Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика законодательной метрологии




Характеристика содержания принципов обучения

Система принципов обучения

, В современной гуманистической дидактике принципы обучения объе­динены в систему вокруг главного принципа природосообраэности. Со­временную систему составляют дидактические принципы: сознательности и активности; наглядности;

систематичности и последовательности;

прочности;

доступности;
научности;
эмоциональности;
связи теории с практикой.
2. В основе принципа сознательности и активности лежат установленные наукой закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и Самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли. Сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учеников, Организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью, применяемых учителем методов и средств обучения и др. Собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучения и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практически принцип сознательности и активности обучения осуще­ствляется путем соблюдения ряда важных правил обучения. Принцип наглядности обучения - один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времен. В его основе лежат следующие научные закономерности: • органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздражителям; у подавляющего большинства людей наибольшей чув­ствительностью обладают органы зрения;

 


пропускная способность оптического какала связи от рецепторов к цен­тральной нервной системе наибольшая;

информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует перекодирования; она запечатлевается в памяти уче­ника легко, быстро и прочно.

Практика обучения выработала множество правил, раскрывающих при­менение принципа наглядности.

Принцип систематичности и последовательности опирается на следую­щие научные положения:

ученик только тогда обладает настоящим и действенным знанием, ког­да в его мозгу отражается четкая картина окружающего мира;

главным способом формирования системы научных знаний.является определенным образом организованное обучение;

система научных знаний создается в той последовательности, которая обусловлена внутренней логикой учебного материала и познавательны­ми возможностями учеников;

процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем ус­пешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем пере­рывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Если систематически не упражняться в навыках, то они утрачиваются; если не приучать учеников к логическому мышлению, то они постоянно бу­дут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учеников замедляется.

В принципе прочности закреплены следующие закономерности:

усвоение содержания образования и развитие познавательных сил уче­ников - две взаимосвязанные стороны процесса обучения;

прочность усвоения учебного материала зависит не только от объек­тивных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения школьников к данному материалу, обу­чению, учителю;

прочность усвоения знаний обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения;

память учеников имеет избирательный характер; чем важнее и интерес­нее для них тот или иной материал, тем прочнее этот материал закреп­ляется и дольше сохраняется.

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономернос­тей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактическою процесса в соответствии с уровнем развития учащихся -


С другой. Доступным для ребенка является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, спосо­бов мышления.

Известны классические правила, практически реализующие принцип доступности, сформулированные еще Я-А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, Принцип научности требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания. Школьное образование направлено на усвоение только научных знаний. Научность обеспечивается прежде все­го содержанием школьного образования, строгим соблюдением прин­ципов его формирования; научность зависит от реализации учителями содержания; научность, действенность приобретенных знаний отраже­на в учебных планах и программах, реализуется в межпредметных связях. Принцип эмоциональности вытекает из природы развития и деятельнос­ти ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние его души, когда мысль становится особенно яркой, учение проходит легко, быст­ро и приятно. Если ученик берется за книгу без настроения, без жела­ния, как за тяжкий, обременительный, безрадостный труд, то ожидать от него высокой эффективности невозможно. Учить ребенка, в душе которого поселились страх, ненависть, отвращение, - значит пытаться насильственно внедрить в его душу высокие истины. Такое знание не­прочно и большей частью не приносит никакой пользы. Поэтому всеми силами педагоги будут заботиться о привлекательности школы, учебно­го труда, знаний. Они создадут яркий образ воспитанного человека, походить на которого ребенок захочет не меньше, чем на любимого кумира. Они вселят уверенность в душу ребенка, поддержат его первые самостоятельные шаги. Школьную жизнь они заполнят такой феерией ярких, захватывающих действий и ситуаций, что в памяти ученика она надолго сохранится, как праздник. Этого требует принцип эмоциональ­ности обучения.

Основой принципа связи теории с практикой является главное положе­ние классической философии, согласно которому жизнь, практика -критерий истины, источник познавательной деятельности. Правильно организованное воспитание вытекает из самой жизни, практики, не­разрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной деятельности. Эффективность формирования личности зависит от вклю­чения ее в трудовую деятельность. Прочность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обу­чения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подго­товку, а также от возрастных особенностей учашихся


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.