Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие методические рекомендации




Москва - 2013

По уголовному процессу в форме деловой игры

По подготовке и проведению практического занятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей, курсантов (слушателей, студентов)

Московского университета МВД России

по теме «Следственные действия»

 

 

 

Авторы: Денисов С.А.., к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса,

Савельев Ю.Ю., преподаватель кафедры уголовного процесса.

 

 

Рецензенты: Алонцева Е.Ю., к.ю.н., старший преподаватель кафедры уголовного процесса.

 

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению деловой игры для преподавателей, курсантов и слушателей Московского университета МВД России составлены в соответствии с рабочей программой по уголовному процессу и учебными планами (по специальностям 030501.65 – юриспруденция, 030505.65 – правоохранительная деятельность, 030502.65 – судебная экспертиза, 090103.65 - организация и технология защиты информации, 080109.65 – бухгалтерский учет, анализ и аудит). В них содержатся общие рекомендации по подготовке и проведению занятия в форме деловой игры, фабула игровой ситуации, предлагаемое распределение ролей, этапы проведения занятия в форме деловой игры, список нормативных актов и юридической литературы.

Материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовного процесса Московского Университета МВД РФ 15.10.2013 г., протокол № 2.

 

 

 

 

 

 

Современные условия наращивают требования к повышению качества подготовки высоко квалифицированных профессионалов, нацеливают на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Это требует новых подходов в обучении и воспитании. Обучение должно основываться не только на передаче готовых знаний, но и на создании условий для формирования творческой активности. В качестве средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные методы обучения, в частности, деловые игры. Их строение отражает логику практической деятельности, они являются эффективным средством усвоения знаний, формирования умений и способностей личности будущего специалиста. Опыт, полученный в игре, может оказаться достаточно продуктивным. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. В реальной ситуации сотрудник не обладает всей полнотой и достоверностью информации. В игре ему предоставляется необходимая и достаточно точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Руководитель игры, как правило, в процессе ее организации, ставит цель работы, адаптирует участников игры к ситуации, знакомит участников с ее описанием, участвует в распределении ролей, представляет в их распоряжение необходимую информацию. Важна роль руководителя в создании игровой атмосферы. Игровые события необходимо вычленить из реальности при помощи особой организации пространства игрового взаимодействия, специфического стиля общения. Руководитель направляет свои усилия на детализацию понимания участниками игровой ситуации. Он должен поощрять оформление каждого действия псевдореальными документами (например, отсутствие игрока объясняется повесткой из военкомата). Если нарушена синхронность в работе групп, лучше ввести какое-либо новое условие (например, поездкой части работников в командировку, отпуск и т.п.). Если ведущий обнаружил недостаточность знаний игроков по возникающим вопросам, он может ввести ситуацию обращения к компетентным специалистам для консультации. Такое оформление событий поддерживает игровой план.

Предметом внимания руководителя должно стать создание игровой мотивации, обеспечение оптимальной динамики межличностных отношений. Важно поддержать определенный уровень соревновательной мотивации среди участников игры с тем, чтобы она стимулировала активность, а не провоцировала самопрезентацию. При комплектовании команд необходимо учитывать межличностные отношения, сложившиеся в группе. Для достижения сотрудничества лучше, чтобы в команде наблюдались позитивные межличностные отношения.

При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.

Настоящие учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с рабочей учебной программой по учебной дисциплине «Уголовный процесс» и «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» и предназначены для самостоятельной работы курсантов при изучении дисциплины «Уголовный процесс» и «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)», их подготовке к проведению практических занятий в форме деловых игр, участия в этих занятиях в роли сотрудников правоохранительных органов (следователей, дознавателей, судей и др.), потерпевших, свидетелей и других участников. Данные учебно-методические материалы служат цели приобретения курсантами первичных умений и навыков в организации и проведении следственных действий на примере отдельно взятых тем.

Наименования органов предварительного расследования и иных органов, регионов, фамилии должностных лиц и граждан, упоминаемые в учебно-методических материалах, являются условными.

Деловая игра проводится по теме «Следственные действия» и рассчитана на 2 аудиторных часа (90 мин.) в рамках проведения практического занятия.

Деловая игра проводится в форме проведения отдельных следственных действий в ходе расследования уголовного дела. В процессе деловой игры курсанты анализируют ситуацию, сложившуюся при производстве предварительного расследования, определяют участников необходимых для проведения следственных действий, определяют процедуру проведения следственного действия, составляют необходимые процессуальные документы.

Деловая игра способствует повышению знаний курсантов в области уголовно-процессуального законодательства, совершенствованию навыков анализа конкретной ситуации, сложившейся с исполнением и применением этого законодательства, закреплению знаний о компетенции органов предварительного расследования в области уголовного судопроизводства, приобретению навыков принятия решений и процессуального порядка их оформления.

Проведение деловой игры целесообразно разделить на четыре динамично связанных между собой этапа: подготовка к деловой игре, начало проведения деловой игры, основная часть деловой игры, окончание проведения деловой игры. Авторами настоящих учебно-методических материалов предлагаются два варианта проведения деловой игры, которые по желанию преподавателя можно комбинировать.

Среди активных участников деловой игры по замыслу авторов в обоих предложенных вариантах должны присутствовать эксперты из числа курсантов, которые проведут оценку результатов игры, после чего анализ и оценку проведенной деловой игры осуществляет сам преподаватель.

 

 


 

Цели занятия, проводимого в форме деловой игры по теме «Следственные действия»:

Учебная: закрепление и углубление теоретических знаний по уголовному процессу, полученных на лекционных и семинарских занятиях по темам «Следственные действия», «Участники уголовного процесса».

Дидактическая: обучение практическому применению полученных знаний и закрепление навыков принятия следователем решений и их процессуального оформления.

Развивающая: научить обучаемых анализировать и оценивать ситуацию по заданным задачам, творчески, грамотно, логически и последовательно мыслить. Методически правильно выступать в аудитории. Высказывать и обосновывать свое мнение, что должно способствовать развитию у обучающихся профессионального мышления и творческих способностей.

Воспитательная: направлена на формирование и развитие: профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений, мировоззрения. Поощрения таких качеств, как: гуманизма; чувства уважения к мнению других лиц; обучению культуре межличностного общения, а также ориентирование на более успешную учебную деятельность.

Метод проведения занятия: проверка и закрепление теоретических знаний курсантов по уголовному процессу в ходе деловой игры, направленной на самостоятельное проведение следственных действий и составление необходимых процессуальных документов.

Место проведения занятия: аудиториясогласно расписанию.

Материально-техническое обеспечение занятия:

1. Методическая разработка для проведения практического занятия в форме деловой игры (у преподавателя).

2. Компьютеры (1-2) для составления процессуальных документов с электронной версией образцов необходимых процессуальных документов.

3. При отсутствии компьютеров образцы необходимых процессуальных документов.

4. Сценарий деловой игры - текст ситуации, предлагаемой для обсуждения и принятия решений в рамках темы занятия (у курсантов).

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на момент проведения занятия.

6. Раздаточный материал – карточки с обозначением ролей курсантов и слушателей.

Примерное распределение учебного времени:

1. Первоначальный этап (организационный) – до 10 мин.

2. Основной этап (проведение деловой игры) – до 60 мин.

3. Заключительный этап (подведение итогов) - до 20 мин.

 

Ситуация, предлагаемая для обсуждения и принятия решений в рамках темы занятия:

16 августа 2013 года, примерно в 17 часов, возле дома № 7 по Соловьиному проезду в г. Москве, несовершеннолетний Серебряков А.В. (17 лет) совершил грабёж в отношении Мансурова А.П., похитив у последнего мобильный телефон «Сони эксперия Зет», стоимостью 8 тысяч рублей, причинив последнему значительный ущерб. После чего, скрылся с места преступления

Примерно в 17 часов 25 минут несовершеннолетний Серебряков А.В. был задержан сотрудниками полиции по приметам внешности, указанным гр-ном Мансуровым А.П.

По данному факту было возбуждено уголовное дело. При допросе в качестве подозреваемого Серебряков А.В. сообщил, что хищения не совершал, а мобильный телефон «Сони эксперия Зет» он нашел возле магазина «Восток», где и был задержан.

Первый вариант проведения деловой игры:

Преподаватель с учетом предложенной ситуации сам сообщает курсантам и слушателям о том, какие следственные действия следует провести и назначает участников следственного действия, выступает в роли консультанта по возникающим у курсантов-«игроков» вопросам. В конце занятия на заключительном этапе преподавателю следует организовать рассмотрение проведенного занятия, «пошагово» разбирая каждую ситуацию. При этом дается оценка правильности каждого действия и решения и отмечается, какого рода были допущены ошибки (если они допущены) и на что могут повлиять такие ошибки.

Для очной ставки из числа курсантов и слушателей назначаются:

- 1-ый следователь – проводит следственное действие;

- 2-ой следователь – составляет необходимые процессуальные документы;

- руководитель следственного органа – проверяет правильность составления процессуальных документов;

- потерпевший - участвующий в проведении следственного действия;

- подозреваемый в совершении преступления – участвующий в проведении следственного действия;

- защитник несовершеннолетнего подозреваемого - участвующий в проведении следственного действия;

- законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого - представляет интересы несовершеннолетнего в ходе проведения следственного действия;

- э ксперты (3-5 чел.)- наблюдатели, дающие оценку участникам игры.

Для опознания из числа курсантов и слушателей назначаются:

- 1-ый следователь – проводит следственное действие;

- 2-ой следователь – составляет необходимые процессуальные документы;

- руководитель следственного органа – проверяет правильность составления процессуальных документов;

- подозреваемый в совершении преступления – участвующий в проведении следственного действия;

- защитник несовершеннолетнего подозреваемого - участвующий в проведении следственного действия;

- потерпевший - участвующий в проведении следственного действия;

- законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого - представляет интересы несовершеннолетнего в ходе проведения следственного действия;

- статисты (2 чел.) участвуют в следственном действии;

- понятые (2 чел.) участвуют в следственном действии;

- э ксперты (3-5 чел.)- наблюдатели, дающие оценку участникам игры.

Сложный уровень деловой игры:

В целях повышения сложности задания в дополнение к предложенной ситуации можно указать, что потерпевший гражданин другого государства и слабо владеет русским языком (данной действие позволит ввести переводчика). Кроме того, на усмотрение преподавателя можно изменить возраст подозреваемого на 14-15 лет (в таком случае должен появиться еще один участник уголовного процесса - педагог).

На усмотрение преподавателя может быть введено и составление сопутствующих документов (постановление о признании потерпевшим, о назначении законного представителя, постановление о назначении переводчика).

Согласно предложенной фабуле курсант, назначенный на роль следователя, называет следственные действия, которые в данном случае необходимо провести (опознание и очная ставка). Кроме того, курсант-«следователь» называет остальных участников для производства следственного действия, а преподаватель назначает их из числа слушателей. Преподаватель назначает также консультантов и экспертов. Остальные участники уголовного процесса аналогичны предложенным выше (см. первый вариант проведения деловой игры).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.