Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка состояния ЦНС




Курс

Курс

Курс

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Общая физическая подготовка: • Обучение и совершенствование двигательных действий, развитие основных физических качеств.   1-6 -   - - Участие в практ. занятиях–1-5, тестирование–1, 6.
2. Легкая атлетика: • Обучение технике бега на спринтерские, средние и длинные дистанции.   7-12 -   - - Участие в практ. занятиях–7-11, тестирование–12.
3. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на профилактику заболеваний.   13-15 -   - - Участие в практ. занятиях–13-15.
Итого за 1 семестр -   -   Зачет
 
4. Общая физическая подготовка: • Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений.   1,2 -   - - Участие в практ. занятиях–1-2, тестирование–20.
5. Вариативная часть: • Коньки; • Зимний футбол.   3-10 -   - - Участие в практ. занятиях–3-10.
6. Спортивные игры: • Баскетбол.   11-14 -   - - Участие в практ. занятиях–11-14.
                     

Продолжение табл. 10

7. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на профилактику заболеваний.     15-16 -   - - Участие в практ. занятиях–15-16.
8. Легкая атлетика: • Совершенствование техники бега на спринтерские, средние и длинные дистанции.   17-20 -   - - Участие в практ. занятиях–17-19, тестирование–20.
Итого за 2 семестр -   -   Зачет
 
Всего за 1 курс -   -    
   
                     
№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
9. Общая физическая подготовка: • Совершенствование двигательных действий, развитие основных физических качеств.   1-5 -   - - Участие в практ. занятиях–1-5, тестирование–1, 5.
10. Легкая атлетика: • Совершенствование техники бега на спринтерские, средние и длинные дистанции.   6-10 -   - - Участие в практ. занятиях–6-10, тестирование–10.
11. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического   11-12 -   - - Участие в практ. занятиях–11-12.

Продолжение табл. 10

  здоровья студентов средствами физической культуры.              
12. Спортивные игры: • Футбол.   13-15 -   - - Участие в практ. занятиях–13-15.
Итого за 3 семестр -   -   Зачет
 
13. Общая физическая подготовка: • Комплексы специальных упражнений, направленных на развитие основных физических качеств.   1,2 -   - - Участие в практ. занятиях–1-2, тестирование–2.
14. Вариативная часть: • Коньки; • Зимний футбол.   3-10 -   - - Участие в практ. занятиях–3-10.
15. Спортивные игры: • Волейбол.   11-14 -   - - Участие в практ. занятиях–11-14.
16. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов средствами физической культуры.   15-16 -   - - Участие в практ. занятиях–15-16.
17. Легкая атлетика: • Совершенствование техники бега на спринтерские, средние и длинные дистанции. • Совершенствование техники прыжка в длину с места.   17-20 -   - - Участие в практ. занятиях–17-19, тестирование–20.
Итого за 4 семестр -   -   Зачет
 
Всего за 2 курс -   -    
   
                       

Продолжение табл. 10

Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
18. Общая физическая подготовка: • Совершенствование двигательных действий, развитие основных физических качеств.   1-5 -   - - Участие в практ. занятиях–1-5, тестирование–1, 5.
19. Легкая атлетика: • Совершенствование техники эстафетного бега и бега по пересеченной местности.   6-10 -   - - Участие в практ. занятиях–6-10, тестирование–10.
20. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов средствами физической культуры.   11-12 -   - - Участие в практ. занятиях–11-12.
21. Спортивные игры: • Футбол; • Баскетбол; • Волейбол.   13-15 -   - - Участие в практ. занятиях–13-15.
Итого за 5 семестр -   - - Зачет
 
22. Оздоровительная гимнастика: • Комплексы физических упражнений, направленные на оптимизацию психофизического здоровья студентов средствами физической культуры.   2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 -   - - Участие в практ. занятиях–2-20.
                       

Продолжение табл. 10

23. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.   1, 3   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
24. Социально-биологические основы физической культуры.   5, 7   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
25. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья.   9, 11   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
26. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.   13, 15   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
27. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.   17, 19   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
28. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.   21, 23   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
29. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.   25, 27   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
30. Самоконтроль учащихся, занимающихся физическими упражнениями и спортом.   29, 31   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
31. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.   33, 35   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос

Окончание табл. 10

32. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.   37, 39   - - - Изучение и конспектирование учебной литературы; экспресс-опрос
Итого за 6 семестр     - - экзамен/дифференцированный зачет
   
Всего за 3 курс     - -  
   

4.3. Содержание дисциплины

Теоретический материал программы предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний и компетенций, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Тематический план и содержание теоретического раздела дисциплины «Физическая культура» представлены в таблице 11.

 

Тематический план и содержание теоретического раздела

Таблица 11

Содержание учебного материала Объем часов
  Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура личности. Сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и важная составляющая целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.  

Продолжение табл. 11

  Социально-биологические основы физической культуры Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды.  
  Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура и обеспечение здоровья Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое воспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.  
  Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Особенности психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.  
  Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи. Структура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсивность физических нагрузок. Значение  

Продолжение табл. 11

  мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочные занятия как основная форма обучения физическим упражнениям. Структура и направленность учебно-тренировочного занятия.  
  Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система спортивных студенческих соревнований. Спортивные общественные студенческие организации. Олимпийские игры и универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.. Характеристика особенностей воздействия избранного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности  
  Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Планирование и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц различного возраста. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях.  
  Самоконтроль учащихся, занимающихся физическими упражнениями и спортом. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание.  

Окончание табл. 11

  Самоконтроль, его основные методы и показатели, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функциональ­ного состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.  
  Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия «профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП), ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.  
  Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.  
ВСЕГО  

Практический материал программы направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование здоровьесберегающих компетенций, овладение методами и средствами оздоровительно-физкультурной деятельности, приобретение личного опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется в ходе методико-практических и учебно-тренировочных занятий, а также спортивно-массовых мероприятий.

Методико-практические занятия направлены на овладение студентами основными методами формирования необходимых учебных, профессиональных и жизненных знаний средствами физической культуры. При проведении методико-практических занятий преподавателям кафедры рекомендуется придерживаться следующей примерной схемой:

• в соответствии с планируемой темой занятия преподаватель заблаговременно выдает студентам задание по ознакомлению с рекомендуемой литературой и необходимые указания по ее освоению;

• преподаватель кратко объясняет методы обучения и при необходимости показывает соответствующие приемы, способы выполнения физических упражнений, двигательных действий для достижения необходимых результатов по изучаемой методике;

• студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематические задания под наблюдением преподавателя;

• студентам выдаются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию тематических действий, приемов, способов;

• под руководством преподавателя обсуждаются и анализируются итоги выполнения задания.

Учебно-тренировочные занятия направлены на обеспечение необходимой двигательной активности, достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности, сохранение и восстановление работоспособности организма, профилактику умственного и физического утомления, формирование здорового образа жизни. Данный вид занятий базируется на теоретических знаниях и методических умениях с применением средств физической культуры.

Для проведения практических занятий студенты распределяются по учебным отделениям:

• основное – для студентов основной и подготовительной медицинских групп;

• специальное медицинское – для студентов специальной медицинской группы.

Врачебный контроль проводится до начала учебных занятий по физической культуре. Распределение по учебным группам проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физической подготовленности. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура» не допускаются.

Практические занятия по физической культуре в группах основного учебного отделения направлены на всестороннее физическое развитие; приобретение необходимых знаний и умений для выполнения двигательных действий, воспитание основных физических качеств; формирование общекультурных и профессиональных компетенций, приобщение к здоровому образу жизни.

Учебный процесс в группах специального отделения направлен на укрепление здоровья студентов, оптимизацию психофизического развития, приобретение знаний и умений использования средств физической культуры в профилактике заболеваний.

 

Самостоятельная работа студента

• Самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий:

– подготовка к практическим занятиям и лекциям (работа с научной и учебно-методической литературой);

– подготовка и написание реферативных работ;

• Самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов;

• Внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении заданий творческого характера:

– научно-исследовательская деятельность, написание тезисов и научных статей, выступления на конференциях;

– участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

– малые формы самостоятельных занятий (утренняя гимнастика, физкультурные минутки, физкультурные паузы);

– большие формы самостоятельных занятий (походы выходного дня, самостоятельные тренировочные занятия и т.д.).

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании дисциплины «Физическая культура» используются следующие формы:

• практические занятия (методико-практические, учебно-тренировочные) и лекции, в рамках которых применяются ролевые игры, решаются ситуационные задачи;

• тестирование (диагностическое тестирование, тестирование двигательной подготовленности, дидактический тест);

• самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала; подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям; выполнение творческих заданий; написание рефератов, тезисов и статей;

• НИРС (занятия студентов в научно-исследовательском студенческом обществе, участие в конференциях, олимпиадах);

• рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра (табл. 15, 16);

• консультирование студентов по вопросам здоровьесберегающих технологий.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Формы контроля усвоения студентами содержания дисциплины «Физическая культура»:

• функциональное тестирование;

• текущий и итоговый контроль успеваемости;

• рейтинговая система оценки.

6.1. Функциональное тестирование

В качестве требований к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающихся, необходимых при освоении дисциплины «Физическая культура» предполагаются функциональные пробы, включающие в себя:

• Модифицированную пробу Ромберга;

• Пробу с задержкой дыхания на вдохе (Штанге);

• Тест Руфье.

Модифицированная проба Ромберга. Исследование функционального состояния ЦНС (центральной нервной системы). Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя (статическая координация), что является информативным показателем для оценки функционального состояния ЦНС (табл. 12). Исходное положение: стойка на одной ноге, вторая нога подошвенной поверхностью касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Засекается время, в течение которого испытуемый сохраняет равновесие, при отсутствии пошатывания тела, тремора рук или век.


 

Таблица 12

Время удержания равновесия (сек.) Функциональное состояние ЦНС системы Баллы
Больше 16 отличное  
11 – 15 хорошее  
6 – 10 удовлетворительное  
3 – 5 неудовлетворительное  
  слабое  

 

Проба с задержкой дыхания на вдохе (Штанге). Исследование функционального состояния дыхательной системы (табл. 13). Определяется время задержки дыхания на вдохе: исследуемые, находясь в положении сидя, делают глубокий вдох (не максимальный) и задерживают дыхание. По секундомеру регистрируется время задержки дыхания у каждого студента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.