Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установление семейного круга ребенка




Выяснение состава семьи ребенка

Процедура проведения методики

Источники

  • Диагностика межличностных отношений (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.167-171.

 

Для проведения методики психологу необходимо установить контакт с ребенком.

Комната, в которой проходит тестирование, должна содержать стол для записи результатов тестирования и стол, на который помещается 21 фигура теста. Все фигуры должны быть поставлены перед ребенком и распределены в следующем порядке по группам — 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик и грудной ребенок, "никто".

 

Для выяснения состава семьи психолог задает ребенку следующие вопросы:

1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме

2) расскажи мне, кто входит в твою семью

Задача состоит в том, чтобы выяснить концепцию семьи ребенка. Ответы испытуемого регистрируются.

Для интерпретации результатов теста, необходимо иметь сведения о составе семьи испытуемого: полная или неполная семья (если неполная, то по какой причине: по причине смерти одного из родителей или в результате развода). Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более тонкого понимания переживаний ребенка желательно обеих мам включить в тест. Важными могут оказаться сведения о том, не отсутствует ли временно один из родителей, и с кем ребенок живет сейчас, есть ли у него братья и сестры (каков их возраст). Если ребенок не знает, сколько им лет, тестирующий может задать следующие вопросы: "Он больше, чем ты?", "Кто старше: Петя или Аня?", "Петя ходит в школу или он ходит на работу?". Ответы на подобные вопросы помогут выявить хронологический порядок рождения и приблизительно определить возраст братьев и сестер.

Иногда случается так, что ребенок хочет включить в список собаку, канарейку или других любимцев семьи. Тест не рассчитан на четвероногих или пернатых членов семьи. По мнению создателей теста, взаимоотношения с людьми отличаются от взаимоотношений с животными, даже когда они касаются ребенка. Смешение этих двух видов отношений (наличие одинаковых пунктов для обоих) может сделать неясной концепцию "интерперсональных отношений в семье", уменьшить ее специфическое значение и внести непредсказуемость в результаты.

 

После того, как установлен состав семьи психолог предлагает ребенку поиграть: "Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них — члены твоей семьи".

Затем психолог подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры, и спрашивает: "Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей мамой?" Он дает ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол пли парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: "А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой?". Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашивает: "Какой из них тебе хотелось бы быть самому (ой)?" — и фигура переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему разрешается это сделать. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, тестируемый может сказать: "Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура". Он вынимает фигуру "Никто", ставит возле членов семьи и говорит: "Имя этого человека — "Никто". Он тоже будет играть. Сейчас я тебе расскажу, что он будет делать".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.