Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия развития речи




На всех этапах развития речи очень велика роль родителей. Для того, чтобы ребенок заговорил, он должен запечатлеть, впитать в себя речь взрослых и, в первую очередь, родителей. Что запечатлел, то и говорит. Запечатлел приказы, - говорит приказы; запечатлел рассказы, - говорит рассказы.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заговорил, – говорите с ним! Говорить следует медленно, четко, ритмично, утрировано выразительно. Помните, что у особых детей часто нарушено восприятие речи, поэтому быструю смазанную неэмоциональную речь они воспринимают, как шум и не могут понять.

 

Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Вместо: «Я бы хотел, что бы ты перестал стучать ножом по столу» скажите: «Не стучи». Вместо: «Почему бы тебе не положить кубики в это ведерко?» скажите просто: «Положи кубик сюда». (Ньюмен, 2004, 97).

Учимся с родителями говорить коротко и просто

«Переводите» сообщение ребенка на язык слов, обозначайте словами ситуацию и его просьбу. Например, если ребенок указывает глазами на питье или приносит вам чашку, отвечайте: «Оля хочет пить? Сейчас дадим пить». Когда ему очень чего-то хочется и понятно чего, и он тянет ручку в нужном направлении, нужно сказать за него: «Дай мне», «Открой»; если он бежит к маме воодушевленный с каким-то предметом или игрушкой в руках – «Мама, смотри»; если собрался прыгнуть со стола – «Лови меня» и т.д.

Все что происходит с ребенком, все, на чем остановился его взгляд, окрашиваем эмоциональной интонированной речью. Особенное внимание уделяем глаголам. Примеры из О.С. Никольской: «Ой! Какая водичка холодная! Побыстрей-побыстрей, ручки помоем. Не замерзнем! Вытремся, скорее, полотенчиком – согреемся. Здорово! Мы теперь и чистые и теплые». Или: «Посмотри, скорее, какая киска сердитая, на собаку ругается. Боится, наверное, поэтому и сердится». «Как красиво падает снег в свете фонаря! Как стемнело, и всюду зажглись огни!» Если он пьет чай, приговариваем, что «чай сладенький, как раз как ты любишь; а как здорово ты хрустишь печеньем – совсем как мышонок».

Учимся эмоциональному комментарию.

 

Речь родителей – рассказывание, а не приказывание; иначе это запечатляется и мы будем иметь приказы на выходе.

 

ВЫСОТА ЗВУКОВ РЕЧИ

В раннем возрасте дети лучше слышат и воспринимают высокочастотные звуки. Поэтому они лучше реагируют на голоса женщин, и поэтому же взрослые разговаривают с малышами тоненьким, «детским» голоском. Со временем ребенок начинает различать и воспринимать и низкие частоты. (Ньюмен, 2004, 163). При работе с особыми детьми высотность речи подбирается из опыта. Одни дети лучше реагируют на высокие звуки, другие на низкие спокойные, некоторые лучше воспринимают шепотную речь, другие пение (шепотная речь, пение воспринимаются и строются с опорой на другие анатомические структуры мозга, чем звуковая).

 

СТИМУЛИРУЙТЕ ЛЮБОЕ ЗВУЧАНИЕ РЕБЕНКА

Чтобы ребенок заговорил, нужно, чтобы заработали специальные артикуляционные мышцы рта и гортани, чтобы ребенок ощутил их в работе. Поэтому всячески вызывайте ответное звучание ребенка. Помните, что и плач, и смех – это варианты звукового общения. Плач мы стимулировать не будем, но если он возникнет, обязательно на него ответим. А вот смех постараемся вызвать: щекотанием ребенка, возней с ним, подвижными играми.

 

ЗНАКИ ОБЩЕНИЯ

Мы уже говорили выше, что речь – это общение с помощью знаков. Знаки могут быть разными: мимические, жестовые (можно использовать жесты речи глухонемых), картинки, карточки со словами. Любое знаковое общение облегчает становление звуковой речи.

 

ПРИМЕРЫ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ

На – протягиваем раскрытую ладонь

Дай – просьба,- ладошка кверху, пальцы сжимаются и распрямляются

Да – согласие, - кивок головой

Нет – отрицание, - покачивание головой из стороны в сторону, можно добавить движение ладони

Там – указание направления

Вот, это – указание на объект

Сюда – подзывание – взмах ладонью по направлению к себе

Хорошо – одобрение, - большой палец кверху

Молодец – погладить по голове

Тихо – призыв к молчанию, - палец к губам

Спать, баю-бай – сомкнутые ладони под щеку

Привет, здравствуй – пожимаем руку




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.