Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа курса




 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

1. Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям представление о XIX веке как о культурной эпохе, о многоаспектности этого понятия, об особенностях литературного процесса в его связях с общественными проблемами, национально-освободительным движением народов и политическими событиями эпохи.
2. Задача курса – ознакомить студентов с литературными течениями, определяющими основное содержание литературного процесса XIX века: романтизм, реализм, натурализм, символизм; выявить преемственные связи и характер борьбы между ними, своеобразие национальных вариантов каждого из направлений.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс носит пропедевтический характер. Он рассчитан на широкий круг студентов-гуманитариев и призван дать им представление о литературе XIX века как составляющей духовной жизни общества на определенной стадии его развития. Курс предназначен для студентов русского, зарубежного и славянского циклов.
4. Требования к уровню освоения содержания курса: слушатели должны иметь представление о философских и эстетических принципах каждого из названных направлений, о специфике их национальных вариантов, о творчестве наиболее значительных их представителей.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Разделы курса

1. Романтизм
2. Реализм
3. Натурализм
4. Символизм
5. Новые участники мирового литературного процесса

2. Краткое содержание тем
2.1.Романтизм
2.1.1.Общая характеристика.

Романтизм как эпоха духовной жизни общества, его многообразные проявления не только в сфере художественного творчества, но и в философии, эстетике, историографии, социологии, нравах. Система мировоззренческих и эстетических принципов романтизма: концепция человека, его взаимоотношения с обществом, романтическая историография, представления романтиков о роли отдельной личности («героев») и безвестном человеке (человеке «толпы») в историческом процессе; идея национального своеобразия и понятие «местный колорит»; романтическая натурфилософия; острый скептицизм в отношении прогресса, понимаемого только как рост материальных благ; достижения наук и технические усовершенствования; утверждение идеи нравственного, духовного прогресса, а также необходимости совершенствования общественного уклада; утопические представления романтиков о будущем.
Эстетические взгляды романтиков; историзм в восприятии XIX столетия как новой литературной эпохи; преемственные связи романтизма, особенно с традициями искусства средних веков, Возрождения и XVIII в.; представления романтиков о смысле и целях литературного творчества; концепция творческой личности; роль немецкой классической философии в формировании общей картины мира романтиков и их литературно-эстетических идей.
Концепция воображения как высшей творческой способности. Отношение эстетики романтизма к аристотелевскому принципу подражания (мимесиса). Сфера духовного как главный предмет романтического искусства. Романтический психологизм. Вариации
типов романтического героя. Важнейшие категории романтической эстетики: идеал, бесконечность, двоемирие, конфликт личности и общества. Система литературных жанров романтизма, принципиальная значимость в ней исторического романа и исторической драмы, психологического романа и поэтической лирики, в том числе философской.
Многообразие вариаций общих принципов романтизма в творчестве конкретных писателей. Творческая оригинальность как один из постулатов романтической эстетики. Романтическая концепция свободы в разных аспектах: творческом и общественно-политическом. Отношение романтиков к проблемам морали и нравственного совершенствования человека.
Специфика вариаций романтизма в разных странах, определяемая неповторимостью исторического пути и национальных традиций каждой из них. Относительность понятия целостности романтизма как эстетической системы. Общая хронология романтизма и ее вариации в литературах конкретных стран. Понятие «эпоха романтизма». Длительность и устойчивость романтических традиций на протяжении XIX в., взаимодействие романтизма с другими литературными направлениями. Значимость романтизма для искусства последующих эпох, в том числе и для XX в.

2.1.2. Немецкий романтизм.

Специфика исторического развития Германии на рубеже XVIII и XIX вв. Восприятие Французской буржуазной революции. Немецкие романтики как зачинатели европейского романтического движения. Этапы развития немецкого романтизма. Братья Шлегель, Тик, Новалис, их взгляды в первой половине 1790-х годов. Перелом в их мировоззрении как результат неприятия буржуазных отношений.
Иенские романтики (Ф.Шлегель, А.Шлегель, Л.Тик, Новалис). Связь с идеалистической философией Фихте и Шеллинга. Формирование эстетики немецкого романтизма. Вакенродер: «Сердечные излияния монаха, любителя прекрасного» и «Фантазии об искусстве для друзей искусства» (Вакенродер и Тик). Концепция музыки как подлинно романтического искусства. Проблема национального изобразительного искусства. Ф.Шлегель – теоретик немецкого романтизма. Журнал «Атеней»; «Фрагменты». Определение романтической поэзии. Романтическая ирония. Теория романа. Роман «Люцинда». Развитие реакционно-мистических тенденций в мировоззрении Ф.Шлегеля. А.В.Шлегель. «Лекции о драматическом искусстве и литературе»: противопоставление романтического и классического искусства. Переводы Шекспира и Кальдерона. Л.Тик. Романтическая обработка народных книг. Сказки Тика и их антирационалистическая направленность. Комедия «Кот в сапогах» – воплощение романтической иронии. Новалис. Эволюция его мировоззрения. Обращение к мистицизму. «Гимны к ночи»; «Генрих фон Офтердинген» – романтический вариант воспитательного романа. Синтез жизни и поэзии. Статья «Христианство и Европа» – критика буржуазного развития и идеализация феодального средневековья.
Гейдельбергские романтики (Арним, Брентано, братья Гримм). Усиление социальных и идейных противоречий в период наполеоновских войн. Рост национального самосознания. Проблема народности: идеалистическое и внеисторическое понятие «духа народа». Сборник народных песен Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика»; его влияние на дальнейшее развитие немецкой лирики. Лирика Брентано. Сб. «Детские и семейные сказки» братьев Гримм. Братья Гримм – основоположники научной фольклористики.
Берлинские романтики. Г.Клейст. Просветительские и иррациональные тенденции в его творчестве. Влияние философии Канта. Идейно-художественное своеобразие трагедии «Пентесилея». Драма «Кетхен из Гейльбронна». Национальная тема драм «Битва Германа» и «Принц фон Гомбург». Комедия «Разбитый кувшин» –памфлет на прусское судопроизводство; особенности сатиры Клейста. Клейст – новеллист. Тема феодального произвола в новелле «Михаэль Кольхас».
Э.А.Т.Гофман. Раннее творчество. Гофман в период посленаполеоновской реакции. Двоемирие – основная черта мировоззрения и творчества Гофмана. Утверждение превосходства искусства – музыки – над жизнью. Крейслериана. Проблема судьбы художника в феодально-бюргерском обществе. Люди-автоматы и романтический герой. Разные типы фантастики у Гофмана. Традиция готического романа в «Эликсирах сатаны»; тема-мотив двойника. Сказочно-фольклорная тема («Щелкунчик», «Принцесса Брамбилла»). Гротескно-сатирическое изображение обыденной реальности. Сказка «Золотой горшок». «Крошка Цахес»; проблема ценности человека в феодально-бюргерском обществе, вопрос о сущности и видимости. «Житейские воззрения Кота Мурра». Ирония Гофмана. Сатира на немецкое общество.
Г.Гейне. Творческий путь Гейне. «Книга песен». Традиции народной песни, Сочетание в стихах эмоции и иронии. Ранняя проза: «Путевые картины». Своеобразие жанра. «Путешествие по Гарцу»: пролог и две сюжетные линии. «Книга Легран»: темы Французской революции и Наполеона. «Английские фрагменты» как показатель созревания политических взглядов Гейне. Гейне и Июльская революция 1830 г. Эмиграция во Францию. Политическая публицистика Гейне 30-х годов. «Французские дела», «К истории религии и философии в Германии»: анализ пути развития немецкой философии. «Романтическая школа». Проблема отношения Гейне к романтизму на разных этапах его идейно-творческого развития. Политическая поэзия Гейне 40-х годов. Поэма «Атта Тролль»: сатира на немецкое филистерство и на узко-тенденциозную поэзию. Пародийная структура поэмы. Цикл «Современные стихи». «Германия. Зимняя сказка» – сатира на германскую действительность. Идейный кризис Гейне после поражения революции 1848 г. Сб. «Романцеро», его тематика, структура, характер иронии.

2.1.3. Романтизм в Англии.

Особенности исторического процесса и литературное развитие в Англии на рубеже XVIII-XIX вв. Социальные и литературно-эстетические предпосылки романтизма в Англии. Этапы развития английского романтизма.
«Озерная школа» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути). Политическая и эстетическая эволюция поэтов «Озерной школы». Творческий путь Вордсворта. Восприятие Французской революции в ранних произведениях («Вина и скорбь»). Разрыв с политическими идеалами Французской революции. Обращение к проблемам этики и эстетики. Поэтизация природы и патриархальной сельской жизни. «Лирические баллады». Предисловие к «Лирическим балладам» – эстетический манифест английских романтиков старшего поколения. Теория поэтического языка. Творческий путь С.Т.Колриджа. Увлечение идеями Французской революции и последующий отказ от политической борьбы. Колридж и немецкая идеалистическая философия. Иррациональное начало в поэмах Колриджа («Старый моряк», «Кристабель»). «Лекции о Шекспире». Значение Вордсворта и Колриджа для истории английской поэзии. Творческий путь Р.Саути. Поэмы и баллады: фантастика и мистицизм. Лейкисты в оценке Байрона.
Дж.Г.Байрон. Основные вехи творческой биографии. Эстетика раннего периода творчества («Английские барды и шотландские обозреватели»). Художественное и политическое значение поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». Ее творческая история; жанр поэмы. Политическая лирика 1812-1816 гг. Конфликт Байрона с правящими кругами Англии. «Восточные поэмы» 1813-1816 гг. Контраст между созерцательностью Чайльд Гарольда и героем-мстителем и мятежником «Восточных поэм». Байрон в Швейцарии. Философская монодрама «Манфред». Прославление борьбы за свободу мысли в поэме «Шильонский узник». 3-я песнь «Паломничества Чайльд Гарольда». Апология Вольтера и Руссо как вдохновителей Французской революции. Итальянский период творчества Байрона. Участие поэта в движении карбонариев. Особенности позднего творчества. Эволюция эстетических взглядов. Идейно-политическое и художественное значение мистерии «Каин». Образ Каина-бунтаря. Политическая сатира («Видение суда», «Ирландская аватара», «Бронзовый век»). Роман в стихах «Дон Жуан» – итог творческого пути Байрона. История создания, жанровое своеобразие поэмы, методы типизации, особенности композиции и стиха. Русская тема в творчестве Байрона. Последние годы жизни. Участие в освободительной борьбе греческого народа. Проблема «байронизма». Оценка творчества Байрона в английской и русской критике.
В.Скотт. Раннее поэтическое творчество. Место баллад и поэм Скотта в развитии английской романтической поэзии. Эстетические принципы Скотта-романиста. В.Скотт – создатель жанра исторического романа. «Шотландские» романы Скотта («Уэверли», «Эдинбургская темница», «Роб Рой»). Проблема взаимоотношений Шотландии и Англии. Местный колорит и его значение в романах Скотта. Исторический прогресс в понимании Скотта. Изображение народа как активной силы исторического процесса. Романы об эпохе средневековья («Айвенго», «Кенильворт», «Квентин Дорвард»). Трактовка любовной линии в романах Скотта. Влияние В.Скотта на историческую мысль и роман его времени.

2.1.4. Французский романтизм.

Становление французского романтизма в условиях исторической ломки общественного уклада и связанных с этим перемен в духовной жизни во Франции на рубеже XVIII-XIX веков. Устойчивость традиций классицизма во французской литературе. Объективность историко-литературных предпосылок для возникновения романтизма. Преемственные связи романтизма и литературы XVIII в. Периодизация французского романтизма.
Ранний французский романтизм. Мадам де Сталь. Просветительские традиции и мировоззрение мадам де Сталь. Мадам де Сталь- теоретик романтического искусства. Трактаты «О литературе» и «О Германии». Роль немецкой романтической эстетики в развитии взглядов мадам де Сталь. Проблема исторического своеобразия национальных культур. Идея духовного общения народов. Защита общественной и личной свободы в романах «Дельфина» и «Коринна, или Италия». Образ Дельфины и концепция естественного человека. Традиции эпистолярного жанра в творчестве мадам де Сталь и поиски новых форм романа. Идея синтеза национальных культур в романе «Коринна». Значение деятельности мадам де Сталь для развития романтической литературы. Пушкин о мадам де Сталь.
А.де Виньи. Исторический роман «Сен-Мар». Проблема исторической роли дворянства и монархии. Философско-моральная проблематика романа. Борьба Виньи за утверждение романтического театра. Переводы драм Шекспира. Виньи в годы Июльской буржуазной монархии. Сб. «Неволя и величие солдата». Тема трагической судьбы поэта в романе «Стелло» и драме «Чаттертон». Поэзия Виньи. Сб. философских поэм «Судьбы», его проблематика; «религия чести» Виньи. Проблема «мысль и действие» в поэзии Виньи.
В.Гюго. Идейно-творческий путь. Сб. «Оды». Ранние исторические романы «Ган Исландец» и «Бюг Жаргаль». Идея демократической монархии. Обращение Гюго к жанру баллады («Оды и баллады»). «Ориенталии» и проблема «изобразительной» поэзии. «Символический стиль» Гюго. Предисловие к драме «Кромвель» – манифест французской романтической школы. Концепция жизни как борьбы противодействующих сил и теория контрастов. Проблема «правды» в искусстве. Проблема «местного колорита». Реформа литературного языка. «Марион Делорм». Драма «Эрнани» и борьба вокруг ее постановки. Проблема монархической власти в драме.
Воссоздание эпохи позднего средневековья в романе «Собор Парижской богоматери», его антифеодальная и антиклерикальная направленность. Демократические тенденции в романе. Символический смысл образа Собора. Понятие «рока». Соотношение вымысла и исторического факта. Поэтические сборники 30-х годов. Критика аристократии и монархии в драмах «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз».
Гюго и революция 1848 г. Годы изгнания. Борьба с Наполеоном III и Второй империей. Памфлеты «История одного преступления» и «Наполеон Малый». Сборник политических стихов «Возмездие». Социальные романы 60-х годов. Обличение буржуазного строя и защита обездоленных представителей народа в эпопее «Отверженные». Проблема преступления и наказания. Роль идей утопического социализма в мировоззрении Гюго. Изображение революционных боев 1832 г. Проповедь милосердия и морального совершенствования. Роман «Труженики моря». Разоблачение английской феодальной аристократии в романе «Человек, который смеется». Утверждение нравственной красоты обездоленного народа. Тема народного героизма в книге стихов «Грозный год». Двойственное отношение к Парижской Коммуне. Роман «Девяносто третий год»: проблема революционного насилия и милосердия. Эпопея «Легенда веков».

2.2. Реализм
2.2.1. Реализм как литературное направление, его хронологические рамки.

Становление реализма в его преемственных связях с романтизмом и другими литературными направлениями прошлых веков. Мировоззренческие опоры реализма в разных философских и социологических доктринах. Картина мира в эстетической концепции реализма. Эстетика реализма в его отношении к аристотелевскому принципу подражания. Принцип типизации, роль, отводимая воображению. Роман и повесть о современной жизни как ведущие жанры реализма. Продуктивность реализма как художественного метода на протяжении всего XIX века, его эволюция во взаимодействии с другими методами.

2.2.2. Реализм во Франции.

Особенности реализма во французской литературе: тесная связь с романтизмом; более ярко выраженное, чем в других странах, теоретическое оформление «школы» в связи с борьбой направлений. Этапы эволюции реализма, особенности развития реализма после Бальзака.
Стендаль. Формирование его философских взглядов и общественной позиции в годы империи. Просветительские тенденции в эстетике писателя. Отношение к Наполеону, к Отечественной войне 1812 г. русского народа. Стендаль в Италии (1814-1821). Трактат «О любви» и специфика психологического анализа в творчестве Стендаля. Участие в борьбе за утверждение романтизма во Франции. «Расин и Шекспир». «Красное и черное». Критическое изображение Франции последних лет Реставрации. Трагическая судьба простолюдина. Проблема честолюбия. Политическая актуальность романа. Смысл его названия. Острое неприятие Стендалем Июльской монархии; отъезд в Италию. Неоконченный роман «Люсьен Левен». Итальянская тема в творчестве Стендаля. Проблема итальянского характера. «Ванина Ванини». Отношение к движению карбонариев. «Пармский монастырь». Обличение итальянской политической действительности. Новаторство Стендаля в изображении войны.
Бальзак – «историк современности». Значение просветительских идей, роль естественных наук в формировании мировоззрения и творческих принципов Бальзака. Творчество до «Человеческой комедии». Исторический роман «Шуаны». Переход к монархическим взглядам после Июльской революции, своеобразие его монархизма. Обращение к современной теме; сборник «Сцены частной жизни». Замысел и композиция «Человеческой комедии». «Человеческая комедия» как вершина классического реализма. Роман «Шагреневая кожа». Место «философских этюдов» в системе «Человеческой комедии». Проблема индивидуализма и эгоизма. «Евгения Гранде». Повесть «Гобсек», символический смысл образа Гобсека. Принцип типизации у Бальзака. «Отец Горио» – ключевой роман «Человеческой комедии». Тема нравственного развращения молодого человека. Проблема преступности в современном обществе. Роман «Утраченные иллюзии». Проблема поэта в современной жизни. Критическое изображение мира журналистики. Особенности политических идеалов Бальзака и их отражение в творчестве писателя.
Между романтизмом и реализмом. Творчество П.Мериме как явление переходного характера. Формирование взглядов Мериме в период Реставрации. Роль Мериме в утверждении романтизма во Франции. «Театр Клары Гасуль»; актуальность проблематики и новаторство в области формы. «Гусла» и проблема национального колорита. Историческая тема в творчестве Мериме. Драма «Жакерия». «Хроника времен Карла IX». Интерпретация событий Варфоломеевской ночи. Проблемы гражданской войны, религиозной и политической терпимости, их актуальность для эпохи Реставрации. Особенности сюжета и композиции «Хроники». Новеллы Мериме. Развитие принципа «местного колорита» в «экзотических новеллах». Концепция корсиканского характера в «Матео Фальконе». Проблема свободы в «Таманго». Исследование современных французских нравов в жанре психологической великосветской новеллы. «Партия в триктрак», «Этрусская ваза», «Двойная ошибка». Творчество Мериме в 1830-е годы. Смысл фантастики в новелле «Венера Ильская». Развитие тематики ранних новелл в «экзотических» новеллах 40-х годов («Коломба», «Кармен»). Образ женщины из народа. «Арсена Гийо». Общественная позиция Мериме в годы Второй империи. Мериме – переводчик русских писателей, его роль в популяризации во Франции русской литературы.
Февральская революция 1848г. и установление буржуазной Второй республики. Углубление классовых и политических противоречий. Государственный переворот 1851г. Режим бонапартистской диктатуры 50-х годов. Политический кризис Империи во второй половине 60-х годов. Франко-прусская война и крушение Империи. Достижения естественных наук и технический прогресс; их воздействие на духовную жизнь. Изменения в характере реалистического направления.
Флобер – крупнейший французский реалист второй половины XIX века. Этапы творческого развития. «Неистовый романтизм» ранних произведений («Записки безумца», «Ноябрь»). Проблема выбора жизненной позиции в произведениях 40-х годов. Философские взгляды Флобера и его эстетика. Концепция искусства как высшей формы познания; теория безличного, объективного творчества. Принцип «искусство для искусства» и общественная позиция Флобера. Роман «Мадам Бовари». Критическое изображение провинциальных нравов. Концепция образа Эммы Бовари. Своеобразие психологического мастерства Флобера; принцип перевоплощения. Роман «Саламбо», его исторические и мифологические источники. Натуралистическое понимание истории. Специфика воссоздания психологии людей прошлого. Исследование современных нравов в романе «Воспитание чувств». Тема «утраты иллюзий». Критика буржуазной идеологии. Изображение революционных событий 1848г. Особенности композиции романа. Философско-символическая драма «Искушение св. Антония»; ее творческая история и проблематика. «Словарь прописных истин». Сатира на мещанский образ мысли в романе «Бувар и Пекюше». Образ женщины из народа в повести «Простое сердце». Флобер и Тургенев.
Ги де Мопассан – крупнейший французский реалист последней четверти XIX века. Годы ученичества: Мопассан и Флобер; Мопассан и Тургенев. Участие Мопассана в сборнике «Меданские вечера» («Пышка»). Социальная и этическая проблематика романа «Жизнь». Сатира на социальную и политическую жизнь Третьей республики в романе «Милый друг». Традиции Бальзака в изображении буржуазной прессы. Колониальная тема в романе. Роман «Монт-Ориоль». Новеллы Мопассана; их художественное своеобразие. Новеллы о франко-прусской войне. Обличение эгоизма и собственнической психологии буржуа. Тема народа в новеллах; рассказы о крестьянах. Мопассан и Л.Толстой. Мастерство психологического анализа в последних романах («Пьер и Жан», «Сильна как смерть», «Наше сердце»). Ослабление социальной тематики. Углубление пессимизма. Поздние новеллы Мопассана.

2.2.3. Реализм в Англии.

Бурное капиталистическое развитие Англии в 1830-1840-е годы. Обострение социальных противоречий. Избирательная реформа 1832г. и ее политические последствия. Идеологические течения в литературе. Пути развития английского реализма.
Ч.Диккенс – крупнейший представитель английского реализма XIX века. Периодизация творчества. Ранние произведения («Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба»). Диккенс – юморист. Углубление социальной проблематики в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Николас Никльби». Поездка в США. Американская тема в творчестве Диккенса («Американские заметки». «Мартин Чезлвит»). Рождественские повести. Роман «Домби и сын», его значение в творческом развитии Диккенса-сатирика. Проблема положительного героя в творчестве Диккенса. Эволюция мировоззрения писателя после 1848г. Социальные романы начала 1850-х годов («Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»). «Повесть о двух городах». Характер реализма в поздних романах. Гуманизм Диккенса. Соотношение юмора и сатиры в его произведениях. Роль реалистической детали. Художественный гротеск. Лиризм и патетика.
У.М.Теккерей. Периодизация творчества. Социально-критическая направленность его творчества. Полемика с Диккенсом. Проблематика раннего творчества, его полемический и пародийный характер. Формирование реализма в ранних произведениях Теккерея. Ранние сатирические повести («Записки Желтоплюша», «Бриллиант Хоггарта» и др.). Литературно-критические статьи. Ранний исторический роман «Карьера Барри Линдона». Цикл пародий «Романы прославленных авторов» и пародийная повесть «Ребекка и Ровена». «Книга снобов» – сатира на английское общество. Обличение британского шовинизма. Роман «Ярмарка тщеславия». Особенности типизации в романе, мастерство реалистической сатиры. «Большие романы» Теккерея как цикл. Роман «История Пенденниса» как «роман воспитания». «Ньюкомы» как семейная хроника. Исторические романы («История Генри Эсмонда», «Виргинцы»). Концепция героя и героического в творчестве Теккерея. Совершенствование приемов психологического анализа в романах Теккерея. Эссеистика 1850-х годов («Английские юмористы XVIIIвека», «Четыре Георга»), ее связь с романами писателя.
Изменение социальной и духовной атмосферы в Англии в 1850-1860-е годы. Понятие викторианства и позднего викторианства. Позитивная философия Спенсера и ее отражение в английской литературе второй половины XIX века. Эволюция английского романа. Взаимодействие и взаимопроникновение различных направлений. Соотношение реалистической и романтической эстетик. Т.Гарди. Творческий путь. Философские взгляды. Концепция романа-трагедии. Понятие характера и среды в эстетике Гарди. Цикл «Уэссекские романы». Принципы циклизации. Эпический характер изображения жизни в цикле. Романы «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» и «Джуд Незаметный».
Редьярд Киплинг. Культ Британской империи в его поэзии (сб. «Казарменные баллады», «Семь морей» и др.). Прославление труда воинов, строителей империи и «бремени белого человека». Романы Киплинга («Свет померк», «Ким»). Произведения Киплинга для детей («Книга джунглей»). Художественное мастерство Киплинга, его проповедь стойкости и верности долгу. Эстетизм. «Братство прерафаэлитов». Критика современности с эстетических позиций. Эстетика Дж.Рескина. Эстетические взгляды У.Пейтера. О.Уайльд. Творческий путь. Эстетическая программа Уайльда. Поэзия Уайльда (сб. «Стихотворения», «Баллада Редингской тюрьмы»). Роман «Портрет Дориана Грея». Сказки. Драматургия (комедии «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным»; трагедия «Саломея»).

2.3. Натурализм.
2.3.1. Социальные, философско-научные и эстетические предпосылки натурализма.

Значение естественных наук и философии позитивизма для становления натуралистической эстетики. Методологическая концепция Тэна. Естественнонаучный детерминизм как основа натуралистической эстетики. Концепция человека в натурализме и проблема физиологической психологии. Теория среды. Представление о предмете и целях искусства. «Жестокая» правда современной жизни и принцип «научной объективности». Натурализм и традиции классического реализма XIX века. Черты ограниченности натуралистической эстетики.

2.3.2. Натурализм во Франции.

Э. и Ж.. Гонкуры. Формирование их творческого метода. Концепция «истинности данного мгновения». Социально-историчекий пессимизм Гонкуров и теория «чистого искусства». Исследование современных нравов в романах 60-х годов. Роман «Жермини Ласерте»: трагическая история человека из народа; «клинический анализ любви». Эволюция творческих принципов Э.Гонкура. Предисловие к роману «Братья Земгано» и полемика с Золя. «Дневник» Гонкуров. Э.Золя. Раннее творчество. Романтические ориентации Золя; его концепция романтизма. Статьи о живописи. Становление натуралистических взглядов. «Клинический анализ угрызений совести» в романе «Тереза Ракен». Замысел эпопеи «Ругон-Маккары». Роль законов наследственности в структуре эпопеи. Вторая империя как «эпоха безумия и позора». «Карьера Ругонов». Критическое изображение различных слоев буржуазии («Добыча», «Чрево Парижа» и др.) Тема народа в романе «Западня». Проблема религии и природы («Проступок аббата Муре»). Функция описания в романах Золя, их связь с импрессионистической живописью. Символика образов. Литературные манифесты Золя и создание теории «научного романа». Понятие эксперимента в художественном творчестве. Творчество Золя в 80-90-е годы. Золя и французское социалистическое движение. Тема борьбы труда и капитала в романе «Жерминаль». Мир финансов в романе «Деньги»; концепция исторического прогресса. Анализ причин военного поражения и политического краха Второй империи («Разгром»). Поздние произведения: трилогия «Три города»; социальная утопия «Четыре Евангелия». Золя в борьбе с политической реакцией («Я обвиняю»).

2.3.3. Натурализм в Германии.

Социально-исторические процессы в Германии второй половины XIX века. Объединение Германии (1871г.) и немецкая литература. Философия Шопенгауэра и ее восприятие в немецком культурном сознании. Философское и литературное творчество Ф.Ницше. Манифесты и декларации немецких натуралистов. Влияние теории романа Золя. Немецкая литература в ее взаимодействии с литературой Франции, Скандинавии, России. Организация «Свободной сцены». Г.Гауптман – крупнейший драматург Германии конца XIX – первой трети XX века. Драмы «Перед восходом солнца» и «Ткачи» как отражение натуралистических концепций. Антибуржуазность Гауптмана и его обращение к биологическому детерминизму в трактовке литературного характера. Гауптман и реалистическая драма. Гауптман и Л.Толстой. Связь Гауптмана с Ибсеном. Символистские и неоромантические тенденции в творчестве Гауптмана. Философские, нравственные и художественные искания драматурга в пьесе-сказке «Потонувший колокол». Возвращение к натуралистическим идеям в драмах «Роза Бернд» и «Крысы». Сумерки немецкой культуры в драме «Перед заходом солнца» и идея конца буржуазной цивилизации, конца эпохи гуманизма. «Внутренняя эмиграция» Гауптмана в годы фашизма. Тетралогия об Атридах.

2.4. Символизм.
2.4.1. Символизм как литературное направление конца XIX века – явление общеевропейское.

Становление эстетики символизма во Франции. Значение философии Шопенгауэра в этом процессе. Эстетические принципы символизма: представления о смысле творчества и миссии творческой личности; суггестивный характер образности; символ как главное образное средство «метафизического» искусства; свобода от норм традиционной просодии. Создание верлибра. Принцип взаимодействия искусств в символизме. Значение символизма для дальнейшего развития искусства в XX столетии.


2.4.2. Символизм во Франции.

На перепутье литературных направлений: Ш.Бодлер – «предтеча» символизма. Сочетание в творчестве Бодлера элементов разных литературных направлений – от романтизма до символизма; обретение собственного оригинального творческого пути, исключающего возможность однозначного определения. Ранние стихотворения и статьи об искусстве. Формирование общемировоззренческих и литературных взглядов на рубеже 1840-1850-х годов, роль в этом событий и последствий революции 1848г., а также государственного переворота 1851г. Знакомство с произведениями Э.По, переводы его новелл и статьи о нем. Восприятие эстетики Э.По. Сборник «Цветы зла»: творческая история, структура, история публикации. «Универсальное» зло в бодлеровской картине мира. Концепция добра и идеала в цикле «Сплин и Идеал». Проблема искусства и поэта в «Цветах зла». Урбанистическая тема в «Цветах зла» и в «Парижском сплине». Теория «соответствий». Бунтарские мотивы в поэзии Бодлера; особенности художественной образности. Поэма «Плаванье» – эпилог цикла «Цветы зла». Бодлер и символисты.
А.Рембо. Первые стихотворения, их прочная связь с реальным миром. Тема франко-прусской войны и Парижской Коммуны. Мотив неприятия современного уклада жизни. Становление символизма в творчестве Рембо. Поиски индивидуального пути в поэзии через «ясновидение». «Пьяный корабль» и «Гласные» как первые произведения «ясновидца». Лирическая исповедь «Сезон в аду» – опыт переоценки своего личного и творческого пути. Цикл поэтических миниатюр «Озарения» – важнейшее произведение символистского творчества Рембо. Смысловая «зашифрованность» и жанровая неоднозначность цикла. Особенности индивидуального вклада Рембо в символизм и его место в хронологии этого литературного направления.

П.Верлен. Импрессионистический характер первых поэтических сборников. Цикл «Сатурнические стихотворения» в свете верленовского понятия «пейзаж души». Цикл «Галантные празднества» и традиции изобразительного искусства. Сборник «Романсы без слов» как главное произведение Верлена-символиста. Принцип звуковой гармонии, музыкальной суггестии в поэзии Верлена. Программное стихотворение «Поэтическое искусство». Сонет «Томление». Верлен и эстетическое понятие «декаданс». «Мудрость» и другие поздние сборники. Книга очерков «Проклятые поэты». Восприятие Верлена символистами как одного из «учителей».

С.Малларме. Ранние эстетические поиски в русле романтизма. Мотив разлада с реальной жизнью. Импрессионистический период творчества. Поэма «Послеполуденный отдых фавна». Духовный кризис середины 1860-х годов. Понятие «Абсолют» в эстетике Малларме. «Иродиада» как этап становления символизма в творчестве поэта. Малларме как теоретик символизма: книга «Вариации на одну тему». Понятие «тайны» в его эстетике и средства реализации этого принципа. Смысл и судьба замысла «книги» как «абсолютного шедевра». Поиски нового поэтического языка. «Поэма «Бросок игральных костей никогда не упразднит случая». Роль Малларме в движении символизма, поэтические «вторники» в доме поэта.

2.5. Новые участники мирового литературного процесса.
2.5.1. Особенности исторического процесса в разных странах Западной Европы и США.

Расширение международных контактов. Национально-историческое своеобразие литературного процесса в различных странах во второй половине XIX века.

2.5.2. Бельгийская литература.

Буржуазная революция 1830г. и образование независимой Бельгии. Развитие национальной культуры. Влияние французского символизма и своеобразие бельгийского символизма. Э.Верхарн. Символистские традиции в раннем творчестве. Тема родины в ранней поэзии (сб. «Фламандки»). Социальное и конкретно-историческое содержание сборников 90-х годов. («Города-спруты», «Призрачные селения»). Поэтическая реформа Верхарна. М.Метерлинк. Мистический дуализм и тема рока в драмах конца 80-х – начала 90-х годов. «Принцесса Мален», «Непрошенная», «Слепые». Сборник статей «Сокровище смиренных». Философский и эстетический смысл теории «статического театра». Переход к драмам действия («Ариана и Синяя борода»). Эволюция взглядов Метерлинка на рубеже XIX и XX вв. Трактат «Сокровенный храм» как выражение новой позиции Метерлинка. Преодоление пессимизма, культ героической активности. Этическая и психологическая проблематика драмы «Монна Ванна». Сатирическая комедия «Чудо святого Антония». «Синяя птица» - философско-символическая пьеса о поисках истины и смысла жизни. Роль фольклорных, сказочных мотивов в драматургии Метелинка. Метерлинк в России.

2.5.3. Норвежская литература.

Своеобразие исторического и культурного развития страны. Подъем общественного и национального движения в 40-х годах, борьба за политическую независимость. «Национальная романтика», ее связь с фольклором и патриархально-консервативный демократизм. Расцвет реалистического направления в литературе 70-х годов. Х.Ибсен – основоположник новой драмы. Национально-исторические драмы «бергенского» периода. «Фру Ингер из Эстрота», «Пир в Сольхауге» и др. Проблема личности и власти в драме «Претенденты на престол». Философские драмы «Бранд», «Пер Гюнт», «Кесарь и Галилеянин». Реалистическая социально-психологическая драматургия конца 70-х – начала 80-х годов: «Столпы общества», «Кукольный дом», «Привидения», «Враг народа». Особенности композиции драм, острая дискуссионность содержания. Углубление психологизма в драмах конца 80-х – 90-х годов и своеобразие ибсеновского символизма. Влияние творчества Ибсена на развитие драматургии в последующие периоды.

2.5.4. Литература США.

Социально-экономические преобразования в жизни США в результате Гражданской войны 1861-1865 гг. Завершение территориальной экспанссии в последней трети XIX века. Испано-американская война 1898г. как ее финальный этап. Активизация демократических социально-политических движений. Национальная романтическая традиция, региональная культура американского Запада и эстетика европейского позитивизма как факторы, существенно повлиявшие на формирование литературы США второй половины XIX в. У.Уитмен. Публицистическая деятельность Уитмена в канун Гражданской войны. Сборник «Листья травы», его философская и социальная проблематика. Оценка послевоенной жизни США в «Демократических далях». Проблема искусства и народа. Утверждение принципов реализма. Новаторский характер поэзии Уитмена и ее роль в последующем развитии американской литературы. Марк Твен – крупнейший представитель критического реализма в американской литературе второй половины XIX века. Ранние юмористические рассказы и книга «Простаки за границей». Их связь с народным юмором «границы». Разоблачение «свободного предпринимательства» и политической коррупции в романе «Позолоченный век». «Приключения Тома Сойера». Специфика детского сознания и детской психологии в изображении М.Твена. Проблема рабства и критика буржуазной идеологии в романе «Приключения Гекльберри Финна». Общественно-политическая тематика рассказов и очерков 1880-х годов («Новая династия», «Письма ангела-хранителя»). Роман «Янки при дворе короля Артура» и его место в творческой эволюции писателя. Сатирическое обличение тирании «позолоченного меньшинства». Проблема народа в романе. Рост пессимистических настроений в позднем творчестве («Таинственный незнакомец»). Антиимпериалистические памфлеты 1890-1900 годов. М.Твен и русская революция 1905г.


3. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Романтизм
2. Реализм
3. Натурализм
4. Символизм
5. Новые участники мирового литературного процесса

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ

Лекции
1. Романтизм - 8 ч.
2. Реализм - 8 ч.
3. Натурализм - 6 ч.
4. Символизм - 2 ч.
5. Новые участники мирового литературного процесса - 8 ч.

ИТОГО: 32 часа

 

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: экзамен / зачет.

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература
Тексты
Гофман Э.Т.А. Золотой горшок. Крошка Цахес. Избранные новеллы.
Гейне Г. Книга песен. Путешествие на Гарц. Современные стихи. Германия. Зимняя сказка.
Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд Гарольда (песни I и II). Восточные поэмы. Манфред. Каин. Дон Жуан.
Скотт В. Уэверли. Роб Рой. Айвенго.
Сталь Ж. де. Коринна.
Виньи А. де. Сен-Мар.
Гюго В. Предисловие к драме «Кромвель». Эрнани. Рюи Блаз. Собор Парижской богоматери. Отверженные. Девяносто третий год. Избранные стихи.
Стендаль Ф. Красное и черное. Пармская обитель. Ванина Ванини.
Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Шагреневая кожа. Евгения Гранде.
Мериме П. Хроника времен Карла IX. Избранные новеллы.
Диккенс Ч. Оливер Твист. Записки Пиквикского клуба. Домби и сын. Тяжелые времена (или Холодный дом).
Теккерей У. Ярмарка тщеславия.
Гарди Т. Тэсс из рода д’Эрбервиллей.
Киплинг Р. Рассказы. Книга джунглей. Избранные стихи.
Уайльд О. Сказки. Портрет Дориана Грея. Идеальный муж.
Флобер Г. Мадам Бовари. Воспитание чувств. Саламбо. Простое сердце.
Мопассан Г. Жизнь. Милый друг. Монт-Ориоль. Избранные новеллы.
Гонкур Э. и Ж. Жермини Ласарте. Актриса Фостен.
Золя Э. Карьера Ругонов. Западня. Доктор Паскаль.
Гауптман Г. Перед восходом солнца. Ткачи. Потонувший колокол.
Бодлер Ш. Цветы зла.
Верлен П. Избранные стихи.
Рембо А. Избранные стихи.
Малларме С. Избранные стихи.
Метерлинк М. Слепые. Непрошенная. Синяя птица.
Ибсен Х. Претенденты на престол. Бранд. Пер Гюнт. Кукольный дом.
Привидения. Когда мы, мертвые, пробуждаемся.
Уитмен У. Листья травы.
Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Янки при дворе короля Артура. Избранные рассказы.
Учебные пособия
История всемирной литературы. Т.6. М., 1989.
История всемирной литературы. Т.7. М., 1990.
История всемирной литературы. Т.8. М., 1994.
История зарубежной литературы XIX века. Т.1-2 /Под ред. Н.П.Михальской./ М., 1991.
История зарубежной литературы XIX века /Под ред. Н.А.Соловьевой./ М.,1991.
История зарубежной литературы XIX века. /Под ред. Е.М.Апенко./ М.,2001.
История западноевропейской литературы. XIX век. Франция. Италия. Испания. Бельгия. М.; СПб., 2003.
История западноевропейской литературы. XIX век. Англия. М.; СПб.,2004.
История западноевропейской литературы. XIX век. Германия. Австрия.Швейцария. М.; СПб.,2005.

 

Зарубежная литература XVII-XVIII вв.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII-XVIII ВЕКОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.