Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи




Товар и его свойства

Результатом процесса труда выступает продукт труда или благо. При товарной организации общественного производства продукт труда приобретает форму товара, т.к. производится не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты труда. Как и продукт труда, товар характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность людей и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны товара.

Товаром продукт труда становится только тогда, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость.

Потребительная стоимость - это способность товара удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность для человека.

Для того чтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, имеющие нематериальный характер: услуги образования, медицины, сферы культуры, быта, науки, транспорта и пр. Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (хлеб, масло, мясо, одежда, обувь и т. д.), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо, оружие и т.п.).

 

Способность товара удовлетворять потребности людей возникает благодаря совокупности механических, физических, химических и других свойств, которыми обладает товар. Именно эти свойства определяют натурально-вещественную сторону товара. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства человеческого общества независимо от его общественной формы.

Потребительная стоимость реализуется в процессе потребления товара и проявляется лишь в отношении человека к вещи, она не выражает никаких общественных отношений, т.е. отношений между людьми. Потребительная стоимость качественно различает товары, делает их несопоставимыми между собой, не позволяет количественно сравнивать товары.

Поскольку товар предназначен для удовлетворения потребностей не товаропроизводителя, а других людей, для общества, то и потребительная стоимость товара существует не для его производителя, а для общества, т.е. является общественной потребительной стоимостью. Только в этом случае продукт труда пройдет через отношения обмена, станет товаром. Товар обязательно должен быть потребительной стоимостью, иначе его никто не купит. Производителя товара потребительная стоимость интересует лишь постольку, поскольку она связана со способностью товара обмениваться на другие товары. Потребительная стоимость является носителем меновой стоимости товара.

Меновая стоимость - это способность товаров обмениваться друг на друга в определенной пропорции, в определенном количественном отношении.

Соотношения, в которых обмениваются товары, не случайны и обусловлены общим качеством, в одинаковой мере присущим всем товарам и независимым от способов выражения меновой стоимости и натурально-вещественной формы товаров. Таким общим качеством не могут быть физические, химические или какие-либо другие природные свойства, поскольку они различны у разных товаров.

Общим качеством всех товаров, лежащим в основе меновых пропорций, является создавший их труд. Как результат затраты человеческого труда вообще, безотносительно к его конкретной форме, все товары качественно однородны и количественно соизмеримы.

В данном случае имеются в виду не определенные, конкретные виды труда, которые качественно различны между собой и которые обусловливают особенности конкретных потребительных стоимостей, а труд в физиологическом смысле, т. е. затраты мускульной, нервной и умственной энергии человека.

«Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, - писал К. Маркс, - то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Как кристаллы этой общейим всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости».

Стоимость товара - это затраченный на производство товара и воплощенный в нем общественный труд. Стоимость проявляется при обмене товаров, ее внешним проявлением, формой выступает меновая стоимость.

Стоимость - это не только сгусток труда в товаре, но и воплощенное в нем общественное отношение, как бы прикрытое вещной оболочкой. Приравнивая в обмене свои товары по стоимости, люди тем самым вступают в экономические отношения. «Как стоимости, - отмечал К. Маркс, - товары суть общественные величины, - следовательно, нечто абсолютно отличное отих «свойств» как «вещей». В качестве стоимостей они представляют лишь отношения людей в их производственной деятельности».

Таким образом, каждый товар имеет две стороны: потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость и стоимость товара составляют единство, и одна без другой существовать не могут: если товар утрачивает свою потребительную стоимость, он вместе с ней утрачивает и стоимость. Товар как единство потребительной стоимости и стоимости по природе своей двойственен, противоречив.

Различия между потребительной стоимостью и стоимостью заключаются в следующем.

Потребительная стоимость товара определяется его естественными свойствами, стоимость - общественными отношениями. В стоимости товаров нет ничего вещественного. Стоимость - это общественное свойство товаров.

«...В стоимость, - отмечал К. Маркс - не входит ни одного атома вещества природы. Вы можете ощупывать и разглядывать каждый отдельный товар, делать с ним что вам угодно, он как стоимость остается неуловим».

Потребительная стоимость отражает отношение человека к продукту труда, стоимость - отношения между людьми.

Потребительная стоимость существует во всяком обществе, стоимость - только при товарном производстве, товарно-денежных отношениях.

Потребительная стоимость различает товары, стоимость делаетих сопоставимыми.

Двойственность товара проявляется в процессе обмена. Для производителя товар не является потребительной стоимостью, производитель заинтересован в реализации его стоимости, в компенсации затрат своего труда. Но реализация товара как стоимости может произойти только в том случае, если товар будет признанкак общественно полезная вещь, станет общественной потребительной стоимостью. Если товар не найдет покупателя, он потеряет свойство общественной потребительной стоимости, а вместе с ней он потеряет и стоимость. Труд, затраченный на его производство, окажется затраченным напрасно и не будет возмещен.

Двойственность товара обусловлена двойственным характером труда товаропроизводителя - труд каждого, из них является одновременно конкретным и абстрактным.

Конкретный труд - это труд определенного вида, характеризующийся применением специфических орудий и предметов труда, своеобразием производственных операций и определенных ими профессиональными знаниями, приемами и навыками работников. Конкретный труд является источником потребительных стоимостей. Он существует на всех этапах развития общества, во всех общественно-экономических формациях, т. к. обеспечивает любое общество всеми необходимыми для его существования благами.

«...Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, - писал К. Маркс, - есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь».

Вместе с тем в физиологическом смысле любой труд - это затраты человеческой энергии: затраты мускульной, нервной и умственной энергии человека. Такой качественно однородный труд, выступающий как простая затрата физиологической энергии человека (или любой другой энергии) без конкретной формы проявления этой затраты, называется абстрактным трудом.

 

Воплощенный в товаре абстрактный труд есть его стоимость.

Идея о трудовом происхождении стоимости была выдвинута задолго до К.Маркса. К основоположникам трудовой теории стоимости относятся родоначальники классической буржуазной политической экономии: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Однако именно К. Маркс внес главный вклад в трудовую теорию стоимости - открыл и проанализировал двойственный характер труда, создающего товар.

«Всякий труд, - писал он, - есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, - и в этом своем качестве одинакового, или абстрактного человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости».

Труд вообще и труд на других существуют на всех этапах развития общества. Однако лишь при определенных исторических условиях продукт труда приобретает форму товара, труд вообще - форму абстрактного труда, а общественная сторона продукта -форму стоимости.

В стоимости воплощается не просто общественный труд, а общественный труд особого рода, специфика которого заключается в том, что общественный характер труда в условиях товарного производства скрыт его частной формой, и проявляется только в процессе обмена.

Экономической основой простого и капиталистического товарного производства является частная собственность на средства производства, при которой каждый товаропроизводитель обособлен и формально независим от всех других товаропроизводителей, а его труд внешне также независим от общества. Конкретный труд товаропроизводителей выступает как частный труд. Вместе с тем, товарное производство основано на широком общественном разделении труда, что создает между товаропроизводителями неразрывные взаимосвязи и взаимозависимости: каждый обособленный товаропроизводитель изготовляет определенные потребительные стоимости не для себя, а для других членов общества.

Следовательно, каждый товаропроизводитель своим трудом удовлетворяет часть общественной потребности в определенной потребительной стоимости, а поэтому труд каждого товаропроизводителя носит общественный характер. Свое общественное значение труд обнаруживает лишь в сфере обмена, где он выступает как одинаковый общечеловеческий труд, воплощенный в различных товарах, т. е. как труд абстрактный.

Абстрактный труд в отличие от конкретного качественно не различается у разных товаропроизводителей. Мы можем различать лишь большее или меньшее количество абстрактного труда, затраченного на изготовление товаров, и соответственно большуюили меньшую их стоимость.

Абстрактный труд, создающий стоимость, - это специфическая общественная форма труда, присущая лишь товарному производству и выражающая общественные производственные отношения между обособленными товаропроизводителями.

Данное положение относится и к материализации абстрактного труда - к стоимости: она не естественное, а сугубо общественное свойство товара, в котором, по выражению К. Маркса, нет ни одного атома вещества природы. Обнаруживает себя стоимость, как и труд отдельного товаропроизводителя свой общественный характер, лишь через обмен товаров, через приравнивание одного товара к другому.

Стоимость товаров есть выражение общественных производственных отношений между разрозненными товаропроизводителями.

Таким образом, стоимость выражает исторически определенные производственные отношения людей, при которых взаимный обмен деятельностью происходит на основе обмена товаров в соответствии с затратами абстрактного труда на их производство.

Величина стоимости товара. Отдельные товаропрои­зводители на изготовление одного и того же товара расхо­дуют разное количество труда или рабочего времени. Ра­бочее время, которое затрачивается на производство това­ров отдельным товаропроизводителем, называется индиви­дуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может определяться этим временем. При таком подходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник.

Величина стоимости товара определяется не индивиду­альными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной сто­имости при наличии общественно нормальных условий про­изводства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда. В национальной экономике в качест­ве общественно необходимого времени выступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного вида товаров.

По мнению сторонников теории предельной полезнос­ти, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый харак­тер. Затраты труда на производство тех или иных товаров, по их мнению, осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях.

Впервые попытку разграничения индивидуальных и общественно необходимых затрат сделал Д. Рикардо. Од­нако под общественно необходимыми затратами он пони­мал худшие условия производства, причем не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Он также считал, что в основе изменения величины стоимости лежит изменение производительности труда.

Действительно, решающее влияние на величину стои­мости товара оказывает производительность Труда. ^ Произ­водительность труда — это его эффективность, плодо­творность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величи­ной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей про­изводится в единицу времени, тем выше производитель­ность труда, и наоборот.

Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для произ­водства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. Предположим, что продолжительность ра­бочего дня 8 ч. За это время производится 16 единиц товара. Величина стоимости каждой из них равна 30 мин. При повышении производительности труда в 2 раза за те же 8 ч будет изготовлено 32 единицы товара и величина стоимости снизится до 15 мин.

Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивности труда. Под интенсивностью труда по­нимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве про­дуктов и создает большую по величине стоимость в едини­цу времени. Допустим, что в нашем примере интенсивность труда возросла в 2 раза. Это означает, что товаропроизво­дитель за те же 8 ч затратит в 2 раза больше труда, который воплотится в 32 единицах, а стоимость единицы товара останется без изменения (30 мин).

 

Тео́рия преде́льной поле́зности или преде́льных изде́ржек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа), У. С. Джевонсом и А. Маршалом.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г. Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф.Ф. Визер.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Благо вообще - это способность предметов удовлетворить потребности человека.

Неоклассическая школа уделяет внимание разграничению экономических и неэкономических благ. Это разграничение связано с понятием ограниченности, о котором уже шла речь выше. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является ограниченным благом. Именно соотношение между потребностью и количеством благ. Делает их экономическими или неэкономическими. Так, если вы живете в тайге, стволы деревьев или постройки жилища не являются для вас экономическими благами, так как их количество превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу крупного водоема или реки не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в условиях, когда потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.

Товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена. Но в этом определении отсутствует указание на то, что товар обязательно должен быть продуктом труда.

Важнейшей характеристикой товара являются потребительная стоимость (ценность). Это понятие было введено в научный оборот много столетий назад. Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворить ту или иную потребность людей, определяет ее ценность (потребительскую стоимость). Потребительная ценность может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань - потребность в одежде и т.д.

Потребительную ценность имеют многие вещи, не возданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную ценность, является товаром. Чтобы вещь могла стать товаром, она должна быть предназначена для обмена. Для этого, потребительная ценность товара должна удовлетворять потребности не того, кто ее произвел, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.

 

Для национальных денежных систем, использовавших привязку единицы валюты к условленному весовому количеству драгоценного металла (чаще всего золоту; эта финансовая политика предполагает «поддержание официальной цены золота»), категория масштаба цен тесно увязана с главным назначением (функцией) денег — мерой стоимости. В эпоху, когда каждое государство декларировало «весовое количество металла (золота или серебра), принятое в данной стране в качестве денежной единицы и её кратных частей»[1] (определение «масштаба цен» в БСЭ, 1974 год), масштабы цен каждой пары стран соотносились пропорционально их валютным курсам, рассчитываемым по золотому содержанию.

В условиях демонетизации золота — отказа государств от поддержания официальной цены золота, имевшего место в 1971—1973 годах и повлекшего за собой в 1976 году распад исторически последней валютной системы, основанной на золоте, Бреттон-Вудской — межстрановые сопоставления масштабов цен лишились «золотой основы», «всеобщего эквивалента». В новых условиях для этого используется приблизительный показатель паритета покупательной способности (англ. purchasing power parity); сокращённо англ. PPP, рус. ППС. Это — агрегатный показатель, в основу которого кладутся соотношения «товарных корзин» (сумм цен произвольного набора товаров, каждый из которых взятых в заданном количестве), состав которых каждый аналитик формирует самостоятельно; общего стандарта здесь нет[2].

Валютные курсы также в некоторой мере отражают межстрановые соотношения масштабов цен, однако при этом могут иметь место существенные отклонения и от ППС, и особенно от соотношений цен по индивидуальным парам товаров. Указанная нестабильность национальных денежных систем и международной валютной системы, отсутствие «всеобщего эквивалента», неравномерность инфляционных процессов — всё это создаёт постоянно действующие предпосылки спекуляций на валютных и кредитных рынках, отсутствовавшие в эпоху золотого стандарта

Рассмотрим назначение денег в условиях золотого стандарта (образца, эталона). Здесь деньги в первую очередь выполняют функцию меры стоимости: измеряют сто­имость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, — его цена. Для определения цены продуктов сами деньги не требу­ются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мыслен­но (идеально определяет стоимость в деньгах).

Цены товаров выражаются в известном количестве денежного товара, золота. Количество золота (его масса) измеряется его ве­сом. Определенное весовое количество золота принимается за единицу его массы. Эта единица, устанавливаемая государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Мас­штаб цен и его кратные части служат для измерения массы золо­та. Все цены товаров выражаются в определенном количестве де­нежных единиц, или, что одно и то же, в определенном количестве весовых единиц золота. Так, в России денежной единицей стал рубль, весовое количество золота которого в 1897 г. было опреде­лено в 0,774254 грамма.

В функции средства обращения деньги выступают в качестве посредника в обмене товаров на деньги. В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов и пере­ходят из рук в руки, выполняя рассматриваемую функцию мимо­летно. Это обстоятельство позволило в конечном счете заменить полноценные деньги неполноценными.

При обращении монеты постепенно стираются, теряют в весе. Однако на рынке они принимались как полноценные деньги, хотя имеющееся в них количество золота уменьшалось. В итоге действи­тельное содержание драгоценного металла в монете отделилось от номинального (указанного на ней). Государство стало заменять полноценную золотую монету на отчеканенные неполноценные серебряные и медные знаки. Эта практика в дальнейшем привела к выпуску чисто номинальных, условных знаков стоимости — бу­мажных денег в качестве заменителей металлических монет.

Рис. Функции денег в условиях золотого стандарта

 

Видный американский представитель так называемой новой количественной теории денег И. Фишер (1867—1947 гг.) создал математическую формулу зависимости уровня цен от денежной массы:

PQ = MV,

где М — денежная масса;
V — скорость обращения денег;
Q — количество обращающихся товаров;
Р — уровень товарных цен.

Преобразовав данное уравнение, мы получим, что Фишер определяет уровень товарных цен по формуле

Р = MV/Q,

т.е. произведением массы денежных знаков на скорость их обращения, деленным на количество товаров.

На основании этой формулы Фишер приходит к выводу, что стоимость денег обратно пропорциональна их количеству:

«Таким образом,— пишет автор,— из того простого факта, что деньги, затраченные на блага, должны равняться количеству этих благ, помноженному на их цены, следует, что уровень цен должен повышаться или падать в зависимости от изменения количества денег, если в то же время не будет происходить изменений в скорости их обращения или в количестве обмениваемых благ»

«Уравнение обмена» Фишера PQ = MV выражает количественные зависимости между суммой товарных цен и обращающейся денежной массой; но это уравнение не дает права на вывод, что цены товаров определяются количеством денег, находящихся в обращении. Наоборот, количество денег в обращении определяется товарными ценами, поскольку товары приобретают цены до их вступления в обращение и не в силу функционирования денег как средства обращения, а в силу функционирования денег как меры стоимости.

На основании закономерностей товарного обращения К.Маркс сформулировал общий закон денежного обращения:

PQ - K + a - bгде PQ -? цен реализ-х товаров и услуг; M - количество денег, необходимых для обращения.

- количество проданных на рынке товаров (P);
- уровень товарных цен (Q);
- сумма платежей по обязательствам (a);
- сумма цен товаров, проданных в кредит (K);
- сумма взаимопогашаемых обязательств (b);
- скорость обращения одноименной денежной единицы (V).
Из закона вытекает принцип денежного обращения (ДО)- ограничение денежной массы потребностями оборота. Отклонение от общего закона обращения обусловлено функционированием не полноценных денег, а знаков стоимости. В результате выпуск бумажных денег, превышающий пределы потребностей, влечет за собой повышение общего уровня товарных цен. Потребность хозяйства в деньгах зависит от спроса предприятий, государства и частных лиц на покупательные и платежные средства, а также на средства накопления.
Количество денег в обращении зависит от цен товаров, так как последние, являясь денежным выражением товарных стоимостей, складываются до обращения, в обращение же поступает количество денег, необходимое для реализации данной суммы товарных цен.
Специфический закон металлического ДО - в результате постоянного перемещения из сферы обращения в сокровища и обратно, количество находящихся в обращении полноценных денег стихийно приспосабливается к потребностям товарного и платежного оборота, т.е. равняется М.
Специфический закон банкнотного обращения - количество разменных банкнот в обращении равно количеству золота, необходимого для обращения, а каждая банкнота является представителем обозначенного на ней количества золота.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.