Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика метода эксперимента




Достоинства и недостатки применения метода беседы в психолого-педагогических исследованиях.

Беседа – широко распространенный в пед-кой психологии метод получения сведения об испытуемом в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов; обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых; формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуются открытые и скрытые программы исследовательской беседы. Преимущества: явная оценка невербальных сигналов (очная беседа)--больше шансов получить правдивую информацию (невербалика врёт крайне редко). при Ваших позитивных исходных качествах - больше шансов склонить человека на свою сторону, избежать игнорирования вопроса и получить выгодный для себя результат. недостатки: при отсутствии техники влияния (у Вас) большая вероятность "закрытия" собеседника. (проще - он соврёт или отвертится от Вас, сбежит). Преимущества: личная беседа обеспечивает высокую степень доверительности, допускает значительную продолжительность интервью; есть возможность показать респонденту демонстрационные материалы (карточки, логотипы, и тд); исследуемый предмет раскрывается полнее; позволяет проводить опросы среди узкой или труднодоступной целевой группы; недостатки: требует больших затрат времени; достаточно дорог.

 

Эксперимент один из основных методов научного познания отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляемого планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Правильно поставленный эксперимент позволяет проверить гипотезы. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Достоинством последнего явл-ся возможность оценки взаимодействия факторов – изменения хар – ра.

Одна из трудностей эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие или обучающие эксперименты. Они позволяют направлено формировать особенности таких процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Этапами педагогического эксперимента является:

. Планирование

. Проведение

. Интерпретация результатов

Планирование включает постановку цели и задач эксперимента, выбор зависимой переменной (отклика), выбор факторов влияния и количество их уровней, необходимое число наблюдений и порядок проведения эксперимента, метод проверки полученных результатов. Организация и проведение эксперимента должны проходить в точном соответствии с намеченным планом.

На этапе интерпретации происходит сбор и обработка данных.

Чтобы проведение эксперимента отвечало принципам достоверности, необходимо соблюдение следующих условий

1. оптимального числа испытуемых и количества опытов

2. надежность методик исследования

3. учета статистической значимости различий

Взаимное сочетание нескольких методов позволяет повысить эффективность и качество педагогических исследований.

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием. Чаще всего в психолого – педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор; контрольной, в которой он отсутствует.

Эксперименты различаются по форме проведения, кол-ву переменных, целям, хар-ру организации исследования.

По форме проведения выделяют 2 основных вида эксперимента – лабораторный и естественный. ЛЭ проводится в спец организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели при строго определенных условиях. ЕЭ проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемого деят-ти. Используют, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для основной деят-ти испытуемых.

По кол-ву изучаемых переменных различают одномерный и многомерный Э. ОЭ предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменой. Он чаще всего реализуется в ЛЭ. МЭ в ЕЭ. Изучаются явления во взаимосвязи и взаимозависимости. Он требует измерения множества признаков.

Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, ее динамики под влиянием обучения и воспитания явл-ся основной целью многомерного эксперимента.

Формирующий (обучающий) Э применяется в возрастной и пед-кой психологии. Метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий Э ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развитие тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание.

Существует экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента. Различают два вида: индивидуальный, коллективный.

 

 

19 .Признаки и переменные в псих-пед исследованиях.

Признаки и переменные - это измеряемые психологические явле­ния. Такими явлениями могут быть - время решения задачи, количество допущенных ошибок, уровень тревожности, показатель интеллектуаль­ной лабильности, интенсивность агрессивных реакций, угол поворота корпуса в беседе, показатель социометрического статуса и множество других переменных.

Понятия признака и переменной могут использоваться как взаи­мозаменяемые. Они являются наиболее общими. Иногда вместо них используются понятия показателя или уровня, например, уровень на­стойчивости, показатель вербального интеллекта и др. Понятия показа­теля и уровня указывают на то, что признак может быть измерен коли­чественно, так как к ним применимы определения "высокий" или "низкий", например, высокий уровень интеллекта, низкие показатели тревожности и др.

Психологические переменные являются случайными величинами, поскольку заранее неизвестно, какое именно значение они примут.

Математическая обработка - это оперирование со значениями признака, полученными у испытуемых в психологическом исследовании. Такие индивидуальные результаты называют также "наблюдениями", "наблюдаемыми значениями", "вариантами", "датами", "индивидуальны­ми показателями" и др. В психологии чаще всего используются терми­ны "наблюдение" или "наблюдаемое значение".

Значения признака определяются при помощи специальных шкал измерения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.