Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования. Наблюдение




 

НАБЛЮДЕНИЕ — один из ос­новных эмпирических методов пси­хологического исследования, со­стоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфиче­ских изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредствен­но не дан.

Классификация:

1. В зависимости от направленности:   - самонаблюдение - объективное
2. В зависимости от регулярности - случайное - систематическое
3. С точки зрения хронологической организации наблюдения - лонгитюдное - периодическое - одиночное
4. В зависимости от позиции наблюдателя - включенное - не включенное
5. В зависимости от активности наблюдателя - пассивное - активное (ест., клинич., лаб. усл.)
6. В зависимости от полноты - сплошное - выборочное
7. По форме записи - фотографическое - обобщенное - интерпретационное
8. В зависимости от ограничений, введенных наблюдателем - формализованное - неформализованное

 

Наблюдение начинается всегда с постановки его цели. Это связано с особенностями восприятия, являющегося основным механизмом на­блюдения. Необходимость цели возникает в связи с тем, что наблю­дение происходит в естественных условиях жизни человека, где в по­ток жизнедеятельности естественным образом включены самые разные психические особенности в их единстве. Цель помогает из естествен­ного жизненного пространства и времени выбрать то, что необходимо увидеть.

В психологическом наблюдении наиболее типичны следующие цели:

• изучение содержательных характеристик тех или иных психиче­ских явлений (определение свойств, признаков, присущих явле­нию);

• изучение людей как носителей тех или иных известных психиче­ских особенностей и сопоставление результатов наблюдения дан­ных конкретных лиц с известными признаками;

• изучение причин, лежащих в основе тех или иных проблем у раз­ных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;

• изучение особенностей поведения, деятельности и общения людей, имеющих различные психические характеристики.

 

Этапы: 1. Постановка цели наблюдения

2. Выбор объекта исследования (кто исследуется)

3. Выбор предмета исследования (какие феномены изучаются)

4. Планирование ситуации наблюдения

5. Подбор способа наблюдения (как наблюдать)

6. Регламентация хронологических рамок (сколько наблюдать)

7. Выбор способов регистрации данных (как вести записи)

8. Проведение пилотного исследования и последующая проверка и корректировка

9. Проведение наблюдения

10. Обработка и интерпретация полученной инфрмации

 

3. Литература: 1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004

2. Березин Игорь Станиславович Практика исследования рынков. – М.: Бератор-Пресс, 2003

3. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – Самара: БАХРАХ-М, 2003

4. Гудвин Джеймс Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004

5. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.