Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество и его составляющие элементы




Под качеством понимается совокупность свойств продукции (конструктивных,

эстетических, социальных, экономических, психологических), позволяющих

ей удовлетворять определенные потребности в соответствии с функциональным

назначением. Качество всегда соотносится с нуждами и ожиданиями потребителя,

затратами на создание продукции (поэтому экономически должно быть

оптимально).

Качество продукта формируется на всех стадиях жизненного цикла (исследования,

разработки, проектирование, производство), реализуется и оценивается в потреблении

(эксплуатации и утилизации). Его улучшение оказывает благотворное

воздействие на многие стороны деятельности самого производителя.

Ответственность за качество несет изготовитель продукции либо его представитель,

наделенный соответствующими полномочиями, а его проверка осуществляется

независимыми лицами. Наиболее эффективно с эт^м справляется институт

представителей заказчика. '

Качество товаров характеризуется рядом параметров, среди которых:

функциональность (способность выполнять базовую и дополнительную функции)

— характеризует полезность продукции и области ее применения (для

техники это, например, производительность, для продуктов питания — вкус

и т. п.);

надежность (безотказность, отсутствие дефектов, защищенность от моральных

рисков);

Безотказность (способность функционировать в течение заданного времени без

сбоев; характеризуется средней продолжительностью работы до первого отказа

в любом режиме эксплуатации, а также возможностью восстановления при их наступлении)

является главным признаком надежности.

Нормальная сохраняемость основных свойств объекта по мере его использования

допускает их падение на 2-5 процентов ежегодно.

долговечность — свойство сохранять основные качества и работоспособность

до наступления предельного срока службы или хранения при соблюдении установленного

порядка технического обслуживания и ремонта;

Глава 30. Управление качеством 395

технический уровень (соответствие стандартам или эталонным объектам);

технологичность — показывает, насколько близко конструкция изделия учитывает

требования современного производства;

Технологичность предполагает минимизацию продолжительности работ на всех

стадиях производственного цикла; простоту, унифицированность (насыщенность

взаимозаменяемыми, стандартными элементами, блочность), прогрессивность

конструкции; возможность механизированной обработки; ремонтопригодность.

эргономичность — отражает соответствие объекта требованиям к удобству его

использования;

Эргономические показатели могут быть:

• гигиеническими (нормы и рекомендации в отношении освещенности, температуры,

давления, напряженности магнитных и электрических полей, запыленности,

шума, вибрации, ускорения);

• антропометрическими (отражают соответствие объекта размерам и форме человеческого

тела, нагрузке на организм);

• физиологическими и психофизиологическими (характеризуют воздействие на органы

чувств человека размеров, формы, контрастности, яркости, пространственного

положения, силовых и скоростных нагрузок, создаваемых объектом);

• психологическими (необходимый объем, скорость восприятия и переработки информации,

связанной с функционированием объекта).

эстетичность — характеризуется степенью позитивного влияния объекта на

чувства человека;

В основе эстетичности лежат рациональность, функциональность, строгость, соответствие

формы назначению (главное требование), выразительность, цветность, совершенство

исполнения, товарный вид. Менее эстетичное изделие утомляет, отвлекает

внимание, следовательно, снижает эффективность труда.

транспортабельность (легкость, компактность);

патентно-правовые показатели (защищенность патентами, лицензиями, авторскими

правами);

экологичность — характеризуется легкостью утилизации, минимумом отходов

при использовании, степенью негативного воздействия на природу и человека

(содержанием вредных примесей, радиоактивностью, уровнем шума, вибрации

и проч.);

безопасность (например, прочность конструкции);

ценовые показатели;

эксплуатационные свойства (грузоподъемность, скорость);

экономичность ____________(оптимальное соотношение качества и затрат);

сервис (диапазон, быстрота, эффективность обслуживания);

репутация, имидж;

соответствие заявленному уровню стандартов, сертифицированность.

Таким образом, качество имеет множество составляющих - техническую, экономическую,

социальную, правовую, экологическую и др.

Услугам качество придают, кроме того:

396 Раздел VIM. Менеджмент отдельных сфер деятельности

• известность и надежность фирмы;

• ее компетентность в своей сфере деятельности, понимание специфики потребностей

клиента (готовность ответить на нестандартные запросы);

• доступность, способность в любой момент обслужить клиента; отзывчивость

персонала, его внешний вид, отделка помещений;

• обеспечение потребителей любой необходимой информацией.

Качество управления определяется его культурой, профессионализмом работников,

развитостью информационных технологий, морально-психологическим

климатом.

Высокое качество продукции и услуг приносит сегодня как производителям, так

и потребителям значительный экономический эффект, поэтому ему уделяется пристальное

внимание.

Но оно требует немалых расходов, к которым относятся:

• предупредительные затраты, связанные с обеспечением бездефектного производства

(на планирование, проектирование, обучение работников и проч.);

• информационные издержки (на надзор, испытания, в условиях эксплуатации;

лабораторный, операционный и приемочный контроль);

• затраты на устранение дефектов, выявленных на предприятии (отбраковка,

ремонт) и у потребителей (возврат, переделка).

Вместе с потерями от низкого уровня качества они составляют цену последнего,

которая складывается из цены соответствия и цены несоответствия.

Цену соответствия определяют расходы, связанные с обеспечением качества:

• по предотвращению выпуска недоброкачественных изделий (на планирование,

совершенствование гехнических средств, обучение персонала передовым

методам работы);

• по управлению и контролю качества (на проверку конструкций изделий,

входной контроль материалов и комплектующих, лабораторные приемочные

испытания, надзор, испытание образцов готовых изделий).

Цену несоответствия формируют затраты, связанные с неудовлетворительным

качеством:

• издержки в производстве (на исправление брака, переделку);

• расходы в сфере потребления (на ремонт в гарантийный период, замену

и проч.).

За счет повышения качества часть этих издержек можно сэкономить и увеличить

тем самым долю прибыли в доходах. Но некоторых избежать нельзя (на аудит,

проверку испытательного оборудования, обучение, контроль).

Для минимизации затрат, связанных с обеспечением качества, нужно:

• осуществлять рационализацию их отдельных статей;

• оптимизировать структуру (например, увеличение расходов на предупредительные

мероприятия ведет к их снижению на устранение дефектов);'

• обеспечить обоснованный уровень соотношения цены и качества продукции

(с учетом приоритетности последнего и соблюдения требований, предъявляемых

законодательством, потребителями, техническими условиями).

Глава 30. Управление качеством 397




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.