, равно как и официальные сообщения. Но в определении понятия слухов, по мнению А.П. Назаретяна, главным является не достоверность или недостоверность передаваемой информации. Важно то, что она (информация) передается по сетям межличностного общения.

Не всякий межличностный контакт включает передачу слухов. Циркуляция слуха происходит тогда, когда оценки, мнения, отношения, планы и доктрины сопровождаются неизвестными собеседнику сведениями о предмете. Таким образом, для определения слухов необходимы и достаточны два критерия: наличие предметной информации и канал, по которому она сообщается.

Слух – это передача предметных сведений по каналам межличностного общения (определение А.П. Назаретяна).

По мнению Д.В. Ольшанского, слухи – основной содержательный феномен функционирования информации в психологии масс, распространяющийся в первую очередь по своим особым, неформальным, неофициальным, неинституционализированным каналам связи.

Однако, анализируя феномен слухов, Д.В. Ольшанский выявляет их специфические характеристики в условиях современных СМК: «В последние десятилетия официальные, институционализированные средства массовой информации стали все больше превращаться лишь в новые, дополнитель­ные средства распространения слухов и сплетен. Так наконец реально оформилось давно подразумевавшееся разделение на содержательные феномены функциониро­вания информации в психологии масс (а это, в основном, и есть слухи и сплетни, как бы они не назывались — в том числе и «официальной информацией») и каналы рас­пространения информационных феноменов. Каналы, в свою очередь, подразделяют­ся на формальные (официальные, институционализированные) и неформальные» [с. 275].

Т. Шибутани дает определение слухов, основываясь, главным образом, на теспецифические функции, которые они выполняют: слух - это циркулирующая форма коммуникации, с помощью которой люди, находясь в неоднозначной ситуации, объединяются, создавая разумную ее интерпретацию, сообща используя при этом свои интеллектуальные потенции.

Анализ слухов – важнейший метод изучения массовой коммуникации по следующим причинам:

Во-первых, слухи – адекватный источник информации об общественном мнении, политических настроениях, отношении к руководству, государственному строю, средствам массовой информации и т.д. Особенно возрастает роль этого источника тогда, когда иные методы сбора информации затруднены.

Во-вторых, слухи часто служат катализатором социально-политических настроений и событий. Поэтому их учет помогает прогнозировать процессы в обществе и обогащает опережающую модель ситуации.

В-третьих, циркулирующие слухи являются активным фактором формирования настроений, мнений, а соответственно поведения людей и вызываемых им политических событий.

 

Классификация слухов

 

При изучении слухов используются различные основания их классификации:

1. Длительность жизни слуха, величина и структура аудитории (ее еще называют «вселенной» или «ареалом» слуха).

Один сюжет, отвечающий острым актуальным потребностям и настроениям, побуждает массу людей к немедленным действиям, тем самым влияет на ход политических и исторических событий – и остается разве что в писаниях мемуаристов (или вообще уходит в небытие). Другой, затрагивая интересы ограниченной социальной группы, не выходит за ее пределы. Третий, касающийся массовых, но периферийных интересов, надолго сохраняется в народной памяти, превращается в легенду или предание, в элемент национального эпоса. Наконец, отдельные слухи, превратившись в предания и мифы, приобрели поистине всемирно-историческое значение.

Например, слухи о рождении сына (дочери) Бога курсировали в разных народах еще до нашей эры и появляются и в наше время, охватывая при этом огромные аудитории.

Итак, можно условно выделить слухи-мгновенья (например: «Нас окружили!») и слухи-эпохи (к примеру, слухи о смерти Александра Македонского). Однако, как правило, заурядный компрометирующий слух «растворяется» за две недели.

2. Экспрессивный параметр классификации слухов. По экспрессивному параметру Ю.А. Шерковин различает три типа слухов: слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух.

Слухи-желания отражают надежды, ожидания и в целом благодушное настроение аудитории. Неопытному руководителю или политику часто кажется, что это «хорошее», т.е. благоприятное и безопасное явление. Между тем циркуляция слухов-желаний часто чревата разрушительными последствиями. Именно такой прием был с особой тщательностью отработан специалистами вермахта и весьма успешно применялся в военных и политических операциях XX века.

В период «странной войны» (1939–1940 годы, когда немецкие и англо-французские войска месяцами прозябали в окопах, не предпринимая никаких действий) немецкие лазутчики активно распространяли среди солдат противника сведения такого рода: «До нового года в Германии произойдет революция»; «скоро начнутся переговоры с немцами»... Зимой 1942 года, когда японские бомбардировщики стали достигать Калифорнии, среди ее жителей распространялся слух: «Японцам не хватит бензина даже на 6 месяцев»... Цель состояла в том, чтобы вызвать разочарование по поводу несбывшихся надежд, связанные с ним фрустрацию и деморализацию.

Слухи-пугала возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, государственный переворот и т.д.) и варьируют – от просто пессимистических до откровенно панических. Самая банальная фабула – грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов.

В период коллективизации в СССР на Кавказе распространялся такой слух: новые власти принесут большое одеяло, под которым придется спать всем жителям аула вместе с женами. Через полвека и более, аналогичный сюжет был зафиксирован в странах Ближнего Востока (Египет, Южный Йемен), в Афганистане и ряде других мусульманских регионов с началом мероприятий по кооперативизации сельского хозяйства.

Агрессивные слухи возникают там, где имеются напряженные отношения между социальными группами, причем даже явно стихийные или вызванные собственной неразумной деятельностью бедствия часто усиливают ненависть к какой-либо группе или личности. Актуализация манихейского мышления (зло имеет своей причиной дьявольский замысел, и главное – найти и покарать виновного) особенно характерна для религиозных культур.

3. Информационный параметр классификации слухов. Он отражает степень достоверности фабулы (информационный аспект). Слух совсем не обязательно несет ложную информацию.

По информационному параметру различаются четыре типа слухов – в зависимости от наличия в нем доли правдивой информации – от «- - - - «до «+ + + - «. Соотношение плюсов и минусов и демонстрирует информационную характеристику слуха (рисунок).

 

 

Рисунок. Классификационная таблица слухов (по А.П. Назаретяну).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.