Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и показатели качества продукции




Классификация продукции

Тема 13. ПРОДУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятию «качество»?

2. Какие показатели позволяют количественно оценить качество продукции?

3. Какие методы управления качеством получили распространение в рыночной экономике?

4. Что понимается под конкурентоспособностью продукции и как ее измерить?

Литература

1. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004.

3. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А. Е. Карлика и М. Л. Шухгальтера. – М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Энциклопедия рыночного хозяйства. Ресурсный потенциал экономического роста. – М.: Путь России; Экономическая литература, 2002.

 

Результат деятельности предприятия проявляется в трех основных формах:

производство товаров - продуктов труда, имеющих самостоятельную материально-вещественную форму и предназначенных для продажи внешним потребителям;

оказание услуг - продуктов труда, не имеющих самостоятельной материально-вещественной формы, но изменяющих форму, содержание или местоположение материально-вещественных объектов по заказу внешних потребителей;

производство работ - продуктов труда, для которых полезным результатом для внешнего потребителя является само выполнение работы (ремонт помещений, предметов домашнего обихода, уборка территории и т.д.).

На предприятии классификацию продукции проводят по следующим признакам.

1.По степени годности продукцию классифицируют на годную и брак. Годная продукция отвечает требованиям соответствующей нормативно-технической документации. Бракованная продукция не отвечает требованиям, содержащимся в соответствующей нормативно-технической документации.

2.По цели производства:

а) основная продукция, получение которой - цель данного производства;

б) побочная продукция получается совместно с основной в силу специфики технологии либо при переработке комплексного сырья;

в) попутная продукция получается вместо основной в силу нарушения технологического процесса или качества подаваемого в переработку сырья;

г) отходы производства - та продукция, которая не может быть использована на современном уровне развития техники.

3. По степени готовности:

а) готовые изделия - продукты, полностью законченные путем обработки в пределах данного субъекта хозяйствования, признанные годными для использования, соответствуют действующим на предприятии стандартам качества и сданные на склад готовой продукции с оформлением соответствующих документов;

б) полуфабрикаты - продукты, полностью законченные путем обработки в пределах данного подразделения, предназначенные для последующей обработки в других подразделениях в соответствии с принятой последовательностью технологических процессов в рамках данного предприятия либо предназначенные для реализации на сторону;

в) незавершенное производство - продукция, которая находится в стадии обработки или ожидает доработки, т.е. продукция не прошла все стадии обработки на данном производстве либо прошла все стадии, но не сдана на склад готовой продукции.

4. По объему учитываемых затрат на продукцию:

а) валовой оборот подразделения показывает общую величину выпуска продукции подразделением. Валовой оборот предприятия представляет собой сумму стоимости продукции всех подразделений предприятия

ВО = ГП + ПФ + (Нк - Нн),

где ГП - готовая продукция; ПФ - полуфабрикаты собственного производства; Нк, Нн - стоимость незавершенного производства на конец и начало периода соответственно.

Показатель валового оборота точно определяет объем производственной деятельности предприятия.

Полуфабрикаты и услуги, произведенные в одних подразделениях, потребляются другими подразделениями внутри предприятия. Общая стоимость потребленных в данном периоде полуфабрикатов и услуг внутри предприятия характеризует внутрихозяйственный оборот. Разница между валовым оборотом предприятия и его внутрихозяйственным оборотом представляет собой валовую продукцию предприятия;

б) валовая продукция характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период времени. В состав валовой продукции входят готовые изделия и незаконченная продукция. Незаконченная продукция включает полуфабрикаты собственного производства, предназначенные для последующей обработки в других подразделениях, и незавершенное производство.

Объем валовой продукции (ВП) рассчитывается по формуле

ВП = Т + (НПк -НПн) + (Икн),

где Т - объем выпуска товарной продукции; НПк, НПн - стоимость незаконченной продукции на конец и начало периода соответственно; Ик, Ин - остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало периода

в) товарный выпуск продукции характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации изделиям, услугам и работам промышленного характера за данный период времени

Т = ГП + ПФ + РПХ + ПВЦ + СПСМЗ,

где ГП - готовая продукция, предназначенная к реализации на сторону; ПФ - полуфабрикаты, предназначенные к реализации на сторону; РПХ - работы промышленного характера, выполненные на стороне, включая ремонт и использование транспортных средств; ПВЦ - стоимость продукции вспомогательных цехов, отпущенной на сторону или своему капитальному строительству; СПСМЗ - стоимость переработки сырья и материала заказчика;

г) реализованная продукция характеризует объем готовых изделий, работ и услуг, отгруженных предприятием потребителю в данном периоде, оплаченных либо подлежащих оплате в данном периоде

РП = Т + ОГПн - ОГПк,

где ОГПн, ОГПк - остатки готовой нереализованной продукции на начало и конец периода; Т - товарная продукция, полученная за отчетный период. В состав остатков готовой продукции на начало периода (года) входят:

—фактические остатки на складе продукции;

—продукция отгруженная, но не оплаченная, срок оплаты которой наступил.

В состав остатков готовой продукции на конец периода входят:

—остатки готовой продукции (в пределах установленного норматива);

—товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил в данном периоде исходя из заключенных договоров.

Для оценки всех вышеперечисленных стоимостных показателей применяют оптовые цены, которые подразделяются на действующие и сопоставимые (неизменные, фиксированные). Сопоставимые цены используются для определения динамики производства и реализации продукции.

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с назначением. Потребности, как правило, выражаются в свойствах. Свойство продукции представляет собой объективную характеристику какой-либо стороны продукции (признак). Такими свойствами могут быть вес, габариты, цвет, производительность, назначение, надежность, долговечность и др. Для количественной характеристики свойств используются показатели.

По характеризуемым свойствам продукции показатели делятся на группы: показатели назначения, надежности и долговечности, технологичности, безопасности, транспортабельности, эстетичности, экологичности, эргономичности, патентно-правовой защиты и др. Показатели назначения указывают на область применения, характеризуют свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность). Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности. В зависимости от числа характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Для измерения множества свойств используют комплексные показатели. Такие свойства продукции, как цвет, вес, длина, высота, материалоемкость, характеризуются единичным показателем. К комплексным показателям относят характеристики качества продукции по назначению, надежности, технической эстетике, новизне, экологичности и т.д.

Для общей количественной оценки качества используют следующие показатели: количество баллов, сортность, категории, соответствие лучшим достижениям, коэффициенты и др. Обобщающие показатели, в отличие от единичных и комплексных показателей, характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом (распределение продукции по важнейшим качественным показателям):

—объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции;

—объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;

—объем и удельный вес продукции, поставляемый на экспорт;

—объем и удельный вес сертифицированной продукции;

—число полученных предприятием рекламаций по качеству данных изделий;

—распределение годной продукции по сортам.

Качество как совокупность свойств может быть только относительным, фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной техники и технологии. Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями показателя эталона, требованиями, закрепленными в стандартах или технических условиях. В совокупности показатели создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить ее технический уровень. По мере развития потребностей общества к продукции предъявляются новые требования.

Качество продукции значительно влияет на уровень таких показателей, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность. Конкуренция между производителями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции. Рост эффективности производства связан с повышением качества продукции, если цена на продукцию более высокого качества вырастет в большей степени, чем затраты на повышение качества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.