Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и образование абсолютной монархии в России

Абсолютная категория

Место Участник Страна Награда $
  Декстер Джексон   США 130.000
  Бренч Уоррен   США 75.000
  Джастин Комптон   США 50.000
  Седрик МакМиллан   США 30.000
  Эван Центопани   США 15.000
  Рулли Винклаар   Нидерланды 10.000
  Брэндон Кэрри   США 2.000
  Бен Пакульски   Канада 2.000
  Виталий Фатеев   РОССИЯ 2.000
  Тони Фриман   США 2.000
  Мариус Доне   ЮАР 1.000
  Лионель Байаке   Франция 1.000
  Майкл Кефалианос   Греция 1.000

 

 

Время возникновения абсолютной монархии на территории России - вторая половина ХVII в., а окончательное ее оформление - первая четверть ХVIII в. Историко-правовая литература не дает однозначного понимания абсолютизма. К таким спорным вопросам необходимо отнести следующие: классовая сущность абсолютизма, его социальная база, причины образования абсолютизма, соотношение понятий абсолютизма и самодержавия, время возникновения абсолютизма и этапы его развития, историческая роль абсолютизма в России. Российское государство имело как общие с другими государствами, так и специфические причины возникновения абсолютизма, сложившиеся в силу территориальных, внутри- и внешнеполитических особенностей. Например А.Н. Сахаров отмечает, что "исторический фактор - противоборство между крестьянством и классом феодалов в период зарождения буржуазных отношений в стране не является основным в становлении русского абсолютизма во второй половине ХVII в. Одним из существенных факторов образования абсолютизма в России является внешнеполитический фактор. Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он возник на базе противоборства сил внутри одного класса сословия, т.е. между дворянством и боярством.

Представляется, что для образования абсолютизма в России необходима вся совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. В пределах двух столетий, когда шла подготовка абсолютизма, можно выделить два этапа: ХVI в. - преддверие и ХVII - начало нового периода русской истории. Оба этапа отмечены крестьянскими войнами - первая задержала развитие абсолютизма, а вторая была фактором его создания. Середина ХVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления. Поскольку абсолютная монархия является одной из форм централизованного государства, очевидно, необходимо начать рассмотрение вопроса с проблемы ликвидации в России политической раздробленности и складывания монархии централизованного типа. В годы опричнины, в период правления Ивана Грозного, была ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла экономическая и административная обособленность духовных феодалов. Борьба с пережитками раздробленности составляет основу политической истории того времени. Монархия ХVI-ХVII в.в., во времена правления Ивана IV Грозного и Бориса Годунова, в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей. Монархия как форма государственного устройства тяготеет к наивозможной полновластности, самостоятельности единоличного правителя, эта тенденция коренится в самой природе единоличной власти. Важной причиной возникновения абсолютизма в России было экономическое развитие страны ХVI-ХVII вв. В этот период экстенсифицируется сельское хозяйство через расширение посевных площадей и усиление крепостного гнета; происходит специализация районов на производстве определенных сельскохозяйственных продуктов.

В связи с ростом производительных сил в стране возникают ремесленные мануфактуры, а затем и крупномануфактурное производство, которое в основном обеспечивало армию и флот. Это были металлургические мануфактуры Урала, Сибири, Карелии. Центрами легкой промышленности (суконные, парусные, полотняные и кожевенные мануфактуры) являлись Москва, Ярославль, Украина, Казань, Калуга. Всего в конце I четверти ХVII в. в стране насчитывалось 25 текстильных мануфактур. Ускоренному развитию промышленности способствовала проводимая правительством Петра I экономическая политика меркантилизма, которая выражалась в предоставлении мануфактурам льгот; в ограждении купечества от иностранной конкуренции и других мерах. Феодально-крепостнические отношения создавали ограниченные возможности для развития торговли, поскольку феодальное хозяйство основано на мелком крестьянском натуральном хозяйстве, которое не было высокопродуктивным. Существование старых аграрных отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства - одна из основных особенностей российского абсолютизма. Этот период в России характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийских рынок. Таким образом происходит переход от натуральной формы хозяйства к товарному. Россия того времени славилась своими ярмарками. Это были Макарьевская под Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале и др. Но главным торговым центром по-прежнему была Москва. Важным фактором экономического развития была внешняя торговля, которая способствовала втягиванию России в систему складывавшегося мирового капиталистического рынка. Основными покупателями российских товаров были Англия и Голландия. Одной из важных предпосылок формирования абсолютизма явилась социальная сфера. Собственно экономические изменения в жизни общества не предопределяют развития форм государственности, экономическим изменениям соответствуют перемены в социальной структуре общества, и прежде всего в облике господствующего класса - феодалов. С середины ХVIIв. претерпели изменения права феодалов на землю: Уложение 1649г. закрепило сближение поместий с вотчинами в части прав по обмену поместий; в 1674-1676 гг. за отставными служилыми людьми, наследниками помещиков была признана продажа поместий. На фоне экономических изменений происходил процесс сословной консолидации феодалов (боярства и поместного дворянства). При безусловных разногласиях между "родовитыми" и "подлыми людьми" стирались ощутимые грани в их политическом положении, имущественных и личных правах. Все категории частновладельческих крестьян сливались в основную массу крепостного зависимого крестьянства. В исторической литературе бытует мнение, что на рубеже ХVII-ХVIII вв. боярство, в результате отмены местничества и ликвидации Боярской думы, как сословие исчезло и основной опорой самодержавия было дворянство. Ликвидация боярства как класса была результатом начавшегося в ХVШ в. процесса его феодализации в единый класс, тем самым, опровергая утверждение о том, что привелигированным классом стоящим у власти было дворянство. Важнейшие социальные предпосылки абсолютизма в России выразились в росте феодального землевладения, в привлечении посадских торговых людей в качестве дьяков в вещевую казну, в различных привелегиях российских купцов на внутренних рынках страны. Главной классовой опорой в становлении абсолютизма в России, несмотря на заинтересованность в нем высших слоев посадского населения, являлись дворяне-крепостники. В конце ХVII в. значительно увеличились земельные владения дворянства, которое стало к этому времени владеть большей частью закрепощенного крестьянства. Поскольку абсолютизм есть не что иное, как выражение определенной исторически обусловленной формы классовых противоречий феодального общества, его изучение должно проводиться в самой тесной связи с проблемой классовой борьбы. В ХVII в. народные движения получили широкое распространение на территории России. После издания Соборного Уложения (1649г.), которое прикрепляло посадских людей к городам без права перехода в другие местности, вспыхнуло восстание в Пскове и Новгороде (1650 г.), затем в Москве (1662г). В этот период Россия испытала две грандиозных крестьянские войны под руководством Степана Разина (1670-1671гг.) и Кондрата Булавина (1707-1709гг.). Получили широкое распространение городские движения в Астрахани, Гурьеве, Красном Яре. В 20-е годы ХVП в. крепостной гнет вызывал невиданное бегство крестьян на окраины (1719-1727гг. - около 200 тыс.чел.). Ширилось "разбойное" движение, имевшее также антикрепостнический характер. Очень разнообразен социальный и национальный состав участников восстаний и крестьянских войн: холопы, крестьяне, гулящие люди, стрельцы, посадские люди, низшие слои служилых людей. Среди них: русские, татары, чуваши, мари, мордва и др. Таким образом и в ходе крестьянской войны, когда антифеодальная направленность ее основных сил являлась определяющей, снова мы наблюдаем вспышки социальной борьбы в городе и деревне, обусловленной расслоением крестьян и посадских людей. Иными словами, обострение классовой борьбы было обусловлено не только сдвигами в экономике и общественном строе, но и социальными противоречиями внутри сословий: между дворянством и боярством, между светскими и духовными феодалами, а также внутри городского сословия. Показательно Московское восстание 1648г., когда посадские люди, стрельцы и солдаты выступали против угнетавшей их приказной администрации и членов привелегированных торговых корпораций. Народные движения ХVII-ХVIII вв. бросили в объятия царизма нарождающийся класс буржуазии. Русское купечество и промышленники требовали защиты у правительства, им приходилось примиряться и с дворянством - главной опорой абсолютной власти царя. Непрерывная классовая борьба в России в ХVII-ХVIII вв. способствовала эволюции страны в буржуазном направлении. Бюрократизация государственного аппарата имела большое значение в движении России к абсолютистскому государству. В ХVII в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах (24 января 1722г.) окончательно устранил назначение на государственную службу по степени родовитости и ставил на на первый план заслуги перед отечеством. Большую роль сыграло среднее звено приказного дьячества, которое являлось исполнительной силой, именно оно явилось основой, без наличия которой было бы невозможно складывание аппарата абсолютистского государства и окончательного оформления абсолютной монархии в начале ХVIII века. Специфической особенностью исторического развития России в ХVIII в. явилось то, что создание бюрократического аппарата было использовано абсолютной монархией для укрепления господства дворянского сословия. Одним из основных факторов складывания русского абсолютизма и централизованного государства был внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции. Идеология абсолютизма складывалась под воздействием западноевропейской литературы (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Христиан Вольф), а идеологом политического учения, который в "Правде воли монаршей" восхвалял "богоугодную" роль царя, его политику как "общее благо" и преобразования для "всенародной пользы", был Феофан Прокопович. Большое значение в становлении абсолютной монархии играли Земские соборы, начальной целью которых было укрепление класса феодалов, а затем установления крепостного строя. Исходя из исторических и политических условий правительство сначала держало курс на укрепление абсолютизма через Земские соборы, а затем на свертывание их деятельности. Анализируя становление абсолютизма в России, необходимо отметить некоторые особенности складывания данной формы правления:

 


  • слабость сословно-представительных учреждений;

  • финансовую независимость самодержавия в России;

  • наличие больших материальных и людских ресурсов у монархов, их самостоятельность в отправлении властных полномочий;

  • складывание новой правовой системы;

  • формирование института неограниченной частной собственности; беспрерывное ведение войн;

  • ограничение привилегий даже для господствующих сословий;

  • особую роль личности Петра I.

 

2) Екатери́на II Великая (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин,Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Дочь мелкого владетельного князя Священной Римской империи, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии). Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в руслопросвещённого абсолютизма XVIII века.

Просвещенный абсолютизм — политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, Д'Аламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Идеи просвещения разделяли прусский король Фридрих II, шведский король Густав III, австрийский император Иосиф II и др.

Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь нуждавшемуся Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс. франков, предоставив ему право держать ее у себя до смерти; более того, Екатерина назначила Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в 1000 франков в год с выплатой его на 50 лет вперед.

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования — созыву комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих по крайней мере тремя особенностями: более широким представительством — право избирать депутатов было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост — уезд — провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан еще при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое «Уложение». Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни.

В ходе подготовки к созданию новой Уложенной комиссии был создан ряд специальных комиссий, задачей которых было установление пределов "законной власти правительства". В 1763 г. создается комиссия о вольности дворянской (позже ставшая советом при императрице), в 1762 г. - комиссия о коммерции, в1762 г. - комиссия о церковных имениях. Комиссии готовили проекты законов, определявших государственный строй: от фундаментальных законов отличались законы текущие.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового «Уложения». Это собрание выборных было названо «Комиссией для составления проекта нового Уложения». Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.

Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II составила для этой Комиссии «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения». Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое «Уложение» и которыми должны были руководствоваться депутаты. В его основу легли идеи, почерпнутые Екатериной II в сочинениях Монтескье, итальянского правоведа Ч. Беккариа и других просветителей[1]. «Наказ» был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в юрисдикции царя, то комиссия должна была составить предложения. Над «Наказом» Екатерина II трудилась более двух лет. В «Наказе» Екатерина II говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. «Наказ» показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. «Наказ» был встречен с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения наказаний: «любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений». Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей - «лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного». Еще одно мудрое изречение Екатерины: «гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать». Но как это сделать? Надо, чтобы люди чли законы и стремились к добродетели. «Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания». Хотите предупредить преступления? сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.

Текст «Наказа» состоял из 20 глав (526 статей), разделенных на пять разделов:

а) общие принципы устройства государства;

б) основы государственного законодательства и общие формы правовой политики;

в) уголовное право и судопроизводство;

г) основы сословно-правовой организации;

д) вопросы юридической техники, теории законодательства и правовой реформы.

В 1768 г. текст «Наказа» был дополнен двадцать первой главой, содержащей основы административно-полицейского управления и главой двадцать второй о регулировании государственных финансов. «Наказ» обосновывает политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти признаки выводились из «естественного» положения России и обосновывались ссылками на русскую политическую историю. Девизом Уложенной комиссии называлось стремление обеспечить «блаженство каждого и всех» в обществе, однако никаких ограничений для верховной власти не предусматривалось. Сословная структура общества соотносилась с «естественным» делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особое место, признавая тем самым особую важность его функций - военную службу и отправление правосудия. Попытки нарушить сословное неравенство оцениваются «Наказом» как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одинаковом подчинении уголовным законам, хотя это и не означает одинакового применения этих законов к разным сословиям. Законодательная деятельность комиссии была направлена не просто на пересмотр старых законов, но и на выработку единого уложения на новых началах. Закон должен обеспечивать полное и сознательное повиновение.

В «Наказе» была разработана юридическая техника, ранее не известная российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства:

а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;

б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;

в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.

Также Екатерине II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В «Наказе» говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

Итак, «Наказ» - один из вариантов консервативной юриспруденции. В политической сфере он предусматривал стабилизацию государственного порядка путем законодательной модернизации и путем регулирования всех сторон жизни. Это отражало интересы власти, а также интересы ее главной опоры – дворянства. В правовой сфере данный документ стабилизировал и укреплял взаимоотношения подчиненных государству сословий при сохранении и закреплении прав дворянства как особо привилегированного сословия[2].

Особенности Уложенной комиссии Екатерины II. Самым важным событием первых лет царствования Екатерины II был созыв Уложенной комиссии. Сам по себе созыв Комиссии для замены устаревшего Уложения 1649 г. новым ничего оригинального не представлял — предшественникам Екатерины II бросалось в глаза несоответствие норм середины XVII в. новым условиям, требовавшим законодательного урегулирования.

14 декабря 1766 г. Екатерина опубликовала указ о сочинении проекта Уложения. Екатерининская комиссия отличалась, по крайней мере, тремя особенностями. Первая из них состоит в том, что императрица составила специальный «Наказ», которым должны были руководствоваться депутаты при составлении нового Уложения. Вторая — екатерининская комиссия относится к самым представительным учреждениям этого рода. Третья — каждого депутата избиратели снабдили письменными наказами с изложением своих нужд.

«Обряд» выборов депутатов. Указ определял «обряд» избрания депутатов. От дворян и горожан предусматривались прямые выборы: от первых — по одному депутату от уезда, от вторых — от города, независимо от числа в нем выборщиков. Кроме того, по одному депутату отправляло каждое центральное учреждение: Сенат, Синод, коллегии. Для свободного сельского населения, т. е. не находившегося в крепостной зависимости от помещиков и дворцового ведомства, устанавливались трехстепенные выборы. Право выбора депутатов предоставлялось государственным и экономическим крестьянам, а также оседлым «инородцам» — народам Поволжья и Сибири.

Лишь крепостные крестьяне, составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих депутатов. Нет депутатов и от духовенства, ибо затеянное дело носило сугубо мирской характер. Социальный состав Комиссии выглядел так: дворянство было представлено 205 депутатами, купечество - 167. Вместе они составили 65% всех избранников, хотя за ними стояло менее 4% населения страны! Представители других сословий «погоды» в Комиссии явно не делали: от казачества их 44, от однодворцев - 42, от государственных крестьян - 29, от промышленников - 7, от канцелярских чиновников и прочих - 19, от «инородцев» - 54 (почти никто из последних русским языком не владел, и их участие в работе Комиссии ограничилось лишь эффектным - благодаря экзотическим одеждам - присутствием на заседаниях).

 

Депутатам предоставлялось множество льгот и привилегий, превращавших депутатскую должность в престижную и респектабельную. Депутат, «в какое бы прегрешение ни впал», освобождался от казни, пыток и телесных наказаний. Он не мог быть привлеченным к ответственности без санкции императрицы, его имение подлежало конфискации только за долги.

Интерес к депутатской должности поощрялся жалованьем, выдававшимся сверх получаемого по службе. Привлекал депутатов и золотой значок на золотой цепи.

Депутатские наказы. Наказы будут рассматриваться по сословной принадлежности депутатов. Но в них нетрудно обнаружить несколько общих черт. Одна из них состоит в существенном отличии от «Наказа» императрицы. Та витает в облаках, рассуждает об обществе и государстве в целом, высказывает общие суждения, в то время как депутатские наказы, из какой бы сословной среды они ни вышли, отличаются прагматизмом, приземленностью, взглядами, не выходящими за границы уезда и города.

Вторая общая черта, образно сформулированная историком М. М. Богословским, состоит в том, что наказы — «надежный фонограф, записавший хор провинциальных голосов». Иногда в этом хоре появлялись запевалы и солисты. В подавляющем же большинстве наказов, составители которых не имели опыта участия в общественной жизни и в формировании сословной идеологии, неординарные мысли отсутствуют.

Дворянские наказы. Эти наказы, составленные самой образованной частью общества, к тому же располагавшей некоторым опытом выражения сословных притязаний, дают наиболее полный перечень нужд дворянства.

Ни один из дворянских наказов не протестовал против крепостнического режима. Напротив, чаяния дворянства были направлены на его укрепление, расширение своего права на личность крестьянина, результаты его труда и на владение землей.

Большинство дворянских наказов считали «главнейшим изнеможением» бегство крестьян и беспомощность местной администрации в пресечении этого явления. Дворяне требовали создания в уездах сословных корпораций, предоставления им права контроля за неукоснительным соблюдением законов местной администрацией.

Составители некоторых дворянских наказов проявляли заботу о крестьянах. Боровские дворяне убеждены: «Ничто так крестьян не разоряет, как в сборе подвод, паче в работную пору». Немало жалоб было высказано в адрес рекрутской повинности. Орловских дворян беспокоило отсутствие на селе медицинской помощи: они «соболезновали о жизни человеческой, взирая на сей бедный народ, который умирает, как скоты, без всякого призрения, иногда от самой малой раны, которую можно было бы и пластырем залечить». Все наказы сетовали на обременительность не владельческих, а государственных повинностей.

Итак, дворянские наказы защищали сословные интересы дворян, требуя, чтобы их привилегиями запрещено было пользоваться представителям других сословий. В то же время дворянские наказы вторгались в жизненно важные интересы горожан — они требовали не только исключительного права владеть населенными имениями, но и прав заниматься промышленной и торговой деятельностью, которую горожане считали своей монополией.

Городские наказы. Всвою очередь, городские наказы, помимо сохранения за горожанами традиционного права заниматься торговлей и промыслами, претендовали на дворянские привилегии. Подобная позиция горожан имела глубокие исторические корни: экономически слабое и столь же организационно беспомощное российское купечество издавна пользовалось доходами, предоставленными ему самодержавием. Поэтому не следует искать в городских наказах требований отменить крепостное право и изменить политическую систему. Напротив, они зарились на привилегию дворян, суть их притязаний четко и образно выразил С. М. Соловьев: в Уложенной комиссии раздавался «дружный и страшно печальный крик: «Рабов!».

Энергичнее всего городские наказы выступали против крестьянской торговли, которую считали главной помехой благополучию купцов. Борьбу с крестьянской торговлей наказы предлагали вести полицейскими мерами: закрыть в селах и деревнях торжки, конфисковать у торгующих крестьян продаваемый товар, подвергать крестьян штрафам и даже истязаниям.

Наказы крестьян. Скуднее дворянских и городских оказалось содержание наказов государственных крестьян. Все они напоминают обычные челобитные, авторы которых проявляли заботы, не выходившие за околицу погоста или деревни. Общим для всех наказов государственной деревни являлась жалоба на «изнеможение» от подушной подати, которую им доводилось платить и за беглых, и за стариков, и за больных, и за детей.

Наказы черносошных крестьян Севера содержали два-три пункта. Более основательными были наказы однодворцев, жаловавшихся на помещиков, захватывавших у них земли, на произвол местной администрации. Жалобы на «изнеможение» от податного бремени у них на втором плане.

Самым обстоятельным изложением своих нужд отличались наказы государственных крестьян, приписанных к металлургическим заводам Урала. Основательность наказов объяснялась огромным опытом подачи челобитных, в которых они из года в год жаловались на произвол заводовладельцев и их приказчиков и на обременительность отрабатывать подушную подать на рубке дров и заготовке древесного угля.

Работа Комиссии. 8 августа 1767 г.Уложенная комиссия решила императрице поднести титул «Премудрой и Великой и Матери Отечества». Императрица отклонила предложенный полный титул, согласившись на «Матерь Отечества».

Началась будничная жизнь Комиссии с повседневными заседаниями, на которых обсуждались наказы избирателей. Императрица скрытно и пристально следила за работой Комиссии, находясь на антресолях Грановитой палаты. О внимании к происходившему свидетельствуют десятки ее записок маршалу Комиссии А. И. Бибикову с указаниями, как вести дело.

Процедура обсуждения наказов не могла порадовать императрицу — депутаты, выполняя волю избирателей, твердили о сословных притязаниях, изложенных в наказах, нередко давая этим притязаниям подробную мотивировку. Диспуты обнаружили и сословных лидеров. Среди них выделялся депутат от ярославского дворянства князь М. М. Щербатов — образованный и блестящий оратор, представлявший интересы аристократической части дворянства. Он — решительный противник Табели о рангах, позволявшей получить дворянство, действуя пером и шпагой. Своих лидеров имели депутаты и от горожан и крестьян, но они стояли на две головы ниже Щербатова. К ним относится депутат от козловских дворян Р. С. Коробьин, выступавший радетелем крестьянских интересов, а также депутат от Рыбной слободы Алексей Попов, защищавший интересы горожан.

Уложенная комиссия заседала в Москве до декабря 1767 г., затем переехала в Петербург, где возобновила работу 16 февраля 1768 г. 18 декабря того же года маршал Бибиков объявил о закрытии Большого собрания Комиссии на том основании, что начавшаяся в октябре война с Османской империей требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Историки, однако, установили, что война потребовала привлечения только 4% списочного состава депутатов. Следовательно, война явилась лишь предлогом для роспуска Уложенной комиссии. Война закончилась, движение Пугачева было подавлено, но Екатерина так и не возобновила общей работы Уложенной комиссии.

Значение Уложенной комиссии. Уложенная комиссия у современников, а также большинства историков пользовалась недоброй репутацией. Критики Уложенной комиссии правы в одном — она не выполнила главной своей задачи, не составила нового Уложения. И все же должны быть отмечены три позитивных результата ее деятельности.

На Уложенную комиссию, помимо составления нового Уложения, возлагалась задача выявить «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Комиссия дала обильный материал для выяснения «нужд». Наказы депутатам, а также их обсуждение выполнили такую же роль во внутренней политике Екатерины II, какая выпала на долю шляхетских проектов 1730 г., ставших программой действий правительства Анны Ивановны.

Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа», который переиздавался 7 раз и который читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.

Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне — после переворота и гибели супруга она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора власти. Поднесение императрице титула «Матери Отечества» являлось не чем иным, как общественным признанием ее прав на трон.

 

Жалованная грамота дворянству и городам 1785 г.

 

Наиболее важным правовым актом для консолидации дворянства стала Жалованная грамота дворянству, изданная в 1785 г. Екатериной II. Она состояла из манифеста и четырех разделов (92 статей). В ней содержались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

 

Жалованная грамота — это свод законов о статусе дворянства, в которых закреплялись:

 

ЦЭГ личные права: право на дворянское достоинство; право на защиту чести, личности и жизни; освобождение от телесных наказаний; право на герб; имущественные права: неограниченное право собственности на приобретение, использование и наследие любого имущества; освобождение от податей и повинностей; право на любую предпринимательскую деятельность (кроме розничной торговли). Сословное самоуправление дворянства на уездном и губернском уровнях состояло в работе дворянских собраний, выбиравших своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников. Собрание наделялось правами юридического лица и политическими правами (делало представления местным властям, центральным учреждениям и императору по общественно значимым вопросам).

 

Жалованная грамота дворянству 1785 г. сохраняла отличие прав личного и потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от родословной. За дворянством закрепились «вечные и неизменные» права.

 

Правовой статус городского населения как сословия определился в конце XVII1 в. В 1769 г. был разработан проект положения «О среднем роде людей» (духовенство, ученые, чиновники, художники, купцы, работные люди). Этот род людей имел ряд прав (право на жизнь, безопасность и имущество, судебные права). При подготовке Жалованной грамоты городам в 1780 г. использованы следующие источники: материалы Уложенной комиссии, Цеховой устав 1722 г., Устав благочиния 1782 г., Учреждение для управления губернией 1775 г., Положение о маклере 1669 г.. Прусский ремесленный устав 1733 г., законодательство других стран.

 

В 1785 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту городам, которая состояла из манифеста, 16 разделов и 178 статей. Она закрепляла единый статус всего населения городов, который основывался на признании города особой организационной территорией со своей административной системой управления и видами занятий населения.

 

Выделялось шесть категорий городского населения: 0 городские обыватели, имеющие дом и иную недвижимость; 0 купцы трех гильдий; 0 цеховые ремесленники; 0 иногородние и иностранные купцы; 0 именитые горожане; 0 прочее посадское население.

 

Банкиры, капиталисты, торговцы, ученые, художники и музыканты составили слой почетных (именитых) граждан, которые обладали правами личных дворян. Мещане, занимавшиеся мелкой торговлей, составили слой городских обывателей, а занимавшиеся ремеслом получили статус ремесленников. В городах создавались думы под руководством городских (городничих). В компетенцию думы входило обеспечение согласия, разрешение споров, наблюдение за строительством.

 

Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны конца 18 в.

 

1. Внешняя политика России при Екатерине II отличалась:

 

- установлением более тесных отношений с европейскими странами;

- военной экспансией России.

 

Главными геополитическими достижениями внешней политики Екатерины П стали:

 

- завоевание выхода к Черному морю и присоединение Крыма к России;

- начало присоединения к России Грузии;

- ликвидация Польского государства, присоединение к России всей Украины (кроме района Львова), всей Белоруссии и Вос­точной Польши.

 

На время правления Екатерины II приходится ряд войн:

 

- русско-турецкая война 1768 — 1774 гг.;

- захват Крыма в 1783 г.;

- русско-турецкая война 1787 — 1791 гг.;

- русско-шведская война 1788 — 1790 гг.;

- разделы Польши 1772, 1793 и 1795 гг.

 

Главными причинами русско-туреиких войн конца XVIII в. были:

 

- борьба за выход к Черному морю и причерноморским террито­риям;

- выполнение союзнических обязательств.

 

2. Поводом к русско-турецкой войне 1768 — 1774 гг. было усиление влияния России в Польше. Война против России была начата Турцией и ее союзниками — Францией, Австрией и Крымским ханством. Целями Турции и союзников в войне были:

 

- усиление позиций Турции и союзников в Черном море;

- нанесение удара по экспансии России через Польшу — в Европу. Боевые действия велись на суше и на море и открыли полководческий талант А.В. Суворова и П.А. Румянцева.

 

Наиболее важными сражениями данной войны были.

 

- победа Румянцева в битве у Рябой могилы и Кагуле 1770 г.;

- Чесменское морское сражение 1770 г.;

- победа А.В. Суворова в битве под Козлуджей.

 

Война складывалась успешно для России, была прекращена Россией в 1774 г. в связи с необходимостью подавлять восстание Е. Пугачева. Подписанный Кучук-Канарджийский мирный договор, который стал одной из самых ярких побед русской дипломатии, устраивал Россию:

 

- Россия получила выход к Азовскому морю с крепостями Азов и Таганрог;

- к России присоединялась Кабарда;

- Россия получала небольшой выход к Черному морю между Днепром и Бугом;

- Молдавия и Валахия становились независимыми государствами и переходили в зону интересов России;

- русские торговые суда получили право прохода через Босфор и Дарданеллы;

- Крымское ханство переставало быть вассалом Турции и становилось независимым государством.

 

3. Несмотря на вынужденное прекращение, данная война имела большое политическое значение для России — победа в ней, помимо широких территориальных приобретений, предопределила будущее покорение Крыма. Став независимым от Турции государством, Крымское ханство лишилось основы своего существования — многовековой политический, экономической и военной поддержки Турции. Оставшись один на один с Россией, Крымское ханство быстро попало в зону влияния России и не просуществовало и 10 лет. В 1783 г. под сильным военным и дипломатическим давлением России Крымское ханство распалось, хан Шагин-Гирей сложил с себя полномочия, а Крым почти без сопротивления был занят русскими войсками и включен в состав России.

 

4. Следующим шагом по расширению территории России при Екатерине II стало начало включения в состав России Восточной Грузии. В 1783 г. правители двух грузинских княжеств — Картли и Кахетии, подписали с Россией Георгиевский трактат, по которому между княжествами и Россией устанавливались со­юзнические отношения против Турции и Восточная Грузия переходила под военную защиту России.

 

5. Внешнеполитические успехи России, присоединение Крыма и сближение с Грузией, подтолкнули Турцию к началу новой войны — 1787 — 1791 гг., главной целью которой был реванш за поражение в войне 1768 — 1774 гг. и возвращение Крыма. Героями новой войны стали А. Суворов и Ф. Ушаков. А.В. Суворовым были одержаны победы под:

 

- Кинбурном — 1787 г.;

- Фокшанами и Рымником — 1789 г.;

- взят Измаил, считавшийся до этого неприступной крепостью, — 1790 г.

 

Взятие Измаила считается образцом военного искусства Суворова и военного искусства того времени. Перед штурмом по распоряжению Суворова была построена крепость, повторявшая Измаил (макет), на которой солдаты день и ночь до изнеможения тренировались брать неприступную крепость. В результате профессионализм солдат сыграл свое дело, стал полной неожиданностью для турок, и Измаил был взят сравнительно легко. После этого получило широкое распространение высказывание Суворова: "Тяжело в учении — легко в бою". Эскадра Ф. Ушакова также одержала ряд побед на море, важнейшими среди которых были Керченское сражение и битва юг при Калиакрии. Первое позволило русскому флоту войти из Азовского в Черное море, а второе продемонстрировало силу русского флота и окончательно убедило турок в бесперспективности войны.

 

В 1791 г. в Яссах был подписан Ясский мирный договор, который:

 

- подтвердил основные положения Кучук-Кайнарджийского мирного договора;

- установил новую границу между Россией и Турцией: по Днест­ру — на западе и Кубани — на востоке;

- узаконивал включение Крыма в состав России;

- подтверждал отказ Турции от претензий на Крым и Грузию.

 

В результате двух победных войн с Турцией, проведенных в екатерининскую эпоху, Россия приобрела обширные территории на севере и востоке от Черного моря и стала черноморской державой. Многовековая идея добиться выхода к Черному морю была достигнута. Кроме того, был уничтожен заклятый враг России и других европейских народов — Крымское ханство, которое на протяжении столетий терроризировало Россию и другие страны своими набегами. Победа России в двух русско-турецких войнах — 1768 — 1774 гг. и 1787 — 1791 гг. — по своему значению приравнивается к победе в Северной войне.

 

6. Русско-турецкой войной 1787 — 1791 гг. попыталась восполь­зоваться Швеция, которая в 1788 г. напала на Россию с севера с целью вернуть себе территории, потерянные в ходе Северной войны и последующих войн. В результате Россия была вынуждена одновременно вести войну на два фронта — на севере и юге. В короткой войне 1788— 1790 гг. Швеция не добилась ощутимых успехов и в 1790 г. был подписан Ревельский мирный договор, по которому стороны вернулись к довоенным границам.

 

7. Помимо южного, другим направлением экспансии России в конце XVIII в. стало западное направление, а объектом притязаний — Польша — некогда одно из самых могущественных европейских государств. В начале 1770-х гг. Польша находилась в состоянии глубокого кризиса. С другой стороны, Польша была окружена тремя государствами-хищниками, которые стремительно набирали силу, — Пруссией (будущей Германией), Австрией (будущей Австро-Венгрией) и Россией.

 

В 1772 г. в результате национального предательства польского руководства и сильного военно-дипломатического давления окружающих стран Польша фактически прекратила свое существование как независимое государство, хотя официально оставалась им. На территорию Польши вошли войска Австрии, Пруссии и России, которые разделили Польшу между собой на три части — зоны влияния. Впоследствии границы между зонами оккупации пересматривались еще дважды. Данные события вошли в историю как разделы Польши:

 

 

- по первому разделу Польши 1772 г. к России отошли Восточная Белоруссия и Псков;

- по второму разделу Польши 1793 г. к России перешла Волынь;

- после третьего раздела Польши, который произошел в 1795 г. после подавления национально-освободительного восстания под руководством Тадеуша Костюшко, к России отошла Западная Белоруссия и Левобережная Украина (район Львова и ряд украинских земель отошел к Австрии, в составе которой они находились до 1918 г.).

 

Восстание Костюшко было последней попыткой сохранить независимость Польши. После его поражения, в 1795 г., Польша на 123 года прекратила свое существование как независимое государство (до восстановления независимости в 1917 — 1918 гг.) и была окончательно разделена между Россией, Пруссией (с 1871 г. — Германией) и Австрией. К России, в итоге, отошла вся территория Украины (кроме крайне западной части), вся Белоруссия и восточная часть Польши.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вариации | ПЕРЕДМОВА. з дисципліни «Адміністративна відповідальність»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.