Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура в воспитании А. С. Макаренко




В современной педагогике термин «образование» утратил буквальное значение формирования «образа» человека в том широком смысле, в котором он использовался Лесгафтом. Сейчас под «образованием» понимают овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, а также освоения опыта человечества в определенном направлении.

В трудах П.Ф.Лесгафта – касаются ли они анатомии и физиологии, психологии и педагогики, гигиены и общей теории развития организма – человек всегда рассматривается как целостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им сторон воспитания.

Понятие «образование» появилось впервые в работах Н.И.Новикова (1744-1818гг.), однако представителей прогрессивной русской педагогики, как синоним воспитания – «образование сердца» и как синоним просвещения – «образование разума».

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, т.е. формирование его как личность, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «…задачей школы считать выявление значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек».

Не отказываясь от такого смысла рассматриваемого понятия в современном научном знании, обратим внимание на гораздо более глубокий подход к его сущности, обнаруживаемый у П.Ф.Лесгафта.

Физическое образование рассматривается как системное состояние человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Свой капитальный труд о физическом воспитании он называет «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В современной науке это понятие сохранилось и отражает ту сущность, которую вложил в него Лесгафт.

Рассмотрим здесь прежде всего те вопросы, которые получили дальнейшее развитие в теории и практике советской школы и имеют принципиальное значение для правильного понимания сущности процесса физического воспитания школьников и его дальнейшего совершенствования. Это конечно же трактовка роли и места физических упражнений в формировании личности растущего человека. Здесь обращает на себя особое внимание введение П.Ф.Лесгафтом понятия «физическое образование».

В истории развития педагогической теории П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место – как основоположнику отечественной науки о физическом воспитании. Ему удалось создать оригинальную, стройную и развернутую систему физического образования (воспитания). В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

Во второй половине ХIХ в. отдельные авторы весь процесс развития личности обозначают термином «образование». Полагаем, что на такой позиции стоял и П.Ф.Лесгафт. И когда он пишет об образовании, то имеет в виду формирование человека как личность. Поэтому целевой установкой физического образования детей школьного возраста является стремление научить их сознательно управлять всеми своими движениями, руководствуясь при этом нравственными началами, точно различать пространственные и временные отношения и в результате приобрести умение действовать сообразно окружающей обстановке. В этой целевой установке сливаются воедино задачи образовательные и воспитательные.

 

А.С.Макаренко не был специалистом по физкультуре, но, зная военный строй и военную гимнастику, занимался физическим воспитанием колонистов и коммунаров. Он отмечал положительное влияние на воспитанников правильной военной выправки на занятиях по физической культуре. Внешний облик колонистов, коммунаров: стройность, умение спокойно и свободно держать себя, уверенная пружинистая походка, - все это было результатами правильной военной выправки и занятий по физической культуре. Об этом свидетельствуют и материалы экспозиции мемориального музея Музея-заповедника А.С.Макаренко и комнаты-музея А.С.Макаренко при Полтавском ГПУ. Им положено начало военной игре, ставшей впоследствии одной из важных составных частей физического воспитания в колонии, а затем коммуне. Колонисты были увлечены военным строем, их стремление к военной игре внесло много нового в занятия. Привычка на всякое приказание отвечать "есть" и салютовать взмахом руки была введена в колонии под влиянием военных игр и занятий физической культуры. Все это способствовало тому, что воспитанники отличались внешней подтянутостью, военной выправкой, дисциплинированностью и организованностью. В коллективе Макаренко, особенно в коммуне, степень четкости и организованности всего коллектива была так высока, что в случае надобности коммуна могла собраться, построится и выступить в течение трех минут. Таких примеров организованности в течение последних 17 лет в доступной нам литературе не обнаружено. Анализ воспитательной работы в колонии и коммуне подтверждает: А.С.Макаренко применял разнообразные педагогические приемы, чтобы укрепить здоровье воспитанников, воспитать у них важные физические качества. Средствами физического воспитания в его педагогической практике были: различные игры, катанья на лыжах, коньках, экскурсии, походы, лагеря, купанье, плавание, военные занятия и т.д.Им установлен обязательный для всех минимум по физическому воспитанию, который служил показателем здоровья и физического состояния, что соответствует современным подходом в оценки здоровья школьников. Каждый коммунар обязан был сдавать нормы на значки БГТО и ГТО и Ворошиловский стрелок. В настоящее время школьники, учащиеся, студенты сдают нормативы (тесты) характеризующие их успеваемость по физической культуре и физическую подготовленность. Он утверждал, что для воспитания детей необходимо создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать, благодаря которым выходит закаленный и хороший человек. Занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, в течение всего года, прогулки, экскурсии, туризм были важным фактором в педагогической практике Макаренко. Разные по своим наклонностям дети увлекаются и разными видами физических упражнений. Для этого необходимо создать столько возможностей, сколько может быть проявлено наклонностей, это составляло предмет особых забот А.С.Макаренко. Факты, взятые из жизни колонии и коммуны подтверждают, что здесь проводилась большая педагогическая целесообразная работа по материальному обеспечению физического развития ребят. На сей день большинство школ (особенно сельских), а также заведения профессионально-технические и высшего образования не располагают необходимыми материальными базами (площадками, спортивными снарядами и т.д.), что затрудняет проведение учебных, физкультурных, спортивных и других занятий и не обеспечивает разрешению задач обо всех и индивидуального подхода к каждому. А.С.Макаренко был против одностороннего увлечения каким-либо одним видом спорта, так как при этом не может быть осуществлено гармоничное физическое развитие. Он указывал на необходимость внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характер всепоглощающей страсти. Нужно вызывать у воспитанников гордость не только своим личным успехом, но преимущественно успехом команды. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. А.С.Макаренко высоко ценил коллективные действия спортсменов, их умение приложить свое спортивное мастерство в интересах всей команды. Так, в коммуне поощрялись коллективные начала и в выявлении спортивных достижений. Чемпионами являлись команды по отдельным видам спорта. Сильные спортсмены в числе команд не возвышались над коллективом. В команде не было борьбы за персональное чемпионство, рекордсменство. Все мероприятия по физической культуре и спорту теснейшим образом увязывались с жизнью, с политическими событиями страны. Спорт строился на коллективистических началах и не рассматривался как самоцель. Разнообразие средств физической культуры и спорта использовались как один из педагогических методов сплочения коллектива и коллективистского воспитания. В практике физического воспитания А.С.Макаренко использовал различные игры. Выполняя роль универсальной гимнастики, имеющей большое гигиеническое и оздоровительное значение, игры вместе с тем содержат воспитательный элемент. В играх (спортивных, подвижных, военных) он видел развитое чувство взаимной помощи, дружбы. Во время игр формируются характеры воспитанников, развивается их ум и воля. Многие игры, по его мнению, приносят не меньше пользы, чем систематические физические упражнения. Без игры, считал Макаренко, трудно создать настоящий, веселый, бодрый детский коллектив. Игра имеет особое значение для красоты детского коллектива и воспитания эстетики внешнего поведения детей, она украсит их внутренний мир. Введение третьего урока (игрового) в программу по физическому воспитанию и использование в учебно-воспитательном процессе традиционно национальных подвижных игр, в том числе и спортивных созвучны этому поколению. В колонии, комму не создавались и свои игры, которые никогда не оставались неизменными. В их основе были возможности для совершенствования, усложнения различными вариантами, которые требовали от участников более высокой физической подготовленности, более сложных двигательных умений и навыков. А.С.Макаренко указывал на огромное из значение для формирования у воспитанников привычек нравственной, мотивированной активности и сдержанности. В настоящее время отмечается рост популярности в детской и молодежной среде игровые виды нефизической деятельности (игровые автоматы, компьютерные игры и т.д.). Основным пониманием для выработки привычек в процессе физического воспитания, он признавал такие компоненты: цель деятельности, эмоции, вызванные достижением цели, освоение и повторение большого количества отдельных действий, активизация умственной деятельности, связанной с осмыслением необходимости действий (правильно поступать), их культура. Физическое воспитание, считал Макаренко, должно направляться интересами коллектива, сопровождаться воспитанием сознательности. Учитывая, что в настоящее время особенно усиленно разрабатываются основы для построения новых типов обучения, где доминирующую роль приобретают психологические особенности личности отсюда, маловероятна реализация положения коллективистского потенциала в современной педагогической практике физического воспитания. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

В играх дети общаются со своими сверстниками, учатся сотрудничеству, умению подчинять личные интересы интересам коллектива, помогать товарищам. 6 результате дети становятся более общительными, дисциплинированными, самокритичными, осознают себя как часть коллектива. Младшие школьники, как и дошколята, любят играть с различными предметами – флажками, палочками, обручами, мячами, игрушками. Девочки по весне самозабвенно упражняются со скакалкой, играют в «классики». Мальчики и подростки играют в футбол и хоккей. Однако приходится с сожалением отмечать, что в подвижных играх участвуют далеко не все дети школьного и дошкольного возраста. Да и выбор игр невелик. Почти не играют сейчас в лапту, вышибалу, палочку-выручалочку и др., которые хорошо знают родители старших детей, бабушки и дедушки. Расскажите ребятам правила этих увлекательных и полезных игр, примите сами участие. Это прекрасная форма общения с детьми, укрепление взаимопонимания. Ни с чем не сравнима их радость в случаях, когда родители находят время поиграть вместе, поболеть за команду, принять участие в постройке снежной крепости, спортивной площадки.

Устройства для игр довольно просты. На любом дворе можно натянуть сетку для волейбола, подвесить баскетбольные корзины и колышки для набрасывания колец, сделать столы для тенниса.

Даже на небольшом дворе можно играть в «малый футбол». Для этого футбольный мяч привязывают на крепкой бечевке к колышку, забитому вровень с поверхностью земли. Две команды стоят рядами друг против друга, и каждый играющий старается ударом ноги забить мяч между игроками противоположной команды.

Игра «Стой!». Рассчитавшись по порядку номеров, дети становятся за несколько шагов от ровной высокой стены. Один игрок бросает волейбольный (или резиновый) мяч в стену, громко называя номер кого-нибудь из рассчитавшихся. Вызванный ловит мяч с лета и опять бросает его в стену, произнося номер нового игрока, Тот, в свою очередь, бросает мяч в стену, вызывая третьего и т, д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из вызванных не сможет поймать мяч. В таком случае все разбегаются, а игрок, пропустивший мяч, поднимает его и кричит: «Стой!», после чего «салит» любого из играющих. Если промахнулся, ему засчитывается штрафное очко, и игра начинается снова.

Если бросивший мяч попал в товарища, все опять разбегаются, а «запятнанный» поскорее поднимает мяч, кричит «Стой!» и бросает его в любого из игроков. Так продолжается игра до первого промаха. Промахнувшемуся засчитывается очко, и игра опять начинается с броска о стенку. Выигрывают те, кто не получил штрафных очков или получил их меньше, чем остальные.

Пятнать другого игрока можно только с того места, где мяч был поднят. Разбегающимся игрокам разрешается прятаться за местные предметы. Остановившись, можно увертываться от мяча и подпрыгивать на месте. Игрок не считается осаленным, если поймает брошенный мяч, в этом случае штрафное очко получает тот, кто бросил мяч. После этого игра снова начинается с броска мячом о стенку.

Разнообразные предметы для подвижных игр, такие, как малый, средний и большой мяч, скакалка, обруч, ракетка, клюшка, необходимы детям так же, как учебники и книги. Приучайте детей следить за спортивной площадкой, бережно относиться к инвентарю, содержать его в порядке, хранить в определенном месте, если надо, ремонтировать. Поощряйте их стремление самостоятельно изготовлять простейшие пособия для совместных игр.

 

Физическая культура в жизни крупных ученых.

Древнерусские письменные и иные источники свидетельствуают, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле такие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба излука, верховая езда. Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.
По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это способствовало оформлению, с одной стороны, народной физической культуры, а с другой стороны — физической культуры, распространенной среди привилегированных слоев общества.
Самобытность восточных славян в физическом воспитании проявлялась в проведении по праздникам так называемых игрищ. В них были и состязания в прыжках, борьбе, кулачных боях, в беге, в стрельбе из лука, верховой езде и др. Наряду с такими состязаниями одновременно проводились и игры в городки, «горелки». В зимнее время люди ходили на лыжах. Дворяне широко использовали в физическом воспитании верховую езду, сражения с применением холодного оружия (шпаги, рапиры, сабли), стрельбу из лука и т.д.
В XVII в. русские просветители отстаивали позиции единства умственного и физического развития человека.
Известный государственный деятель второй половины XVII в. Ф.М.Ртищев (1626—1673) организовал училище при Андреевском монастыре на Воробьевых горах. Им был приглашен в школу монах Епифаний Славинецкий, который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания. Его мысли о воспитании отражены в седьмой главе его книги «Гражданство обычаев детских», специально посвященной вопросам физического воспитания детей. Он пропагандирует игры, которые одновременно развивали бы ум и тело ребенка. Епифаний Славинецкий считал, что основное назначение игры — создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, использование ее для разумного отдыха. Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Кроме того, игра им рассматривалась как средство, вырабатывающее у детей терпение, выдержку, способность в будущем переносить

тяготы жизни и физические страдания. Любопытно, что Епифаний Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизительными штрафами с проигравшего в виде подметания пола, поднесения воды победителю, надевания позорного венка из лопухов и т.п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей.
Значительное развитие физическое воспитание в России получило только в период царствования Петра I. Он впервые ввел обязательное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре I физическое воспитание стало носить государственный характер.
Поощрительное отношение Петра I к физическому воспитанию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость физического воспитания. Русский историк и государственный деятель В.Н.Татищев, сподвижник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др. выступали за то, чтобы физическое воспитание стало частью всего воспитания.
В 1717 г. вышло уникальное произведение — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества», в котором был обобщен опыт физического воспитания детей и подчеркивалась важность всестороннего воспитания личности в семье и школе.
О тесной взаимосвязи физического и психического развития высказывались просветители Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, А. Ф. Бестужев. Автор трактата о воспитании А. Ф. Бестужев считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище, чтобы раньше начать более рациональное воспитание. В своих трудах он высказывал важную мысль о том, что изнеженное воспитание ведет к слабости тела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только мальчиков, но и девочек.
Высоко оценивал значимость физического развития для здоровья человека и великий русский ученый М. В.Ломоносов. В частности, он рекомендовал больше двигаться, заниматься физическим трудом. Эта мысль его ярко выражена в следующих словах: «Поспешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестьянах пахотною работою, в купечестве — дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами»
Идею М.В.Ломоносова о необходимости постоянного движения для совершенствования физического воспитания развил И.Л.Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнениями, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания. Придавая большое значение единству умственного и физического воспитания, И.Л.Данилевский отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.
Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бецкого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендовал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И.Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и увеселению природа в детские годы — главные средства к умножению здоровья и к укреплению телесного сложения.
В начале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского образования, получают развитие верховая езда, фехтование, борьба и разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают культивироваться разнообразные игры и физические упражнения.
Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педагогических основ физического воспитания. Так, русский просветитель Н.И.Новиков (1744—1818) в последней четверти XVIH в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.
Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека проходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс физического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. При этом особое внимание уделяется закаливанию организма и контролю за правильной осанкой детей.
Академик А. П. Протасов, профессор анатомии, впервые в России в конце XVIII в. вводит понятие «физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обоснована необходимость движений для сохранения здоровья.
Его современник ученый-медик Н. М. Максимович-Амбодик настойчиво выступал за необходимость гармонического воспитания детей. Вопреки сложившимся традициям, он считал, что уже с первых дней после рождения ребенку вместо тугого пеленания должна быть предоставлена максимальная возможность к всевозможным движениям.
По его мнению, «тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет». Для воспитания здоровых и физически развитых людей Н.М. Максимович-Амбодик рекомендовал закаливать детей, заблаговременно приучать их к «холоду и ко всем
I воздушным переменам». Особое значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, — писал он, — в их забавах и
упражнениях... Они могут играть, резвиться, прыгать, веселиться... Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к
игре и забавам». Н.М.Максимович-Амбодик ясно себе представлял и то обстоятельство, что каждый возраст имеет свои особенности и поэтому к воспитанию детей, в том числе и
физическому, нужно подходить индивидуально. По этому поводу он писал, что требования к детям всегда должны быть соразмерны сложению их тела, возрасту, способностям, крепости, силам те-
Влесным и получаемой ими пище.
Русский писатель А.Н.Радищев (1749—1802) также придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здоровью.
Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рассматривается как часть всестороннего воспитания. Физической культу pe уделялось серьезное внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в далеком прошлом 1.
Проблемы физического воспитания в России во второй поло-
I вине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов и ученых.
Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И.Пирогов (1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало.
Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К.Д.Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный процесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз эффективнее будничного воспитания. Процесс умственного воспитания виделся им в неразрывной связи с физическими упражнениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эффективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям.
Особая роль в пропаганде подвижных игр в физическом воспитании принадлежит педагогам Е.А. Покровскому (1838 — 1895), П.Ф.Каптереву (1849 — 1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное средство разностороннего воспитания ребенка.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф.Лесгафт (1837—1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России.
П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности и Е. А. Покровский, большое внимание в физическом воспитании уделял подвижным играм. Процесс воспитания, по его представлению, должен начинаться в семье и продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести «...опытность справляться с препятствиями, которые встречаются в жизни». В занятиях подвижными играми он видел также возможность приобретения ребенком самостоятельности в действиях, основанной на личной инициативе, благодаря которой у человека вырабатывается твердый характер и большая сила воли.
Положительно относясь к подвижным играм, он рекомендовал выбирать из них те, которые наиболее подходят к цели, поставленной преподавателем. Игры должны оказывать благотворное влияние на психику и физическое состояние ребенка. В своих научных трудах П.Ф.Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Принцип осознанности при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф.Лесгафта, является необходимым условием для гармонического развития личности; осмысленность своих физических действий помогает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании П.Ф.Лесгафт рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упражнения. Разученные движения должны закрепляться в подвижной

игре. Он обращал особое внимание на то, что гармоничное развитие — длительный и последовательный процесс, связанный с постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей.
Особую роль в физическом воспитании П.Ф.Лесгафт отводил преподавателям. Они должны не только регулировать и направлять учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься своим телом и производить своей внешностью благоприятное впечатление.
Учитель физкультуры, по мнению П.Ф.Лесгафта, должен владеть «словом много лучше, чем учитель словесности», систематически готовиться к занятиям, предусматривая смену упражнений, их разнообразие. В разработанной им теории «прибавочных раздражителей» он отрицал соревнования, поощрения и наказания во избежание унижения или возвышения ребенка.
Следует отметить, что в России физическое воспитание как государственная дисциплина развилось значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. Изучив и проанализировав все мировые системы, П. Ф. Лесгафт в конце XIX — начале XX в. создал оригинальную российскую систему воспитания. Она была создана с учетом лучших мировых систем и национальных традиций. Созданная П.Ф.Лесгафтом теория физического воспитания не утратила своего значения до нашего времени, многие ее положения актуальны и сегодня.
Идеи П.Ф.Лесгафта продолжил его ученик, В. В.Гориневский (1857 — 1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная лаборатория по изучению проблем, связанных с физическим воспитанием. Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятельность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял физическому воспитанию особое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В.Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в Педагогическую науку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.