Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность, межличностное общение в обществе и массовая коммуникация




Творческое мышление

 

Для решения проблемной ситуации необходимо вычленить непонятное, требующее понимания, объяснения и разрешения проблемной ситуации.

 

Источники мыслительных процессов – практика и знание.

В условиях недостатка информации (незнания) появляются предположения – умозаключения, строящиеся на косвенных источниках (неясных догадках), когда необходимая и достаточная информация отсутствует.

Критерий истинности предположения – практика.

Использование разнообразных приемов добывания информации (из нескольких различных источников); подключение интуиции и творческого мышления.

 

Творческое мышление (по Дж. Гилфорду) требует следующих особенностей:

 

  1. Стремление к интеллектуальной новизне, оригинальность и необычность высказанных идей, или же аутентичность мышления самобытной личности;
  2. Семантическая гибкость, или спосбность рассматривать объект или явление под новым необычным углом зрения
  3. Образная адаптивная гибкость, или способность изменять восприятие объекта (видеть его по-иному использованным, замечать неиспользованный ресурс);
  4. Семантическая спонтанная гибкость, или способность продуцировать новые идеи в неординарной ситуации, не предполагающей формирование новых идей

 

Препятствия для творческого мышления (согласно Г. Миндсею. К. Халу и Р. Томпсону):

 

  1. Склонность к конформизму (слабость «Я-концепции»)
  2. Страх внешней оценки своих действий или самого себя
  3. Страх собственной агрессии (отказ от части «я» в угоду другим)
  4. Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная)
  5. Несбалансированность творческого и критического подходов к деятельности.

 

 


Лекция 4

 

Уровни человеческой организации:

  1. Индивид – носитель определенных биологических свойств; характеризует принадлежность особи к человеческому роду;
  2. Субъект деятельности – носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности; включен в систему общественных связей
  3. Личность – человек как социальное существо в совокупности его жизненных качеств, приобретенных в процессе социального развития; это конкретный человек в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и для окружающих людей;
  4. Индивидуальность – особенности развития всех трех уровней определяют неповторимость и своеобразие конкретного человека.

 

Личность включает в себя:

    • Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие результаты его деятельности в различных областях
    • Характер – качества, определяющие отношение человека к другим людям,
    • Темперамент – динамическая характеристика психологических процессов человека (уровень энергетичности),
    • Мотивация – совокупность побуждений к деятельности,
    • социальные установки - убеждения.

 

Личность объединяет в себе биологическое, психологическое и социальное начала.

 

Психическое развитие индивида воспроизводит основные этапы процесса исторического развития общества.

 

Рожденный как представитель определенного биологического вида человек формируется в социальной среде под ее воздействием как представитель конкретного общества. Влияние генов и роль среды тесно переплетаются.

 

Типы взаимодействия человека со средой:

  1. Реактивный – переживания и действия в ответ на воздействие окружающей среды
  2. Вызванный (взаимодействие) – личность каждого индивида вызывает у других людей свои собственные особые реакции
  3. проективный (процесс) – индивид становится активным агентом развития собственной личности.

 

Личность формируется в социуме и посредством его в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных деятельностью каждого и совместной деятельностью.

 

Индивидуальные особенности до известного момента никак не проявляются, пока не становятся необходимыми в системе межличностных связей и отношений, субъектом которых выступит личность.

 

Теории формирования и развития личности:

  1. психоаналитическая – развитие личности как адаптация биологической природы человека к жизни в обществе, включая выработку определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей
  2. черт – все черты личности формируются в течение жизни, процесс их зарождения, преобразования и стабилизации подчиняется небиологическим законам
  3. социального научения – процесс развития личности – формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей
  4. гуманистическая – процесс формирования личности – становление «Я»
  5. интегративная Эриксона – в основе – эпигенетический принцип – генетическая предопределенность прохождения отдельных стадий личностного развития:
  • кризис доверия-недоверия (в течение первого года)
  • автономия и самостоятельность в противовес сомнениям и стыду (2-3 года)
  • инициативность в противовес чувству вины (3-6 лет)
  • трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет)
  • личностное самоопределение в противовес конформизму (12-18 лет)
  • интимность и общительность в противовес психологической изолированности (20 лет)
  • забота о воспитании потомства в противовес «погружению в себя» (30-60 лет)
  • удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (после 60 лет).

 

Развитие личности происходит в процессе ее социализации (а также инкультурации) и индивидуализации. Социализация индивида – активное воспроизводство им социального опыта в процессе общения и совместной деятельности. Усвоение этого опыта имеет субъективный характер (индивидуально для каждого отдельного человека).

 

Важнейший социальный институт социализации – семья. Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека и имеет как регулярный (целенаправленный, планомерный), так и стихийный (случайный, фрагментарный) характер в процессе воспитания.

 

Критерий зрелости личности – потребность в самоактуализации (или саморазвитии).

 

Общение – двусторонне направленный процесс со сменами форм активности (активность /пассивность), проходящий в диалогическом режиме. Предусматривает гибкость позиций участников, чуткость к собственным импульсам и к собеседнику, способность «двигаться» от себя к другому и обратно.

 

Предполагает наличие обратной связи как реакции собеседника на процесс коммуникационный. Имеет индивидуальный характер, конкретен, субъективен, уникален в моменте (из «здесь и сейчас»), имеет партнерскую основу.

 

Направлен на удовлетворение потребности человека в контакте. Создается в процессе него т.н. зона контакта (активно заряженное поле притяжения участников коммуникации).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.