Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц




Действие уголовно-процессуального закона в простран­стве.

Производство по уголовному делу на территории РФ независимо от места совершения преступления ведется в соот­ветствии с УПК, если международным договором РФ не установлено иное.

Территория РФ - территория субъектов, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними.

К объектам, приравненным к государственной территории, относятся водные (морские и речные) и воздушные суда, приписанные к портам РФ.

Принцип территориальности имеет исключение – экстерриториальность (т.е. внеземельность) – это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий и их средства транспорта) имеют особый правовой режим, в том числе касающийся и уголовного судопроизводства. Какие бы то ни было посягательства на здания посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства. Иногда это исключение называют дипломатическим (правовым) иммунитетом.

Иммунитет распространяется на территории посольств и дипломатических представительств, а также (на основании международных договоров) на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.

Помещения, занимаемые дипломатическими представительствами пользуются неприкосновенностью. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства или лица, его заменяющего.

Неприкосновенность консульских учреждений ограничена только той частью консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.

Производство по уголовным делам о преступлениях, совершен­ных иностранными гражданами или лицами без гражданства, ведется на территории РФ в соответствии с правилами УПК.

Процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством РФ в отношении лиц, об­ладающих правом дипломатической неприкосновенности, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Мини­стерство иностранных дел РФ.

Круг лиц, пользующихся иммунитетом:

- главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если они не являются гражданами государства пребывания;

- главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно;

- иные лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

Дипломатические иммунитеты начинают действовать в отношении лица, ими наделенного, с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, если оно уже находится на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается в МИД РФ или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Действие иммунитета прекращается в тот момент, когда соответствующее лицо оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать, или с момента отказа ему в иммунитете аккредитующим государством.

К лицам, в отношении которых установлен особый порядок производства по уголовным делам, относятся:

- члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления;

- судьи Конституционного суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления ими правосудия;

- Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ;

- Уполномоченный по правам человека РФ;

- Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ;

- прокуроры;

- следователи;

- адвокаты;

- члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

 

12. Уголовно-процессуальная норма: понятие, виды и структура.

Уголовно-процессуальные нормы - установленные государством и выраженные в законе общеобязательные правила поведения участников уголовного судопроизводства. Они содержатся в законах, международных договорах, и других источниках уголовно-процессуального права.

Уголовно-процессуальные нормы формируются в соответствующих статьях.

Уголовно-процессуальные нормы имеют определенную структуру и содержат указания: при каких обстоятельствах норма подлежит применению, на каких участников отношений она распр-ся и совершение каких действий предписывает или дозволяет, какие последствия влечет за собой неисполнение предписания данной нормы.

Уголовно-процессуальная норма включает в себя 3 элемента:

-гипотеза (условия, при которых следует или возможно поступать определенным образом)

-диспозиция (правило поведения)

-санкция - чаще всего выражены в самостоятельных статьях уголовно процессуального закона.

Уголовно-процессуальным нормам присущи все общие признаки правовых норм. Вместе с тем эти нормы имеют и свои отраслевые особенности, обусловленные целями и задачами уголовного процесса, а также спецификой метода уголовно-процессуального регулирования.

Нормы уголовно-процессуального права занимают важное место в общей системе правовых норм, поскольку регулируют своеобразную, но в то же время очень значимую для общества и государства группу публично-правовых отношений, возникающих в сфере уголовного судопроизводства.

Так, в частности, нормы уголовно-процессуального права:

– определяют назначение уголовно-процессуальной деятельности и закрепляют ее основополагающие начала (принципы);

– устанавливают процессуальные полномочия субъектов уголовной юрисдикции и порядок их взаимоотношений;

– регламентируют процессуальный статус потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, защитника и других участников уголовного судопроизводства;

– закрепляют общие условия осуществления отдельных стадий уголовно-процессуальной деятельности;

– регламентируют порядок производства отдельных процессуальных действий и принятия отдельных процессуальных решений;

– определяют формы участия в уголовном судопроизводстве физических и юридических лиц, в том числе способы защиты ими своих прав и законных интересов;

– регулируют иные уголовно-процессуальные правоотношения.

По своей структуре уголовно-процессуальные нормы являются традиционными и могут содержать такие элементы, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Уголовно-процессуальная гипотеза указывает на конкретные правовые условия, при которых могут быть реализованы содержащиеся в норме предписания, запреты, дозволения или принуждение.

Уголовно-процессуальная диспозиция содержит само правило поведения участника уголовного судопроизводства, т. е. предусматривает обусловленные гипотезой определенные процессуальные процедуры.

И наконец, уголовно-процессуальная санкция предусматривает неблагоприятные правовые последствия, наступающие в случае нарушения участником уголовного судопроизводства установленных диспозицией предписаний или запретов.

УПН выполняют различные функции и различаются друг от друга в зависимости от того содержат ли они дозволения, предписания или запреты

Виды УПН:

- управомочивающие нормы (нормы- дозволения)- предоставляет всем участникам уголовного процесса реализацию установленных в законе прав

-обязывающие нормы (нормы предписания)- адресованы главным образом должностным лицам и органам осуществляющим уголовное преследование

-запрещающие нормы- в основном содержатся в системе процессуальных гарантий личности

-представительно-обязывающие нормы - когда на совершение какого либо процессуального действия требуется разрешение.

13. Принципы уголовного процесса, их понятие и значение.

В основе уголовно-процессуальной деятельности лежат определенные исходные положения, которые выражают ее наиболее важные черты и свойства и определяют основы ее осуществления. Такие положения называют принципами уголовного процесса.

Принципы уголовного процесса объективны по своему содержанию. Они определяются теми экономическими и социальными реалиями, которые существуют в обществе и отражают уровень демократизма самого общества.

Принципы носят нормативный характер, т.е. они закреплены в нормах права.

По своей сути процессуальные принципы носят императивный, т.е. властно-повелительный характер.

Как правило, принципы уголовного судопроизводства распространяются на все его стадии, и в обязательном порядке — на центральную стадию — судебное разбирательство.

Именно принципы определяют систему построения уголовного судопроизводства, его важнейшие институты.

Принципы, на которых базируется уголовно-процессуальная деятельность, выступают в качестве важнейших гарантий обеспечения прав участников процесса и решения задач, стоящих перед уголовным судопроизводством.

Таким образом, принципы уголовного процесса — это закрепленные в Конституции или в текущем законодательстве основные положения, определяющие порядок осуществления уголовно-процессуальной деятельности, выражающие ее наиболее существенные черты и свойства, гарантирующие права и законные интересы участников процесса, и обеспечивающие достижение задач уголовного судопроизводства.

Принципы уголовного процесса действуют не изолированно, а в рамках целостной системы. Нарушение любого принципа процесса приводит, как правило, к нарушению других принципов. Только в системе принципы уголовного процесса приобретают подлинную правовую и социальную значимость.

Давыдов делил принципы на три группы:

1 общеправовые – законность и публичность;

2 принципы организации и структуры судебных органов – выборность судей, коллегиальность;

3 принципы уголовно-процессуальной деятельности – независимость судей, подчинение их только закону, национальный язык, гласность, обеспечение права на защиту и т.д.

В зависимости от их законодательного закрепления принципы уголовного процесса можно разделить на две группы:

1 конституционные - те, которые закреплены в Конституции:

- общеправовые - значимы не только в сфере уголовного судопроизводства, но и во всех иных отраслях государственной деятельности: законность, публичность и уважение прав и интересов личности

- собственно отраслевые уголовно-процессуальные принципы: осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства, обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту, презумпция невиновности, состязательность уго­ловного судопроизводства.

2 иные — те, которые закреплены в текущем законодательстве (в УПК).

 

14. Принцип законности.

Вся уголовно-процессуальная деятельность урегулирована законодателем таким образом, чтобы обеспечить реализацию задач уголовного судопроизводства. Любое предписание закона в конечном счете нацелено на то, чтобы обеспечить условия для установления по уголовному делу объективной истины, без чего немыслимы защиты прав и законных интересов лиц и организаций., а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Т.е. реализация социального назначения уголовного процесса может быть достигнута лишь в том случае, если будет обеспечено точное и неуклонное соблюдение закона всеми участниками уголовного судопроизводства.

Законность является общеправовым принципом, действие которого распространяется на все отрасли российского права. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на территории РФ. Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Принцип законности при производстве по уголовному делу предполагает точное и неуклонное соблюдение Конституции РФ и законов всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами и организациями, участвующими в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальное законодательство в РФ кодифицировано. УПК представляет собой федеральный закон, специально предназначенный для регулирования порядка производства по уголовным делам. Законодатель закрепил приоритет УПК перед другими федеральными законами в вопросах регулирования уголовно-процессуальной деятельности.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК.

Соблюдение принципа законности предполагает точное исполнение всеми участниками уголовного судопроизводства предписаний и запретов, содержащихся в УПК. Нарушение требований законности влечет применение санкция уголовно-процессуальной ответственности.

Согласно Конституции, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. На основании этой конституционной нормы в УПК сформулировано положение, в соответствии с которым нарушение норм УПК судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Недопустимые доказательства исключаются из уголовного дела и не могут использоваться для доказывания виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Тем самым обеспечиваются надежные гарантии прав и законных интересов личности в уголовном процессе:

Во-первых, нарушение уголовно-процессуальной формы при соблюдении доказательств внушает сомнения в достоверности сведений, содержащихся в доказательствах, поэтому такие доказательства не могут быть положены в основу процессуальных решений.

Во-вторых, осознание того, что в случае нарушения уголовно-процессуального закона при производстве следственных действий их результаты будут признаны не имеющими юридической силы, является стимулом к неуклонному соблюдению органами расследования и судом требований закона в процессе уголовно-процессуального доказывания.

Определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Обоснованность процессуального решения означает соответствие сделанных в нем выводов фактическим обстоятельствам уголовного дела. Так, решение может быть принято только на основе достаточной совокупности доказательств (в некоторых случаях – иных сведений), объективно подтверждающих его целесообразность или необходимость.

Мотивированность процессуального решения предполагает наличие в содержащем его уголовно-процессуальном документе так называемой описательно-мотивировочной части. Это позволяет субъекту уголовной юрисдикции раскрыть (продемонстрировать потенциальным читателям) содержание своей аналитической деятельности, предшествовавшей принятию такого решения.

Принципы уголовного процесса могут выполнить свое назначение и гарантировать права и свободы личности, а также интересы правосудия только при условии обеспечения их неуклонного соблюдения. Это обстоятельство придает особую значимость принципу законности, без реализации которого немыслимо нормальное функционирование уголовного судопроизводства.

 

15. Осуществление правосудия только судом.

Согласно Конституции, правосудие при производстве по уголовному делу в РФ осуществляется только судом. Основной закон определяет назначением правосудия обеспечение прав и свобод человека и гражданин.

Деятельность, направленная на разрешение правовых споров, становится правосудием только тогда, когда ее осуществление возложено на органы судебной власти. Положение, занимаемое судом в правовом государстве, гарантии неприкосновенности и независимости судей являются неотъемлемыми элементами качественной характеристики правосудия. Суд, лишенный независимости, не может вершить правосудие. Особое положение суда в правовом государстве и его высокое предназначение дают основание любую деятельность, осуществляемую органами судебной власти в соответствии с требованиями Конституции РФ и законов, именовать правосудием.

Принцип осуществления правосудия только судом предполагает, что любые вопросы, отнесенные Конституцией РФ или законами к исключительной компетенции судебной власти, могут разрешаться только судом.

По Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Т.е. решение о признании лица виновным в совершении преступления вправе только суд.

В Конституции также определен перечень прав и свобод личности, ограничение которых допускается только на основании судебного решения, т.е. в рамках правосудия.

Таким образом, только суд правомочен:

- признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

- принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о продлении срока содержания под стражей, о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о производстве обыска и (или) выемки в жилище и др.

Конституция определяет, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Т.е. подсудность дел должна определяться законом, закрепляющим критерии, которые в нормативной форме предопределяли бы, в каком конкретно суде подлежит рассмотрению то или иное уголовное дело.

Уголовно-процессуальное законодательство содержит четко сформулированные правила подсудности, на основе которых определяется тот единственный суд, который вправе разрешить конкретное уголовное дело. Тем самым обеспечиваются гарантии, препятствующие произвольной передаче заинтересованными лицами уголовного дела из одного суда в другой с целью добиться принятия органами судебной власти «нужных» решений.

 

16. Уважение чести и достоинства личности.

В соответствии с Конституцией государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, ничто не может быть основанием для его умаления. Конституционный суд сформулировал правовую позицию, согласно которой личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов.

В УПК закреплено, что в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Говоря о достоинстве личности, законодатель имеет ввиду, прежде всего, ценность, значимость человека для общества и государства. Эта ценность личности предопределяет особое, бережное и уважительное отношение со стороны государства в лице его органов и должностных лиц к любому человеку, независимо от его социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Признание достоинства личности обществом и государством стало основание провозглашения человека высшей ценностью.

Провозглашая принцип уважения чести и достоинства личности, законодатель преследует цель – создать условия, препятствующие обесцениванию, девальвации личности. Поэтому содержание рассматриваемого принципа нельзя сводить лишь к обеспечению уважительного отношения к участникам производства по уголовному делу со стороны государственных органов и должностных лиц.

Признание ценности личности, уважение ее достоинства обусловили объявление защиты прав и законных интересов граждан назначением уголовного судопроизводства.

Государство обязано не только предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, но и обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами.

Не менее важным является обеспечение гарантий, оберегающих личность от незаконного и необоснованного уголовного преследования.

Весьма важными являются внешние проявления уважения чести и достоинства личности в практической деятельности правоохранительных органов. УПК запрещает в ходе уголовного судопроизводства осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Это требование обращено, прежде всего, к должностным лицам и государственным органам, осуществляющим производство по уголовному делу.

Содержание рассматриваемого принципа конкретизировано законодателем в целом ряде норм УПК:

- При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

- При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом.

- Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

Принцип уважения чести и достоинства личности выступает в качестве одной из действенных гарантий правосудия, поскольку реализация этого принципа в практической деятельности необходима для обеспечения условий достижения объективной истину.

 

17. Неприкосновенность личности.

Обеспечение свободы и неприкосновенности личности является одним из фундаментальных устоев демократического общества.

Провозглашая право на свободу, международные документы имеют ввиду личную свободу в ее классическом смысле, т.е. физическую свободу лица.

Цель провозглашаемого принципа – гарантировать, чтобы никто не мог быть произвольно лишен этой свободы.

В РФ принцип неприкосновенности личности закреплен в Конституции и УПК. УПК закрепляет: «Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

В некоторых случаях для достижения назначения уголовного судопроизводства органы, ведущие производство по уголовному делу, вынуждены прибегать к ограничению свободы личности. Для решения этой проблемы Конституция предписывает использовать механизм судебного контроля. Поскольку вопрос о лишении лица свободы является правовым спором между государством и личностью, законодатель передал исключительные полномочия по его разрешению органу правосудия – суду. Конституция закрепляет: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». На основании этого положения в УПК регламентирован порядок применения мер уголовно-процессуального принуждения, сопряженных с лишением лица свободы.

Задержание представляет собой кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.

При рассмотрении ходатайства об избрании в отношении задержанного подозреваемого меры пресечения в виде содержания под стражей, по ходатайству одной из сторон, судья может отложить принятие окончательного решения и продлить срок задержания еще на 72 часа, т.е. на трое суток, для предоставления указанной стороной дополнительных доказательств, о чем выносит мотивированное постановление. Таким образом окончательный срок задержания подозреваемого - пять суток.

К исключительной компетенции суда закон относит принятие решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска и т.д. В этих положениях уголовно-процессуального закона проявляется тесная взаимосвязь принципов неприкосновенности личности и осуществления правосудия только судом.

Важнейшем гарантией, защищающей личность от произвольного ограничения ее свободы государственными органами и должностными лицами, является закрепление в законе исчерпывающего перечня оснований задержания и применения мер пресечения.

 

18. Неприкосновенность жилища.

Конституция закрепляет: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

В УПК данному принципу посвящена отдельная статья.

Жилищем признается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

При всей значимости права на неприкосновенность жилища законодатель допускает возможность его ограничения, предусматривая случаи, когда проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц признается законным. В качестве гарантии, оберегающей личность от необоснованного нарушения этого права, уголовно-процессуальное законодательство рассматривает судебный порядок.

Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения.

 

19. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Конституция закрепляет за каждый право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод допускает вмешательство со стороны властей в осуществление этого права лишь в исключительных случаях, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает систему следственных действий, позволяющих получать любую имеющую значение для уголовного дела информацию и формировать на ее основе судебные доказательства. Не являются исключением и сведения, содержащиеся в переписке, телефонных и иных переговорах, в также в почтовых, телеграфных и иных сообщениях. Указанные сведения могут быть получены посредством производства таких следственных действий, как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка, а также контроль запись переговоров.

Законодатель допускает возможность ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений только на основании судебного решения.

Уголовно-процессуальный закон допускает в отдельных случаях производство контроля и записи без получения судебного решения: при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.

Важной гарантией обеспечения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является возможность ограничения гласности судебного разбирательства при необходимости исследования в судебном заседании писем, телеграмм, записей телефонных, иных переговоров. Переписка, запись телефонных и иных переговоров, почтовые, телеграфные и иные сообщения могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.

20. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Объем процессуальных прав, предоставляемых законом участникам судопроизводства, должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы участвующие в деле лица могли полноценно осуществлять защиту своих личных интересов. Задачи уголовного судопроизводства в полной мере могут быть решены лишь тогда, когда потерпевший, обвиняемый, подозреваемый и другие участники уголовного процесса будут иметь реальную возможность воспользоваться правами, предоставленными им законом.

В РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому обеспечение прав личности является одной из важнейших составляющих процессуальной деятельности всех государственных органов и должностных лиц, участвующих в производстве по уголовному делу.

Участник уголовного процесса может реализовать свои права лишь в том случае, если он понимает их смысл, содержание и знает о правовых последствиях реализации права. Из этого следует, что государственные органы и должностные лица, ведущие производство по уголовному делу, должны разъяснять участнику его процессуальные права и оказывать содействие в том, чтобы он мог ими воспользоваться.

Также важным условием реализации назначения уголовного судопроизводства является разъяснение участникам уголовного процесса возложенных на них обязанностей, а также ответственности за их невыполнение. Знание гражданином возложенных на него обязанностей не только позволяет избежать ответственности за их невыполнение, но также служит важной гарантией достижения интересов правосудия.

В соответствии с УПК, в случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу. Свидетельский иммунитет представляет собой право лица не давать показания против себя и своих близких родственников (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), а также в иных случаях, предусмотренных УПК. Информирование лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, о последствиях дачи ими свидетельских показаний является разъяснением права свидетельского иммунитета.

Одним из направлений реализации принципа охраны прав и свобод человека и гражданина является государственная защита участников уголовного процесса. В УПК законодательно закреплено правило, согласно которому при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности.

В Конституции закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью предполагает, что никакие соображения не могут служить основанием для сокрытия допущенных органами расследования или судом ошибок и лишения личности права на реабилитацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.