Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И способах ее измерения




ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАССЕ

ЧАСТЬ 2.

 

Масса есть свойство тела, которое проявляется в том, что тело сопротивляется изменению своего положения в пространстве.

Массу можно измерить с помощью специальных вычислений или взвешиванием. Масса обозначается буквой m, а измеряется в килограммах (кг). Международный эталон килограмма – цилиндр из платины и иридия – хранится в г. Севр (Франция). Он имеет 39-миллиметровые высоту и диаметр.

Массу следует отличать от веса. Вес тела – это сила, с которой тело, вследствие притяжения его к Земле, действует на опору или подвес. Если масса тела приложена к телу, то вес приложен к опоре. Вес измеряется в Ньютонах.

Основой в развитии математического понятия величины массы является развитие «барического чувства» – восприятия тяжести предметов непосредственно «на руку». Развитие «барического чувства» служит прочной основой в формировании знаний о способах измерения и общепринятых эталонах оценки массы.

 

Особенности восприятия детьми массы предметов.

На 2-3 году жизни восприятие массы предмета носит локальный характер, то есть связывается с другими его свойствами: только эта коробка тяжелая. При этом представления о массе как таковой у детей отсутствуют (нет пока ещё практического опыта), они не понимают слов «тяжёлый», «лёгкий»; как следствие, пытаются поднять, сдвинуть любой предмет, не оценивая свои возможности и его массу.

На 4 году жизни ребенок пытается оценить массу предмета на глаз и обращается к взрослому за помощью, представляя себе тяжесть предмета.

Таким образом, восприятие массы предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного, двигательного, слухового анализаторов, между которыми в результате практических действий устанавливается тесная связь и подключается действие речевого анализатора (реакция на слово «тяжелый», «легкий»).

Дети дошкольного возраста легче ориентируются в «зоне тяжелых предметов» (их масса более 150 г). Они способны сравнить по массе предметы в 275г и 200 г (разница по массе 75 г). Труднее ориентируются в «зоне легких предметов» (их масса менее 150 г). Характеризуют как «оба легкие» предметы в 50 и 150 г (разница по массе 100 г).

Задача педагога – способствовать накоплению чувственного опыта детей по обследованию массы предметов и формировать на этой основе представления о способах сравнения предметов по массе и измерения массы различных предметов и веществ условными мерками.

 

Основные этапы работы.

I этап. Средняя группа. 5 год жизни.

Задачи работы:

1. Учить различать и обозначать точными словами массы предметов.

2. Познакомить с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем «взвешивания на ладонях», развивать барическое чувство.

Пособия:

· одинаковые по размеру дощечки из различных материалов

· мешочки с сыпучими веществами, одинаковые по размеру, но разные по массе

· наполненные в разной степени песком, камушками резиновые игрушки, коробочки и пр.

На первых занятиях необходимо познакомить детей со способом сравнения предметов по массе. Он носит в методике название «идеального действия» по обследованию массы предмета.

Структура «идеального действия» по обследованию тяжести выглядит следующим образом:

1 компонент – «установка»: взять предмет на ладони, чтобы в обследовании принимали участие тактильный и двигательный анализаторы;

2 компонент – имитация движений чашечных весов «вверх-вниз»;

3 компонент – проверка результатов действия: поменять местами предметы на ладонях.

 

При «взвешивании» предметов «на руки» дети часто допускают следующие ошибки:

· захватывают предмет руками без выполнения каких-либо действий (при таком способе обследования возможно определение массы только «тяжелых» предметов, для «лёгких» в этом случае слишком низкая чувствительность, так как в основе лежат мышечные ощущения);

· захватывают предмет и выполняют его «зажим», встряхивание, надавливание;

· предмет держат на ладонях и раскачивают слева направо, поднимают и опускают несколько раз, подбрасывают, выполняют движения жима;

· держат предмет на ладонях без движений;

· предметы берут по одному (поочередный подъем);

· предметы в руки не берут совсем, ставят рядом на поверхности и проводят рукой сверху, как бы сравнивая по высоте;

· игнорируют проверку.

Рассказывая о результатах своих действий, дети не могут подобрать правильные способы речевого оформления выделенных признаков. Так, вместо слова «тяжелый» используют слова «тугой, толстый, большой, твердый, здоровый, крепкий, сильный, нелегкий», а вместо слова «лёгкий» – «нетяжелый, слабый, нормальный, мягкий, хороший, некрепкий, маленький, тоненький».

Для предупреждения ошибок важен правильный показ и чёткие разъяснения со стороны воспитателя.

 

II этап. Старшая группа. 6 год жизни.

Задачи работы:

1. Учить устанавливать отношения между несколькими предметами по массе.

2. Учить строить сериационный ряд из предметов по массе.

3. Учить понимать независимость массы от других признаков предметов.

Пособия:

· наборы предметов, отличающихся по массе, но одинаковых по внешним признакам (мешочки, коробочки, резиновые игрушки)

 

Сначала учим детей сравнивать три предмета по массе, обозначая результат сравнения словами «легкий – тяжелее – самый тяжелый». При этом предметы берутся парами и сравниваются с третьим.

Далее учим составлять упорядоченный ряд по общему правилу, при этом необходимо познакомить с относительностью и транзитивностью отношений между предметами по массе в сериационном ряду (принцип тот же, что и при изучении отношений между линейными величинами): красная коробочка легче, чем зелёная, но тяжелее, чем жёлтая; жёлтая коробочка легче, чем красная, красная – легче, чем зелёная, значит, жёлтая коробочка легче, чем зелёная.

           
     


Ø Ø

 

Для развития барического чувства сначала используем предметы из группы «тяжёлых», постепенно сокращая разницу по массе.

Упражняя детей в сравнении предметов по массе и в построении сериационных рядов, полезно предлагать следующие задания:

· найти место для нового предмета в сериационном ряду

· подобрать предмет такой же массы, как данный, выбрав из предложенных

· сгруппировать предметы по массе

· сравнить по массе предметы, разные по объему

· проверить результаты обследования с помощью «чашечных весов»

· построить сериационный ряд из предметов, отличающихся по внешнему виду и др.

III этап. Подготовительная группа. 6-7 год жизни.

Задача работы:

1. Познакомить детей с приемами измерения массы с помощью условной меры.

2. Продолжать учить понимать прямую и обратную функциональную зависимость между объектом, средством и результатом измерения.

Пособия:

· разнообразные предметы

· чашечные весы

· разновесы – мелкие предметы, одинаковые по всем признакам: бочонки, кубики, камешки, пуговицы, жёлуди, монеты и т.п.

 

На одну чашу весов кладем предмет, массу которого необходимо определить, на другую по одному подкладываем мерки, пока весы не уравновесятся. Дети должны назвать массу предмета, подсчитав количество мерок, например, «масса мешочка равна массе трех кубиков».

Далее учим сравнивать массы предметов по результатам измерения: масса красного мешочка равна 5 кубикам, масса синего – 6, значит красный легче, а синий мешочек тяжелее.

Полезно предлагать устные задачи без использования наглядности; выстраивать сериационный ряд по результатам измерения.

Специальное место отводится формированию представлений об обратной функциональной зависимости. Для этого измеряем массу одного предмета с помощью различных мерок. Для получения вывода сравниваем по массе сами мерки и убеждаемся, что чем тяжелее мерка, тем меньше результат и наоборот.

 

 

Приложение.

 

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ № 1.

 

Педагог. Сейчас я покажу вам фокус. Смотрите, яберу 2 стакана и наливаю в них одинаковое количество воды. Теперь я переливаю воду из одного стакана в широкую миску. Что теперь вы можете сказать про количество воды в стакане и в миске?

Важно, чтобы дети поняли: несмотря на то, что уровень воды в миске ниже, количество воды в стакане и в миске одинаковое. Полезно заметить, что нельзя судить о соотношении количества веществ в сосудах только по уровню наполнения. Нужно учитывать также формы сосудов.

 

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ № 2.

 

Педагог. Я опять хочу показать вам фокус, но уже не с водой, а с горохом. Смотрите, я насыпала горох в одинаковые стаканы. Что вы можете сказать про количество гороха в стаканах? (В стаканах одинаковое количество гороха.) А теперь я горох из одного стакана пересыплю в узкую банку. Что вы можете сказать про количество гороха в банке и в стакане? (В банке столько же гороха, сколько в стакане.) Как проверить, правы ли вы? (Нужно пересыпать горох из банки обратно в стакан).

Важно, чтобы дети поняли: количество вещества не зависит от формы и размера сосудов, в которых находится вещество.

 

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ № 3.

 

Цель: учить при отмеривании сыпучих тел заменять отсутствующую мерку подобной, меньшей по размеру.

Воспитатель говорит детям, что им разрешили отмерить 4 столовые ложки крупы и взять на прогулку, чтобы подкормить птиц.

«Столовой ложки у нас нет, а есть только чайная. Как же нам отмерить 4 столовые ложки крупы?» — спрашивает педагог, при этом просит детей вспомнить, сколько чайных ложек крупы помещается в 1 столовой ложке. («Надо измерить крупу чайной ложкой, а вести счет столовых».) Предлагает вызванному ребенку отмерить нужное количество крупы, а всем остальным на верхней полоске карточки откладывать квадратики, которые будут означать, сколько столовых ложек отмерено. После того как ребенок отмерит первые 2 чайные ложки крупы, воспитатель задает вопросы: «Сколько надо отложить квадратов? Почему?» («Юля отмерила 2 чайные ложки, а они составляют 1 столовую, значит, надо отложить 1 квадрат».) Педагог напоминает детям, что надо внимательно следить затем, как ребенок отмеряет, чтобы вовремя его остановить. Когда задание будет выполнено, можно спросить детей: «Сколько вы отложили квадратов? Что обозначает 1 квадрат? Сколько всего столовых ложек крупы отмерено? Чему же вы сегодня научились?»

В заключение педагог уточняет ответы детей: «Научились заменять одну мерку другой. Отмеряли крупу чайной ложкой, а вели счет столовых ложек».

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ № 4.

 

Воспитатель показывает миску с горохом и спрашивает: «Как узнать, сколько здесь гороха?»

Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,— говорит воспитатель,— но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать?» На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Воспитатель указывает на них: «Может быть, эти предметы помогут нам?» Скорее всего, дети скажут, что стаканом, чашкой, ложкой можно померить горох.

Воспитатель объясняет: «Я покажу, как это надо сделать. Давайте попробуем измерить горох стаканом. Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать». Показывает, что стакан можно насыпать до половины, полный до краев, «горочкой». Дети выбирают один из вариантов, например полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан с горохом и говорит: «Вот наша мерка — полный до краев стакан. Сегодня, когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был полный до краев, потому что мы так договорились».

Затем высыпает горох из стакана в пустую миску или тарелку, лучше всего прозрачную.

Воспитатель. Чтобы не сбиться со счета, что мы должны делать каждый раз, когда высыпаем из стакана горох?

Д е т и. Ставить предметы для памяти.

Воспитатель. Правильно, я буду откладывать кубики, а вы — мелкие игрушки. Сколько стаканов гороха я высыпала?

Д е т и. Один.

Воспитатель. Сколько кубиков я должна поставить на стол?

Д е т и. Один.

Воспитатель. Сколько игрушек вы положите перед собой?

Д е т и. Одну.

Воспитатель. Почему?

Д е т и. Потому, что вы высыпали один стакан гороха. Каждый раз, когда высыпаем полный стакан, мы должны отложить одну фишку.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети каждый раз откладывали игрушку после того, как пересыпан полный стакан в тарелку. Высыпая в следующий раз стакан, воспитатель обращает внимание детей на то, что гороха в нем столько же, сколько было в прошлый раз, и что фишку (кубик, игрушку) можно откладывать только тогда, когда горох будет высыпан. Наполняя мерки (стакан), воспитатель может специально насыпать гороха полстакана или «горочкой». Он обращает внимание детей на то, что наполняемость стакана должна быть одинаковой, такой, как договорились перед измерением в начале занятия.

После того, как весь горох измерен, воспитатель спрашивает, можно ли узнать, сколько было полных стаканов гороха в миске. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при измерении. Пересчитав их, дети выясняют, что в миске пять стаканов.

 

 

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ № 5.

 

Доктор Айболит, собравшись ехать в Африку, заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом — лекарство для компрессов. Как известно, лекарство для компрессов пить нельзя. Когда стали грузить багаж, кувшины перепутали, и доктор Айболит теперь не знает, где у него какая жидкость. Он помнит одно: лекарства для компрессов было меньше, чем микстуры. Детей просят помочь Айболиту, они обсуждают, как это можно сделать.

Воспитатель помогает детям опытным путем показать непригодность некоторых способов (например, на глаз сравнить нельзя, так как кувшины непрозрачные, заглянуть внутрь нельзя: ведь горлышко узкое и ничего не видно).

Задача очень ответственная — ошибиться нельзя, надо знать наверняка, где какое лекарство.

Вместе с воспитателем дети решают, что надо жидкость из каждого кувшина измерить меркой и сопоставить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте, заготавливают таз, в который будут переливать из стакана измеренную жидкость. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина — желтую (подкрашенную), а затем из другого кувшина — розовую.

Дети откладывают два ряда фишек, сравнивают их. Выясняют, что розовая жидкость — микстура, потому что ее больше: ведь доктор Айболит помнит, что микстуры было больше, а жидкости для компрессов меньше.

 

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ № 6.

 

Цель: обучение умению сравнивать предметы по тяжести.

Материал: два одинаковых ведёрка и коробочка с морской галькой (пуговицами).

Педагог организует беседу.

- Как вы думаете, какое ведёрко тяжелее: где много камешков или где мало? Возьмите оба ведёрка в руки. Какое из них тяжелее?

- Что надо сделать, чтобы ведёрки стали одинаковыми по тяжести? (либо убрать камешки из того ведёрка, где их много, либо добавить в то, где мало).

Педагог обсуждает с детьми оба варианта и предлагает на практике убедиться, что оба подходят, но в первом случае оба ведёрка станут легче, а во втором – тяжелее. Тяжесть ведёрок дети прикидывают на двух руках, самостоятельно определяя, где тяжелее.

Вариант 1. Эти упражнения можно провести с водой. Воду можно наливать в ведёрко кружкой, чтобы ребёнок сам отмеривал количество воды для получения более тяжёлого и более лёгкого ведёрка.

Вариант 2. Можно предложить детям подумать, как сделать ведёрки одинаковыми по тяжести. Для этого не нужно уметь считать. Если ребёнок догадается, что нужно наливать воду по очереди в каждое ведёрко (кружку – в одно, кружку – в другое), то он сможет самостоятельно сделать вывод: надо налить в них одинаковое количество кружек воды, тогда ведёрки будут одинаковыми по тяжести.

 

ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ № 7.

 

Цель: обучение детей использованию заместителей при сравнении масс.

Материал: 3 мешочка одинаковых по внешнему виду, но разной тяжести.

Педагог использует игровой сюжет:

— Я расскажу вам про своих знакомых гномов. Они очень трудолюбивые. Добывают в земле разные красивые камешки и носят к себе домой в мешочках. Но вот мешочки у них разной тяжести: один — тяжелый, а другой — полегче, третий — совсем легкий. Чтобы работы было поровну, они все время меняются мешочками, пока идут. Но вот сели отдохнуть, мешочки поставили рядом и забыли, где самый тяжелый, где полегче, где самый легкий. Давайте им поможем.

— Обозначим кружками мешочки по тяжести. Кто догадался, какому мешочку должен соответствовать самый большой кружок? (Самому тяжелому). Самый маленький? (Самому легкому). А средний? (Среднему).

Педагог предлагает детям 3 мешочка. Они могут быть заполнены песком, мелкими камешками или ракушками.

Дети «взвешивают» мешочки на руке и распределяют кружки, ориентируясь по своим ощущениям; кружки можно приколоть к мешочку булавкой. Упражнение повторяется несколько раз, чтобы дать возможность нескольким детям поработать. Дети проверяют друг друга.

Затем можно использовать и обратный — педагог кладет кружок, дети должны выбрать из трех мешочков тот, который ему соответствует.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.