Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Влияние на массовые вкусы (их понижение)




Средний американец, имеющего неко­торую склонность к литературным или эстетическим оценкам, будет настаивать, что эстетические и интеллектуальные вкусы людей понизились под влиянием потока тривиальных материалов печатных изданий, радиостанций и киносту­дий.

Если рассматривать проблему эстетических вкусов в социальном контексте, то мы будем вынуждены признать, что аудитория художе­ственных произведений претерпела в историческом плане существен­ные изменения. Несколько веков назад аудитория эта состояла ис­ключительно из избранной аристократической элиты. Лишь немногие были грамотны. И очень немногие обладали возможностями для при­обретения книг, посещения театров и путешествий в городские центры искусств. Эти счастливые единицы работали над своими эстетичес­кими вкусами, их избирательные потребности проявились в форме относительно высоких художественных стандартов.

Распространение массового образования, появление новых тех­нологий в сфере массовой коммуникации привело к необычайному росту рынка искусств. Это же относится к огромной аудитории массовой коммуникации, в большинстве своем грамотной, хотя и с не столь развитыми вкусами. Около половины населения прекратили свое образование после окончания школы.

С подъемом массового образования происходит кажущееся па­дение массовых вкусов. Если говорить кратко, то наблюдается разрыв между грамотностью и пониманием. Люди читают больше, но понимают меньше. Большее число людей читает, но только некоторые критически воспринимают прочитанное.

Теперь проблема может быть сформулирована яснее. Неверно го­ворить просто о падении эстетических вкусов. Массовая аудитория очевидно включает большое число людей с развитыми вкусами. Од­нако они оказываются поглощены массами, составляющими новую для произведений искусств аудиторию.

Еще вчера элита представляла собой всю аудиторию, теперь она является лишь частичкой целого. Как следствие средний уровень эстетических стандартов и вкусов по­низился. Вместе с тем, вкусы отдельных групп населения несомненно повысились и

Чарльз Райт Миллс – американский социолог радикального направления; в его работах так же нашла своё отражение критическая традиция анализа средств массовой коммуникации

(«Властвующая элита», 1959 г.)

Концепция «массового общества». Анализируя американское общество 50-х годов, Миллс относил к его сущностным чертам такие характеристики:

– массовое ин­дустриальное производство;

– рост специализации и бюрократизации,

– атомизацию и деперсонализацию отношений людей,

– ослабление роли традиционных форм гражданского общества;

– тенденций политичес­кого плюрализма.

Характерной чертой массового общества является также концентрация власти.

Тенденции формирования массового общества предполагают разрушение первичной общественности и самодеятельных ассоциаций и замену их инертными «массами», «толпой», для которых свойствен­ной является иррациональность и манипулируемость.

 

Массовая коммуника­ция рассматривается автором как средство, служащее в первую оче­редь властвующим элитам, доминирующим интересам в сфере поли­тики и экономики.

При этом печать, радио, телевидение являются своеобразными инструментами формирования общественного мнения, адаптации аудитории к конкретным социальным условиям и, соот­ветственно, обеспечения более эффективного процесса управления и господства властвующих элит.

В теоретическом плане концепции массового общества связаны с категориями контроля и фильтрации, причем направленность воз­действия массовой коммуникации определяется, условно говоря, как «сверху вниз».

В действительности же, это достигается за счёт выполнения следующих функций, которые носят дисфункциональный характер для общества в целом:

І. Расслабляющая и отвлекающая функция (дисфункция).

Человеку массового общества, жизнь которого связана с одно­образной работой, подчинением бюрократии, социальной изоляцией и низким уровнем солидарности средства массовой коммуникации предлагают картины мира, далеко не во всем согласующиеся с ре­альным жизненным миром индивида. Тем не менее, это позволяет индивиду расслабиться и отвлечься.

 

ІІ. Функция социального контроля, поддержание массового общества (дисфункция).

С одной стороны, массовые средства могут стать потенциаль­ным каналом манипуляции. С другой стороны, этот подход позволяет рассматривать массовые коммуникации как необходимый для людей источник, способствующий выживанию в тяжелых для них условиях.

Характерным в этой связи является идея Миллса о том, что между сознанием индивидов и условиями их существования находятся ком­муникации, влияющие на то, как люди должны воспринимать свое существование.

 

Как следствие – духов­ное одиночество индивида. При этом минимизация способностей индивидов к осознанию их коллективных интересов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.