Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательные и подзаконные акты в области метрологии и метрологического обеспечения




Этапы развития и роль законодательной Метрологии в ускорении научно-технического прогресса и повышения качества продукции

Метрологическая деятельность весьма разнопланова и своеобразна. Ее теоретической основой является наука метрология; собственно процесс деятельности определяется понятием метрологическое обеспечение, а регулирование взаимоотношений в этой деятельности возлагается на государственную функцию обеспечения единства измерений. Метрологическая деятельность возникла и развивалась как деятельность прикладного характера, поэтому в значительной своей части она естественно участвует в общих рыночных отношениях, однако ее результаты должны отвечать особым требованиям единства измерений; в силу этого метрологическая деятельность является предметом правового регулирования, объектом воздействия права.

Как известно, право - это система общеобязательных норм, на основе которых складываются определенные отношения - правовые отношения. Эти нормы устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. Государственная функция требует государственного управления, в свою очередь управление реализуется в определенной системе. Такой системой является национальная система измерений, включающая всех участников измерительного дела: разработчиков, производителей и пользователей средств измерений. Для достижения единства измерений

формируются условия для функционирования Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Важнейшим звеном этой системы является законодательная метрология. Формально этот термин обозначает «раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений» (ГОСТ 16263).

Основополагающим этапом развития законодательной метрологии в Российской Федерации можно считать 1993 г., когда был принят Закон «Об обеспечении единства измерений», который впервые на высшем уровне установил основные нормы и правила управления метрологической деятельностью в стране. Тот факт, что при его подготовке был максимально учтен международный и отечественный опыт, позволил российской метрологии достойно выполнять главную задачу - обеспечить защиту общества и государства от недостоверных результатов измерений. За эти годы метрологам России пришлось решать много проблем, связанных с переходом экономики страны на рыночные отношения. Остро стояла задача сохранения и восполнения эталонной базы, разработки нормативных документов, регламентирующих положения Закона, формирования адаптированной к рынку метрологической инфраструктуры, поиска дополнительных источников финансирования, сохранения научного и кадрового потенциала и т. д. Сегодня с удовлетворением можно отметить, что метрологи России успешно справились с этими задачами, но жизнь и изменяющееся законодательство ставят новые.

Основной задачей законодательной метрологии было и остается создание необходимых и соответствующих состоянию развития экономики и общества условий для обеспечения единства и достоверности измерений на национальном и международном уровнях. Минувшие годы после принятия Закона показали, с одной стороны, его дееспособность, а с другой - несоответствие ряда положений быстро меняющейся экономической ситуации в стране и мире.

Глобализация мировой торговли, международная интеграция и курс на создание глобальной системы измерений, внедрение новейших технологий, повышение затрат на содержание эталонной базы на международном и национальном уровнях, новые направления развития науки и техники, принятие ряда законов, прямо относящихся к метрологии, и вступление России ВТО - вот далеко не полный перечень предпосылок к реформированию законодательной метрологии в Российской Федерации. К этому следует добавить и то, что система управления метрологической деятельностью

в стране и ее основа - Государственная метрологическая служба -в силу объективных и субъективных причин по некоторым вопросам вступила в противоречие с действующим международным и национальным законодательством.

История развития законодательной метрологии неразрывно связана с Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС). Его ученые, специалисты высшей квалификации в области теоретической и прикладной метрологии за более чем 100-летнюю историю вместе с другими метрологическими институтами создавали нормативную правовую базу метрологической деятельности в Российской империи, СССР, Российской Федерации. Правовое обеспечение законодательной метрологии - одно из приоритетных направлений деятельности ВНИИМС как головной научной организации по этой проблеме и проблемам разработки систем стандартизации метрологического обеспечения. Содержание и направленность этих работ определяются известным принципом: эффективность обязательных метрологических требований, правил, положений, инструкций и других нормативных актов, включая акты законодательства, находятся в прямой зависимости от их правовой проработки. С наступлением периода экономических и иных реформ, проводимых в стране» значение и объем работ по правовому обеспечению законодательной метрологии возросли многократно. Многие годы ВНИИМС осуществлял функции научно-методического центра, который разрабатывал основы обеспечения единства средств измерения и производил их испытания.

В целях реализации Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» по поручению Правительства Российской Федерации от 8 августа 2008 г. № ИС-П7-4876 Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», в котором предусмотрены:

подготовка проектов постановлений Правительства Российской Федерации для реализации функций, закрепленных законом за Правительством и федеральными органами исполнительной власти;

пересмотр и внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

разработка ряда новых правил по метрологии, регламентирующих новые положения закона.

Кроме того, необходимо:

подготовить программу по внесению изменений в действующие

и разработать новые национальные стандарты по метрологии, гармонизированные с международными;

разработать технические регламенты, устанавливающие требования к средствам измерений и к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида;

разработать технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями;

создать более эффективную систему метрологической экспертизы нормативных правовых актов, в том числе технических регламентов, и нормативных документов, содержащих нормы, обеспечивающие единство измерений;

разработать перечень измерений, подлежащих государственному регулированию;

усовершенствовать механизм межведомственной координации в области обеспечения единства измерений.

В соответствующих федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции в областях деятельности, указанных в ч. 3 и 4 ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», в установленном порядке создать метрологические службы или определить должностных лиц в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции.

Важнейшей задачей развития информационных технологий в метрологической деятельности является создание единой для субъектов информационной среды со свободным доступом к информационным базам данных. Для развития этого направления необходимо;

актуализировать классификаторы, каталоги объектов метрологической деятельности в целях их применения в автоматизированных базах данных и реестрах;

создать и вести автоматизированные реестры в области метрологии

создать и вести автоматизированные информационные базы данных по объектам метрологии;

создать федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

разработать нормативно-методическое обеспечение информатизации в области метрологии.

По поручению Правительства Российской Федерации была разработана и Приказом Министерства промышленности и торговля РФ утверждена стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 г. Под стратегией обеспечения единства измерений в России понимается комплекс целевых программ, проектов и мероприятий организационного, правового, экономического, научно-технического и информационного характера, реализация которых позволит эффективно обеспечить единство измерений в стране и достигнуть на этой основе конкурентоспособности, высокого технологического уровня и инновационного развития отечественной промышленности.

Из плана мероприятий стратегии обеспечения единства измерений в России до 2015 г. следует выделить программу международных сличений государственных первичных эталонов с национальными эталонами других стран, программу реализации концепции обеспечения прослеживаемости стандартных образцов к государственным эталонам в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка, продвижение прослеживаемых стандартных образцов на рынки и участие в международных программах, связанных разработкой прослеживаемых стандартных образцов на основных направлениях научно-технического прогресса. |

Стратегия развития организационных основ обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности состоит в перестройке и включении в состав существующей системы обеспечения единства измерений силового блока федеральных органов исполнительной власти с преобразованием ее в Единую метрологическую систему сферы обороны и безопасности (ЕМС СОБ), связанную с метрологической системой предприятий оборонно-промышленного комплекса; ЕМС СОБ должна быть организована в соответствии с новым метрологическим законодательством и обеспечивать:

требуемый уровень единства измерений при создании и эксплуатации современной военной и специальной техники;

гармонизацию метрологических документов;

выработку и реализацию единой военно-технической политики и системных процедур развития и совершенствования средствизмерений военного назначения и эталонной техники, их унификацию и сокращение номенклатуры в интересах всех участников создания и эксплуатации оборонной продукции;

аккредитацию метрологических служб на выполнение отдельных метрологических работ исключительно по их технической компетентности, без территориальных и ведомственных ограничений на оказание метрологических услуг, повышение роли и возможностей метрологических служб предприятий оборонно-промышленного комплекса по решению задач обеспечения единства измерений при выполнении государственного оборонного заказа;

комплексное использование метрологических потенциалов заказчиков и изготовителей оборонной продукции;

создание эффективной системы государственного метрологического надзора за обеспечением единства измерений в сфере обороны и безопасности и в оборонно-промышленном комплексе путем его проведения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный надзор в подведомственных областях деятельности;

организацию взаимодействия, ведомственную и межведомственную координацию метрологических служб, расширение функций и повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обороны и безопасности, и, в первую очередь, Минобороны России за выработку единой технической политики и нормативно-правовое регулирование работ в части особенностей обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности и создания вооружения, военной и специальной техники;

совершенствование координации и осуществление совместных программ в области метрологического обеспечения войск (сил) в рамках создания и развития объединенной системы метрологического обеспечения войск (сил) государств-участников СНГ;

рациональное сочетание в процессах создания оборонной продукции форм государственного регулирования единства измерении (для средств измерений военного назначения и средств измерений, обеспечивающих безопасность) и ведомственного регулирования (для нестандартизованных технологических средств измерений);

повышение мобилизационной готовности организаций оборонной промышленности решать задачи метрологического обеспечения обороны и безопасности;

повышение качества и эффективности создаваемых вооружения, военной и специальной техники, особенно высокоточного оружия, требующего применения специальных военных эталонов и мобильных эталонов-переносчиков в процессе его создания.

Стратегия развития нормативной базы обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности состоит в плановом обновлении нормативной базы в соответствии с вступившим в действие федеральным законодательством об обеспечении единства измерений.

В октябре 2010 г. рабочей группой при Аппарате Правительства РФ в соответствии с протоколом заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при Президенте Российской Федерации, состоявшегося 20 января 2010 г., подготовлен

и представлен на обсуждение общественности проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании». Проект предлагает целый ряд новаций в действующее техническое законодательство, в частности, вводит

понятие предварительного национального стандарта, новую отдельную статью, описывающую функции и ответственность Национального органа по аккредитации. Авторы проекта предлагают расширить права органов государственного контроля (надзора), внести изменения в ст. 45, расширяющие перечень работ, финансирование которых осуществляется из средств федерального бюджета.

Правительствами трех стран Таможенного союза подготовлено и подписано на уровне глав государств 19 ноября 2010 г. соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации». Зафиксированные в технических регламентах требования без дополнительных процедур будут вводиться на территории трех стран в момент вступления в силу технического регламента. При этом будет прекращаться действие требований к этим видам продукции в рамках национального законодательства.

 

 

 

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени находятся в ведении Российской Федерации. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений определена Федеральным законом № 102 «Об обеспечении единства измерений» и другими Федеральными законами, регулирующими отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации. Таким образом, обеспечение единства измерений отнесено к государственным функциям и организована система государственного управления. Положения Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» развиваются Указами Президента, постановлениями Правительства, приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и других органов исполнительной власти.

Следующим уровнем подзаконных актов законодательной метрологии является комплекс нормативных документов ГСИ.

Нормативные документы - основополагающие стандарты системы стандартизации Российской Федерации серии ГОСТ Р и др. (рис. 1.1).

 

Конституция РФ

Законы РФ

Подзаконные акты

Нормативные документы

 

Рис. 1.1. Иерархия документов в Российской Федерации

Следует, сказать, что эту иерархию документов в РФ нарушает ст. 4 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», в соответствии с которой «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, то применяются правила международного договора». Кроме того, следует еще раз отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Бели международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ, то применяются правила международного договора»,

Таким образом, нормы международных договоров, включенные во внутреннее законодательство России, следует рассматривать как особый источник права.

Правовые основы стандартизации установлены Федеральным Законом «О техническом регулировании» (ФЗ № 184 от 27 декабря 2002 г.) взамен законов «О стандартизации (1993) и «О сертификации» (1993).

Этот закон вступил в действие 1 июля 2003 г. и отменил вышеупомянутые законы. После принятия и вступления в действие ФЗ «О техническом регулирования» во многих отраслях российской экономики возникла сложная ситуация, связанная с тем, что Закон

вычеркнул целый пласт документов из национальной системы стандартизации. Так, в нем отсутствовали широко применяемые в промышленности технические кодексы (СНиПы, СанПиНы, НПБ и др.).

В мае 2007 г. в Закон «О техническом регулировании» были внесены многочисленные поправки. Они позволили вернуться к сложившейся в Советском Союзе системе документов в области стандартизации. Кроме того, в Закон было включено такое понятие как «свод правил». Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе (абзац дополнительно включен 22 мая 2007 г. Федеральным законом от 1 мая 2007 года № 65-ФЗ). Правительство РФ Постановлением от 19 ноября 2008 г. № 858 приняло порядок разработки и утверждения сводов правил. Но если национальные стандарты используются в России десятилетиями, то своды правил - это новый вид документов. Результатом утверждения данного Постановления Правительства РФ стала активизация деятельности по разработке новых документов (сводов правил) и усовершенствованию СНиПов, СанПиНов и т. д.

Федеральный закон «О техническом регулировании» действует во взаимосвязи с рядом других законов и нормативных правовых актов:

•с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерении»;

•с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (1992);

 

•с подзаконными актами: Указы Президента и постановления Правительства РФ, постановления национального органа по стандартизации, нормативные акты министерств и ведомств;

•с нормативными документами (основополагающие стандарты системы стандартизации в РФ серии ГОСТ Р и др.)

Основным направлением реформы в сфере технического регулирования является разделение в нормативных документах обязательных требований и требований на добровольной основе.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений

в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований

к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соот­ветствия.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соответствия требований, предъявляемым к объекту.

 

1.5. Общие положения и сфера применения Федерального закона «О техническом регулировании»

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

• разработке, принятии, применении и исполнении обязатель­ных требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строитель­ства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реали­зации и утилизации (в ред. Федерального закона от 01 мая 2007 с № 65-ФЗ);

• разработке, принятии, применении и исполнении на доброволь­ной основе требований к продукции, процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, на­ладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

• оценке соответствия,

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обя­занности участников, регулируемых настоящим Федеральным зако­ном отношений.

2.Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и её безопасности, устойчивости функционирования указанной сети связи и её безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.

3. Действие настоящего Федерального закона не распростра­няется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные об­разовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтер­ском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стан­дарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг (в ред. Федеральных законов от 01 мая 2007 г. № 65-МР от 01 де­кабря 2007 г. № 309-ФЗ).

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

применением мер по предотвращению возникновения и распро­странения массовых инфекционных заболеваний человека, профи­лактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, применения и исполнения обяза­тельных требований к продукции, в том числе лекарственным сред­ствам, медицинской технике, пищевой продукции);

применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, вод­ных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.

Это положение введено Федеральным законом от 01 мая 2007 г. № 65-ФЗ.

Нормативными документами, установленными Федеральным законом «О техническом регулировании» являются технические регламенты и документы в области стандартизации.

Стандартизация - неотъемлемая часть технического регулирования. Целями стандартизации являются:

• повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и му­ниципального имущества с учетом риска возникновения чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уров­ня экологической безопасности жизни и здоровья животных и растений;

обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и обо­рудования, их составных частей, комплектующих изделий и матери­алов), технической и информационной совместимости, сопостави­мости результатов исследований (испытаний) и их измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения ана­лиза характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных законов, добровольного подтверждения соответствия про­дукции (работ, услуг);

• содействие соблюдению требований технических регламентов;

• создание систем классификации и кодирования технико-эко­номической и социальной информации, систем каталогизации про­дукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие про­ведению работ по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответствии со следующи­ми принципами:

• добровольного применения стандартов;

• максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

• применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое при­знано невозможным вследствие несоответствия требований меж­дународных стандартов климатическим и географическим осо­бенностям Российской Федерации, по техническим и (или) иным основаниям, а также если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против международно­го стандарта или отдельного его положения;

• недопустимости создания препятствий производству и обра­щению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона;

• недопустимости установления таких стандартов, которые про­тиворечат техническим регламентам;

• обеспечения условий для единообразного применения стан­дартов.

Объект стандартизации - объект, который должен быть стан­дартизован.

Понятие объект стандартизации в широком смысле - продук­ция, процесс или услуга, - следует понимать как относящееся к лю­бому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совмести­мости, протоколу, процедуре, функции, методу или деятельности и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.