Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанр «фэнтези» и перспективы развития




Фэ́нтези — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века.

Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы. Однако при всем полете воображения в этом трансформированном мифе неизменным было одно - человек должен оставаться самим собой. Более того, нравственная ситуация всегда требовала использования от героя своих лучших духовных качеств. Появлению этого специфического жанра в литературе XX века содействовал ряд тенденций развития западной цивилизации. Основная подоплека восходила к спору о человеке и человеческой природе.

жанровые признаки фэнтези:

 

1)мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности.

2)магия и фольклорные персонажи как необходимый элемент.

3) авантюрный сюжет (как правило — поиск, странствие, война и т. п.).

4)на первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную, но далеко не второстепенную роль;

5) противостояние добра и зла как основной сюжетообразующий стержень, "для фэнтези обязательна борьба добра и зла — ибо она, как и сказка, структурирована этически"

6)наличие потустороннего мира и его проявлений;

7)полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все..

 

Жанр будет развиваться, так как в данное время жанр фэнтези смог найти своё проявление, как в кинематографе, так и в живописи, а также в литературе и в интерактивных играх. Данный жанр, конечно, является уникальным, потому, что каждый автор имеет право диктовать свои условия в его толковании, а любой режиссер может снимать такой жанр так, как его видит. При этом Фэнтези - это свободный жанр, потому как, является основным воплощением фантазии самого автора.

 

21.Признаки МЛ (популярность, тривиальность, смысловая жесткость). МЛ как «формульная» литература. – лекции, Купина – с.41-64.

Произведение массовой литературы — это особый тип тек­ста, предназначенного для массового «потребления», воспроиз­водимого и воспринимаемого по определенным правилам. Пра­вила задаются спросом, а он, в свою очередь, формируется пред­ставлениями элит и массовым ожиданием.

Чтобы отвечать вкусам максимально большого числа «потре­бителей», массовая литература должна отвечать определенным принципам:

• адресность, ясность сообщаемой информации для конкрет­ной аудитории;

• способность доставлять удовольствие;

• наличие ясных ответов на проблемные вопросы, подтвер­ждение расхожих мнений, установка на эффект удоволь­ствия от воспроизведения мифологем, отвечающим чита­тельским вкусам, а также явным и — особенно — тайным амбициям читателя.

Массовая литература при всем разнообразии форм своего проявления отличается несколькими универсальными чертами, которые неизменно выступают в своей совокупности:

-она популярна, то есть имеет коммерческий спрос; распро­страняется в широких слоях общества, оказывает суще­ственное воздействие на мироощущение читателей; В силу подобной постоянной неопределенности особое зна­чение приобретает имитация, или использование для привлече­ния читателя уже знакомого ему материала. На основании ана­лиза продаж новейшей продукции выясняется, какие книги (жан­ры, темы, проблемы) наиболее востребованы и могут быть так или иначе скопированы. Каждая очень успешная книга приводит к множеству подражаний. Характерным отличием функционирования текстов массовой коммуникации является цикличность. Каждый цикл начинается с очевидного успеха той или иной книги или серии. Произведе­ния массовой литературы осваиваются потребителями более или менее одномоментно, по модели газеты или «тонкого» многоти­ражного журнала. Немедленно за тем следуют подражания и ва­рианты, а отшумевшая книга может быть запушена повторно, например в кино.

-она демонстративно тривиальна, то есть содержательно основана на распространении неких «общих мест», стерео­типов, важных в системе ценностных предпочтений обще­ства в определенный конкретно-исторический период; Банальность массовой литературы, которую неизменно ста­вят ей в вину критики, имеет свои обоснования. Массовая лите­ратура несет комплекс социокультурных ценностей, соответству­ющих уровню потребностей и вкусу массового потребителя. Как мы неоднократно отмечали, она относится к тому типу культур­ного «производства», которое рассчитано на комфортное потреб­ление. Ощущение комфорта возникает у читателя в результате уверенности в удовлетворении ожиданий.

-она жестко структурирована, то есть, организована в со­ответствии с каноном, основанным на наиболее успеш­ных образцах-предшественниках. Массовая литература вполне авторитарна, посколь­ку жестко подводит читателя к определенным выводам и настаи­вает на их единственной правильности. Авторитарность скрыта за занимательным сюжетом, внешне обычно весьма далеким от повседневной жизни читателя, но читатель ощущает ее, ибо в са­мом тексте наталкивается на железную силу неких общих пра­вил, по которым этот текст создается.

Отличительными особенностями массовой литературы оказы­ваются предельная приближенность к элементарным потребнос­тям человека, ориентированность на природную чувственность, строгая подчиненность социальным потребностям, упрощенность в производстве качественного (отвечающего потребностям конк­ретной социальной группы) продукта потребления.

 

Билет № 22. Историко-авантюрный роман (от А.Дюма до современного псевдоисторического романа).

Историко-авантюрный роман – это один из тематических жанров приключенческой литературы. Исторические события здесь – фон, антураж для разворачивающегося действия, героев, которые борются с врагами, терпят опасности путешествий и т. д. (чаще всего это Киевская Русь, Смутное время, ЕII). Но те исторические факты, которые представляются в таких произведениях скорее всего будут далеки от истины, автор предлагает свои фантазийные версии. Но для создания той эпохе, к торой находятся персонажи авторы часто используют историзмы, архаизмы, выражения, поговорки присущие ей. Персонажи таких книг далеки от реальных исторических героев, они лишь внешне копируют их, потому эти романы и называются костюмными. Они опираются на традиции приключенческой литературы, главным образом на романы Дюма, встречаются даже явные сюжетные переклички (три мушкетера – три гардемарина Соротокиной). Характерной чертой ИАР является быстрая смена событий и острота сюжетных ситуаций (преследование, похищение, борьба). Ключевыми словами служат авантюра, тайна, опасность. Особая пространственная организация предполагает противопоставление своего и чужого пространства, перемещения в пространстве приобретают образ пути, жизни, судьбы. Поэтому важную роль играет хронотоп дороги. Образ пути, дороги это точка где пересекаются пространство и время, то с чего начинаются события. А историческое время и событийное сочетаются в таких романах, но событийное важнее для понимания смысла, оно постоянно подчеркивается словами вдруг, неожиданно. Для ИАР характерно использование проспекции и ретроспекции.

Образы героев ИАР схематичны. Как правило они наделяются одним доминирующим признаком. Поэтому можно четко делить на отрицательных и положительных героев. Главные герой всегда бесстрашен, предан Родине, благороден. Современный ИАР взаимодействует с другими популярными жанрами. Например с фэнтези – поэтому в основе повествования часто лежит ситуация альтернативной истории. Широко используются стереотипные для любовных романов ситуации. В последнее время распространяется жанр исторического детектива.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.