Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы правовых систем стран Северной Европы




Становление и развитие правовых и судебных систем стран Северной Европы, имеет длительную и взаимосвязанную историю.

Норвегия, как единое государство на территории Скандинавии, формально образовалась уже в XII веке, при этом, фактически оставаясь объединением клановых территорий. К этому же периоду относится появление первых актов – сборников правовых обычаев двух из этих объединений – «Законы гулатинга» (1150 года) и «Законы фростатинга» (1190 года). Первый общенациональный свод «Закон земли» был издан в 1274 – 1276 годах. В 1380 году Норвегия была завоевана Данией. С этого момента развитие норвежского права оказалось под сильным влиянием датских правовых традиций, поскольку большинство судейских должностей в Норвегии обычно занимали датчане и поскольку решения, вынесенные местными судами, подлежали обжалованию в Верховный суд Дании.[1] Тем не менее, когда к началу XVI века Норвегия превратилась практически в рядовую провинцию датского королевства, ее правовая система всегда оставалась в достаточно самостоятельной, правители Дании (считавшиеся одновременно и королями Норвегии), издавали специальные «норвежские» законы, которые зачастую совпадали с законами, изданными для Дании. Следующий период развития норвежского права связан уже со шведским господством в 1814 – 1905 годах. В ходе дальнейшего развития, формирование правовой системы Норвегии, шло по пути издания отдельных законов, а не единовременной сплошной кодификации, как это было ранее.

Правовое положение Дании имеет некоторые отличия от других рассматриваемых стран. Прежде всего, это географическое положение – Дания единственная страна, расположенная вне Скандинавского полуострова. Далее, как можно судить из описания других стран, в прошлом Дания не испытывала на себе сколько-нибудь определяющего влияния права какого-либо другого государства данного региона, занимая, в определенной степени, господствующее положение в различных союзах. Таким образом, в силу особенностей исторического развития страны датское право представляет собой весьма своеобразную и совершенно самостоятельную систему. И лишь начиная с конца XIX века, правовая система Дании становится на путь целенаправленного сближения с правом других скандинавских государств Северной Европы.

Швеция, как государство, изначально в централизованном феодальном виде возникло уже в X веке. И с того времени, оно постоянно развивается, тесно взаимодействуя с другими государствами Европы. В истории Швеции были даже такие периоды, когда официально оно составляло единое государство со своими «соседями» по Скандинавии – Норвегией и Данией. Так, например, в 1397 – 1523 годах действовала так называемая «кальмарская уния», которая представляла собой союз Дании, Норвегии и Швеции при определенном превосходстве Дании. Именно в 1523 году Швеция восстановила свою государственную независимость. В последствии, в 1809 году Швеция теряет Финляндию (к тому времени – Великое княжество Финляндское), но, как я указал выше, уже в 1814 году получает новую провинцию – Норвегию. И, наконец, в 1905 году, был расторгнут последний государственный «единый» союз между Швеции и Норвегии. На сегодняшний день, в Швеции, определенное значение сохраняет Свод законов 1734 года, ряд глав, в рамках которого, в течение прошлого столетия постепенно были заменены новыми законами. Так, например, появились совершенно новые главы законов об уголовных преступлениях, судопроизводстве, исполнении судебных решений.

Финляндия находилась в составе Швеции с XII века и до 1809 года, когда, в результате русско-шведской войны вошла в состав Российской Империи (но и после этого на ее территории действовали ранее принятые законы, основу которых составляло право Швеции). Статус независимого государства Финляндия получила после признания советским правительством в 1917 году, данный статус был закреплен в 1919 году, с образованием Финляндской Республики. Все это оказало огромное влияния на всю ее дальнейшую историю. Именно поэтому, важнейшую роль в правовой истории Финляндии играет Закон Шведского государства 1734 года, который представляет собой свод законов, в составлении проекта которого принимали участие и финские юристы. Он состоял из девяти разделов, в которых подробно излагались многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного права и судопроизводства. По существу, этот Закон представлял собой в основном кодификацию ранее изданных шведских законов, в существенной мере использовавшую и нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал впервые. Закон 1734 года послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Финляндии, а в некоторых своих частях продолжает действовать в этих странах и поныне.

Таким образом, можно выделить теснейшую связь путей развития права Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии, которые хоть и являются на данный момент полностью суверенными и независимыми, но имеют много общего в политической и правовой системах и стремятся к дальнейшему сближению. Так, например, в отношении судебной власти наблюдается явное сходство судебных систем Финляндии, Норвегии и Швеции, где во главе судебных систем всех северных стран стоят Верховные суды. Кроме того, на основе предложений, разрабатываемых совместными комиссиями юристов, в этих странах принимается ряд законодательных актов фактически аналогичного содержания.

В рамках данной работы будут рассматриваться только четыре государства Северной Европы, исторически наиболее тесно связанные друг с другом, так как именно для них характерны сходные черты развития, в том числе и правовых и судебных систем. Поэтому за рамками останутся несколько других северных государств, которые развивались достаточно отдельно – Ирландия и Исландия, а также нередко сравниваемые с указанными странами Северной Европы – Латвия, Литва и Эстония.

В основе становления и развития любой правовой системы лежит значительный путь исторического развития. Для рассматриваемых государств этот путь был более чем схожим и взаимно пересекающимся. Эта тенденция с определенными особенностями сохраняется и на сегодняшний день.

Главенствующим среди нормативных источников норвежского права является Конституция, вступившая в силу 17 мая 1814 года. Она закрепляет основные положения государственного устройства Норвегии, как конституционной монархии. Значение нормативных источников права постоянно возрастало с конца XIX века. Конституция наделила главу государства – короля законодательными и исполнительными правомочиями, которые, однако, лишь дополняют законодательную власть парламента – Стортинга и исполнительную власть правительства – Государственного совета.

Наряду с законодательством важным источником норвежского права признаются обычаи, особенно в сфере торговли, где им нередко принадлежит определяющая роль в правовом регулировании. Обычаи часто служат существенными дополнениями к действующим законам, в том числе в сфере конституционного права, а при отсутствии соответствующих законов могут самостоятельно регулировать правовые отношения. Тем не менее, определенную роль, в качестве источника права в Норвегии, играют и судебные прецеденты – решения Верховного суда (иногда и других судебных инстанций), вынесенные по конкретному делу, имеют, по мнению ряда авторов, силу «убеждающего прецедента» и тщательно изучаются судами, принимающими решения по таким делам, где возникают правовые вопросы аналогичного содержания. При этом необходимо отметить, что Верховный суд Норвегии в своих решениях стремится формулировать не обобщающие правовые нормы, а положения, относящиеся к конкретным обстоятельствам рассматриваемого им дела.

В рамках уголовного права действует строго кодифицированное уголовное законодательство. Исторически первый общенациональный УК Норвегии был принят в 1842 году, а ныне действующий УК в 1902 году. Составленный по проекту известнейшего норвежского криминалиста – профессора Гетца (занимавшего с 1887 года пост генерального прокурора Норвегии) новый УК стал первым кодексом, в котором нашли отражение идеи «социологической школы» уголовного права, хотя в целом он следовал традиционной трактовке большинства институтов Общей и Особенной частей. Впоследствии УК неоднократно подвергался изменениям и дополнениям, в том числе относительно названных мер безопасности. Для этого при министерстве юстиции создана постоянно действующая комиссия по обновлению положений Уголовного кодекса.

Все преступные деяния разделены на преступления, наказуемые более чем тремя месяцами лишения свободы, и проступки. Это различение существенно для определения подсудности и в ряде других вопросов. Традиционная система наказаний в УК Норвегии 1902 года дополнена положениями о мерах безопасности, применяемых к рецидивистам и психически неполноценным лицам. Такие лица подлежат превентивному заключению на неопределенный срок или содержанию в специальных медицинских учреждениях закрытого типа. Вместе с тем в действующем УК предусмотрены некоторые меры либерального характера, такие как, отсрочка вынесения и исполнения приговора, условное осуждение и другие. Существенным дополнением к УК стал принятый в 1900 году Закон об ответственности за бродяжничество, нищенство и пьянство. Как вид наказания, смертная казнь за общеуголовные преступления отменена с 1902 года, за все преступления – с 1979 года (смертные приговоры не приводились в исполнение с 1876 года, но отдельной строкой стоят смертные приговоры за преступления во время нацистской оккупации Норвегии, последний из которых был приведен в исполнение в 1948 году).

Общие вопросы судоустройства и процессуального права в Норвегии традиционно регулируются крупными законодательными актами, каждый из которых охватывает достаточно широкий круг вопросов. Еще в 1887 году был принят Уголовно-процессуальный кодекс, в 1915 году – Гражданско-процессуальный кодекс, а также, одновременно с ним Закон о судах, касающийся организации и деятельности, как уголовных, так и гражданских судов. Данные акты, помимо положений судоустройства и судопроизводства, также традиционно закрепляют общие принципы судебного разбирательства любого уровня.

Конституция Королевства Дания от 5 июня 1953 года, закрепляет основные положения правовой и судебной систем государства. Помимо общеправовых вопросов, Конституция, в части VIII, закрепляет и основные принципы права – свободу и неприкосновенность личности, защиту жилища, собственности, свободу высказываний, независимость судебной системы и другие.[2]

Как и во всех иных странах Скандинавии, главным источником права в Дании является законодательство, однако здесь кодифицированы лишь некоторые отрасли права. Так, например, Закон о правосудии 1916 года, в редакции 1963 года с последующими изменениями, регулирует различные вопросы судоустройства, уголовного и гражданского процесса, исполнение судебных решений и приговоров. Кроме этих положений, в Дании кодифицировано именно уголовное законодательство, которому традиционно придается большое значение.

В Дании, наряду с законодательством большую роль в качестве источника права играют и судебные прецеденты. Некоторые правовые институты регулируются только нормами прецедентного права. В месте с тем, положения многих законов оставляют весьма широкий простор для судейского усмотрения. Применение судебных прецедентов в Дании не регулируется столь жесткими и строгими правилами, как это предусмотрено, например, в Великобритании. Судебные решения формулируются весьма конкретно, а не как общие правила, рассчитанные на безусловное подчинение им в будущем. Однако в целом суды обязаны следовать решениям, принятым по аналогичным делам вышестоящими инстанциями, в первую очередь Верховным судом. Известную роль в качестве источника права играют в Дании и обычаи, прежде всего это относится к отраслям мореплавания и торговли. Несколько иное положение, в рамках общей правовой системы Дании, занимает право, действующее на автономной территории Гренландии. Так, например, применительно к местным условиям составлен Уголовный кодекс для Гренландии 1954 года.

Непосредственно в сфере уголовного права, действует УК Дании 1930 года. Среди особенностей УК можно выделить установление достаточно широких пределов судейского усмотрения. Действующий УК 1930 года допускает применение уголовного закона по аналогии, мотивируя это стремлением избегать подробных описаний составов преступления (аналогия допускалась и в предшествующем УК 1866 года, но тогда она оправдывалась возможными пробелами). В рамках назначения уголовного наказания, наряду с общепринятыми мерами УК предусматривает – помещение нарушителя в работный дом и другие меры «безопасности» для некоторых категорий правонарушителей. Среди необычных положений, можно указать на то, что УК 1930 года в Дании была введена принудительная кастрация, однако на практике она не применялась. Смертная казнь, как уголовное наказание, в Дании отменена в 1978 году (но, как и в ситуации с Норвегией, фактически не применялась с 1950 года, после казней нацистских преступников). Кроме общего УК, в Дании существует специальный Военный уголовный кодекс, который предусматривает ряд специальных воинских преступлений в дополнение к преступлениям, перечисленным в Уголовном кодексе государства. Действующий в настоящее время Военный уголовный кодекс был принят в 1973 году с изменениями и дополнениями от 1978 года. Действующий Военный УК устанавливает уголовную ответственность, к примеру, за такие деяния как пренебрежение воинскими обязанностями, несоблюдение обязанностей нижестоящими офицерами, несоблюдение обязанностей вышестоящими офицерами, незаконное отсутствие, внешнее злоупотребление служебным положением, пренебрежение конкретными воинскими обязанностями и преступления против боеспособности сил обороны Дании. На сегодняшний день, военное законодательство разрабатывается созданным в 1999 году по приказу министра обороны Дании специальным Комитетом.[3]

Как я указал выше, существенными особенностями отличается уголовное право, действующее на автономной территории Гренландии. «Местный» УК был создан в 1954 году, а до этого на данной территории вообще не было писаных уголовных законов, а применялись обычаи, основанные на устных преданиях. В Гренландии никогда не было тюрем, а малая численность населения и суровые природные условия продиктовали и многие весьма существенные особенности Уголовного кодекса 1954 года. Созданный на основе УК Дании 1930 года «Датский уголовный кодекс для Гренландии» отличается от него по объему раза в четыре. У данного УК достаточно необычная структура, в том числе: раздел о предусмотренных им вместо наказания «правовых последствиях преступления» помещен после Особенной части. Открывающая Кодекс Общая часть состоит всего из 10 параграфов. УК для Гренландии также предусмотрел применение уголовного закона по аналогии. В Особенной части Кодекса содержится только описание составов конкретных видов преступлений без указания санкций за них. В УК нет упоминания не только смертной казни, но и (при отсутствии соответствующих учреждений) тюремного заключения. Основные «правовые последствия преступления», предусмотренные им, это принудительные работы без лишения свободы и штраф, а также запрет проживания в определенной местности. И только особо опасного (или «привычного») преступника по постановлению суда можно содержать в каком-либо отдельном помещении или полярном лагере в изоляции от окружающих, в том случае, если этого требуют интересы «общей безопасности».

На сегодняшний день основу правовой системы Швеции составляет конституция, которая состоит из четырех отдельных документов: упомянутого выше Акта о форме правления 1974 года, Акта о престолонаследии, действующего с 1810 года. Акта о свободе печати 1949 года (но ведущего начало уже с 1766 года), и Акта о свободе выражения взглядов, вступившего в силу в 1991 году. Кроме того, большое значение придается Акту о риксдаге 1947 года, который занимает промежуточное положение между основным законом и обычным статутным правом. Акт о форме правления вступил в силу в 1975 году, сменив Акт о форме правления от 1809 года. Необходимо отметить, что новая конституция не вызвала радикальных изменений в существующей системе управления. В целом, реформа свелась к формальному закреплению в конституции современной практики управления. Кроме того, необходимо уточнить, что формально до сих пор не отменен Свод законов 1734 года, но к настоящему времени большинство первоначально содержащихся в нем норм заменено более поздними законодательными положениями, а все важнейшие отрасли права регулируются либо кодексами, либо крупными актами, изданными в течении XX века.

Наряду с нормативными актами, источником права в Швеции служит и обычай, но в большинстве случаев они относятся к сфере торгового права (иногда ссылки на обычай включаются в тексты соответствующих договоров). Судебные прецеденты (прежде всего, решения верховных судебных органов) также нередко используются в качестве источников права, хотя в шведском законодательстве отсутствуют нормы, придающие каким-либо судебным решениям безоговорочную силу обязательного прецедента.

Рассматривая нормы уголовного права, необходимо сразу отметить что положения, содержавшиеся в основном Законе 1734 года, действовали в Швеции до 1864 года, когда был издан новый Уголовный кодекс. В свое время УК Швеции был составлен под определенным влиянием ряда европейских уголовных кодексов (австрийского 1803 года, баварского 1813 года, прусского 1851 года). В целом он отражал идеи классической школы уголовного права. УК 1864 года содержал достаточно четкие признаки отдельных преступлений и предусматривал весьма узкие пределы судейского усмотрения при назначении наказаний. Интересным фактом является то, что данный Кодекс действовал ровно столетие – с 1 января 1865 по 1 января 1965 года.

Наконец, действующий на сегодняшний день УК Швеции был создан в 1962 году, вступил в силу 1 января 1965 года. В УК нашли отражение широко распространяемые в Швеции идеи «новой социальной защиты», ставшие характерными для многих западноевропейских стран после трагедии второй мировой войны, а также реформаторские подходы и концепции течения шведских социал-демократов, которые, по большей части, находились у власти в период подготовки проекта кодекса, который охватил период 1932 – 1962 годов.

Действующий УК является оригинальным правовым документом с достаточно нестандартным расположением правового материала. После кратких «Общих положений» следует раздел «О преступлениях», где описаны составы отдельных посягательств, затем, там же, вопросы ответственности за покушение, приготовление и соучастие, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность, и в заключительном разделе – санкции за преступления и принципы их назначения. Среди особенностей кодекса, можно также выделить отсутствие, в отличие от многих других стран, понятия невменяемости. Субъектом преступления по уголовному праву Швеции признавалось и признается физическое лицо – человек.

Само содержание УК 1962 года охватывает лишь основные категории преступлений. Ответственность, например, за автотранспортные преступления, контрабанду, распространение наркотиков, нарушения налогового законодательства и меры по борьбе с иностранными террористическими группами предусмотрены в дополнительных уголовных законах либо в законах общего характера (как например, в Законе об иностранцах 1980 года). Важными дополнениями к Уголовному Кодексу служат также законы об отбывании наказания в местах лишения свободы и об исполнении штрафов, изданные в 1964 году, и изменяемые в дальнейшем.

В рамках назначения наказания, УК 1962 года предусматривает относительно небольшие санкции за большинство преступлений. В соответствии с законом, обычными видами наказания являются денежные штрафы и тюремное заключение. Штрафы налагаются на основе правила, что виновные должны понести одинаково суровое наказание независимо от их материального положения: следовательно, его размеры исчисляются пропорционально дневному доходу виновного. Вместо тюремного заключения все шире применяются другие виды наказания, которые лучше служат цели возвращения правонарушителя в общество. Например, условный приговор или условное освобождение на поруки или под надзор, в некоторых случаях после непродолжительного срока лишения свободы. Правонарушители, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, приговариваются к тюремному заключению только в исключительных случаях. Согласно УК, тяжесть преступления должна учитываться только при назначении непосредственно наказания, то есть лишения свободы и штрафа, иные же меры воздействия (как например, условное осуждение в различных формах) должны применяться с учетом, прежде всего особенностей личности конкретного правонарушителя. Штрафы должны назначаться либо в денежных суммах, либо в так называемых дневных ставках с учетом имущественного положения осужденного. Дополнительно, в отношении опасных рецидивистов УК 1962 года предусмотрел их интернирование (содержание) в специальных учреждениях, откуда они могут быть выпущены по решению надзорной комиссии. Смертная казнь за преступления, совершаемые в мирное время, была отменена в 1921 году, а окончательно, как вид наказания, смертная казнь отменена в 1972 году (последний смертный приговор был приведен в исполнение еще в 1910 году).

Конституция Швеции содержит ряд статей о неприкосновенности отдельных категорий граждан, предусматривающие специальный порядок их привлечения к уголовной ответственности. Причем данные конституционные установления, представляющие собой нормы прямого действия, применяются в уголовном судопроизводстве независимо от того, нашли ли они отражение в уголовно-процессуальных кодексах либо нет. Так, согласно параграфу 7 гл. 5 Конституции глава государства Король не может быть привлечен к ответственности за свои действия. Не может быть привлечен к ответственности за свои действия в качестве главы государства и регент, как лицо, выполняющее при определенных законом обстоятельствах, обязанности короля как главы государства.

В то же время в Конституции Швеции, фактически не оговорены вопросы привлечения к уголовной ответственности, например депутатов парламента и судей. Здесь содержатся лишь общие установления о том, что член риксдага или его заместитель, а также тот, кто был назначен штатным судьей, могут быть освобождены от своих обязанностей (член риксдага или его заместитель) либо от должности (штатный судья), если он, вследствие совершения преступления, обнаружил явное несоответствие своему званию депутата либо должности судьи.

Вопросы уголовного процесса в шведском праве традиционно (как это было и в соответствующем разделе Свода 1734 года) объединены в одном источнике и нередко регулируются одними и теми же нормами (о составе суда, о процессуальных сроках, о вызове в суд, о средствах доказывания и других). В 1942 году был принят действующий ныне Закон о судебной процедуре, который вступил в силу с 1 января 1948 года. По своему содержанию это – закон о судоустройстве и сам процессуальный кодекс, в котором особенности уголовного (как и гражданского) процесса отмечаются после изложения общих норм, действующих в каждой судебной инстанции. В Законе 1942 года провозглашены всеобщие принципы состязательности, публичности, устности, непосредственности судебного разбирательства и допустимости всех видов доказательств со свободной оценкой их судом.

Во главе правовой системы Республики Финляндия на сегодняшний день стоит Основной закон Финляндии, который был принят 11 июня 1999 года и вступил в силу с 1 марта 2000 года. До этого Конституцию страны составлял свод из 4 актов: «Форма правления Финляндии» 1919 года, «Акт об Эдускунте» 1928 года, «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и Канцлера юстиции» 1922 года и «Акт о государственном суде» 1922 года.[4]

Помимо национального законодательства, значительную роль в качестве источника права играют и судебные решения. Отчасти это связано с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее принятым судебным решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают позицию, занятую вышестоящими судами при разбирательстве аналогичных дел. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда, и освещение в периодической юридической печати важнейших решений апелляционных судов.

В сфере уголовного права в Финляндии на протяжении почти полутора веков сохраняли свое действие достаточно жесткие нормы шведского Свода законов 1734 года, закрепившегося на данной территории в период шведского господства. В частности, данный закон, за 68 видов преступлений предусматривал смертную казнь, часто исполнявшуюся в самых жестоких формах, а за остальные преступления – телесные или позорящие наказания либо штраф. В 1779 году под влиянием гуманистических идей в Финляндии, как провинции Швеции, смертная казнь за большинство преступлений была заменена лишением свободы. В период вхождения Финляндии в состав Российской империи был подготовлен новый УК, опубликованный в 1889 году. Его вступление в силу задержалось до 1894 года из-за споров Сейма с российским правительством (в частности, по формулировке государственной измены) и небрежно выполненного перевода на русский язык текста оригинала (на шведском).[5] В УК 1889 году, действующем по настоящее время, были выражены идеи классической школы буржуазного уголовного права в ее достаточно либеральном варианте, лишенном внешних атрибутов жестокости.[6] Кодекс отличает известная простота и краткость изложения, отсутствие чисто теоретических общих определений. Он предоставлял судье весьма широкие возможности выбора наказаний, среди которых преобладало лишение свободы, в том числе и в виде каторжных работ. Смертная казнь предусматривалась лишь за небольшое число преступлений и применялась только в военное время и при подавлении рабочей революции 1918 года. Смертные приговоры за общеуголовные преступления не приводились в исполнение начиная уже с 1826 года. (Смертная казнь за эти преступления была отменена и формально в 1949 году, а за все преступления в 1972 году) В Особенной части кодекса, открывающейся разделом о преступлениях против религии, отсутствует строгая систематизация (в ней 35глав, никак не сгруппированных). За время действия УК в него неоднократно вносились весьма существенные изменения. В частности, в 1974 году каторжные работы были заменены лишением свободы, пожизненным или на срок до 12 лет (при совокупности преступлений – до 20 лет). С 1921 года размеры штрафа устанавливаются в определенных «дневных ставках», учитывающих размеры доходов осужденного. В 1950 – 1972 годах в Финляндии также допускалось применение кастрации к осужденным за половые преступления. Важным дополнением к Уголовному кодексу служит Закон об опасных рецидивистах 1932 года, резко усиливший их наказание, вплоть до интернирования на неопределенный срок. В 1940 году издан Закон о несовершеннолетних правонарушителях (они отбывают наказание в учреждениях исправительно-воспитательного характера). Существенную роль в борьбе с преступностью играют также законы об алкоголе (1968 года) и о наркотиках (1972 года). В 1889 году одновременно с Уголовным кодексом был принят Финляндский закон об исполнении наказаний. Он действует поныне, хотя и с многочисленными изменениями. В частности, в 1976 году были внесены коррективы, призванные ограничить применение лишения свободы. В настоящее время в Финляндии ведутся работы по подготовке реформы всей системы уголовного законодательства.

В сфере судоустройства, уголовного и гражданского процесса Финляндии действуют нормы соответствующего раздела Свода законов 1734 года, подвергшиеся весьма существенным изменениям, но формально сохраняющие силу. Большое значение имеют также нормы законов о Верховном суде и Верховном административном суде, принятых в 1918 году. Некоторые процессуальные вопросы решаются в соответствии с правилами, издаваемыми Верховным судом Финляндии.[7]

 


[1] Закс В.А. Проблема соотношения права и закона в областных судебниках средневековой Норвегии. Секция «Право». - СПб.- 2000.

[2] Конституция Королевства Дания от 5 июня 1953.

[3] Дания (военная юстиция). Руководящий Комитет по правам человека Совета Европы (CDDH) 30 июня 2003 г. Приложение к Бюллетеню Верховного суда РФ №3 (195) 2004.

[4] Блаткова В.В. Конституционное право Северных стран: сравнительный анализ. - Секция «Право». СПб. – 2000.

[5] Дусаев Р.Н., Тарханов Э.А. Проект 1875 года УК Великого Княжества Финляндского. Секция «Право». СПб. – 2000.

[6] Дусаев Р.Н., Трипольский Р.И. Особенности понимания преступления и наказания авторами УК Великого Княжества Финляндского 1894 года. Секция «Право». СПб. 2000.

[7] Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. Под ред. А.Я Сухарева.- М., 2003.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.