Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к деловой игре




Методика подготовки и проведения занятия

Подготовка преподавателя: изучение нормативных источников и юридической литературы по теме занятия; изготовление раздаточного материала: 1) карточки с определением роли курсанта и слушателя (следователь, руководитель следственного органа, потерпевший, подозреваемый, защитник, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, статист, понятой, переводчик, педагог, консультант, эксперт); 2) необходимых образцов процессуальных документов (протокола очной ставки, протокола предъявления для опознания, постановления о назначении законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого, постановление о назначении переводчика). Вместе с тем преподаватель может предложить курсантам и слушателям самим подобрать необходимые процессуальные документы.

Подготовка курсантов и слушателей: преподаватель–руководитель деловой игры после проведения семинарского занятия по теме «Следственные действия» собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место проведения последующего практического занятия в форме деловой игры, характер подготовительной работы. Преподавателю необходимо обеспечить курсантов сценарием деловой игры (текстом ситуации, предлагаемой для обсуждения и принятия решений в рамках темы занятия ).

С участием курсантов тщательно прорабатываются основные характеристики и особенности предлагаемых ролей. Курсанты могут предложить ввести в игру новые роли, а также внести соответствующие коррективы в предложенную для обсуждения ситуацию.

С участием преподавателя и курсантов учебная группа делится на две подгруппы, в каждой из которых подбираются ключевые фигуры игры: два следователя, руководитель следственного органа, подозреваемый, потерпевший, консультанты, эксперты. Причем целесообразно назначить на каждую роль по 2 человека с тем, чтобы из-за отсутствия на предстоящем занятии одного из них, другой мог бы участвовать в деловой игре. Приветствуется самовыдвижение курсантов на те или иные роли. Если количество курсантов и слушателей в учебной группе невелико, то некоторые из них могут быть назначены на две разные роли, поскольку в ходе деловой игры проводятся два следственных действия.

Курсантам и слушателям необходимо рекомендовать внимательно ознакомиться с соответствующими положениями уголовно-процессуального закона, закрепляющими права и обязанности должностных лиц и участников уголовного судопроизводства (главы 6,7,8 УПК РФ), а также общие правила производства следственных действий (ст.164 УПК РФ), протокол следственного действия (ст.166 УПК РФ), порядок проведения следственных таких следственных действий, как очная ставка (ст.192 УПК РФ) и предъявление для опознания (ст.193 УПК РФ).

В зависимости от избранных ролей преподавателем каждому курсанту дается персональное задание по подготовке к деловой игре, включающее изучение тех или иных законов и подзаконных актов, а также литературных источников. Кроме того, курсантам, назначенным на роль следователя, должно быть поручено подготовить к занятию бланки необходимых процессуальных документов.

Следует рекомендовать курсантам предварительно подготовить тезисы выступлений, проекты решений, вопросы к участникам с тем, чтобы использовать их в ходе игры.

П. Ход занятия:

На первоначальном этапе деловой игры (до 10 мин.) преподаватель должен проверить явку курсантов и слушателей на занятие, особенно тех, которые назначены на соответствующие роли. В соответствии с явкой последних назначить курсантов, которые будут участвовать в деловой игре.

Затем преподаватель проводит вводный инструктаж: объясняет курсантам суть проблемы, которую они должны решить в ходе деловой игры, доводит до их сведения фабулу практической ситуации, при необходимости проконсультирует курсантов при возникших у них вопросах.

Обращаясь к экспертам, преподавателю следует ориентировать их на оценку подготовленности курсантов к деловой игре, активности и компетентности участников игры, знания курсантами, играющими роли следователей, руководителей следственных органов, консультантов, уголовно-процессуального законодательства, умения принимать оптимальные решения, применять свои знания в практической деятельности, правильно строить отношения с участниками уголовного процесса, а также в коллективе.

Преподаватель также должен обратить внимание курсантов на то, чтобы деловая игра носила творческий характер, а подведение итогов занятия носило характер дискуссии с активным участием курсантов и слушателей всей учебной группы.

Основная часть деловой игры (до 60 мин.) состоит в проведении следственных действий (очной ставки и предъявления для опознания). Необходимые процессуальные документы составляются по ходу занятия курсантами, которые назначены играть запасную роль следователя. Курсант–следователь основной игрок осуществляет производство следственных действий. Преподаватель направляет ход игры на всех этапах.

Примерный план проведения деловой игры:

1. Курсант–«1-ый следователь» доводит со сведения аудитории результаты проведённого расследования и принятое решение, а именно решение о проведении конкретного следственного действия (опознание или очная ставка).

2. Курсант-«1-ый следователь» называет необходимых ему для проведения следственного действия участников, а преподаватель назначает их из числа курсантов и слушателей. Курсантов, которым предстоит играть при проведении предъявления для опознания статистов, выбирает сам курсант-«следователь».

3. Курсант–«1-ый следователь» проводит непосредственно следственное действие, руководит действиями участников задействованных в данном следственном действии.

4. Курсант–«потерпевший» в зависимости от проводимого следственного действия (очная ставка или опознание подозреваемого) либо даёт показания по существу дела, либо участвует непосредственно в опознании подозреваемого.

5. Курсант–«подозреваемый» в зависимости от проводимого следственного действия (очная ставка или опознание подозреваемого) либо даёт показания (может и отказаться от дачи показаний), либо участвует в опознании в качестве опознаваемого.

6. Курсант–«законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого» представляет интересы несовершеннолетнего в ходе проведения следственных действий.

7. Курсанты –«статисты» участвуют только в ходе предъявления для опознания.

8. Курсанты–«понятые» участвуют в ходе предъявления для опознания подозреваемого.

9. Курсант-«2-ой следователь» составляет необходимые процессуальные документы (в любом случае протокол следственного действия и по усмотрению преподавателя иные процессуальные документы, указанные выше).

10. Курсант–«руководитель следственного органа» изучает составленные процессуальные документы в порядке процессуального контроля и анализирует их правильность.

11. Курсант–«переводчик» может дополнительно вводится по усмотрению преподавателя.

12. Курсант-«педагог» может дополнительно вводится по усмотрению преподавателя.

Преподаватель и курсанты-«консультанты» могут по ходу игры подавать реплики в целях активизации игры и придания ей правильного направления. Курсанты- участники деловой игры по возникшим у них в ходе занятия вопросам могут обращаться за помощью к курсантам-«консультантам».

Заключительный этап проведения деловой игры (до 20мин.) предполагает проверку экспертами и преподавателем оформленных документов, а затем проводится обсуждение и анализ результатов проведения занятия.

Преподаватель поочередно предоставляет слово (до 10 мин) эксперту-докладчику, избранному курсантами, назначенными на роль экспертов. Эксперт-докладчик оценивает подготовленность курсантов к деловой игре, активность и компетентность участников игры, знание курсантами, играющими роли следователей, руководителей следственных органов, консультантов, уголовно-процессуального законодательства, умение принимать оптимальные решения, применять свои знания в практической деятельности, правильно строить отношения с участниками уголовного процесса, а также в коллективе.

Экспертом предлагается оценка учебной группе в целом и каждому игроку.

Остальные эксперты могут согласиться с первым, дополнить его или высказать свою точку зрения. Кроме того, высказать свою точку зрения могут и остальные курсанты, слушатели учебной группы (до 3 мин).

Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует заключения экспертов. Обращает внимание на полноту достижения поставленных перед курсантами целей занятия, на недостатки и положительные стороны, отмечает, что, на его взгляд, могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности. Далее преподаватель с учетом мнения экспертов определяет итоговые оценки участникам деловой игры (до 5 мин).

Необходимо также выслушать мнение курсантов и слушателей об организации и проведении деловой игры, что могло бы помочь в дальнейшем в совершенствовании этого вида занятий (до 2 мин).

В заключении преподаватель благодарит всех присутствующих.

 

Основная и дополнительная литература для подготовки к деловой игре

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. Лит. 1993.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921 (с последующими изменениями и дополнениями).

  1. Уголовный процесс: учебник для вузов/А.В. Гриненко. – 2 –е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013 г.

4. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник/отв.ред. П.А. Лупинская, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма,2009.

  1. Уголовный процесс. Досудебное производство: Учебник / Под ред. А.В. Гриненко, А.В. Ендольцевой. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

6. Аленин А.П. Виды и система следственных действий II Правоведение. 2004. № 1.

 

7. Быков В. Институт понятых в уголовном процессе России // Уголовное право. 2002. № 3.

8. Быков В.М. Фактические основания производства следственных действий в УПК РФ // Журнал российского права. 2005. № 6. С.59-69.

9. Быков В. Правовые основания производства следственных действий по УПК РФ // Уголовное право. 2007. № 1. С.72-79.

10. Васильев А. Защита права на неприкосновенность жилища лицом, у которого производится обыск // Законность. 2005. № 3.

11. Гаврилин Ю.В., Победкин А.В., Яншин В.Н. Следственные действия: Учебное пособие для вузов. –М.: Книжный мир, 2006.

12. Гладышева О.В., СеменцовВ.А. Уголовно-процессуальное право. Общая часть и досудебное производство: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Юрлитинформ, 2013.

13. Кальнщкий В.В. Следственные действия: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. Омск, 2003.

14. Яновский Р.С. Актуальные вопросы производства следственных действий и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних//Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Материалымеждународной научно-практической конференции. М.: МАЭП, 2011, с.517-524.

15. Комиссаров В. И. Предъявление для опознания и допрос опознающих в уголовном судо­производстве: состояние и перспективы развития // Правоведение. 2002. № 4.

15. Крутиков А. Следственные действия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя//Уголовное право. 2003. № 3.

16. Соловьев А.Б. Очная ставка. – М.: Юрлитинформ, 2006.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.