Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Области ведения РФ




 

1. В области государственной в ее ведении находятся сле­дующие вопросы: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; феде­ральное устройство и территория Российской Федерации, установление системы федеральных органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти.

Принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением относятся к важнейшим и неотъемлемым полномочиям Российской Федерации как суверенного государства. Тот факт, что принятие и изменение Конституции является исключительной прерогативой РФ, подчеркивает конституционную природу Федерации в современной России. Регулирование этих вопросов ввиду их особой важности осуществляется самой Конституцией и составляет ее отдельную часть.

К ведению РФ отнесено также принятие, изменение федеральных законов и контроль за их исполнением. В этом проявляется одно из свойств государственного суверенитета России, согласно которому Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Под "федеральными законами" понимаются принятые по предметам ведения РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ, а также федеральные законы, принятые по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов[2].

2.Ведению Российской Федерации в области хозяйствен­ного и социально-культурного строительства подлежат: фе­деральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, со­циального и культурного развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики.

Пункт "г" ст 71 Конституции РФ относит к ведению РФ: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

Пункт "д" ст. 71 Конституции РФ относит к предметам ведения РФ федеральную государственную собственность и управление ею. Конституция закрепляет различные формы собственности: частную, государственную, муниципальную, иные формы собственности, которые в равной мере защищаются государством). Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ (ст. 214 ГК). Разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность субъектов РФ в соответствии с Конституцией является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов (см. комментарий к п. "г" ч. 1 ст. 72). При этом согласно ГК отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом (ч. 5 ст. 214). Этот федеральный закон до настоящего времени не принят.

Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации - закрепляют право Российской Федерации самостоятельно определять цели, задачи и методы их достижения в ключевых сферах внутренней политики, имеющих исключительное значение как для самого существования РФ - целостного суверенного государства, так и для обеспечения конституционных прав и свобод ее граждан.

Исходя из федеративного устройства страны, необходимости соблюдения баланса интересов Российской Федерации и ее субъектов, обеспечения согласованного функционирования участия федеральных и региональных органов государственной власти в реализации внутренней политики государства, Конституция относит к прерогативам Российской Федерации установление именно основ, т.е. общих начал, принципов, федеральной политики в важнейших сферах внутреннего развития государства и общества, тогда как их практическая реализация требует конкретизации с учетом интересов и особенностей субъектов Федерации, различных групп населения, а также согласованных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В соответствии с этим многие вопросы практической реализации внутренней политики государства в сфере государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития входят в перечень предметов совместного ведения РФ и ее субъектов[3].

Федеральные программы выступают как одно из важных средств реализации федеральной политики, наполняют ее конкретным содержанием. Согласно положениям ст. 13 Закона о Правительстве РФ формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации входит в общие полномочия Правительства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений, но не все денежные отношения являются финансовыми. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Правовое регулирование финансовых отношений осуществляется путем принятия таких Федеральных законов, как "О бюджетной классификации Российской Федерации", "О банках и банковской деятельности", "О валютном регулировании и валютном контроле". Финансовое право считается некодифицированной отраслью права, однако его подотрасли - бюджетное и налоговое право - имеют собственные кодифицированные источники - БК и НК. Осуществление финансового, в том числе бюджетного регулирования, а также запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств рассматриваются Конституционным Судом в качестве гарантии такого конституционного принципа, как единство экономического пространства.

3.В области правовой политики государства в исклю­чительном ведении Российской Федерации являются: судо­устройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуаль­ное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства; правовое ре­гулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

Отнесение к исключительному ведению РФ ее федеративного устройства и территории является одним из важнейших условий обеспечения суверенитета, единства и целостности российского государства. Регулирование этих предметов ведения осуществляется прежде всего Конституцией.

Будучи предметом исключительного ведения Российской Федерации, территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. При этом территория РФ является не механической суммой территорий составляющих ее субъектов, а неприкосновенной целостностью, на которую без каких-либо изъятий распространяется суверенитет РФ, верховенство Конституции и федеральных законов. Именно на федеральном уровне обеспечивается защита неприкосновенности и целостности территории РФ.

Конституция относит к ведению РФ как судоустройство (п. "о" ст. 71) и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (п. "г" ст. 71), так и установление судебной системы РФ в целом, которое в силу ее ч. 3 ст. 118 осуществляется исключительно Конституцией и федеральным конституционным законом. При этом Конституция определяет лишь отдельные элементы судебной системы, закрепляя основы статуса Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; их полномочия, порядок образования и деятельности, как и иных федеральных судов, должны устанавливаться федеральным конституционным законом (см. комментарий к ч. 3 ст. 128). К ведению РФ относятся также уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство (п. "о" ст. 71), а административное, административно-процессуальное законодательство, кадры судебных органов находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. "к" и "л" ч. 1 ст. 72 Конституции).

Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом (ч. 5 ст. 129 Конституции).

4.В области внешних сношений, обороны и государ­ственной безопасности ведению Российской Федерации под­лежат: вопросы внешней политики и международных отно­шений, международные договоры; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; деятельность в космосе[4].

Российская Федерация осуществляет правовое регулирование всех отношений, возникающих в сфере использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, включая деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Российская Федерация является членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), руководствуется нормами международного права по обеспечению безопасного использования атомной энергии, перераспределению ядерных материалов. Все ядерные материалы и радиоактивные отходы, имеющие оборонное значение, ядерные установки, радиационные источники находятся в федеральной собственности.

Перечисленные в п. "к" ст 71 Конституции РФ предметы ведения - внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира - непосредственно вытекают из статуса Российской Федерации как суверенного государства. В соответствии с практикой международных отношений суверенное государство выступает единым субъектом определения и проведения внешней политики (включая решение вопросов войны и мира) независимо от формы государственного устройства.

Основные направления внешней политики согласно Конституции определяет Президент, который как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Президент определяет основные направления внешней политики в различных актах, таких как послание Федеральному Собранию, указы Президента и др.

Внешняя политика РФ формируется в соответствии с Конституцией, общепризнанными нормами международного права и ратифицированными международными договорами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ. Осуществление мер по реализации внешней политики РФ возложено Конституцией на Правительство РФ. Это конституционное полномочие конкретизируется положениями Закона о Правительстве РФ.

Российская Федерация законодательно устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области внешнеэкономических отношений и экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Особое внимание со стороны Российской Федерации уделяется международной торговле товарами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности в сферах, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности, обороны, экономической независимости страны, включая военно-техническое сотрудничество.

Оборона и безопасность - предметы ведения и конституционные функции федеративного государства. В прерогативы РФ входит нормативно-правовое регулирование отношений в указанной сфере, а также реализация практических мероприятий по обеспечению обороны и безопасности страны.

Вопросы режима, связанные с Государственной границей, регламентируются Законом о Государственной границе, Основами пограничной политики РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 20.06.1996 N 954 "О дополнительных мерах по обеспечению защиты государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации", и иными нормативными правовыми актами.

5. Полномочия Российской Федерации в области защиты прав и свобод гражданина и человека сгруппированы в различных главах истатьях Конституции РФ. К ее ведению, в частности, относятся: регулирование и защита прав и сво­бод человека и гражданина; гражданство в Российской Фе­дерации; регулирование и защита правнациональных мень­шинств (п. «в» ст. 71); по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономно­го округа принятие федерального закона об автономной об­ласти, автономном округе (ч. 3 ст. 66); защита прав корен­ных малочисленных народов (ст. 69); предоставление поли­тического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63), гарантирование своим гражданам покровительства и защиты за пределами Рос­сийской Федерации (ч. 2 ст. 61)[5].

Закрепление регулятивных полномочий в этой предметной области в качестве общефедеральной функции обусловлено вытекающими из Конституции (ч. 2 ст. 6, ч. 1, 2 ст. 19) принципами равенства всех перед законом, социально-территориального равноправия (см. комментарий к ст. 19), единства правового статуса человека и гражданина на всей территории. Эти принципы предполагают, в частности, необходимость установления и гарантирования в любом месте жительства в пределах государственных границ РФ универсального набора субъективных юридических возможностей каждой личности в объеме не ниже, чем это предусмотрено Конституцией.

Определение рассматриваемого предмета ведения РФ как "гражданства в Российской Федерации" не означает, что Конституция предполагает возможность установления наряду с гражданством РФ также и гражданства республик в составе РФ, названных в Конституции государствами (ч. 2 ст. 5), или иных субъектов РФ. Гражданство суть проявление суверенной государственной власти, выражающее на субъективно-личностном уровне верховенство государства, которое по отношению к своим гражданам проявляется и как территориальное, и как личное верховенство.

В качестве относительно самостоятельного предмета ведения РФ Конституция выделяет регулирование и защиту прав национальных меньшинств.

Особое внимание конституционного законодателя к вопросам защиты прав и интересов этнических общностей, находящихся в ситуации национального меньшинства, определяется прежде всего многонациональной природой народа РФ, единство и устойчивость которого во многом связаны с наличием у каждой из образующих его социально-этнических групп, включая малочисленные, реальных возможностей для сохранения своей национально-культурной идентичности и в соответствии с этим для национально-культурного развития на равноправной основе с иными социально-этническими группами в составе многонационального народа РФ как неотъемлемая его часть.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.