Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки судебной власти 4 страница




суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации;

всю совокупность федеральных судов следова­ло бы сгруппировать в три подсистемы (блока):

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор;

Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Материал с сайта http://cons-plus.ru/urist/sud_system/

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

гарнизонных военных судов;

окружных (флотских) военных судов;

Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апел­ляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, ав­тономной области и автономных округов).

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образо­вания судов субъектов РФ:

конституцион­ных (уставных) судов субъектов РФ;

мировых судей.

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;

другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;

суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.

21. Принципы построения российской судебной системы.

 

 

22. Судебная инстанция: понятие и виды. Соотношение судебной инстанции и судебного звена.

 

 

23. Суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, апелляционный суд — суд втoрой инстанции. В уголовном и гражданском судопроизводстве в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений, вынесенных мировыми и федеральными судьями. В судах общей юрисдикции апелляционной инстанцией выступают вышестоящие суды по отношению к судам первой инстанции. В арбитражном судопроизводстве в апелляционном порядке проверяются все решения арбитражных судов, вынесенных в первой инстанции. В системе арбитражных судов судом апелляционной инстанции является арбитражный апелляционный суд.

Апелляционное и кассационное производство являются способами судебного контроля, однако эти способы различаются по своему содержанию. Проверяя законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции вправе непосредственно исследовать доказательства и принять новое решение по делу, противоположное принятому судом первой инстанции.

Суд кассационной инстанции в судах общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства лишь в ограниченных законом случаях, а признавая решения суда незаконным, отменяет его и направляет дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанций в тот же либо иной состав судей.

24. Суд кассационной инстанции.

 

 

25. Суд надзорной инстанции.

Суд надзорной инстанции — судебная инстанция, проверяющая законность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу в порядке надзорного производства. Надзорное производство является исключительной стадией уголовного[1], гражданского[2],арбитражного[3] и административного судопроизводства в Российской Федерации. В качестве судов надзорной инстанции выступают Верховный Суд РФ и Высший арбитражный Суд РФ, на которые Конституцией РФ возлагается обязанность осуществления судебного надзора за нижестоящими судами.

Исключение составляет рассмотрение дел по административным правонарушениям, в которых Верховный Суд РФ является следующей надзорной инстанций по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области, которые сохранили полномочия по первичному рассмотрению надзорных жалоб и представлений (статья 30.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях [4]).

26. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах.

В соответствии со ст. 7 Гражданского процессуального кодекса рассматриваются судьей единолично:

гражданские дела в судах первой инстанции;

в апелляционном порядке дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу (судьями соответствующих районных судов).

Рассматриваются коллегиально гражданские дела:

в судах апелляционной инстанции (за исключением случаев, предусмотренных для единоличного рассмотрения);

в судах кассационной и надзорной инстанций;

в предусмотренных федеральным законом случаях.

В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

В соответствии со ст. 17 Арбитражного процессуального кодекса рассматриваются судьей единолично: дела в первой инстанции арбитражного суда, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей.

Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде: первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

дела об оспаривании нормативных правовых актов;

дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные для рассмотрения коллегиальным составом судей, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

В случае, если АПК судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.

27. Порядок назначения судей и присяжных заседателей.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей — подобная практика, по мнению простого обывателя, применима лишь на Западе — то и дело на экранах наших телевизоров мелькают художественно поставленные судебные процессы, где судьба подсудимого решается голосованием таких же, как мы с вами, обычных граждан. Меж тем и в нашей области применяется этот способ отправления правосудия. Не первый год в области формируются списки кандидатов в присяжные заседатели, призванных к участию в рассмотрении областным судом конкретных уголовных дел. Другое дело, что незнание Буквы закона, своих прав и обязанностей вызывает у брянцев необоснованный страх и нежелание исполнить свой гражданский долг.

Разъяснения о порядке формирования списков кандидатов в присяжные заседатели, требованиях к претендентам, их гарантиях и т.п. дает заместитель губернатора Анатолий Теребунов.

Администрация формирует запасной список кандидатов

— Анатолий Николаевич, что это за списки кандидатов в присяжные заседатели, кто их формирует, на основе каких данных?

— Если говорить о самом порядке составления списков, то процедура следующая: на основании представления председателя суда о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, в данном случае администрация области, дает поручение муниципальным образованиям в указанные сроки, согласно установленному порядку и числу граждан, сформировать списки. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются на основе персональных данных об избирателях (данные входят в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы»), путем случайной выборки установленного числа граждан. На основе этих списков администрация составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ. Кроме этого, самой администрацией формируется запасной список кандидатов. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

— Вы сказали, что любой случайно отобранный житель может оказаться среди присяжных заседателей. Но Вы сами прекрасно понимаете, что существует вероятность попадания в списки неблагопристойных представителей нашего общества, может быть, даже криминальных элементов.

— На это и существует Федеральный Закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ». Там прописаны требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в судебном процессе в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в СМИ

— Хорошо, а если сам человек не желает участвовать во всем этом?

— В подобном случае необходимо письменное заявление гражданина о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя: если ему за 65, или он не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, либо ему не позволяет состояние здоровья, что должно быть подтверждено медицинскими документами. Не могут быть присяжными заседателями лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащие; судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы или имеющие специальное звание сотрудников органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе лицензии; священнослужители.

— Насколько мне известно, нередки случаи, когда уже включенные в списки кандидаты в присяжные заседатели не могут воспользоваться этим правом — отказаться от включения. Они узнают о своем, так скажем, «назначении» лишь по прибытии в суд. Где можно получить информацию?

— И списки, и изменения и дополнения к ним публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. Кстати муниципальные власти должны довести до сведения граждан информацию об их включении в списки. В течение двух недель последние имеют право подать письменное заявления об исключении себя из списков, а также внести изменения в неточные сведения о кандидате.

Свои обязанности присяжные заседатели должны исполнить за 10 рабочих дней 1 раз в год

— Задам, может быть, один из наиболее болезненных вопросов. Как известно, процессы по уголовным делам одним днем не заканчиваются. Как быть с основным местом работы? Естественно, что никакому руководителю не понравится отсутствие работника на рабочем месте в течение длительного периода.— Тем не менее законодательно предусмотрен срок в 10 рабочих дней 1 раз в год для исполнения присяжными заседателями своих обязанностей. Более того, если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — они участвуют в процессе весь срок рассмотрения этого дела.— А как быть с финансовой стороной дела? Предусмотрено ли всё тем же законом какое-либо денежное содержание на весь период рассмотрения дела?— Конечно. За время исполнения присяжным заседателем своих обязанностей суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в отправленииправосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Суд также возмещает командировочные расходы, транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. Также все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, сохраняются за работником по основному месту работы на время исполнения им обязанностей присяжного заседателя. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускается. Более того, время исполнения присяжным заседателем своих обязанностей учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

28. Порядок составления списков присяжных заседателей. Их правовое положение.

 

 

29. Неприкосновенность судьи.

Неприкосновенность судьи. Она включает в себя неприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения, используемых им средств связи, его корреспонденции, принадлежащего судье имущества и документов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу. Заключение под стражу судьи допускается исключительно с санкции Генерального прокурора либо по решению суда.

Судья, задержанный в порядке административного или уголовного судопроизводства, по установлении его личности немедленно должен быть освобожден.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением Конституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до судебного разбирательства, в соответствии с действующим законодательством может быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

30. Органы судейского сообщества.

Судейское сообщество — совокупность всех судей в данном государстве. Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Согласно ст. 29 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 г. В соответствии с указанным законом органами судейского сообщества в РФ являются:

Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи; экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Основными задачами органов судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

защита прав и законных интересов судей;

участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

31. Квалификационные коллегии судей.

 

32. Дисциплинарное судебное присутствие: понятие, порядок формирования, компетенция.

Дисциплинарное судебное присутствие — судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков[1].

Дисциплинарное судебное присутствие было сформировано и приступило к исполнению своих обязанностей в марте 2010 года[2].

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года № 5-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и признании утратившим силу Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» с 6 августа 2014 года Дисциплинарное судебное присутствие упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации[3].

Дисциплинарное судебное присутствие[4]:

рассматривало жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;

рассматривало обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

33. Полномочия районного суда как органа правосудия. Их краткая характеристика.

 

 

34. Председатель районного суда: полномочия, порядок назначения.

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в дан­ный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и бо­лее). В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объе­ме работы суд может состоять из одного судьи. Если в районном суде один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда. Таких судов (их нередко называют “односоставными”) насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.

В общих чертах о полномочиях председателя районного суда мож­но судить прежде всего по тому, что сказано в ст. 6.2 Закона о статусе судей, ст. 35 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и п. 1.4 Инструкции по судебному делопроизводству в район­ном суде. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

организует работу суда;

устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

организует работу по повышению квалификации судей;

осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Он помимо участия в судебных заседаниях в качестве пред­седательствующего и распределения дел между судьями ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению пред­ложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельнос­ти суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представ­ления в государственные органы, общественные объединения и дол­жностным лицам об устранении нарушений закона, причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушений; организует ра­боту по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой ин­формацией.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т. д.) предсе­дателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на за­местителя председателя или на одного из судей этого суда.

Организация работы районного суда

Основная от­ветственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председате­ля суда. Без должной организации судебной работы невозможно быс­трое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.

Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:

территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на зак­репленной за ним территории;

предметному (функциональному), когда один судья рассматри­вает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализирует­ся только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;

предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый су­дья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;

беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

Организация работы основывается прежде всего на ее планирова­нии.

В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рас­смотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совер­шенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.

Текущие планы каждого судьи включают определение очереднос­ти, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппа­рата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) уста­навливаются стенды с образцами различных судебных документов.

Обобщения судебной практики проводятся регу­лярно с целью улучшения деятельности соответствующих судов. Эта работа включает определение предмета изучения, составление его про­граммы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.

В районном суде ведется статистическая отчетность. В нее включается составление отчетов о работе суда по разрешению гражданских и уголовных дел. Ответственность за общее руководство этим участком работы несет председатель суда. Основой отчетности является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статис­тических карточек.

Судья (помощник судьи, помощник председателя суда либо кон­сультант суда), отвечающий за состояние справочной работы, следит за официальными изменениями действующих законов, вносит в конт­рольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними ос­тальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической ли­тературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т. п.

Важный участок работы в каждом районном суде — делопро­изводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой судебной документации. Оно детально регламентирует­ся упомянутой выше Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, при­ходится на долю его аппарата, который непосредственно обес­печивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач, о которых сказано выше.

Ближайшими помощниками председателей (районных судей), на­ряду с помощниками, о которых сказано выше, являются также адми­нистраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрис­дикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 января 1998 г.

Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выпол­нять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. На них возлагается вспо­могательная работа, требующая юридических познаний и соответству­ющего опыта работы, и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.