Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. О конструировании обществоведческого курса




Обществоведческое образование в школе отражает процесс смены парадигм, поиска новых методологических подходов, в котором находится современное российское обществознание. С учетом тенденций развития базовых наук при конструировании новых обществоведческих курсов для общеобразователь ной школы методологическая база должна включать различные методы системного, структурно-функционального, динамического, сравнительного, антропологического, психологи ческого подходов. Не исключая формационно го подхода, но сознавая его ограниченность, необходимо использовать цивилизационный и культурологический подходы.

Современная наука рассматривает в качестве предпосылки познания сложных проявлений социальной реальности изучение основных видов социальной деятельности, в процессе которых осуществляется социальное взаимодействие, складываются социальные отношения и социальные системы.

Еще одно исходное положение, выдвинутое современным обществознанием, предполагает движение познания не от социальной системы как целого в ее статичном состоянии, а от человека с его неповторимостью как постоянного источника развития и одновременно источника стихийности, неупорядоченности.

Принципиальное значение имеет также положение об интеграции различного рода информации, которая происходит в процессе образования, развития, становления человека. Интеграция при изучении социальных объектов или проблем реального мира знаний из различных общественных наук, а также полученных через средства массовой информации и в личном опыте участия в общественных отношениях придает образу социальной действительности целостную форму.

Развитию учащихся будет способствовать отражение в структуре и содержании учебной познавательной деятельности методов базовых общественных наук.

Конструирование обществоведческого образования осуществляется в соответствии со следующими установками:

цели курса ставятся исходя из потребнос тей личности на соответствующих рубежах социального взросления, а также из необходимости развития демократических и гуманисти ческих тенденций в российском обществе;

формирование учебного содержания определяется научной значимостью включаемых в него положений и педагогическими целями курса, а не партийной идеологией;

в содержании курса должны быть представлены все основные сферы жизни общества, типичные виды человеческой деятельно сти, что требует отбора знаний из всего комплекса ныне существующих общественных наук;

знания о человеке занимают в курсе такое же весомое место, как знания об обществе;

неотъемлемыми компонентами содержания являются знания о способах социального познания и практической деятельности, а также опыт их применения;

необходимо использовать возможности различных методологических подходов, существующих в современной науке, с тем чтобы дать многомерную, а не упрощенную картину жизни общества;

курс ориентирован на систему национальных и общечеловеческих ценностей, в первую очередь ценностей, представленных в основном общегражданском документе - Конституции РФ;

в курсе находит отражение диалектика национальных, государственных, социально-груп повых и частных интересов;

политические знания в инвариантном содержании курса должны включать в себя важнейшие научные понятия о сути механизмов политической жизни, а не сведения о текущей политике;

курс знакомит учащихся с различными взглядами на развитие общества, на актуальные современные проблемы, что позволит показать процесс исканий в сфере обществоз нания;

источниками знаний учащихся, наряду с учебными текстами, являются многообразные документы, в первую очередь российские и международные правовые акты, фрагменты из работ отечественных и зарубежных мыслителей;

необходимой частью курса является система познавательных задач и жизненных ситуаций, анализ и разрешение которых обеспечат формирование умений и развитие творческих способностей учащихся.

Отбор знаний и других элементов культуры, необходимых и достаточных для эффективной реализации в обществоведческой подготовке современных целей образования, воспитания и развития, предполагает создание благоприятных условий для выработки молодым человеком собственной мировоззренчес кой позиции; возможности каждодневной ориентации в потоке противоречивой обществен но-политической информации; необходимых предпосылок для деятельности в различных сферах социальной жизни. Иными словами, важным критерием отбора элементов культуры для включения в содержание нового учебного предмета является достаточность знаний для основных видов социальной деятельнос ти. Обязательными для усвоения являются те элементы культуры, без которых не может осуществляться типичная для человека и гражданина деятельность.

VIII. Структура и содержание обществоведческого образования в12-летней школе

Реализация проблематики ╚человек - общество╩ в начальной школе должна иметь пропедевтический характер. Основной базой обществоведческой пропедевтики служит включение в педагогический процесс тщательно отобранных материалов о человеке, его отношениях с природой, его деятельности в различных сферах современной социальной действительности, что может явиться одним из важных условий воспитания гражданственнос ти.

Вряд ли целесообразно ╚равновеликое╩ представительство всех сфер общественной жизни. Очевидно, что надо учитывать сложность материала, возрастную и жизненную неподготовленность детей к познанию значитель ного круга общественных явлений. Думается, что (особенно до IV класса) относительно больше внимания следует уделять доступным сюжетам, явлениям духовной и экономической сфер, проявлять особую осторожность и взвешенность при обращении к сложнейшей, часто эмоционально накаленной политической сфере, ограничившись по преимуществу раскрытием (при непременном живом обсуждении в классных беседах) прав, свобод, ответственности личности, прежде всего прав ребенка. Напомним: крупные российские педагоги отмечают, что дети не ослы, навьюченные грузом обязанностей, а личности, у которых, как и у взрослых личностей, обязанности идут наравне с правами, и нельзя нарушать права самых маленьких (П.Ф.Каптерев).

При рассмотрении многих программных положений обязательна опора на активное наблюдение ребенком обычной житейской практики, накопленный им жизненный опыт: взаимодействие людей и окружающей природной среды, региональная культура, труд родителей, родственников, соседей, бюджет и собственность семьи, ребенок как покупатель, потребитель, библиотека, деятельность органов правопорядка и т.п.

Обращение к социальным вопросам в младших классах целесообразно строить последовательно расширяющимися кругами, охватывающими сначала наиболее близкие (частью непосредственно наблюдаемые) объекты изучения. Такой подход дает возможность, используя краеведческий принцип, рассмотреть и настоящее, и прошлое, заглянуть в ближайшую перспективу, показать человеку межличностные отношения в соответствующей среде: ╚Моя семья, моя родословная╩, ╚Моя школа, мои сверстники╩, ╚Кто есть кто из окончивших школу╩, ╚Кто организует жизнь в селе (городе)╩ и т.п. Использование подобных расширяющихся кругов подготовит ознакомление с такими важными объектами обществоведческо го изучения, как органы власти, органы местного самоуправления, подведет к большим кругам: ╚Россия - Родина моя╩, ╚Республика, где я живу╩ (национально-региональный компонент), а главное, будет способствовать познанию своей малой и большой Родины, воспитанию любви к Отечеству, чувства национально го достоинства.

В начальной школе, примерно с 3-го года обучения, возможно обращение (в переложении, иногда прямое цитирование и т.п.) к отдельным положениям документов о правах ребенка. С IV класса целесообразно и эпизодическое обращение (в изложении учителя, чтение вслух) к отдельным статьям Конституции РФ, конституций входящих в нее республик.

В отличие от ранее действовавших и нынешних программ целесообразно во главу угла поставить задачу морального воспитания, обеспечивая закладку индивидуальных моральных устоев. Для раскрытия моральных качеств личности должны быть в полной мере использованы как ознакомление с современной социальной действительностью в курсе ╚Окружающий мир╩, так и богатейшие возможности таких учебных предметов, как литературное чтение, искусство и, конечно, история, входящая в образовательную область ╚Общество╩.

Развертывание содержания обществовед ческого образования в основной (VIII-Х кл.) и полной средней школе (ХI-ХII кл.) осуществля ется в соответствии со следующими ориентирами:

содержание может быть представлено модульными курсами (по базовым наукам) или интегральным курсом, объединяющим педагогически отобранные знания из ряда обществен ных наук (социологии, политологии, правоведения, этики, экономической теории, социальной психологии, культурологии, социальной экологии), а также из философии;

для основной и средней школы создаются относительно завершенные системы знаний, отвечающие потребностям и возрастным возможностям формирующейся личности и учитывающие необходимость определенной полноты обществоведческой подготовки в основной школе;

в основной школе даются наиболее общие представления о человеке и обществе, конкретные знания о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина, а также знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами; ресурс времени, необходимый для реализации этого содержания, составляет 204 часа;

в средней школе содержание обществоведческого образования содействует самосознанию и целостному миропониманию, познанию механизмов развития человека и общества, ценностей современной цивилизации, созданию базы для последующего общего и социально-гуманитарного образования; ресурс времени, необходимый для реализации указанного содержания, составляет 136 часов;

обеспечивается преемственность между основной и средней школой, исключается прямое дублирование учебного материала, но осуществляется возврат к целому ряду ранее рассмотренных вопросов с целью их углубленно го изучения в новых связях, на более высоком уровне;

в выпускном классе, кроме курса обществознания, целесообразно ввести самостоятельный курс, обобщающий знания, полученные в школе, завершающий в рамках средней школы формирование нравственно-мировоз зренческой основы личности (курс ╚Введение в философию и этика╩).

Обществоведческое образование на второй ступени (в V-Х кл.) осуществляется параллельно историческому. Его содержание и структурирование призваны обеспечивать возрастающую по сложности объектов изучения и расширяющуюся по практической направлен ности непрерывность школьной обществовед ческой подготовки. Она обеспечивается опорой на первичные представления, сформированные на начальной ступени обучения; возможным введением в V-VII классах курса, нацеленного на этическое воспитание; развертыванием в VIII-Х классах трехлетнего курса ╚Обществознание╩.

Для V-VII классов целесообразно подготовить курс морали (условное название ╚Диалоги о морали╩), который вводит младших подростков с учетом их возрастных особенностей в круг основных этических принципов и норм, регулирующих отношения человека с другими людьми. Курс целесообразно строить на обсуждении конкретных ситуаций, в которых будут предложены образцы достойного поведения, или учащиеся самостоятельно определят, как поступить в каждом случае. Необходимо предотвратить внедрение учебных курсов морали академического или упрощенно-назида тельного характера, отдав предпочтение варианту, основанному на собственной оценке учащимися предложенных вариантов поведения и принятии ими решений в ситуации морального выбора.

Относительно законченный характер курса обществознания в VIII-Х классах, содержание и методика его преподавания направлены на достаточную реализацию главного назначения учебной дисциплины. При этом учитывается, что сам объект изучения (современная действительность и современный человек), необходимость разбора животрепещущих проблем, интересующих учащихся, практическая направленность дисциплины требуют такой организации учебного процесса, при которой примерно половину времени занимает самостоятельная работа школьников.

╚Сквозными линиями╩ содержания курса ╚Обществознание╩ в VIII-Х классах являются знания о человеке, обществе в целом, их отношениях с природой, а также важнейших сферах жизни общества - экономической, социальной, политико-правовой, духовно-нрав ственной. В них включаются существенные элементы базовых наук, а также нравственные и правовые нормы и принципы. В содержание включаются существенные положения общественных наук, важнейшие научные понятия, законы и идеи, выводы, обобщающие механизмы развития человека и общества, конкретные знания о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина, а также знания прикладного характера, знания о способах познавательной и практической деятельности, имеющие универсальное значение. Необходимым компонентом курса являются знания о состоянии и тенденциях развития современного российского общества.

В VIII классе целесообразно развернуть раздел ╚Человек, природа, общество╩, дающий знания о человеке, межличностных отношениях, всестороннюю характеристику основных сфер социальной жизни, включая семейно-бы товую, места человека в системе обществен ных отношений. Объединяя экономические, социологические, политологические, культурологические и другие элементы современного обществознания, раздел призван дать в доступной форме картину окружающей действительности, национальных и общечеловеческих ценностей, лежащих в основе социальной жизни.

В IХ классе может быть представлен раздел ╚Гражданин, мораль, право╩. Признавая в качестве стержня этого раздела правовые знания, необходимо сохранить интегративный характер курса, включив при изучении публичной и частной жизни гражданина, наряду с правовыми, необходимые социологические, политологические, морально-этические, культурологические знания. Этические знания о природе морали и т.п., имеющие философский характер, а также элементы философии права, имеющиеся в действующем курсе и с трудом воспринимаемые учащимися, целесообразно перенести в старшие классы.

В 1993-1999 гг. был принят ряд документов долговременного государственного, гражданского действия, прежде всего Конституция РФ, Гражданский кодекс, Семейный кодекс; расширился в связи с вступлением России в Европейский союз круг международной документации. Ознакомление, а в ряде случаев и изучение этих источников должно обеспечивать обществоведческое образование.

В Х классе предлагается изучать третий раздел ╚Личность, деятельность, культура╩. При сохранении интегрального характера курса в этом разделе на роль ведущих выдвигаются знания, отражающие духовно-нравствен ный мир и социально-деятельностную сущность человека. Выявление всех сторон жизнедеятельности человека в их единстве дает целостное представление о человеке как социальном существе. При этом культура, охватывающая все стороны жизни человека, представляет собой социально-деятельностный ее аспект. На этой основе характеризуются типичные социальные роли человека: семьянина, собственника, труженика, потребителя, гражданина.

При комплексном рассмотрении различных видов деятельности человека, их назначения и способов осуществления привлекаются знания из социальной философии, социологии, культурологии, теории познания, социальной психологии, этики, экономики, политологии. Деятельность человека является стержнем, вокруг которого объединяются как обществоведческие, так и человековедческие знания, на базе которых происходит формирование существенных элементов мировоззрения, экономической, политической, правовой, экологической, интеллектуальной, духовной культуры.

Сведения из истории общественной мысли целесообразно дать в контексте соответству ющих тем второго и третьего разделов с целью придания изложению большей проблемности и создания лучших условий для формирования понятий.

Все разделы курса ╚Обществознание╩ должны включать в себя полноценный материал о современном российском обществе, Российском государстве и праве, Конституции РФ, традициях национальной культуры, тенденциях развития России, ее роли в современном мире. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализа ции в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

Задачи обществоведческой подготовки в старших (ХI-ХII) классах:

обобщение историко-обществоведческих знаний на уровне социально-философской картины мира;

анализ перемен в современном мире, тенденций его развития;

раскрытие вопросов философской антропологии и этики, не доступных учащимся основной школы;

предпрофессиональная и довузовская подготовка.

Центральная проблема обществоведческой подготовки в старших классах, с одной стороны, помогать ученику двигаться в сторону целостной, мировоззренческой позиции, с другой - развить рефлексию, готовность и умение вновь обращаться к ╚исходным принципам╩, открытость к критике и самокритике.

Учитывая задачи и особенности завершающего этапа школьной подготовки, обществоведческое образование должно разумно сочетать определенное инвариантное содержание и возможность выбора учащимися, исходя из их интересов, одного или нескольких курсов.

Инвариантное содержание призвано, развивая и углубляя полученные в основной школе знания, отвечать свойственному значитель ной части старшеклассников интересу к мировоззренческим, нравственным проблемам, к аргументированному определению ценностных ориентаций, потребности в профессиональном выборе, инициативно-творческой самореали зации.

Инвариантная часть содержания обществоведческого образования в старших классах представлена курсом ╚Обществознание╩, а также курсом ╚Этика и введение в философию╩. Курс ╚Обществознание╩ освещает проблемы, объединенные подзаголовком ╚Современ ность, общество, человек╩. Здесь дается обобщенное представление о важнейших процессах, происходящих в основных сферах жизни общества. Основное внимание уделяется проблемам современного мира, тенденциям общественного развития, изучение которых позволяет прогнозировать социальные изменения в перспективе. Рассмотрение социальной действительности позволит всесторонне раскрыть место человека в системе обществен ных отношений на рубеже ХХ и ХХI веков. На фоне общих тенденций мирового развития освещаются особенности перехода России к социальной рыночной экономике, демократичес кому государству.

Важно обстоятельно рассмотреть важнейшую цель современного общества (мирового, российского) - переход к устойчивому развитию для обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей; разъяснить, что движение человечества к устойчиво му развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И.Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Целесообразно, чтобы инвариантный курс в выпускном классе ╚Введение в философию╩ имел в качестве основы философское содержание, связанное с характеристикой сущности человека и общества. Философская направленность, исходя из уровня подготовленности окончивших основную школу по ряду дисциплин (обществоведение, история, литература, естественно-научный цикл), обеспечивает достижение вершины их духовного и гражданского становления в рамках общего среднего образования, реализуется в мировоззренчес ком, духовно-нравственном плане.

Курс ╚Введение в философию╩ может иметь ряд тем: по онтологии, гносеологии, социальной философии, философии природы, философской антропологии, этике.

Введение предлагаемого курса может, в частности, способствовать:

рассмотрению мировоззренческих, нравственных проблем на высшем в пределах средней школы уровне; существенному расширению историко-философского содержания, возможностей для самостоятельной работы учащихся с фрагментами различных по мировоззренческим позициям произведений отечественных и зарубежных мыслителей, отрывками из современных философских трудов, помогая тем самым интеллектуальному развитию школьников, осознанному выбору ими собственных убеждений;

утверждению духовности, овладению системой гуманитарных ценностей, формирова нию гражданственности как всей совокупнос ти отношений личности в гражданском обществе;

более глубокому, чем в основной школе, рассмотрению культурных традиций региона.

Инвариантные курсы включаются в учебный план всех старших (ХI-ХII) классов независимо от профиля.

В классах социально-гуманитарного профиля инвариантные курсы дополняются курсами, соответствующими специфике данной школы, и по выбору самих учащихся.

Курсы по выбору могут излагать в доступной форме содержание отдельных обществен ных наук (экономика, социология, политология, культурология и др.). Возможна разработка и междисциплинарных курсов, например по философии истории.

Сочетание курсов по выбору, предлагае мых учащимся, будет зависеть от направлен ности профильной подготовки в данной школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.