Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценность человеческой жизни




Цель и смысл жизни

Многие поколения философов, литераторов и просто мыслящих людей пытались дать ответ на вопрос, в чем состоит смысл и цель жизни человека? В наши дни к нему обращаются редко, потому что возникшее в результате реформ преклонение перед рынком, казалось бы, однозначно ответило на этот вопрос. Главное в жизни – быть успешным и зарабатывать много денег. Однако на поверку подобный вывод не является открытием. Еще с глубокой древности не все люди не считали, что погоня за материальным благополучием и богатством является для них единственной целью и смыслом жизни. Моисей, сокрушив золотого тельца, символически показал последующим поколениям, что духовная вера выше веры в материальное, пусть и сделанное из драгоценного металла. Иисус Христос однозначно заявил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». [6. 3:4]

Материалисты, отвергнув идею высшего разума, участвовавшего в возникновении, а точнее в сотворении Вселенной, Земли и человека, отвергли и наличие идеи, явного или тайного смысла их существования. Случай был провозглашен источниками всего сущего. Не судьба и рок как в седой античности, а просто случай, который часто сопровождается эпитетом «слепой».

Христианские богословы почти две тысячи лет убеждали паству, что человечество должно совершенствоваться, чтобы достойно встретить второе пришествие Христа. Деятели эпохи Просвещения поставили прогресс человечества, заключавшийся в развитии образования и науки, в качестве цели исторического процесса. По мнению многих общественных деятелей того времени даже революции служат прогрессу. К. Маркс и Ф. Энгельс прямо заявили, что «революции - локомотивы истории». Но в конце XIX столетия Ницше объявил, что никакого прогресса в истории человечества не существует и он является «фальшивой идей».

Можно задать вопрос, а какова связь между глобальными проблемами философии, культуры и проблемами отдельного человека? При тщательном размышлении мы обязательно придём к выводу, что все люди связаны друг с другом, не только благодаря земле, по которой ходят, воздуху, которым дышат, но и идеям, господствующим в обществе. Существует не только психика отдельного человека, психологи доказывают, что существует психология масс. Если среди людей распространены идеи бессмысленности истории человечества, то, как можно, придать смысл жизни отдельного человека? Идеи бессмысленности всего сущего взрывают всю систему традиционных взглядов на существование вечных и незыблемых нравственных истин, служащих базой гуманистических отношений, отрицают положительную роль семьи и государства в системе межличностных отношений, являются фундаментом ницшеанской идеи о сверхчеловеке, который не ведает морали и по этой причине руководствуется «правом сильного». В результате рождается пессимизм и неверие ни во что светлое.

Цель и смысл жизни отдельного человека определяются его устремлениями. Кажется, что у каждого в жизни может быть множество целей. Это верно, но среди множества индивидуальных целей есть всего два направления, определяющих отношения людей между собой и избираемые каждым в зависимости от внутренних потребностей. Одно направление это духовное развитие и совершенствование, другое – приобретение материальных благ. Между ними лежит глубочайшая пропасть. Духовное совершенствование невозможно без альтруизма и желания делать добро другим людям. Нацеленность на погоню за приобретением материальных благ, а попросту богатств изначально предполагает в человеке преобладание эгоизма над другими качествами. Эгоизм и альтруизм несовместимы, хотя в чистом виде они встречаются достаточно редко. Иисус Христос предупреждал, что нельзя одновременно служить Богу и маммоне, то есть богатству, потому что сердце будет тяготеть к чему-то одному. Особенно страшной жажда приобретения становится, когда перерождается в ненасытную алчность. Именно она толкает человека на любое преступление.

В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». [6. 5:48] Не этот ли призыв к совершенствованию должен определять смысл и цель жизни отдельного человека и всего общества. Что может быть благороднее и труднее чем стремление сделать отношения в обществе гармоничными, а самого себя совершенным. Можно возразить, что человек слаб и не может быть совершенным, но если признать что путь к собственному совершенству не является для людей привлекательным, то единственно неизбежным становится второй путь – саморазрушения или деградации, так как третьего пути просто не существует. В природе всё живое или развивается или наоборот разлагается – деградирует. Каждый человек, развивая свои способности, прогрессирует, но для этого нужны волевые усилия и желание достижения какой-либо значимой цели. Всё гораздо проще с деградацией. Для того, чтобы деградировать, а точнее, терять человеческий облик, достаточно, не предпринимая усилий, плыть по течению жизни.

В настоящее время много говорят о правах человека и демократических свободах. При этом делается особый упор на ценность и неповторимость человеческой жизни. Однако, наблюдая законы рынка и работу СМИ, которые также подчиняются этим законам, явственно понимаешь, что очень часто декларируемая забота о жизни людей является показной. В системе рыночных отношений ценности рынка, которые, в конечном счёте, сводятся к одному – получению прибыли, да и организация всей финансовой системы меньше всего ставят своей целью заботу о человеке. По этой причине реклама навязывает нам лекарства вредные для здоровья или продукты питания, изготовленные в антисанитарных условиях из непригодного к употреблению сырья. Ещё больший вред наносит не просто реклама, а навязчивая пропаганда нездорового образа жизни и отношений между людьми. Об этом нужно помнить и очень осторожно следовать назойливым рекомендациям рыночных торговцев.

В наши дни наблюдается «модное» среди молодых людей явление, когда они перестают ценить жизнь как великий дар и счастье. Такое небрежное или легкомысленное отношение молодых к своему здоровью и самой жизни, вызывает недоумение и горечь. Особенно при известиях о совершённых ими суицидах, нанесённых себе увечьях, легкомысленном отношении к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. К такой же категории относятся экстремальные виды спорта, где бахвальство и риск, граничащий с безумием, преподносятся как особое мужество, поэтому частые сообщения о молодёжных группах, погибших во время неподготовленных и непродуманных мероприятий, вызывают горькое недоумение у настоящих спортсменов и сожаление у остальных людей, не говоря уже о глубоком горе близких.

На этом фоне вызывают восхищение люди, страдающие заболеваниями или лишенные каких-либо важных функций организма, т.е. инвалиды, стремящиеся жить полной жизнью. Глухие хотят петь, не способные ходить - играть в футбол или побеждать на олимпиаде в лыжных гонках. Кто-то скептически усмехнётся и скажет: «ну конечно, они же инвалиды, им хочется быть такими как все». Так в этом и заключается мужество этих людей. Лишённые здоровья, они стремятся победить свой недуг и жить полной жизнью здорового человека.

Это различие в отношении к жизни людей физически здоровых и не очень вызвано их внутренним, духовным содержанием. Инвалид для того чтобы быть таким как все, должен постоянно совершенствоваться не только физически, но прежде всего в духовно – волевом плане. Того, что здоровому человеку дано природой как естественная возможность и способность, инвалиду приходится добиваться путём поистине героических усилий.

4. Собственность. Моё и наше

Древнегреческий философ Платон при составлении проекта государства, основанного на справедливости, решил, что собственность является главной преградой его осуществления, поэтому для построения общества, в котором будет править справедливость нужно уничтожить собственность. Идея Платона была взята на вооружение многими более поздними реформаторами, в том числе и коммунистами. Они на практике построили общество без частной собственности. Однако итоги коммунистического строительства показали, что человек, лишенный возможности иметь собственность, теряет мощнейший стимул для развития своих творческих и просто трудовых способностей. Мера труда должна обязательно соответствовать мере потребления иначе труд обесценивается, а главное лишается смысла, что, в свою очередь, тормозит развитие производства, так как у работника исчезает материальная заинтересованность в его результатах. Мы понимаем, что необходимо помогать в обеспечении больных и немощных, но никто не хочет за свой счёт обеспечивать лентяев и бездельников. Уравниловка в распределении общественного достояния губительна. Люди имеют различные способности и их вклад в общественное производство различен, поэтому и доля получаемых благ не может быть одинаковой. Вопрос только в том, соответствует ли она вкладу?

Собственность сама по себе ни в чём не виновата. Она всегда являлась овеществлённым выражением материальной культуры общества, в котором создана. Дело в другом, собственность на средства производства может быть основополагающим элементом сотрудничества между людьми, а не служить разжиганию антагонизма между ними. Когда работники, видят, что доходы, поступающие от использования собственности, служат источником их благосостояния, пополнения государственного бюджета и развития фирмы, то возникают отношения сотрудничества и солидарности. Когда же на глазах трудящихся доходы присваиваются кучкой владельцев в ущерб остальным, возникает опасный антагонизм чреватый самыми непредсказуемыми последствиями. Все революции в истории произошли потому, что трудящиеся не могли больше выносить несправедливость и угнетение.

Желание обладать собственностью в условиях рыночных отношений является естественным и понятным, так как вещи, которые находятся в нашем распоряжении, могут делать жизнь комфортной и приятной. Однако в этой связи возникают проблемы, определяемые психологией человека и коренящиеся в его подсознании. Жажда приобретательства подчас принимает характер страсти и приходит в столкновение с интересами других людей или даже какой-то части общества. Стремление к приобретательству и обладанию собственностью, не знающее моральных ограничений, толкает людей на совершение самых страшных преступлений. Говорят, что рынок бывает цивилизованным и нецивилизованным. В первом случае его участники соблюдают законы, а во втором не соблюдают. Карл Маркс, с авторитетом которого считаются все современные экономисты, вывел закономерность, что чем выше процент возможной прибыли, тем меньше капиталисты считаются с необходимостью соблюдения законов, а при возможности получить сверхприбыли они не остановятся перед любым преступлением. Аварии на ГЭС, взрывы на шахтах, разлив нефти в Мексиканском заливе – результат безудержного стремления к обогащению.

Каждый человек должен понимать, что нельзя быть хищником, думающим только о себе. Если он, забыв о совести и справедливости, начнёт игнорировать интересы других, грубо попирая их права, это рано или поздно вызовет протест и трудно предугадать, во что он выльется.

Умение сочетать собственные интересы с интересами окружающих является неотъемлемой чертой характера культурного человека. Окружающая нас природа принадлежит всем в равной степени. Мы дышим одним воздухом, ходим по одним улицам, любуемся окружающими ландшафтами, однако есть дельцы, которых называть людьми даже не хочется, готовые извлекать собственную выгоду из всего даже из бедствий, периодически обрушивающихся на людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.