Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №1. Инфраструктура товарного рынка и ее основные подсистемы




Инфраструктура товарного рынка и ее основные подсистемы

Понятие структуры товарного рынка и ее формирование

Структура и инфраструктура товарного рынка.

 

 

Под товарным рынком понимается сфера обращения товаров, не имеющих заменителей или взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности субъекта приобрести товар на соответствующей территории и отсутствие такой возможности за ее пределами. Под структурой товарного рынка могут пониматься его организационные характеристики, т.е. совокупность количественных и качественных показателей.

К количественным показателям структуры рынка относят:

1. Численность продавцов действующих на данном рынке

2. Показатель рыночной концентрации. Этот показатель складывается из 2 элементов:

a. Коэффициент рыночной концентрации. Он рассчитывается как процентное соотношение реализации товаров крупнейшими поставщиками к общему объему реализации. В соответствии с этим коэффициентом выделяют: высоко концентрированные рынки (доля 3 крупнейших производителей составляет от 70 до 100 процентов от общего объема производства товаров); умеренно концентрированные (доля 3 крупнейших производителей от 45 до 70 процентов от общего объема реализации товаров); низко концентрированные рынки (менее 45 процентов)

b. Доля, занимаемая на рынке мелкими производителями.

 

Количественные показатели в совокупности позволяют оценить степень монополизации рынка и равномерность присутствия на нем хозяйствующих субъектов.

 

Качественными показателями, характеризующими структуру рынка, являются:

1. наличие барьеров для входа на рынок и степень их преодолимости. Выделяют следующие виды таких барьеров

a. экономические и организационные ограничения (доступность кредитных ресурсов, уровень арендной платы, наличие или отсутствие поддержки малого предпринимательства)

b. административные ограничения (лицензирование деятельности, ограничение воза товара (квотирование))

c. отсутствие развитой рыночной инфраструктуры.

d. Барьеры, связанные с эффектом масштаба, т.е. возможность безубыточного производства определенного товара лишь при условии, что товар будет производиться в объеме не ниже определенного уровня

e. Барьер, основанный на абсолютном превосходстве уровня затрат. Такой барьер выступает в случаях когда затраты на производство одной единицы продукции у одного производителя по каким то причинам на много ниже чем у других и соответственно конкурировать с таким субъектом крайне сложно. Превосходство может быть основано на объективных обстоятельствах (близость к сырьевым ресурсам)

f. Ограничения по спросу

g. Объем капитальных затрат необходимых для входа на рынок

2. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Данный показатель влияет на развитие конкуренции и снижает рыночную концентрацию. Кроме того он может использоваться для оценки состояния национального рынка при решении вопросов о введении специальных защитных и антидемпинговых методов направленных на поддержание отечественных производителей. Структура товарного рынка в целом имеет существенной значение для определения стратегии поведения субъектов, а так же для развития конкуренции и пресечения монополистических действий.

Профессор Пугинский высказывает другую точку зрения относительно структуры товарного рынка: под ней следует понимать совокупность звеньев участвующих в продвижении товаров от производителя к потребителю. В соответствии с этим подходом он выделяет 3 звена:

1. Изготовители

2. Посредники

3. Потребители товаров

Однако такой подход может привести к смешению характеристик субъекта, действующих на рынке и элементов рыночной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.