Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические приемы эффективного изучения эпических произведений




Этапы изучения художественного произведения

 

5-6 классы 7-8 классы 9-11 классы
Эпические произведения
1.Подготовка к    
восприятию произведения.    
2.Чтение произведения с 1.Подготовка к  
комментарием. восприятию произведения. 1.Подготовка к
3.Словарная работа. 2.Чтение произведения. восприятию произведения.
4.Беседа по содержанию прочитанного. 3.Словарная работа. 2.Чтение произведения.
  4.Беседа по содержанию 3.Подготовка к его анализу.
5. Близкий к тексту прочитанного.  
пересказ. 5. Использование элементов 4. Анализ произведения.
6. Использование анализа. 5. Итоги.
отдельных элементов анализа. 6.Итоговые занятия. 6.Творческие устные и письменные работы.
  7.Творческие устные и письменные  
7. Итоговые занятия. работы.  
8.Творческие устные и письменные работы    
     

Эту схему можно эффективно использовать соответственно действующим программам, если:

> произведение изучается монографически (например: Михаил Лермонтов. "Герой нашего времени", Стендаль. "Красное и черное", Федор Достоевский. "Преступление и наказание" и др.), целесообразное поэтапное изучение;

> предлагаются ключевые эпизоды (например: Виктор Мари Гюго. "Собор Парижской Богоматери"; учитель по собственному усмотрению выбирает необходимые этапы, но такие, которые будут оказывать содействие решению проблем, определенных в аннотации программы; если предлагается изучать произведение обзорно (см. программу), то целесообразно обратиться к каждому этапу изучения произведения, но реализовать их частично, а именно: изложить главный тезис каждого этапа, подтверждая доминантными отрывками из художественного текста. В методической науке определены по смыслу и методике реализации каждый из этапов.

Какие бы условия не выдвигала программа, какие бы приемы учитель не применял к изучению художественного текста, важно, чтобы были очерчены и восприняты определяющие особенности произведения. А это происходит постепенно, так как знания литературоведческого материала накапливаются от класса к классу. Поэтому сначала наступает понимание и усвоение в тесной взаимосвязи отдельных элементов эпического произведения, а с течением времени и целостной картины художественного текста.

Учитывая знание психолого-педагогических наук, возраст учеников, учитель определяет методические приемы для решения проблем, которые помогут эффективному изучению эпических произведений.

Рассмотрим, например, такие:

1. Как читать эпическое произведение?

2. Как выразительно прочитать художественный текст?

3. Как подготовиться к пересказу произведения или его отрывка?

4. Как составить план эпического произведения?

5. Как подготовить развернутый ответ?

6.Как определить и применить наиболее эффективный путь анализа эпического произведения?

1. Как подготовиться к характеристике персонажа?

8. Как работать над эпизодом эпического произведения?

9. Как создать устный диафильм по художественному произведению?

10.Как подготовиться к написанию сочинения по эпическому художественному произведению?

 

1. Читать эпическое произведение лучше всего наедине. Место для чтения должно быть удобным, светлым, тихим. Важно, чтобы во время чтения никто не мешал. Определенная цель чтения обеспечит его темп. Читать важно правильно, вдумчиво, выразительно, чтобы глубоко воспринимать прочитанное не только умом, а и душой...

2. Если отрывок из эпического произведения читается громко в классе, важно прочитать его выразительно. Для этого силу голоса нужно приспособить к ученической аудитории; читать следует, четко проговаривая все звуки в словах, выдерживая паузы, выделяя голосом важнейшие слова, словосочетания, предложения, которые помогают раскрыть авторскую мысль.

3. Чтобы эффективно подготовиться к пересказу эпического произведения или его отрывка, необходимо разделить внимательно прочитанный текст на завершенные по смыслу части. Готовясь к пересказу отдельных частей, нужно запомнить, о чем говорится в начале, в середине и в конце каждой части; обратить внимание на непонятные слова, словосочетания, подготовить тезисы пересказа и использовать их во время рассказа. Пересказывая содержание частей, важно не только передать подробно их содержание, а и выяснить, какие художественные средства использовал автор. Для этого необходимо правильно подбирать вопросы. Сначала те, что направлены на пересказ содержания произведения (о чем пишет автор), а потом те, что обратят внимание на его форму (как автор это делает).

Подготовка к выборочному пересказу: из всех частей, на которые было разделено эпическое произведение, выбираются те, которые касаются изучаемой темы, и готовится их подробный пересказ. Во время подготовки к сжатому пересказу определяется главная мысль прочитанного и пересказываются лишь основные события произведения.

Если учитель систематически будет развивать у учеников навыки пересказа художественного произведения, это положительно будет влиять на развитие речи школьников, на обогащение их словарного запаса, на умения анализировать эпическое произведение в единства содержания и формы.

4. В методической науке окончательно не выяснен вопрос о том, когда необходимо составлять план эпического произведения: до, после или во время пересказа, но безусловно одно: учеников нужно научить составлять план. Работа над планом развивает логическое мышление, оказывает содействие усвоению содержания произведения, побуждает следить за развертыванием его сюжета, построением, устанавливать связь между отдельными компонентами произведения и в целом его формой.

Рассмотрим схему, в которой название плана зависит от содержания, структуры и характера стилистических средств.

Схема 1 План эпического произведения

по содержанию по структуре по характеру стилистических средств
План пересказа сюжета.   План пересказа отдельных эпизодов. Простой план.   Сложный план. Обычный план. Цитатный план. Комбинированный план.

Работу, которая касается плана эпического произведения, следует начинать в пятом классе и продолжать, совершенствуя и усложняя, к одиннадцатому. Рассмотрим схему.

 

Схема 2 Ученики должны уметь:

5-6 класс – составлять простой, обычный план пересказа отдельных эпизодов; составлять простой, обычный план пересказа сюжета.

7-8 класс – составлять сложные обычные планы пересказа эпизодов и сюжетов;

составлять сложные цитатные планы пересказа эпизодов и сюжетов;

составлять сложные комбинированные планы пересказа эпизодов и сюжетов.

9-11 класс – составлять все определенные названия планов в любой композиции.

Работа по составлению плана будет эффективною, если придерживаться той логической последовательности, которая определенная в схеме 1.

Например: готовясь к составлению плана, учитель сначала определяет, каким он будет по содержанию (план пересказа сюжета), а потом – по структуре (простой план) и характеру стилистических средств (цитатный план). Тогда в плане урока он сделает такую запись:

— развивать навыки составления простого, обычного плана пересказа эпизода эпического произведения;

или

— совершенствовать навыки составления сложного цитатного плана пересказа сюжета эпического произведения и др.

Методика работы над планом эпического произведения может быть разнообразной и зависит от творческого отношения учителя к ней, однако при этом важно использовать и традиционные виды работ:

•* Распределение художественного текста на завершенные по смыслу части;

•* Выбор плана по сюжету, структуре, характеру стилистических средств;

•* Определение формы названий отдельных частей.

Формирование учениками названий отдельных частей плана требует кропотливой работы. Начинать ее следует под руководством учителя. Каждый ученик должен предложить свой вариант названия. Оно может быть в виде повествовательного, вопросительного или восклицательного предложения или назывных предложений, которые придумали ученики или позаимствовали из текста, главное, чтобы они ярко и точно выражали содержание части плана.

Составление названий отдельных частей самими учениками оказывает содействие развитию навыков формирования четкой, лаконичной, выразительной единицы художественного языка. Составление цитатного плана способствует внимательному, вдумчивому чтению художественного текста.

5. Чтобы подготовить развернутый ответ во время изучения эпического произведения, нужно:

  • внимательно продумать вопрос, найти в нем доминирующее слово или группу слов;
  • продумать, какой тезис (мысль, которая требует доказательства) следует выдвинуть, и четко сформулировать ее;
  • подобрать аргументы (отрывки художественного текста), которые подтвердят выдвинутый тезис;
  • сделать четкие выводы.

6. Чтобы выбрать путь анализа изучаемого эпического произведения, необходимо прочитать тематический блок программы и обратить внимание на количество часов, отведенных на изучение произведения.

Например: Оноре де Бальзак (1799-1850). "Гобсек" (3 ч.).

Жизненный и творческий путь О. де Бальзака. Универсальность замысла, тематический и жанровый состав, основные принципы построения эпопеи "Человеческая комедия ". Форма связи между отдельными произведениями цикла. "Гобсек". Изображение "власти золота" как разрушительной силы. Проблема мнимых и настоящих жизненных ценностей. Социально-историческая обусловленность персонажей произведения. Романтические и реалистические тенденции в повести. Описания "материального мира".

Если на первый тезис тематического блока учитель отведет 1 час, то на изучение повести "Гобсек" останется 2 часа.

Читая внимательно тезис второй части тематического блока, где сказано, что именно должны усвоить ученики, изучая повесть, учитель определяет доминирующее требование аннотации. Оно сформулировано четко: "Проблема мнимых и настоящих жизненных ценностей". Именно ей подчиняются и другие формулировки аннотации: "Изображение "власти золота "как разрушительной силы... Социально-историческая обусловленность персонажей произведения...". Поэтому для эффективной реализации требований программы к изучению повести О. де Бальзака "Гобсек" подходит проблемно-тематический путь анализа художественного произведения.

Анализируя эпическое произведение любым путем, интересно сравнить его с предварительно изученным. При этом можно применить прием последовательного сравнения: сначала провести анализ одного произведения, а потом сравнить с ним другое; или прием параллельного сравнения: одновременно сравнить оба произведения. Во время сравнения (независимо от избранных приемов) сначала рассматриваются тема, идея, сюжет, образы персонажей во взаимосвязи с художественными средствами, а потом определяется общее и отличное в сравниваемых произведениях и на основании проведенного исследования делаются аргументированные выводы.

7. Готовясь к характеристике персонажа, учителю нужно: разобраться с определением самого термина, выяснить его место в системе образов художественного произведения.

Учителю поможет схема:

Образы художественного произведения

  • Образы-символы
  • Образ автора
  • Образы действующих лиц: *образ читателя *персонаж *рассказчик *повествователь
  • Образ естественной окружающей среды – пейзаж
  • Образ предметного окружения – интерьер

Определения термина «персонаж» учитель дает ученикам несколько раз, соответственно требованиям программы.

Так, в пятом классе программа впервые предлагает понятие о главных и второстепенных персонажах. Определение термина может быть таким: "Персонажем называется образ действующего лица, которое создают его портрет, костюм, язык, поступки, характеристики со стороны других персонажей, которые ведут рассказ".

Поэтому, готовясь к характеристике персонажа с учениками средних классов, можно использовать вопросы:

Какое впечатление произвела на вас первая встреча с персонажем? Найдите и зачитайте ее.

–Был ли нарисован в тексте портрет персонажа? Какие элементы внешности привлекли ваше внимание? почему? Что выделено в портрете? Приведите цитаты.

– Какую роль играет авторская характеристика персонажа? Зачитайте отрывки.

– Выделяет ли автор чувства, мысли персонажа? Проследите их динамику, определите, какую роль они играют в произведении. Приведите примеры.

– Обратите внимание на поведение и поступки персонажа, помогают ли они раскрыть его характер? Для подтверждения мысли зачитайте отрывки из произведения.

– Найдите в тексте описания помещения персонажа. Объясняют ли они его, или дополняют?

– Обратите внимание на особенности речи персонажа. Какую роль она играет в его общей характеристике? Приведите примеры.

– Определите роль персонажа в мире людей.

– Составьте свое мнение о персонаже.

В старших классах определение термина "персонаж" усложняется. Ученикам объясняется его происхождение (персонаж – франц. personnage, от лат. persona – маска актера в античном театре, в переносном значении – носитель маски, актер, собственное – изображаемое им лицо) и прибавляется определение по литературоведческому словарю.

Например: "Персонаж – экспрессивно нейтральное понятие, которое обозначает фигуру литературного произведения с любыми психическими, личностными качествами, моральными, идеологическими, мировоззренческими убеждениями – фигуру как текстуальную позицию, антропоморфно очерченную, несмотря на то, имела ли она своего прототипа, или создана художником" и др.

Методические приемы изучения понятия "персонаж" разнообразные. Начинать можно, используя любимую учениками "ромашку", когда на отдельных ее лепестках записываются определенные признаки термина "персонаж", например: (см. рисунок)

В пятом классе "ромашка" лишь начинает распускаться, соответственно требованиям рубрики программы "Теория литературы" каждый год будут появляться все новые и новые "лепестки", касающиеся составных частей понятия "персонаж".

Эффективными могут быть и такие приемы изучения образов персонажей: эвристическая беседа, рассказ учителя, составление анкеты, биографии или характеристики, поиск аргументов (цитатного материала), составление плана (простого, сложного, цитатного) и др.

8. К работе над эпизодом эпического произведения учитель обращается во время применения любого пути анализа, дело лишь в том, с какой целью они определяются. Если реализуется пообразный путь анализа, то очерчиваются эпизоды, которые непосредственно освещают те или те определяющие аспекты характеристики образа. Если проблемно-тематический – подбираются эпизоды, в которых раскрываются главные направления решения проблем, поставленных в произведении. Тем не менее работа над эпизодом не является доминирующей, преобладает она именно в процессе применения пути анализа "следом за автором". На подготовительном этапе к такому анализу произведения учитель разделяет художественный текст на отдельные эпизоды и тщательно продумывает приемы работы с каждым из них.

Эпизод рассматривается как отдельная завершенная по смыслу часть художественного произведения, которая логически связана с предыдущим и последующим его содержанием. Работая над отдельным эпизодом, следует показать, что в отдельной части произведения отражается все его содержание. Составляя план работы над эпизодом, важно постоянно связывать его со всем произведением, понимая, что этот эпизод – звено в содержательной цепочке произведения. Работа над эпизодом может иметь такую логическую последовательность:

– выразительное чтение;

– эвристическая беседа, направленная на выявление главной мысли эпизода;

– поэтапное осмысление содержания в логической последовательности цепочки событий;

– анализ художественных средств;

– определение связей с дальнейшим содержанием произведения;

– сохранение эмоционального отношения учеников к персонажам, событиям;

– выводы.

 

9. Чтобы создать диафильм по эпическому произведению, нужно:

1) Определить основные эпизоды художественного произведения, которые будут использованы в диафильме.

2) Назвать действующих лиц будущего диафильма.

3) Составить характеристику действующих лиц (внешний вид, поведение, особенности языка, обстоятельства, в которых они действуют и т.п.).

4) Осмыслить своеобразие авторского отношения к событиям и героям художественного произведения, по которому может быть диафильм.

5) Рассчитать, из скольких кадров будет складываться диафильм. Определить логическую последовательность кадров.

6) Очертить границы и конкретное содержание каждого кадра, его главную мысль.

7) Подобрать название к каждому кадру диафильма.

8) Создавая (устно) кадры диафильма, пользоваться текстом произведения.

Например, кадр диафильма "Дети подземелья" под названием "Руины".

Кадр 1. Княжий городок.

Городок раскинулся внизу над сонными плесневелыми прудами. Серые заборы, пустыри с грудами разного хлама, подслеповатые хатки, которые вросли в землю. Деревянный мост, перекинутый через узкую речку. Смрад, грязь, гурьбы детей. Тюрьма. Полуразрушенный замок и старое кладбище….

Таким образом, глубина осмысления и эффективность изучения эпического произведения будут зависеть от правильно спланированной работы учителя и правильно подобранных методических приемов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.