Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет, метод и система трудового права 5 страница




Социальное партнерство работников и работодателей возникло в России с первым коллективным договором 1904 г., заключенным в ходе стачки нефтяников на Бакинских нефтепромыслах, и особенно стало развиваться в годы перестройки. Кодекс в ст. 23 дает следующее понятие социального партнерства. Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного са­моуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (подчеркнуто нами — В. Т.) Следовательно, цель его — согласование интересов работников и работодателей в правовом регулировании труда, поскольку эти интересы в сфере труда ныне обостряются,доходя до антагонистических. И чтобы сохранить социальный мир во всех странах, в международной практике в сфере труда используется социальное партнерство. В нем, кроме указанных в § 4, возможны три вида правоотношений:

— по организации и управлению трудом;

— в организации по заключению и выполнению коллективных договоров;

— социально-партнерские правоотношения на уровне выше предприятия, учреждения, организации между представителями работников, работодателей и исполнительного органа власти (трипартизм).

Субъектами первого вида этих правоотношений являются работники и их представительные органы, с одной стороны, и работодатель, его администрация — с другой.

Данные правоотношения возникают при реализации предусмотренного в гл. 8 ст. 52 Кодекса права работников на участие в управлении организацией непосредственно или через представительные органы. Это право реализуется в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации и коллективным договором.

Основными формами этого участия согласно ст. 53 Кодекса являются:

а) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Кодексом и коллективным договором;

б) проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

в) получение информации от работодателя по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

г) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию, что может осуществляться и на проводимых производственных совещаниях;

д) участие в разработке и принятии коллективных договоров;

е) иные формы, определенные Кодексом, коллективным договором, локальными актами организации, ее учредительными документами.

Правоотношения по участию работников в управлении организацией и организации труда возникают вместе с созданием трудового коллектива организации независимо от его численности, а прекращаются одновременно с ликвидацией организации. Социально-партнерские правоотношения по своему характеру — организационно-управленческие.

§ 5. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве

Данные правоотношения могут быть трех видов:

— по ученическому договору;

— по повышению квалификации, в том числе обучению смежным профессиям или переквалификации;

— по руководству обучением на производстве. У них разные субъекты, содержание, основания возникновения и прекращения.

Раскроем это различие при помощи следующей таблицы:

Вид правоотношения

Его субъекты

Содержание

Основания возникновения и прекращения

Правоотношения ученика на производстве

Работник-ученик и работодатель

Права и обязанности субъектов по обучению и освое­нию специальности на производстве

Ученический договор, по окончании обучения и сдачи экзамена трансформирующийся в обычный трудовой договор

Правоотношение по повышению квалификации на производстве (дополнительное к трудовому правоотношению)

Работник и работодатель

 

 

Права и обязанности субъектов по повышению квалификации работника

Направление работника на обучение, повышение квалификации. Прекращается по его окончании

Правоотношение по руководству обучением (у квалифицированного работника может быть дополнительным к его трудовому правоотношению)

Обучающее лицо и работодатель

Обязанности обучающего по обучению в определенной форме. Обязан­ности работодателя оплачивать работу по обучению и соз­давать условия для такого обучающего

Дополнительное к трудовому договору соглашение или трудовой договор по обучению. Заканчивается по соглашению субъектов

§ 6. Правоотношение по надзору и контролю за охраной труда и соблюдению трудового законодательства

Данное правоотношение является правоохранительным. Субъектами данного правоотношения являются, с одной стороны, соответствующие органы надзора и контроля в лице их представителей (Гострудинспекция при Минтруда РФ, специализированные различные государственные инспекции: Госгор-промтехнадзора, Госсанэпидемнадзора при Минздраве РФ и другие, а также профсоюзные инспекции), а с другой — работодатели, должностные лица их администрации.

Данные правоотношения по отношению к трудовым — длящиеся все время их существования, и для конкретного работника основанием их возникновения является также его трудовой договор. С его заключением возникает не только трудовое, но и все сопутствующие ему организационно-управленческие правоотношения и охранительное правоотношение для данного работника. Прекращаются эти непосредственно связанные с трудовым правоотношения для данного работника с прекращением его трудового правоотношения, но они продолжают существовать по отношению к другим работникам данного производства до тех пор, пока существует это производство, поскольку с его образованием и ликвидацией связана и сфера действия на это производство указанных органов по надзору и контролю за трудовым законодательством и охраной труда.

Содержанием правоотношения являются права и обязанности его субъектов. Правоохранительный орган обязан осуществлять согласно Положению о нем надзор и контроль за охраной труда и соблюдением трудового законодательства. А работодатель, его администрация обязаны обеспечить возможность осуществления этого надзора и контроля (допуск на производство, дача объяснений, представление документов и т. д.) и нести соответствующую ответственность перед этим органом за нарушение охраны труда, трудового законодательства.

§ 7. Правоотношение по материальной ответственности сторон трудового договора за вред, ущерб, причиненный другой стороне

Данное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, какая сторона нанесла вред:

— за вред, причиненный работнику;

— за ущерб, причиненный работником имуществу производства.

Субъекты данных правоотношений — стороны трудового отношения: работник и работодатель.

Данные правоотношения возникают только в том случае, если есть действительный вред (ущерб) от действий (бездействия) другого субъекта, что является основанием (юридическим фактом) их возникновения. Поэтому у абсолютного большинства работников таких правоотношений не бывает. Прекращаются эти правоотношения с прекращением выплаты соответствующих сумм в возмещение вреда.

Содержанием этих правоотношений является обязанность виновного субъекта возместить причиненный им вред другому субъекту.

§ 8. Правоотношения по разрешению трудовых споров

Данные правоотношения могут быть, а могут и не быть у работников. У большинства работников трудовых споров не бывает, поэтому и процедурных и процессуальных правоотношений по ним не возникает.

Субъектами указанных правоотношений являются органы по рассмотрению споров (юрисдикционные органы), с одной стороны, и каждый участник трудового спора — с другой.

Основанием возникновения данных правоотношений является подача-прием заявления по трудовому спору в юрисдикционный орган. Прекращаются они вынесением данным органом решения по спору.

Содержанием их является юридическая процессуальная связь субъектов по процессу разрешения индивидуального или коллективного трудового спора, которая определяется законодательством. И в зависимости от того, нормами какой отрасли права регулируется соответствующий порядок, различают три вида процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров:

— трудовые процессуальные правоотношения (в комиссии по трудовым спорам, примирительной комиссии, посредником, трудовом арбитраже);

— гражданские процессуальные правоотношения (в суде);

— административно-процессуальные правоотношения (в вышестоящем органе).

Им, как правило, предшествуют правоотношения указанных субъектов по процедуре приема заявления о споре и подготовки дела к рассмотрению.

Нормативные акты и литература по общей части учебного курса (темы 1—5)

Конституция Российской Федерации. М., 1993. Трудовой кодекс. М., 2002. Гражданский кодекс РФ. Ч. I. М., 1994.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» // СЗ РФ 1999 № 29. Ст. 3702.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г. // Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558; Российская газета. 1995. 5 дек.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ» в редакции от 20 апреля 1996 г. // Российская газета. 1996 6 мая; 1999. 23 июня.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // СЗ РФ. 1995 № 48 Ст. 4337.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета. 1996. 20 янв.

Сборник актов «Трудовое законодательство». Сост. К. Н. Гу-сов. М., 2001.

Указ Президента РФ от 10 марта 1994 г. «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан» // САПП РФ. 1994. № 11. Ст. 851.

Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. «Об утверждении Положения о федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 760.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.

Андреев В. С., Пашков А. С., Смирнов О. В., Смолярчук В. А. Проблемы Общей части советского трудового права // Правоведение. 1980. № 2.

Александров Н. Г. Трудовое правоотношение. М., 1948. Гинзбург Л. Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977.

Иванов С. А., Лившиц Р. 3., Орловский Ю. А. Советское трудовое право. Вопросы теории. М., 1978.

Бугров Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.

Гусов К. Н. Трудовое право Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Манускрипт, 1992.

Иванов С. А. Трудовое право переходного периода. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 4; 1995. № 3.

Лебедев В. М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск, 1988.

Молодцов М. В. Система трудового права и законодательства о труде. М., 1985.

Никитинский В. И., Орловский Ю. П. Предмет и метод трудового права: изменения в условиях перестройки // Советское государство и право. 1989. № 4.

Смолярчук В. И. Источники советского трудового права. М.,1968.

Нуртдинова А. Ф. Реформа трудового законодательства: основные направления // Российская юстиция, 1996, № 2.

Пашерстник А. Е. О сфере действия и принципах советского трудового права // Советское государство и право. 1957. № 10.

Смирнов О. В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977.

Маврин С. П. Современные проблемы общей части российского трудового права / Учебное пособие. СПб., 1993.

Никитинский В. Н., Коршунова Т. Ю. Правовое регулирование трудовых отношений работающих собственников // Государство и право. 1992. № б.

Толкунова В. Н. Право рабочих и служащих на участие в управлении предприятиями, учреждениями, организациями и самоуправление трудового коллектива. М., 1989.

Толкунова В. Н. Конституционные принципы правового регулирования труда // Советское государство и право. 1980. № 1.

Цепин А. И., Пятаков А. В. Трудовое право и трудовой коллектив. М., 1986.

Куренной А. М. Производственная демократия и трудовое право. М., 1989.

Снигирева И. О. Профсоюзы и трудовое право. М., 1993.

Российское трудовое право. В 3-х томах. Том I. / Под ред. КБ. Хамова СПб., 1996.

Скобелкин В. Н. Трудовые правоотношения. М., 1999.

ТЕМА 6

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЕРСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

План

Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем.

Стороны, органы, система и формы социального партнерства. Коллективные переговоры. Принципы социального партнерства. Коллективный договор. Социально-партнерские соглашения.

§ 1. Общие понятия социального партнерства и общая характеристика законодательства о нем

Понятие социального партнерства, данное в ст. 23 Кодекса, свидетельствует, что оно является в трудовом праве России новым методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и работодателей, а также органов государства. Оно призвано налаживать взаимоотношения работников и работодателей согласно формам и принципам, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами.

Законодательство России признало практику заключения коллективных договоров в первом КЗоТ 1918 г. и в «Положении о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда» от 2 июля 1918 г. (Собрание узаконений и распоряжений Правительства, 1918, № 48).

Конвенция МОТ № 98 (1949 г.) предусматривает право на организацию и ведение коллективных переговоров по регулированию условий труда, заключение коллективных договоров и соглашений. Но советское трудовое законодательство, регулируя коллективные договоры, никак не закрепляло коллективные переговоры и ничего не говорило о социально-партнерских соглашениях выше уровня предприятия. Впервые их оговорил Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров» (Ведомости РСФСР. 1991. №47. Ст. 1611), а впервые урегулировал коллективные переговоры и социально-партнерские соглашения Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях». Этот Закон по-новому урегулировал и коллективный договор. И ныне он, дополненный и измененный Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558), является основным после Кодекса нормативным актом по данной проблеме. Значение этого Закона в том, что он впервые в трудовом законодательстве России признал и урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда. Разными нашими учеными и законодательством некоторых субъектов РФ социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М. В. Лушникова, А. А. Крыжановская), как элемент отрасли (Э. Н. Бовдаренко) или как принцип трудового права (Н. И. юнцов); еще несколько его определений подробно указаны С. Ю. Чуча в работе «Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации» (М.: Вердикт, 2001. С. 7—12 и 27). Но хотя о социальном партнерстве был принят указанный Закон, он не содержит его легального определения. Впервые понятие легального (в законе) социального партнерства дал Трудовой кодекс 2001 г. в ст. 23. Он усовершенствовал также основные положения Федерального закона «О коллективных договорах и соглашениях» 1996 г. Поэтому, думается, указанный Закон, как воплощенный в Кодексе, будет отменен. Кодекс в ст. 23 указывает: «Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей». К этому еще надо добавить: «с интересами всего общества, государства» — и тогда будет правильное его легальное определение.

Кодекс лучше, чем указанный Закон, установил правовые основы и принципы коллективных переговоров, разработки, заключения и действия коллективных договоров и социально-партнерских соглашений, закрепил в национальном законодательстве ряд положений международных актов, в том числе и Конвенции МОТ. Коллективные переговоры дают возможность работникам и работодателям как социальным партнерам выявить свои интересы, их согласовать и закрепить в договоре, соглашении итог их согласования.

Кодекс еще более расширил коллективно-договорное установление условий труда на различных уровнях; четче закрепил понятие коллективного договора и соглашения, виды соглашений, их стороны и содержание, а также понятие представителей сторон; расширил сферу заключения коллективных договоров, распространил их на организации и учреждения и предоставил право трудовым коллективам самим решать, заключать ли коллективный договор'.

§ 2. Стороны, органы, система и формы социального партнерства, представители работников и работодателей

ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.

В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления (трипартизм). Когда такой орган, как ранее указывалось, сам является работодателем, то он также выступает и как сторона социального партнерства. Например, профсоюз шахтеров и Правительство РФ заключали в 1989 г. при забастовках шахтеров соглашения (двупартизм).

Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения — понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т. е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон2 и из их представителей, наделенных соответственно так как законодатель значительно снизил роль трудовых коллективов, то ныне лишь на 30% всех организаций заключены коллективные договоры, чем снижено и значение коллективно-договорного регулирования условий труда.

Есть определенное несоответствие между ст. 35 и ст. 25 Кодекса. Если последняя сторонами социального партнерства указала лишь работников И работодателей, то в ст. 35 стороной считается и соответствующий исполнительный орган власти. Поэтому ранее мы его назвали участником социального партнерства. Он выполняет как бы посредническую функцию во взаимоотношениях работников и работодателей и в то же время защищает интересы государства, общества.

 

На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2219). Это постоянный орган системы социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии — выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне.

На уровне организации комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК).

Система социального партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК):

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

региональный уровень, устанавливающий такие основы регулирования в субъекте Федерации;

отраслевой уровень, устанавливающий такие основы регулирования в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий такие основы в муниципальном образовании;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателями, например коллективным договором.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.

Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений — соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители (ст. 29 ТК).

 

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному органу Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий.

Кодекс и здесь, говоря об общем собрании (конференции) работников, к сожалению, не употребляет уже укоренившийся в нашем обществе термин «трудовой коллектив», а указывает расплывчато — «работники». Трудовой коллектив — это объединение работников данной организации, ее структурного подразделения на основе заключенных ими трудовых договоров с работодателем. И говоря в ряде статей о полномочиях общих собраний работников. Кодекс по существу закрепляет в них и полномочия трудового коллектива, его высшего органа — собрания (конференции).

Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 предусмотрел право профсоюзов на представительство от имени работников (независимо от членства в профсоюзах) в области коллективных прав и интересов в случаях наделения их таким полномочием на представительство и защиту социально-трудо" вых прав и интересов работников. Статья 13 этого Закона предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профорганизации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с Федеральным законом. Если в организации действует несколько первичных профорганизаций (что редко: у нас это не привилось), их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещено вести переговоры и заключать соглашения и коллективные договоры от имени работников лицам, представляющим работодателя.

Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель организации или уполномоченные

 

 

им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом j возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей (ст. 33 ТК).

 

§ 3. Коллективные переговоры

 

Коллективные переговоры в настоящее время отражают социальное партнерство в сфере труда работников и работодателей.

 

Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их проведение в Конвенции МОТ № 98 (1948 г.) «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров», а в 1981 г. МОТ приняла Конвенцию № 154 «О содействии коллективным переговорам».

 

Хотя в России коллективные переговоры в сфере труда фактически велись все годы советского периода при выработке и заключении коллективных договоров, в законодательстве их впервые урегулировал Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», который определил в гл. II начало, сроки, порядок ведения коллективных переговоров, отразив все положения указанных конвенций МОТ.

 

Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени 1 работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работода­тели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.

 

Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

 

При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей

 

 

примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.

 

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских соглашений могут быть участниками представители не только работников (профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций), но и соответствующих органов исполнительной власти. Последние также пред­ставляют третью сторону переговоров (так называемый трипар-тизм как принцип деятельности МОТ) и, например, по Федеральному (генеральному) соглашению принимают на себя (от имени данного органа власти) и некоторые обязательства, хотя основная их роль посредническая — помочь сторонам — основным социальным партнерам, работникам и работодателям достичь соглашения в интересах тех и других, а также общества, государства. Но А. Ф. Нуртдинова высказала и иную точку зрения:

 

они не являются стороной соглашения и коллективного спора (см.: Нуртдинова А. Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Теоретические вопросы. М., 1998. С. 25).

 

Кодекс в разделе II «Социальное партнерство в сфере труда» дает ранее указанное понятие социального партнерства (ст. 23). Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются основными субъектами, т. е. сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, т. е. во второй части этой статьи речь идет о том, что иногда по отношению к работникам бюджетной сферы (шахтерам, учителям) работодателем выступает Правительство, органы местного самоуправления. Социальное партнерство осуществляется в форме коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений.

 

Участники переговоров не должны разглашать охраняемую законом тайну, ставшую им известной при переговорах.

 

§ 4. Основные принципы социального партнерства

 

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК, являются:

 

— соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового законодательства;

 

 

— полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;

 

—равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением;

 

— уважение и учет интересов сторон;

 

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.