Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирующие функции государства в период перехода к новому экономическому порядку




Важнейшим методологическим подходом к формированию регулирующих функций государства является системный подход. Это означает, что государственное регулирование экономической деятельности должно представлять собой систему взаимосвязанных элементов (формальных институтов), создаваемых для эффективного функционирования национальной экономики, обеспечивающего достижение максимально возможного в сложившихся экзогенных условиях синергического эффекта. Этот эффект выражается в высоком уровне качества и продолжительности жизни населения страны.

Специфика регулирующих функций государства в период перехода к новому экономическому порядку, отличающих их от функций, выполняемых в условиях сложившегося в стране экономического порядка, выражается в следующем.

Во-первых, в переходном периоде длительное время сосуществуют элементы прежнего и нового экономических порядков. Поэтому функции государственного регулирования должны быть дифференцированы по секторам национальной экономики, различающимся степенью подготовленности к принятию нового экономического порядка. Ярким примером неподготовленности к переменам является положение, сложившееся в агропромышленном секторе Российской Федерации, где до сих пор сосуществуют отношения, характерные для коллективного и индивидуального способов производства сельскохозяйственных продуктов. Это сосуществование не позволяет принять законы, эффективно регулирующие процессы землепользования, взаимоотношений сельскохозяйственной и промышленной сфер и т.п.

Во-вторых, в процессе перехода к новому экономическому порядку возникает, как показывает мировой исторический опыт, опасность утраты или существенного ослабления достигнутого экономического потенциала. Подтверждением этому являются переходные процессы, протекавшие в России за последние 100 лет. Поэтому система государственного регулирования в переходном периоде должна предусматривать меры, направленные на предотвращение возможности утраты или ослабления экономической безопасности страны.

В-третьих, процесс перехода к новому экономическому порядку почти всегда сопряжен со снижением (в особенности в первой его фазе) жизненного уровня населения и усилением в связи с этим социальной напряженности в стране. Поэтому система государственного регулирования в переходном периоде должна уделять особое внимание вопросам социальной безопасности страны. Меры государственного регулирования должны сочетать стабилизирующие воздействия как на экономическую, так и на социальную сферы.

Исходя из сказанного можно сформулировать цели государственного регулирования национальной экономики.

Глобальной целью является обеспечение экономической мощи страны. Это означает, что система государственного регулирования призвана создать условия, обеспечивающие устойчивые позиции страны на мировых рынках, а также обеспечить высокий уровень качества жизни народа.

Агрегированные цели государственного регулирования призваны обеспечить создание и поддержание благоприятных экзогенных и эндогенных условий для достижения глобальной цели за счет определения важнейших элементов (институтов) системы государственного регулирования. Примерами таких условий могут быть: экономическое обеспечение реализации военной доктрины, создание предпосылок для интеграции страны в мировую экономическую систему, обеспечение здоровья нации и т. п.

Детализированные цели направлены на конкретизацию экзогенных и эндогенных условий. Эти цели должны служить основанием для выбора приоритетов в выполнении функций всех ветвей власти

(законодательной, исполнительной, судебной). Такими целями могут, например, быть: защита социально уязвимых слоев населения, антимонопольная деятельность, регламентация трудовых отношений и т. п.

Указанные цели государственного регулирования в зависимости от изменений экзогенных и эндогенных условий могут изменяться, однако совокупность решаемых на основе государственного регулирования задач в течение достаточно продолжительного периода остается относительно стабильной.

При формировании системы государственного регулирования необходимо прогнозировать возможную реакцию экономических агентов на те или иные воздействия стимулирующего, лицензионного или запретительного характера с учетом действия неформальных институтов, исторически сложившихся в стране.

Исходя из изложенного можно сформулировать следующие принципы функционирования системы государственного регулирования национальной экономики (СГРНЭ):

• необходимо «выращивать» и по мере надобности актуализировать правовую (институциональную) основу экономической деятельности, обеспечивая неукоснительное выполнение норм и правил поведения экономических агентов в процессе этой деятельности (Клейнер Г. Б., 2004);

• необходимо осуществлять регулирующую деятельность эффективно, обеспечивая постоянное снижение трансакционных издержек, с минимальным вмешательством в экономику бюрократического аппарата;

• необходимо сочетать методы стимулирующего, регистрационного (лицензионного) воздействия с мерами запретительного и фискального воздействий на экономических агентов, нарушающих установленные формальными институтами правила и нормы ведения экономической деятельности;

• необходимо создавать благоприятные условия для развития свободной конкуреннии, обеспечения гибкой антимонопольной политики с целью недопущения возникновения экономической власти у отдельных групп, корпораций, монополистических объединений и других властных экономических группировок;

• необходимо обеспечивать финансовую стабилизацию за счет осуществления гибкой кредитно-денежной, бюджетной, налоговой политики, не допуская неоправданно высокой дифференциации доходов между различными слоями населения страны;

• необходимо ориентировать па решение долговременных стратегических задач развития страны, формировать приоритеты инвестиционной политики, направленные на обеспечение постоянного прнрап1;ения уровня национальной, экономической и экологической безопасности страны;

• первоочередные задачи — обеспечение высокого уровня и качества жизни населения за счет поддержки здравоохранения, общего и профессионального образования, существенного развития всех отраслей социальной сферы;

• важнейшая стратегическая задача — обеспечение высокого уровня конкурентоспособности страны за счет поддержки фундаментальной и прикладной науки, развития наукоемких производств, совершенствования всех детерминант национальных конкурентных преимуществ.

При формировании СГРНЭ необходимо прогнозировать возможную реакцию экономических агентов на те или иные меры воздействия стимулирующего, лицензионного, запретительного или фискального характера. В этой связи представляет интерес рассмотрение совокупности целей экономического агента любого уровня, которые представляют собой «ответ» экономического агента на вызов СГРНЭ (рис. 8.1).

Реакция агента на основные государственные воздействия рассматривается по четырем основным направлениям: ответ на налоговую политику, ответ на кредитно-денежную политику, ответ на таможенную политику, ответ на антимонопольную политику. Естественно, изложенная совокупность «ответов» является далеко не полной. Она демонстрирует действия только законопослушных экономических агентов. Однако даже такая «укрупненная» реакция может дать полезную информацию разработчикам соответствующих нормативных актов.

Направления государственного воздействия на экономическую деятельность

Налоговая политика Адаптация структуры налоговых платежей

Рационализация товарного ассортимента

Рационализация структуры кадрового потенциала

Рационализация поведения нарынках ресурсов

Проникновение в оффшорные зоны

Оптимизация структуры издержек производства

Кредитно-денежная политика

Адаптация инвестиционной политики

Адаптация стратегии поведения на фондовых рынках

Адаптация инновационной стратегии

Адаптация антикризисной стратегии

Таможенная политика

Адаптация структуры экспортно-импортных торговых операций

Приоритетное развитие экспортноориентированных и импортозамещающих производств

Проникновение в свободные экономические зоны страны и за рубежом

Получение прав на специальные таможенные режимы и контингентирование

Антимонопольная политика

Обоснование отсутствия в экономической деятельности признаков доминирования

Обоснование ведения дел на основе добросовестной конкуренции

Обоснование соответствия трансакций, осуществляемых экономическим агентом, нормам антимонопольного законодательства

Рис. Возможные «ответы» экономического агента на меры государственного воздействия

 

По существу, в этой структуре целей заложено поведение экономического агента, стремящегося ослабить действие «невыгодных» для него и усилить «выгодные» последствия регулирующих воздействий.

Прогнозирование возможной ответной реакции экономических агентов должно стать одной из основных функций органа, инициирующего тот или иной нормативный акт. При этом следует учитывать возможную реакцию не только резидентов страны, но и нерезидентов, а также различных экономических, политических и иных группировок международного характера.

Следует подчеркнуть, что государственное регулирование — это система мер. Только взаимопереплетение, взаимодействие, непротиворечивость этих мер способны обеспечить положительный синергический эффект вмещательства государства в экономическую деятельность агента.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.