Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод интервью в социологическом исследовании




Метод беседы в СИ

Беседа – один из видов интервью. Беседа – двусторонний процесс межличностной коммуникации. От интервью её отличают задаваемые вопросы. Классическое интервью представляет задачу: «Мне надо узнать» и предполагает субъект (интервьюер) - объектное (информант) отношение.

Беседа: «Мне интересно» - субъект-субъектное отношение. Этот метод используется для изучения уникального, непубличного, нераспространённого и слаборефлексируемого опыта. В беседе ведущим является информант, который обладает уникальным опытом, доступ к которому затруднён. В беседе невозможно применение заранее подготовленных вопросов, т.к. интервьюер не может знать заранее содержания данного опыта. Информант в беседе выступает в качестве эксперта – человек-знаток, знающий тему и ситуацию. Активность его определяется интересом интервьюера и знаниями.

Достоинства метода:
- к беседе не нужно готовиться (инструментарий)
- информант сообщает информацию на своём «языке», благодаря своей лексике

- позволяет получать индивидуализированную информацию

- позволяет получить субъективное отношение

- получает информацию об очень широком круге вопросов.

Недостатки:

- трудоёмкий и громоздкий метод

-требует длительной хорошей подготовки профессионала, знания определённых техник и процедур

- применяется на небольшой выборке

- результаты трудно формализовать

- высокие требования к добросовестности и порядочности интервьюера.

Первичная обработка полученных результатов:

• отделение фактической информации от оценочной

• вся фактологическая информация сопоставляется с объективными фактами


В соц-гии используются методы сбора информации, кот-е могут быть охарактеризованы как формализованные и неформализованные. Под формализацией понимается степень направленности методики на строгую фиксацию анализируемых переменных и их количественное измерение. К формализованным относятся: стат.отчеты, анкеты с закрытыми вопросами, формализованные интервью, структурированное наблюдение, контент-анализ со строгой фиксацией определенных переменных. Неформализованные методики оставляют место для импровизации в ходе сбора. К таким относят: неструктурированное интервью, биографическое интервью, нарративноеинтевью, глубинное интевью, фокус-группы.

Интервью – наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий наличие непосредственного контакта социолога и респондента. По степени формализации интервью бывают разными. Напр., от формализованного интервью со строгим путеводителем и субъект-объектными отношениями между интервьюером и информантом до неформализованного(или свободного)(напр, беседа), когда устанавливаются субъект-субъектные отношения.

Технология качественных интервью различна в зависимости от целей исследования. Все они относятся к разряду глубинных (неструктурированных или полуструктурированных) и занимают как минимум 1,5— 2 часа.

Нередки случаи неоднократного возвращения к одному и тому же рассказчику для продолжения разговора, уточнения деталей, углубления темы. В общей сложности качественное интервью может потребовать 8—12 часов работы с одним интервьюируемым (до 200 страниц текстовой информации).

Нарративные интервью (narrative — рассказ, повествование) представляют собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий (удивление или одобрение), для стимулирования и поддерживания нити рассказа.

Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти респондента ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наиболее важные «смыслообразующие» фрагменты, конструирующие его рассказ. В ходе интервью человек как бы заново обдумывает свою жизнь, свое «я», отделяя его от совокупного «мы».

Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем. Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью. Важно, чтобы ход беседы оставался свободным, а вопросы, интересующие интервьюера, задавались в русле разговорного характера беседы, не нарушали общего ее хода, а органически вписывались в рассказ как уточнения. Если сделать это не удается, лучше не прерывать собеседника, а задать вопросы в конце беседы, вернувшись к данной теме.

Биографическое интервью является разновидностью полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т. д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, рассказ о данном периоде жизни исчерпан.

Лейтмотивное интервью напротив ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути. Например, если нас интересуют отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, мы будем иметь в фокусе именно этот аспект и задавать дополнительные вопросы, касающиеся изменений в отношениях между супругами.

Фокусированное интервью предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса исследователя.

Разные виды глубинных интервью прежде всего используется в тактиках, ориентированных на изучение истории жизни человека, истории семьи, в феноменологических исследованиях, а также в устной истории и как дополнительный источник в кейс-стади.

В процессе поиска интервьюируемых необходимо обратить внимание на способность человека к саморефлексии как умению не просто последовательно изложить факты своей биографии, но и поразмышлять по поводу этих фактов и своего отношения к ним. Это особенно существенно в случае нарративногоинтервью.Найти талантливого рассказчика — большая исследовательская удача. В англоязычной практике даже существует специальный термин, обозначающий такого рассказчика,— «storyteller». Ведь даже простой рассказ о своей жизни может оказаться затруднительным, если человек не привык размышлять.

Диалоговое интервью или свободная беседа в форме диалога отличается от нарративного и полуструктурированного интервью по форме отношений исследователь-исследуемый. Если задачей предыдущих видов интервью является внимательное выслушивание собеседника с минимумом своих комментариев, то в данном случае и исследователь, и участник исследования занимают одинаково активную позицию. В форме равноправного диалога обмениваются своими взглядами по темам, представляющим исследовательский интерес. Мнения социолога, иногда конфронтиру-ющие с высказываниями интервьюируемого, могут заставить последнего уточнить свою позицию или изменить ее под влиянием диалога с исследователем.

Фокус-групповое интервью позволяет выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни между определенными группами людей. Методом глубинного интервью постепенно уточняются позиции участников относительно данной проблемы. Однако группы интервьюируемых в целом должны репрезентировать некоторую общность, относительно которой изучается данная проблема. Фокус-группы широко используются в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т.п. Данный метод в некотором смысле комбинирует количественный и качественный подходы.

Каждый из перечисленных видов интервью имеет свои преимущества и свои недостатки, однако, важно помнить, что для решения определенной проблемы нужно подобрать правильный метод и соблюсти процедуру, чтобы получить необходимый результат.

 

27. Фокус-группа как метод сбора первичной информации

В соц-гии используются методы сбора информации, кот-е могут быть охарактеризованы как формализованные и неформализованные. Под формализацией понимается степень направленности методики на строгую фиксацию анализируемых переменных и их количественное измерение. К формализованным относятся: стат.отчеты, анкеты с закрытыми вопросами, формализованные интервью, структурированное наблюдение, контент-анализ со строгой фиксацией определенных переменных. Неформализованные методики оставляют место для импровизации в ходе сбора. К таким относят: неструктурированное интервью, биографическое интервью, нарративноеинтевью, глубинное интевью, фокус-группы.

Метод фокус-группы -это способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни между определенными группами людей. Методом глубинного интервью постепенно уточняются позиции участников относительно данной проблемы. Однако группы интервьюируемых в целом должны репрезентировать некоторую общность, относительно которой изучается данная проблема. Фокус-группы широко используются в прикладных маркетинговых исследованиях, при изучении покупательского спроса, реакций на рекламу, отношения к политическим деятелям и т.п. Данный метод в некотором смысле комбинирует количественный и качественный подходы.

Дискуссию ведет модератор, т. е. сам исследователь или сотрудник исследовательского коллектива. Он предлагает тему (о чем приглашенные для дискуссии заведомо оповещены) и стимулирует участников к спору, высказыванию своих мнений, отличных от уже предложенных. Вопросы модератора тщательно обдумываются и следуют программным целям. Вместе с тем, модератор изобретательно направляет дискуссию, а ее содержание, как и поведение участников, подлежат качественному анализу и в смысле аргументации, и с точки зрения лексики, интонаций, в общем — всех доступных свидетельств, которые позволяют проникнуть в смысл высказываний самих участников дискуссии.

Исследователь фокусирует внимание как на предмете обсуждения, так и на особенностях мнений представителей какой-то особой общности (социального слоя; профессии; группы, поддерживающей некоторое общественное движение и под.) Состав группы определяется целью и задачами исследования. Это могут быть представители полярных общностей (скажем, сторонники и противники некоторой политической партии, любители жанра в искусстве и равнодушные к нему), гомогенная группа (студенты, пенсионеры, военные), «целевая» (слушатели, читатели некоего источника массовой информации), «случайная» группа (люди, внезапно пережившие общее бедствие). Численность таких групп — от 5 до 15 человек.

Дискуссия записывается на аудио-, но часто — на видеоноситель с тем, чтобы впоследствии тщательно проанализировать ее содержание и осмыслить соответственно задачам исследования.

Не все могут принимать участие в фокус-группах, существуют ограничения. Например, лица, знакомые с процедурой проведения фокус-групп; лиза, знакомые друг с другом или с модератором; лица, чья профессиональная деят-ть связана с фокус-групповыми исследованиями(маркетинг, реклама, социология, политология), лица, которые по роду своей профессион. деятельности знакомы с предметом обсуждения.

Модератор должен быть осведомлен о предмете дискуссии. Пол модератора не имеет существенного значения. Значение имеет стиль модератора. К деструктивным стилям относят следующие:

авторитарный – модератор берет на себя функции лидера;

попустительствующий – не может вязь дискуссию в свои руки (Такой стиль не стоит путать с «низкой включенность», кот-я может выступать как тактика исследователя):

модератор, влияющий на стиль дискуссии – у модератора своя точка зрения, которая мешает воспринимать мнения других;

растерянный или запуганный модератор – испытывает сильное волнение;

модератор - комедиант – пытается шутить, проявляя способности озорного человека. Юмор уместен, но должен быть к месту и в меру;

модератор - эксгиционист – использует группу, чтобы самоутвердиться, ставит собственные цели выше исследовательских;

активный модератор – много берет на себя, не давая высказаться другим;

плохо слушающий;

«наивный» модератор или слишком знающий;

соблазняющий стиль – модератор должен не привносить долю соблазна в дискуссию;

модератор с болезненным любопытством.

 

К модератору предъявляются требования:

-не терять нить обсуждения, - уметь соотносить ход дискуссии с целью исследования, - уметь не распыляться на лишнюю информацию, - иметь способность воодушевлять участников дискуссии;

Иметь способность отстаивать свою роль возглавляющего; - уметь эффективно использовать время дискуссии(под этим подразумевается – высокий темп обсуждения, отсутствие пауз, высказывания участников – лаконичны, сосредоточенность на проблеме обсуждения, отсутствие явных отступлений от обсуждаемого круга вопросов).

Стратегии для организации последовательности дискуссии:

• Прямая последовательность («Прямая воронка») – дискуссия начинается с наиболее широкой темы. Является наиболее простой, понятной и часто используемой.

• Обратная последовательность («Обратная воронка») – дискуссия начинается с обсужения какой-то конкретной проблемы, позиции, высказывания и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.