Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Билет 1. Типы соотношений между значением слова и суммой значений составляющих его морфов




Билет 1. Типы соотношений между значением слова и суммой значений составляющих его морфов.

Сема - минимальная единица содержания в языке.

Семы:
- архисемы, которые отражают признаки, свойственные целым классам объектов.
- дифференциальные семы, которые в своей совокупности составляют ядро значения слова, определяя его объем внутри лексико-семантической группы слов и отличая значение данного слова от значений его "соседа". Они отражают непосредственные различия объектов.
- потенциальные семы, которые отражают различные второстепенные, иногда не обязательные признаки предмета, различные ассоциации, с которыми данный элемент действительности связывается в сознании говорящих

Морф - наименьшая часть словоформы.

Случай №1: значение слова полностью распределяется по его морфам.

(Приветливый

Привет- - корень слова. Привет = обращение к кому-нибудь, выражение чувства личной приязни, доброго пожелания, солидарности. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

-лив- -суффикс, с помощью которого образуются прилагательные, обозначающие состояние, действие, свойство, склонность к чему-либо или обладание каким-либо качеством.

Данное слово означает радушие, благожелательность, и может употребляться только в этом значении. (В тексте: приветливый образ, приветливый солнечный луч))

 

Случай №2: значение слова больше суммы значений его морфов.

 

(Рабочий. Рабоч- корень слова. Работать = трудиться над чем-н., а также вообще находиться в действии, в работе.

В данном случае трудно понять, идет ли речь о человеке, который трудится на благо какого-либо предприятия, или же о предмете, предназначенном для работы, используемом в какой-нибудь работе. Таким образом, значение данного слова больше, чем сумма значений составляющих это слово морфов.)

 

Случай №3: несоответствие между значением слова и суммой значений составляющих его морфов

 

Например: приударить (за кем-то)

Билет 2. Обсудите 3-4 задачи несоответствия между значениями слова и суммой значений составляющих его морфов, словосочетания – и его частей, предложения – и его членов.

Билет 3. Обсудите 3-4 задачи преобразования имени на заданный семантический элемент, выражаемый словообразовательными средствами

Билет 4. Обсудите 3-4 задачи преобразования глагола на заданный семантический элемент, выражаемый словообразовательными средствами.

Значение однократности

Глагол СВ; глагол НСВ и обстоятельство времени

Глаголы СВ и НСВ, которые входят в коррелятивные пары про кратности (Однажды мы встретились(встречались); Они один раз поцеловались (целовались) и т.д.)

+ указание на конкретность объекта

+ за петь, за молчать

Значение результативности

Действие, доходящее до опред. точки (дочитать (дочитывать) – условно конечной

+ недо варить, пере варить и др.

Продолжение по времени:

- приставки по- про-

- предлог за

Интенсивность действия:

- суффикс -ива-

Множество субъектов:

-… ало -али (Понабежало и т.д.)

Билет 5. Что такое синтаксическая деривация, чем она отличается от других типов деривации и какую практическую ценность представляет.

Синтаксическая деривация – тип деривации, происходящий внутри одного и того же лексического значения: размышлятьразмышление

Семантическая деривация указывает на связь семантического поля обозначений … со смежными полями.

Лексическая деривация - тип деривации, при которой лексическое значение производного не тождественно значению мотивирующего его слова: снег - подснежник.

 

Билет 6. Дайте определения корня, суффикса, окончания и аргументируйте эти определения.

Корень – непроизводная основа, являющаяся носителем вещественного значения слова. Корень выделяется путем отделения аффиксов и вычленения общей, далее нечленимой части родственных слов. Например, в словах стол, столик, столовая, столоваться, застольный, настольный корневой морфемой является часть стол-, соответствующая понятию “стол".

Суффикс – служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.

Окончание - служебная морфема, находящаяся за пределами основы и служащая для выражения синтаксических отношений данного слова к другим словам в словосочетании и в предложении.

 

(Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.)

Билет 7. Когда и зачем необходимо определять род существительного?

Когда:

- Профессии (врач, директор, секретарь и др.)

- Качество, черта (соня, зануда, забияка)

Зачем?

- Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, когда речь идет о враче, директоре и т.д., чей пол неизвестен

Билет 8. Назовите 3-4 случая несоответствия между числом и грамматической характеристикой имени и количеством обозначенных предметов.

Показатель единственного числа существительных может зачеркиваться лексическим значением существительного, чуждым идее количественного противопоставления. «Чуждость» количественной характеристики может быть заложена и в самом корне (золото, ртуть), и в суффиксе со значением собирательности (студенчество) или абстрактного признака (смелость, синева).

 

Десемантизация значения ед.ч сосуществует с приобретением формами ед.ч. сущ. значения «все» или «любой,всякий» (Покупатель всегда прав, книга – источник знаний). – т.е. обобщение.

+ такие слова, как дрова, духи, шахматы и др.

+ грамматическое мн.ч. существительных, обозначающих считаемые предметы и не имеющих форм ед.ч: ножницы, ворота, сутки. (Но дело могут поправить лексические числовые показатели)

+ значение формы мн.ч. оказывается также десемантизированным в таких случаях: У нас гости: тесть приехал; У него родственники есть: брат.

 

Билет 9. Каковы основные значения беспредложных падежных форм существительных

Наиболее распространенным является случай, когда падежная форма имени подчинена или связана с глагольной.

В этом случае:

Форма именительного падежа чаще всего обозначает субъект действия или состояния, а при глаг. формах страдательного залога – объект действия: Город просыпается и Город был основан в XIV веке.

Формы родительного и винительного падежей существительного обычно обозначают объект, на который направлено действие: лишиться покоя, добиться успеха. + сущ.-е могут обозначать и субъект состояния (больного знобит), и субъект действия (воды прибывает).

Форма дательного падежа существительного, как правило, обозначает адресата.

Формы творительного падежа:

· субъект действия при глаголах в форме страдательного залога (улица освещается фонарями)

· объект действия при глаголах, напр., семантического поля «руководства» (командовать полком, руководить коллективом)

· орудие действия (работать руками)

· характеристики, связанные с временем (приехать поздно)

Билет 10. Приведите по 2-3 примера нестандартного обозначения каждого их участников ситуации (субъект, объект, адресат, орудие).

Субъект:

Объект: Больного знобит. Воды прибывает.

Адресат: Ей было весело. Мне исполнилось 19.

Орудие: Дети остались довольны подарками.

 

Билет 11. Многозначность русских предлогов и значение этого обстоятельства для рецептивных и продуктивных речевых действий.

Билет 12. Назовите 3-4 случая несоответствия между временем как грамматической характеристикой глагола и временем обозначенного события.

 

Билет 13. Чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида и какое значение имеют эти различия для рецептивных и продуктивных речевых действий.

Непроизводные глаголы НСВ обычно употребляются в двух случаях:

1. Когда отнесенность обозначенного действия или состояния к конкретному случаю или многим ситуациям абсолютно ясна из самого общения.

2. Когда производитель речи сознательно хочет избежать ясности в обозначении количества действий или состояний.

СВ когда:

1. Когда говорящий хочет охарактеризовать действие или состояние как имевшее место 1 раз

СВ – о конкретном, НСВ – об обобщенном, размытом.

+ приставки к глаголам (пары – СВ-НСВ)

Билет 14. Назовите 3-4 случая расхождения между наклонением глагола и модальностью обозначенного события.

Просьба:

· Ты не мог бы выйти?

 

Приказ: (побуждение к действию, а не значение реальности)

 

· Ты отведешь собаку к генералу и спросишь там, скажешь, что я нашел и прислал

 

Ирония, язва:

 

· Хоть бы помогла мне!

Повествование

· А она возьми и выйди именно в этот момент!

Пожелание:

· Если бы ты только мог для меня это сделать…

 

Билет 15. Чем различаются формы действительного и страдательного залога глаголов и какое значение имеют эти различия для рецептивной и продуктивной речевой деятельности?

Улица освещается фонарями

-ся не привносит в предложение никакого нового, дополнительного семантического содержания, а лишь задает определенные формальные характеристики для выражения актантов. → - ся = окончание

Экзамены начинаются

Благодаря -ся меняется сама семантика глагола, из обозначения действия, предполагающего наличие объекта, этот глагол превращается в обозначение действия безобъектного, замкнутого целиком в самом субъекте. → -ся = суффикс

Употребление глагольной формы с -ся (формы страдательного залога) позволяет либо вовсе не упоминать производителя действия, либо вывести его «из фокуса» предложения, сместить его на периферию.


[1] Часть примеров из: Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 1997




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.