Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцизы — это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-производителями




Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом обложения акцизами являются обороты но реализации подакцизных товаров собственного производства.

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен реализации без учета налога па добавленную стоимость.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ (кроме экспорта в страны), поскольку с их помощью изымается избыточный доход, полученный в экономической зоне России (для изъятия сверхдоходов, получаемых от реализации

товаров, работ и услуг на экспорт, используется механизм таможенных пошлин).

Сумма акцизов определяется плательщиками самостоятельно исходя из стоимости реализованных на сторону товаров и установленных ставок.

При этом дата совершения оборота определяется исходя из методики определения выручки от реализации товаров, принятой на каждом конкретном предприятии (либо по отгрузке, либо по оплате).

При реализации предприятиями, осуществляющими торгово-закупочные операции, на экспорт товаров, приобретенных с акцизами, суммы акцизов возвращаются этим предприятиям налоговыми органами по месту их нахождения за счет общих поступлений данного налога. Возврат производится только при предъявлении указанными предприятиями грузовой таможенной декларации со штампомтаможни «выпуск разрешен», подтверждающей пересечение товаром границы, а также расчетных документов на покупку товара и справки предприятия — изготовителя подакцизного товара о дате уплаты акциза.

В зависимости от объема облагаемого оборота акцизы уплачиваются в бюджет исходя из фактического оборота либо ежедневно (на третий день по совершении оборота), либо ежедекадно.

Для последующего контроля налогоплательщики представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по акцизам по форме и в сроки, установленные действующим законодательством.

4. Понятие и виды доходов бюджета.


Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства - фи­нансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления го­сударством и муниципальными образованиями возложенных на них пуб­личных, социальных, экономических и иных функций.
2 юридической литературе государственные доходы (то есть доходы фе­дерального и регионального бюджетов) определяются как часть нацио­нального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перерас­пределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования дея­тельности государства34.
3, Под муниципальными доходами (доходами местных бюджетов) понимает­ся часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределе­ния и перераспределения в собственность и распоряжение муниципаль­ного образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления35.
4, Для более глубокого изучения категории доходов бюджетов принято классифицировать их по самым различным основаниям. В зависимости от формы образования выделяют следующие виды доходов:

неналоговые доходы бюджетов;
налоговые доходы бюджетов;
безвозмездныеперечисления.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. При этом полностью учитываются предоставленные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов. К неналоговым доходам относятся: —доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; —доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления; —средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; — доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы (за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов); —иные неналоговые доходы (ст. 41 БК РФ). Доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности признаются: — средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; —средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; —средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; —плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; — доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям; — часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; —другие предусмотренные законодательством доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (ст. 42 БК РФ). Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Порядок перечисления в бюджеты средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством о приватизации (ст. 43 БК РФ). Штрафы по общему правилу подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством о налогах и сборах, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Суммы штрафов, которые невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Федерации, местные бюджеты в порядке, определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов (ст. 46 БК РФ).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации: общая характеристика.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Основным законом, регулирующим налоговые правоотношения, является Налоговый кодекс РФ. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147 «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» введена в действие с 1 января 1999 г. часть первая Налогового кодекса РФ, в которой определены система налогов и сборов в Российской Федерации; понятие, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; виды налоговых правонарушений и ответственность за из совершение.

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118 «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ, глава 21 которой регламентирует порядок взимания налога на добавленную стоимость, глава 22 – акцизов, глава 23 – налога на доходы физических лиц, глава 24 – единого социального налога (взноса).

Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» часть вторая НК дополнена главой 25, регламентирующей порядок взимания налога на прибыль организаций. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» часть вторая НК дополнена главой 26, регламентирующей порядок взимания налога на добычу полезных ископаемых.

Налоговый кодекс РФ (ст.12) устанавливает виды налогов и сборов в Российской Федерации, подразделяя их на федеральные (ст.13), региональные (ст.14) и местные (ст.15).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие, в соответствии с Кодексом, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие, в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Статьей 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991г. № 2118-1 (в редакции от 5 августа 2000 г.), не взимаются.

На все акты законодательства о налогах распространяется требование абз.1 п.1 ст.5 Налогового кодекса, согласно которому эти акты вступают в силу по истечении месяца после официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования. Региональные и местные налоги, предусмотренные (установленные) НК, могут вводиться с 1 января, т.е. законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления не могут в течение года ввести налог, который на 1 января не взимался. Установление новых налогов и сборов любого вида возможно только путем внесения поправок в Налоговый кодекс.

Согласно ст.57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В п.2 ст.5 НК раскрыты случаи, в которых положение налогоплательщиков ухудшается: введение новых налогов, повышение налоговых ставок, установление или ужесточение ответственности за налоговые правонарушения, введение новых обязанностей. Данное правило распространяется не только на налогоплательщиков и плательщиков сборов, но и на участников налоговых отношений (налоговых агентов, сборщиков налогов и т.д.). В соответствии со ст.54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется данный закон. В п.3 ст.5 Налогового кодекса предусмотрены два случая, когда акты законодательства о налогах и сборах имеют обратную силу: если они устраняют или смягчают ответственность за налоговые правонарушения; если они устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц.

Согласно п.7 ст.3 НК, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), причем независимо от того, к какому периоду относятся его действия - до 1 января 1999 г. или позднее.

В соответствии со ст. 9 НК РФ, к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (налоговые органы);

4) Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения (таможенные органы);

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;

6) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) субъектов Федерации;

7) органы государственных внебюджетных фондов;

8) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, ее территориальные подразделения (органы налоговой полиции)1.

6. Понятие и система государственных расходов. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации.

Государственные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-правовых институтах и правоотношениях.

Это определяет исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и приоритетами.

Государственные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные. Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственно уровням организации власти в РФ: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня.

Следовательно, в зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить:

  • на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  • децентрализованные, осуществляемые государственными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности выделяются расходы на финансирование:

  • оборотных средств (текущих расходов);
  • основных фондов (капитальных вложений);
  • создания резервов.

Важное значение для характеристики целевых направлений государственных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена ФЗ от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя Закон установил ее только в отношении бюджетов, в определенной части она применима к государственным расходам в целом. В составе последних можно выделить направления расходов на:

  • отрасли экономики – промышленность, строительство сельское хозяйство и т. д.;
  • социально-культурную сферу и науку;
  • охрану окружающей природной среды;
  • оборону;
  • правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;
  • международную деятельность;
  • государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;
  • создание запасов и резервов;
  • прочие расходы.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства, государственное управление и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

§ государственное управление и местное самоуправление;

§ судебная власть;

§ международная деятельность;

§ национальная оборона;

§ правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

§ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

§ промышленность, энергетика и строительство;

§ сельское хозяйство и рыболовство;

§ охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

§ транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

§ развитие рыночной инфраструктуры;

§ жилищно-коммунальное хозяйство;

§ предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

§ образование;

§ культура, искусство и кинематография;

§ средства массовой информации;

§ здравоохранение и физическая культура;

§ социальная политика;

§ обслуживание государственного долга;

§ пополнение государственных запасов и резервов;

§ финансовая помощь бюджетам других уровней;

§ утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

§ обилизационная подготовка экономики;

§ исследование и использование космического пространства;

§ прочие расходы;

§ целевые бюджетные фонды.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает следующие разделы:

1. текущие расходы;

2. капитальные расходы;

3. капитальный ремонт;

4. приобретение земли;

5. предоставление кредитов.

7. Государственный долг РФ, управление государственным долгом в Российской Федерации Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

§ Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

§ Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях. Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

§ кредитов, полученных Правительством РФ;

§ государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

§ других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

§ Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

§ Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

§ Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

§ Унификация — объединение нескольких займов в один.

§ Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

§ Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.

§ Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

8. Правовое регулирование системы обязательного страхования в Российской Федерации.

C 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ). Закон № 212-ФЗ является основой регулирования правоотношений по исчислению и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС). Обращаем внимание, что Законом № 212-ФЗ не регулируются правоотношения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Об этом напрямую указано в п. 2 ст. 1 Закона № 212-ФЗ. Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Так, например, к системе нормативно-правового регулирования в области страхования относятся: - Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; - Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Он устанавливает обязанность плательщиков пенсионных взносов представлять в ПФР сведения о застрахованных лицах, определяет состав таких данных, сроки и порядок их подачи; - Федеральный закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Таким образом, система обязательного страхования населения в Российской Федерации и ее правовое регулирование с 1 января 2010 года выглядит следующим образом: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (Федеральный закон № 212-ФЗ, Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); 2) страховые взносы на обязательное социальное страхование: • по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Закон № 212-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»); • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»); 3) страховые взносы на обязательное медицинское страхование (Закон № 212-ФЗ, Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»): • в федеральный фонд; • в территориальный фонд. В п. 4 ст. 1 Закона № 212-ФЗ содержится традиционная для федерального законодательного акта норма, с точностью воспроизводящая правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 9. Валютный контроль: понятие, виды. Органы валютного контроля. Валютный контроль - это одна из важных функций государственного управления, а также вид финансового контроля. Его сущность заключается в следующем: субъекты, которые на то уполномочены, используют организационно-правовые средства и способы и при помощи этого выясняют насколько деятельность подконтрольных им субъектов соответствует тем задачам, которые перед ними поставлены. Кроме того, они занимаются анализом результатов воздействия их на управляемые объекты, отклонений от разных поставленных целей и всех способов их достижения. Данные субъекты принимают различные меры по предотвращению этих отклонений и привлечению к ответственности тех, кто виновен. Валютный контроль в России осуществляют агенты и органы валютного контроля, и, кроме того правительство страны. Органы валютного контроля - это, в первую очередь, Федеральные органы исполнительной власти, они уполномочены правительством, и, конечно, Центральный банк Российской Федерации. А агентами валютного контроля являются банки, которые уполномочены и подотчетны ЦБ РФ, таможенные органы, конечно, участники рынка ценных бумаг, которые не уполномочены банками. Органы валютного контроля взаимодействуют с Центрабанком Российской Федерации, они также взаимодействуют с таможенными органами банков, которые уполномочены как агенты контроля. У агентов и органов валютного контроля есть свои права. В первую очередь они могут проводить различные проверки по вопросам соблюдения нерезидентами и резидентами актов органов валютного регулирования и валютного законодательства. А также агенты и органы валютного контроля могут проводить всевозможные проверки достоверности и полноты учета, а также отчетности по всем валютным операциям нерезидентов и резидентов. Они могут сначала запрашивать, а потом получать информацию и документы, связанные с проведением различных операций, а также открытием и дальнейшим ведением счетов. Валютный контроль, который осуществляют его органы, делится на контроль Росфиннадзора и Банка России. При этом валютный контроль, который осуществляют его агенты подразделяется на контроль налоговых органов, таможенных органов, участников рынков ценных бумаг и уполномоченных банков. Формы валютного контроля выражаются в конкретных средствах и способах организации всех контрольных действий субъектов в рамках валютных правоотношений. Виды валютного контроля выделяют в зависимости от времени, когда он совершается. Первый вид - предварительный контроль, который осуществляют до совершения любых валютных операций. В данном случае соответствующие органы контролируют законность и целесообразность принятия какого-либо решения. Следующий вид валютного контроля - контроль, который проводится в процессе совершения различных валютных операций нерезидентами и резидентами. Третий вид - последующий контроль, он осуществляется агентами и органами после совершения нерезидентами и резидентами валютных операций. По его результатам осуществляется выдача предписаний органами валютного контроля, которые обязывают участников валютных правоотношений как можно скорее устранить все обнаруженные нарушения. Кроме того, по результатам данного вида контроля клиентам уполномоченных банков может быть отказано в осуществлении в открытии счета или любых валютных операций, если установленные документы были не предоставлены или предоставлены, но недостоверные. Учитывая специфику контрольных полномочий различных государственных органов выделяют также такие формы валютного контроля, как опосредствованный и непосредственный контроль. Первый контроль осуществляется правительством, а второй - другие агенты и органы валютного контроля.

10. Правовое регулирование финансов государственных унитарных предприятий.

11. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

 

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

 

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

 

Статья 117. Утратила силу

 

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

 

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счетав каком-либо банке

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Исключен.

3. Положения настоящей статьи применяются также в отношении участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, нарушившего установленный настоящим Кодексом срок представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии им счета инвестиционного товарищества в каком-либо банке.

 

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

 

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

 

Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

 

Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.

2. Те же деяния, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

 

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

 

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,

влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

4. Исключен.

 

Статья 121. Исключена.

 

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

 

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса,

влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

 

Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

2. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.

 

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

 

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

 

Статья 124. Утратила силу с 1 июля 2002 г.

 

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

 

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога,

влечет взыскание штрафа в размере 30 тысяч рублей.

 

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

 

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

3. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

 

Статья 127. Исключена.

 

Статья 128. Ответственность свидетеля

 

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

 

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

 

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

 

2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

 

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

 

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

 

Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

 

1. Нарушение установленного настоящим Кодексом порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов -

влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

2. Те же деяния, совершенные более одного раза, -

влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

 

Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

1. Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми,

влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

2. Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной настоящей статьей, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 настоящего Кодекса, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

 

Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

12. Предмет финансового права; его задачи и методы. Наука финансового прав

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

ПРЕДМЕТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач..

Метод правового регулирования финансового права – метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. В нормах финансового права закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм не снижается как на уровне закона, та и таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов, налоговых органов, инструктивных указаний Банка России РФ.

Финансовое право состоит из двух частей:

– Общая часть – нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, вопросы регулирования финансового контроля в государстве.

– Особенная часть – различные институты финансового права: институт бюджетного права, институт налогового права и др.

Наука финансового права оказывает свое влияние не только на развитие финансового законодательства, но и на финансово-правовые отношения. Т.С. Ермакова указывала, что наука финансового права не только призвана исследовать различные группы экономических отношений в области финансовой деятельности государства, но и активно способствовать их постоянному совершенствованию[4]. К.Т. Эеберг в этом отношении подчеркивал, что «наука и практическая жизнь должны дополнять друг друга; было бы заблуждением думать, что одна может обходиться без другой… Задача практики состоит в применении общих принципов, признанных за верные, к конкретным случаям и в указании теории пределов возможного и достижимого»[5].

К.С. Бельский в своей замечательной работе о развитии финансового права «Финансовое право: наука, история, библиография» впервые предложил в качестве самостоятельного компонента предмета науки финансового права выделять исследование финансово-правовых категорий (понятий). Он подчеркивает, что наука финансового права характеризуется тем, что ее содержание образует система связанных и скоординированных основных категорий типа “государственные финансы”, “финансовая деятельность государства”, “финансовые акты”, “финансово-правовые нормы” и т.д. В этих понятиях выражено главное, сущностное, что характеризует финансово-правовую действительность. Установление четкой категориальной системы создает в науке финансового права тот фундамент, на котором возможны дальнейшие исследования и поиски. Отсюда, по мнению К.С. Бельского, вытекает методологическая ценность категорий науки финансового права, необходимость их применения к исследованию финансово-правовых реалий.

К важнейшим категориям финансового права можно отнести также понятия бюджет (составление проекта федерального бюджета осуществляется Министерством Финансов РФ), бюджетный процесс, финансовый контрольи другие.

13. Исполнение бюджетов по расходам. Расходные обязательства государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.243 сек.