Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема коммуникации в христианской и новоевропейской культуре (труды теоретиков, деятелей Возрождения, Просвещения)




Проблема К в античной культуре (деятельность софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона)

Софисты - первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а главное — искусству опровергать суждения противной стороны. Именно благодаря деятельности софистов возникла риторика как искусство речи. Наибольший вклад в ее развитие внес софист Горгий (V—IV вв. до н.э.). Разделяя основной тезис своей школы, согласно которому нет ничего устойчивого в мире и, следовательно, нет абсолютной истины и все относительно он полагал, что только слово абсолютно. Теоретич.открытие Горгия состояло в обнаружении слова как носителя убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность или ложность. Риторика как искусство убеждения, использующее возможности слова, в Древней Греции имела огромное значение для политиков. Политика называли ритором, способным убеждать судей в трибуналах, советников в Совете, членов народного собрания и просто граждан. Сократ (469—399 до н.э.) положил начало моральной философии. В центре его внимания стояла проблема человека и его сущности. Человек у Сократа прежде всего существо моральное. В своих дискуссиях философ вырабатывает так называемый сократический метод диалектики). Составной частью его диалектики является метод майэвтики (букв, «повивальное искусство») — искусство, помогающее знанию, которое, по Сократу, уже имеется в разуме человека, проявиться в ходе диалога. Платон (427—347 до н.э.), как и Сократ, противопоставляет этику риторике. Согласно Платону, риторика (как искусство афинских политиков и их учителей) есть всего лишь угодничество, лесть, подхалимаж. Следует отметить, что у Сократа и Платона сама философская рефлексия выступила в форме диалога, т.е. интеллектуального общения людей, самостоятельно и по-разному мыслящих. Аристотель (384—322 до н.э.), как и его учитель Платон, был твердо убежден, что исследовать истину, культивировать знания — это задача философии, а задача риторики — убеждать или, точнее, выяснять средства и методы эффективного убеждения. Аристотель создал трактат «Риторика», рассматривает разные виды речи — поэзию и прозу. Цицерон (106-43 до н.э.) продолжил греч. традицию платоновской Академии и школы Аристотеля (Ликей). Он создал не только лат. лит. яз, но и лат. Философ. Терминологию. Взгляды Цицерона на риторику:В них нет жесткого противопоставления этики риторике. По его мнению, предмет риторики может быть понят и как свои знания с помощью речи (педагогика).

Огромный шаг на пути решения проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и распространением христианства. Христ-во дало мощный импульс развитию самосознания личности. Это было связано 1), с признанием равенства всех людей перед Богом,чего не было в античном сознании2), христ-во провозгласило, что поведение каждого человека зависит от него самого, ибо Бог наделил человека свободой воли.3), христ-во определило особое место человека в мире.4), христ-во провозгласило важнейший принцип чел.отношений - "возлюби ближнего как самого себя". Но христ-во наложило и опред.ограничения на развитие чел.индивидуальности и на характер чел.взаимоотношений.Таким образом, высшая ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе подобными. В области теории и практики ораторского искусства Средневековье немного добавило к наследию античности. Труды теоретиков (Исидор Севильский, Юлий Руфиний, 1еоргий Херовоск и др.) в основном были связаны с систематизацией уже имеющихся знаний, упорядочением терминологии риторики и организацией текста. На смену ант. риторике приходит гомилетика - искусство произнесения проповеди. Начиная с Возрождения риторика теряет свою опору в гомилетике и ищет ее в практике худ.речи. В центре внимания новой культуры уже не Бог, а Человек. В эпоху Просвещения все более широкое признание завоевывает такое понимание сущности человека и человеческих отношений, которое основано на вере в природную доброту и разумность человека(свобода, равенство,братство) Это время отмечено развитием педагогики, этики, эстетики, психолог. науки, изучающей психолог.механизмы, управляющие взаимоотношениями человека с себе подобными, а не с Богом. Что касается риторики, то ее популярность в век Просвещения постепенно убывала. К началу XIX в. в Западной Европе почти повсеместно риторика перестает рассматриваться как наука и устанавливается из сферы образования.


10.Философские подходы к построению ТК(взгляды И.Г.Фихте и Новалиса, Ф.Шлейермахера и др.).

На рубеже XVIII — XIX вв. в нем. классич.й философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения ТК. Речь идет о категориях «субъект» и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно- познавательном отношении к окружающему объективному миру — «объекту.Большинство нем философов были склонны трактовать и чел.общение в категориях субъект- объектной связи, а не субъект-субъектной, и выйти за ее рамки не смогли. В их теоретич.построениях, особенно у И.Г. Фихте и Новалиса, чел.индивидуальное Я было настолько абсолютизировано, что «другое Я» (тоже субъект) по существу оказывалось лишенным своей субъектности и становилось объектом среди объектов. Таким образом, вместо принципа диалогичности межличн.К восторжествовал принцип ее монологичности. Ф. Шлейермахер (1768-1834), видный представитель нем. романтизма. Для него общение между людьми — это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектное отношение). Признание этого факта стало для него предпосылкой и фундаментальной основой последующей разработки теории понимания (герменевтики) как основы подлинно чел взаимоотношений. Можно без преувеличения сказать, что современная философская герменевтика обязана своим рождением именно Шлейермахеру. Он рассматривал герменевтику как «искусство постижения чужой индивидуальности», «другого». Ее предметом выступает прежде всего аспект выражения, а не содержания, ибо именно выражение есть воплощение индивидуальности. По утверждению Пирса, «любая мысль — это знак, участвующий в природе языка», «мыслить без знаков невозможно», а знак является заменителем объекта в каком-то аспекте. К также имеет знаковую природу и невозможна без знаков... Ф. Ницше (1844—1900) стал одним из ярких критиков К в XIX в. Значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность. Неопозитивизм (или аналитическая философия) складывается в начале XX в. С точки зрения неопозитивизма все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки. Философия же не может высказать о мире ни одного нового положения сверх того, что говорят о нем отдельные науки.

 

11. Проблема коммуникации в философии ХХ в. (экзистенциализм, персонализм, диалогическая философия, неопозитивизм, лингвистическая философия и т.д.)).

На рубеже XVIII — XIX вв. в нем. классич.й философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения ТК. Речь идет о категориях «субъект» и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно- познавательном отношении к окружающему объективному миру — «объекту. Экзистенциализм, или философия существования, утвердился и стал одним из самых мощных философ. течений в Европе в период между 2 мировыми войнами. Предмет и цель философских исследований экзистенциализма - внутренний мир личности, изолированной от общества.В центре внимания - внутренний мир человека; соц жизнь –продолжение и расширение этого внутр. мира, и кризис личности понимается как кризис чел бытия вообще. Персонализм - тенденция в зап.философии, полагающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. К в философии персонализма - общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии. Философ анализ К, осущ в рамках различных школ, сопряжен с понятием "дискурс". В немецкоязычном словоупотреблении "дискурс" есть диалог, ведущийся с помощью аргументов. Диалогическая философия - совокупное обозначение философ. Учений(понятие диалога)получила широкое распростр.в XX в. Диалогическое отношение, (отношение Я – Ты)-фундаментальная хар-ка положения человека в мире .Лингвист. философия — одно из направлений аналит философии, получившее развитие в Великобритании, где возникли две школы — кембриджская и оксфордская, в США и нек др странах Запада в 1930—1960-е гг. Сторонники лингвист. философии полагают, что объектом анализа должен быть естественный язык. Впервые метод философского анализа естественного языка был разработан в Кембридже Дж. Муром.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.