Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное экологическое право от Викторианской эпохи до Международного союза охраны природы и природных ресурсов (1839 - 1948 гг.). 1 страница




Периодизация истории международного экологического права.

В отечественной (К.А. Бекяшев, М.Н. Копылов, С.А. Мохаммад) и зарубежной (А. Кисс, Д. Шелтон, Р. Аксельрод, С. Ван-Дивер, Д. Дауни) юридической литературе уже предпринимались попытки представить международное экологическое право в исторической ретроспективе <1>. Для них всех характерно условное деление истории возникновения и развития международного экологического права на этапы (эры) в зависимости от преобладающих в тот или иной период времени тенденций в решении экологических проблем.

--------------------------------

<1> См.: Бекяшев К.А. О роли ООН в кодификации и прогрессивном развитии международного экологического права // Труды МГЮА. N III. М., 1997. С. 146 - 152; Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право: Учебное пособие. М., 2007. С. 51 - 145; Копылов М.Н., Мохаммад С.А., Якушева Е.А. История международного экологического права. М., 2007; Мохаммад С.А. Международное экологическое право в исторической ретроспективе // Евразийский юридический журнал. 2011. N 8 (39). С. 44 - 49.

 

Существует полное единодушие в отношении временных рамок первого и второго этапов истории международного экологического права (хотя А. Кисс и Д. Шелтон объединяют их в один период): с 1839 по 1948 г. и с 1948 по 1972 г. <1>. В отношении третьего и четвертого этапов - 1972 - 1992 гг. и 1992 г. - по настоящее время - подобного единодушия не наблюдается. Например, профессор К.А. Бекяшев объединяет их в один - современный - этап развития международного экологического права.

--------------------------------

<1> Некоторые западные ученые связывают окончание второго этапа с 1968 г., когда была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2398 (XXIII) от 3 декабря 1968 г., в которой содержалось решение о созыве Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды в Стокгольме.

 

Первым международным договором, относящимся к регулированию международных экологических отношений, принято считать двустороннюю Конвенцию о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. Конвенция устанавливала правила рыболовства в проливе Ла-Манш и Северном море. В соответствии с ней была образована Смешанная комиссия, которая разрабатывала рекомендации о сроках промысла, районах лова.

Биоресурсная проблематика получила свое дальнейшее развитие в Конвенции между Великим Герцогством Баден и Швейцарией относительно промысла рыбы в Рейне 1869 г., в Конвенции между Италией и Швейцарией относительно промысла рыбы в пограничных водах 1882 г. и в Договоре о регулировании лова лососей в бассейне Рейна 1886 г. Чуть позже (в 1907 г.) была заключена Конвенция о рыболовстве в водах Дуная и Прута.

6 мая 1882 г. Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Нидерландами и Францией была подписана Конвенция о рыболовстве в Северном море. Целью Конвенции являлось регулирование режима рыболовства в Северном море за пределами согласованного между ее участниками трехмильного предела территориальных вод. Конвенция явилась одним из наиболее ранних многосторонних международных соглашений в области регулирования освоения морских живых ресурсов.

Также в конце XIX в. стали заключаться международные соглашения по защите растений. К их числу можно отнести Конвенцию по защите растений 1881 г., а также конвенции по борьбе с вредителем виноградников филлоксерой <1> 1878, 1881 и 1889 гг. В конвенциях по борьбе с филлоксерой участвовали Австро-Венгрия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Румыния, Сербия, Франция, Швейцария.

--------------------------------

<1> Тля, завезенная в Европу в конце XIX в., нанесла серьезный ущерб виноградарству, поскольку европейские сорта винограда не были устойчивы к вредителю.

 

Среди ранних международных договоров, частично касавшихся защиты окружающей среды, можно встретить несколько соглашений по пограничным водам, содержавших положения, направленные на борьбу с их загрязнением, - это Соглашение между США и Канадой по пограничным водам 1909 г., Конвенция между США и Мексикой о пограничных вопросах 1899 г. Практика заключения подобных соглашений продолжилась в период между Первой и Второй мировыми войнами.

К началу XX в. относится и первая попытка мирового сообщества на договорном уровне обеспечить защиту природной среды в условиях вооруженного конфликта. Речь идет о п. "ж" ст. 23 приложения к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которым воспрещается (кроме случаев, установленных особыми соглашениями) "истреблять или захватывать неприятельскую собственность, кроме случаев, когда подобное истребление или захват настоятельно вызывается военной необходимостью". Содержание такого запрета становится очевидным, если учесть, что в то время природная среда и окружающая среда в целом рассматривались через призму защиты права собственности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Копылов М.Н. Международное право о сохранении окружающей среды: уроки Второй мировой войны // Международное право - International Law. 2005. N 2 (22). С. 81 - 99.

 

Характеризуя экологическое сотрудничество в начале XX в. в целом, профессор Н.А. Захаров выделил четыре области: охрана рыболовства и морских животных; борьба с филлоксерой; охрана животного мира, полезного человеку; развитие сельского хозяйства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Захаров Н.А. Курс общего международного права. Пг., 1917.

 

Следующие события определили характерные черты, свойственные этому этапу:

- заключение в Париже 19 марта 1902 г. Конвенции по защите конкретных видов птиц, полезных в сельском хозяйстве. Она явилась первым глобальным соглашением, вступившим в силу. Принятие Конвенции было продиктовано стремлением остановить истребление тех особей животных, которые считались полезными и неопасными для человека. Одновременно договор поощрял уничтожение животных, признанных вредными для человека, в частности львов, леопардов, крокодилов и ядовитых змей.

Уже само название Конвенции 1902 г. указывает на те цели, которые преследовались ее участниками. Соглашение касалось полезных птиц, особенно насекомоядных, и было нацелено прежде всего на увеличение сельскохозяйственного производства. Приложение 2 к Конвенции, названное "Неполезные птицы", включало в себя большинство птиц, используемых на охоте, включая некоторые разновидности орлов и соколов, находящиеся сегодня под строгой защитой. Критерием защиты было избрано их краткосрочное использование, сиюминутная полезность защищаемых особей. Значение других птиц для экосистем, особенно охотников на грызунов, полностью игнорировалось;

- подписание США, Великобританией, Россией и Японией 7 июля 1911 г. Вашингтонской конвенции о сохранении и защите морских котиков.

Она, так же как и Конвенция по защите конкретных видов птиц, полезных в сельском хозяйстве, 1902 г., имела откровенно утилитарный характер.

Конвенция 1911 г. явилась одним из первых международных договоров, в котором регулировались вопросы сохранения диких животных.

Она объявила район открытого моря, расположенный к северу от 30 град. с.ш., включая Берингово море, запретным для охоты на морских котиков (ст. I).

Основу Конвенции 1911 г. составляли следующие три базовых ее положения:

- запрет на охоту на морских котиков в открытом море;

- предоставление юрисдикции США на управление береговой охотой. В обмен на это другим участникам Конвенции гарантировались выплаты и(или) определенный процент шкур морских котиков (ст. ст. XI - XIV);

- из сферы действия ограничений, налагаемых Конвенцией, исключались представители коренного населения, занятые охотой в некоммерческих целях с применением традиционных видов орудий (ст. IV).

Сразу после вступления Конвенции в силу (14 декабря 1911 г.) США объявили пятилетний мораторий на охоту на морских котиков, который сыграл важную роль в восстановлении поголовья этих животных.

Действие Конвенции 1911 г. было сначала приостановлено, а затем и прекращено Второй мировой войной;

- проведение в Берне 17 - 19 ноября 1913 г. хронологически первой межправительственной Конференции по международной охране природы. Ее значение состояло в том, что на ней впервые на межгосударственном уровне прозвучала идея необходимости международного сотрудничества для защиты окружающей среды.

По приглашению швейцарского правительства на конференцию собрались представители 17 государств: Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Португалии, России, США, Франции, Швейцарии, Швеции (Румыния и Япония приглашения получили, но от участия отказались).

Участники конференции учредили совещательную комиссию, полномочия которой касались сбора, обобщения и опубликования всех данных о состоянии природы мира и ее охране, а также пропаганды международной охраны природы.

Такое половинчатое решение основной задачи, которая стояла перед конференцией, - учредить действенный межправительственный орган с широкими полномочиями в области международной охраны флоры и фауны, сохранения биологического разнообразия, охраны исчезающих видов флоры и фауны, международной поддержки устроения природных заповедников, охраны ландшафтов и охраны исчезающих человеческих племен - было обусловлено тем, что мнения участников разделились. Одни государства (Россия, Швейцария и др.) стремились к созданию международного органа, который обладал бы правом разрабатывать международные соглашения и следить за их выполнением. Другие не были готовы наделить международный орган широкими полномочиями в сфере охраны окружающей среды.

Представление о полномочиях будущей комиссии можно составить из следующих выступлений участников конференции:

- П. Саразин (Швейцария, инициатор конференции): "Природа не знает политических границ, и ее охрана не может ограничиваться какими-либо отдельными государствами. Охранить живую красоту всего земного шара от грозящего ей уничтожения является задачей столько же национальной, сколько и международной охраны природы. Соревнование наций должно разгореться и здесь, и та нация, которая в пределах своей страны сумеет создать что-либо большее для охраны своей природы, тем самым много сделает и для мировой охраны природы";

- Л. Форрер (Швейцария): "Если же государство не может своими собственными усилиями добиться необходимых результатов в том случае, например, когда области, требующие охраны, не принадлежат никакому государству или принадлежат нескольким державам, как это может быть с океанами, пустынями, степями, или если вмешательство государства только повредило бы промышленности его собственных подданных и не принесло бы никакой пользы делу охраны, тогда все цивилизованные государства или определенная группа их должны положить конец истреблению при помощи международного соглашения, которое объединило бы эти государства в их общих мероприятиях или принудило бы их к одинаковому образу действий".

К сожалению, в связи с началом Первой мировой войны международный акт об учреждении межправительственной комиссии так и не вступил в силу. Однако усилия международного сообщества по созданию межгосударственного органа в сфере охраны окружающей среды не прошли даром: в 1922 г. появился Международный совет по охране птиц, в 1923 г. было учреждено Международное общество по охране зубра, в 1929 г. был создан Постоянный комитет по охране природы Тихого океана, а в 1935 г. в Брюсселе возникло Международное бюро по охране природы, в задачи которого входило ведение реестра национального природоохранного законодательства и национальных парков и заповедников <1>;

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Первая международная экологическая конференция - Конференция по международной охране природы (Берн, 1913 г.) // Экологическое право. 2006. N 4. С. 2 - 4.

 

- принятие в 1930-е годы двух международно-правовых актов, которые ознаменовали появление чисто экологических подходов, явившихся предшественниками современных экологических концепций: Лондонской конвенции об охране флоры и фауны в их естественном состоянии на Африканском континенте 1933 г. и Вашингтонской конвенции о защите окружающей среды и сохранении дикой природы в западном полушарии 1940 г.

Лондонская конвенция 1933 г. действовала в отношении колониальной Африки, за исключением территории метрополий (ст. 1). Она предусматривала создание национальных парков, строгую защиту некоторых видов диких животных, регулирование экспорта охотничьих трофеев и запрет на некоторые способы охоты.

Хотя в своей основе Лондонской конвенции 1933 г. была свойственна все та же утилитарность, тем не менее она предусматривала такие ограничения, которые не влияли на сохранение охоты как развлечения (сафари) (ст. 4(2)). Кроме того, она призывала к осуществлению мер по одомашниванию диких животных, представляющих экономический интерес (ст. 7(8)), и разрешала принятие дополнительных мер защиты в отношении животных и растений, которые, "по всеобщему признанию, являются полезными для человека или представляют научный интерес" (ст. 8(4)).

Вашингтонская конвенция 1940 г., подобно Лондонской, предусматривала создание заповедников и защиту диких животных и растений, особенно мигрирующих птиц; хотя в целом многие положения этого документа являлись более общими и менее ограничивающими по сравнению с Лондонской конвенцией;

- принятие 11 марта 1941 г. международным арбитражным трибуналом решения по делу "Трейл Смелтер".

Причиной арбитражного разбирательства послужил ущерб, наносимый фермерам штата Вашингтон выбросами двуокиси серы из расположенного в Трейле (Канада) сталелитейного завода "Консолидейтед майнинг энд смелтинг компани". Последовали иски американских граждан к своему государству, и конфликт к 1925 г. из местного превратился в межгосударственный.

В 1928 г. США обратились в Международную совместную комиссию, созданную на основе Договора о пограничных водах 1909 г., с требованием определить размеры ущерба собственности в штате Вашингтон и суммы компенсации. В феврале 1931 г. Комиссия определила сумму возмещения Канадой ущерба, причиненного ею США до января 1932 г., в размере 350 тыс. долларов США. Канада согласилась с суммой компенсации.

В связи с продолжающимся загрязнением США и Канада в 1935 г. подписали специальное Соглашение, которое предусматривало создание международного арбитражного трибунала для оценки ущерба и определения суммы компенсации за него, а также для определения будущего режима функционирования завода <1>. В ст. 1 данного Соглашения подтверждалось обязательство Канады выплатить 350 тыс. долларов США за весь ущерб, нанесенный США вплоть до 1 января 1932 г.

--------------------------------

<1> См.: Convention for the Final Settlement of the Difficulties Arising Through the Complaints of Damage Done in the State of Washington by Fumes Discharged from the Smelter of the Consolidated Mining and Smelting Company. Trail, British Columbia, 15 April 1935 // League of Nations Treaty Series. Vol. 162. P. 73.

 

В результате арбитражный трибунал пришел к выводу, что Канада в период с 1 января 1932 г. по 1 октября 1937 г. причинила ущерб земельным участкам США в размере 78 тыс. долларов США. В период с 1 октября 1937 г. по 1 октября 1940 г. США не смогли доказать ущерб. Что касается возможного ущерба в будущем, начиная с 1 октября 1940 г., то компенсация за него была определена в размере 7500 долларов США в случае установления такового.

Для приведения деятельности завода в соответствие с установленным трибуналом режимом "Консолидейтед майнинг энд смелтинг компани" пришлось установить на заводе дорогостоящее очистное оборудование, которое забирало из дыма, выбрасываемого в воздух, больше двуокиси серы, чем это делали в то время все сталелитейные заводы Северной Америки, вместе взятые <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное право. Практикум: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Вылегжанина, А.Я. Капустина, М.Н. Копылова. М., 2011. С. 308 - 319.

 

В целом решение по делу "Трейл Смелтер" сыграло важную роль в становлении международного экологического права и, в частности, таких его принципов, как:

- принцип недопустимости трансграничного загрязнения окружающей среды за пределами юрисдикции государства;

- принцип оперативной и адекватной компенсации в связи с опасными видами деятельности;

- принцип проведения оценки воздействия деятельности, способной привести к значительным трансграничным отрицательным последствиям для окружающей среды (процедуры ОВОС).

Для более наглядного восприятия суммы компенсации, присужденной международным арбитражем, рассмотрим, сколько на 2008 г. стоили 350 тыс. долларов США и 78 тыс. долларов США 1935 г.:

- по критерию индекса потребительского доверия - 5 млн. 488 тыс. 423,16 и 1 млн. 223 тыс. 134,30 доллара США;

- по критерию дефлятора ВВП - 4 млн. 480 тыс. 123,89 и 998 тыс. 427,61 доллара США;

- по критерию стоимости потребительской корзины - 12 млн. 888 тыс. 86,64 и 2 млн. 872 тыс. 202,17 доллара США;

- по критерию неквалифицированной рабочей силы - 13 млн. 641 тыс. 230,07 и 3 млн. 40 тыс. 45,56 доллара США;

- по критерию ВВП на душу населения - 28 млн. 839 тыс. 190,57 и 6 млн. 427 тыс. 19,61 доллара США;

- по критерию номинального ВВП - 68 млн. 956 тыс. 207,37 и 15 млн. 367 тыс. 383,36 доллара США.

Таким образом, на первом этапе предпринимались разрозненные усилия на двустороннем субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались, и они не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных международных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.

Появились первые элементы кодекса охраны окружающей среды. Доктрина международного права также внесла свой вклад, предложив основополагающие принципы, которые должны были составлять фундамент права трансграничного загрязнения.

Международное экологическое право "достокгольмской эры": от Международного союза охраны природы и природных ресурсов до Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды (1948 - 1972 гг.).

Второй этап, который иногда еще называют "достокгольмской эрой", берет свое начало в 1948 г. Он характеризуется, прежде всего, укреплением институциональной базы международного природоохранного сотрудничества, что связано главным образом с созданием ООН и ее специализированных учреждений, а также с образованием целого ряда международных неправительственных экологических организаций, ведущая роль среди которых принадлежит учрежденному в 1948 г. Международному союзу охраны природы и природных ресурсов (МСОП) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Копылов М.Н. Вклад Международного союза охраны природы и природных ресурсов в кодификацию и прогрессивное развитие международного экологического права // Московский журнал международного права. 2003. N 2 (50). С. 228 - 244.

 

Произошло осознание того, что человек стал фактором фундаментальных изменений в природных системах Земли, включая истощение стратосферного озонового слоя, глобальное изменение климата и утрату биологического разнообразия. В этой связи напомним, что еще в 1925 г. основоположник биогеохимии В.И. Вернадский писал, что, превратившись в существенный экологический фактор биосферного целого, в мощный фактор эволюции органического мира, человеческое общество "становится в биосфере... единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени со все усиливающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самих основ биосферы" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.; Л., 1940. С. 47.

 

Параллельно с этим политическая власть во всем мире становилась все более фрагментарной после распада обширных колониальных империй Великобритании, Франции, Нидерландов, Бельгии и Португалии. Появление новых государств отразилось на росте числа членов ООН с 51 в 1945 г. до 193 в 2011 г. Тот факт, что каждое государство, независимо от численности населения или уровня экономического развития, утверждает исключительное право устанавливать условия использования его природных ресурсов <1>, значительно усложнил задачу достижения международного сотрудничества в решении региональных и глобальных экологических проблем. У государств есть тенденция к чрезмерному использованию или злоупотреблению областями, находящимися за пределами их территориальной юрисдикции, такими как Мировой океан и атмосфера, что ведет, по образному выражению Г. Хардина, к "трагедии общин" в глобальном масштабе <2>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Капустин А.Я. Суверенитет государства над своими природными ресурсами // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, Москва, 9 - 10 апреля 2010 г. / Под ред. А.Х. Абашидзе, М.Н. Копылова, Е.В. Киселевой. Ч. I. М., 2011. С. 58 - 67; Соколова Н.А. Международно-правовые пределы осуществления суверенитета над природными ресурсами // Международное право - International Law. 2009. N 1 (37). С. 34 - 46; Блищенко И.П., Дориа Ж. Экономический суверенитет государства: Учебное пособие / Под ред. И.П. Блищенко. М., 2001.

<2> См.: Hardin G. The Tragedy of the Commons // Science. 1968. December 13. N 168. P. 1243.

 

Центробежные тенденции систем национальных государств были сдержаны в некоторой степени появлением и созреванием международных режимов, обеспечивающих меры международного управления для решения многочисленных экологических проблем. Понятие "международный режим" широко применялось для обозначения сочетания международных учреждений, обычных норм и принципов, а также резолюций и формальных договоров, предписывающих действия государств в отношении конкретного предмета, проблемы или региона. Например, существуют международные режимы сохранения биологического разнообразия, сокращения трансграничного загрязнения воздуха в Европе, ограничения захоронения токсичных веществ в океанах, регулирующие использование космического пространства, режимы сохранения исчезающих видов и защиты окружающей среды Антарктики.

Международные учреждения играют основную роль в создании, развитии и осуществлении международных экологических режимов. Они включают не только универсальные международные межправительственные организации (ММПО) системы ООН, но и региональные, такие как Европейский союз и Африканский союз (бывшая Организация африканского единства (АОЕ)). Большинство ММПО, игравших роль в процессе эволюции международных экологических режимов, не создавались специально для решения экологических вопросов, но со временем их цели стали включать и экологические проблемы.

Работа этих международных учреждений была дополнена ростом числа и влияния международных неправительственных организаций (МНПО). Среди них есть научные объединения, такие как Международный совет по науке (бывший Международный совет научных союзов), и многочисленные экологические организации пропагандистской направленности, такие как "Гринпис Интернешнл" (образована в 1971 г.) <1> и Всемирный фонд дикой природы (ВФДП) (образован в 1961 г.) <2>. Говорят, что совместно МНПО образуют международное гражданское общество с учетом их роли в сближении людей и групп из нескольких стран для продвижения общих интересов и мотивов <3>.

--------------------------------

<1> См.: Копылов М.Н., Копылов С.М., Кузьменко Т.Ю. Прогрессивное развитие и кодификация международного экологического права. М., 2007. С. 149 - 155.

<2> См.: Копылов М.Н. Международно-правовые основы структуры и деятельности Всемирного фонда дикой природы // Московский журнал международного права. 2006. N 2 (62). С. 136 - 145.

<3> См.: Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире. М., 2010.

 

Когда после Второй мировой войны была основана ООН, существовало слабое понимание экологических проблем. И хотя деятельность новой Организации была значительно шире, чем у Лиги Наций, особенно по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам, в Уставе ООН не было упомянуто о природной среде <1>.

--------------------------------

<1> См.: Копылов М.Н. Экологическая компетенция ООН: вчера, сегодня, завтра // Международное право - International Law. 2005. N 3 (23). С. 173 - 195; Соколова Н.А. Роль ООН в прогрессивном развитии международного права окружающей среды // Российский ежегодник международного права. 2005. СПб., 2006. С. 270 - 278.

 

В последующие десятилетия растущие численно ММПО, в частности в значительной степени автономные специализированные учреждения, слабо координируемые ООН, включили экологические проблемы в свои цели <1>. ФАО, чей широкий портфель полномочий включает отношения между производством продуктов питания и окружающей средой, способствовала развитию оценки международных комиссий по рыболовству в области управления и сохранения морских рыбных запасов. ВОЗ приступила к исследованию воздействия загрязнения воды и воздуха на здоровье человека, в то время как МОТ стремилась защитить работников от экологических опасностей, таких как отходы (пыль) и пестициды. ИМО выступила спонсором ряда международных соглашений, направленных на регулирование загрязнения океанов с судов, особенно с танкеров. ЮНЕСКО поддержала исследования в области вопросов, связанных с окружающей средой, включая программу "Человек и биосфера".

--------------------------------

<1> См.: Копылов М.Н. Вопросы защиты и сохранения окружающей среды в деятельности специализированных учреждений ООН (на примере ИМО и ИКАО) // Международное право - International Law. 2006. N 1 (25). С. 178 - 192; Он же. Природоохранные аспекты деятельности Международной организации гражданской авиации (к 60-летию ИКАО) // Экологическое право. 2008. N 3. С. 35 - 37.

 

Внимание международного сообщества к экологическим вопросам в 1960-е годы было направлено на довольно узко определенные экологические проблемы, такие как предотвращение определенных видов загрязнения и сохранение конкретных видов диких животных. Так, в рассматриваемый период времени расширяется международное сотрудничество в области защиты систем трансграничных водотоков от загрязнения. В 1950 г. Бельгия, Франция и Люксембург заключили первый договор, полностью посвященный борьбе с загрязнением пресноводного бассейна, в соответствии с одной из частей которого учреждалась трехсторонняя постоянная комиссия по загрязнению вод. Аналогичные соглашения в дальнейшем были заключены по реке Мозель (1956 г.), озеру Констанс (1960 г.), озеру Леман (1962 г.), Женевскому озеру (1963 г.), по реке Рейн (1963 г.) и по итало-швейцарским водам (1972 г.). Несмотря на то что в большинстве случаев эти соглашения предусматривали создание международных комиссий, они не содержали норм, запрещающих загрязнение.

Своеобразным промежуточным итогом разработки государствами принципов использования трансграничных водотоков явилось принятие Ассоциацией международного права 20 августа 1966 г. Хельсинкских правил пользования водами международных рек, систематизировавших сложившиеся обычно-правовые нормы.

В 1950-е годы реальное договорное воплощение получают усилия государств по борьбе с загрязнением моря. В 1954 г. была принята Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Долгое время она оставалась основным международным соглашением универсального характера, которым предусматривалось ограничение преднамеренных сбросов стойких видов нефти с судов <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Вылегжанин А.Н., Гуреев С.А., Иванов Г.Г. Международное морское право: Учебное пособие / Под ред. С.А. Гуреева. М., 2003. С. 306 - 307.

 

Дальнейший ход событий и, в частности, авария с либерийским танкером "Торри Каньон" в 1967 г. вблизи побережья Великобритании, названная "Хиросимой экологического возраста" <1>, когда Великобритания в целях предотвращения загрязнения уничтожила его, привели к созыву в ноябре 1969 г. в Брюсселе международной конференции для принятия Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью (вступила в силу 6 мая 1975 г.). В том же 1969 г. была заключена Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (вступила в силу в 1975 г.), которая предусматривает, за некоторыми исключениями, объективную (т.е. не зависящую от вины) ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в пределах территориального моря прибрежного государства, а также высокий предел ответственности.

--------------------------------

<1> См.: Falk R.A. This Endangered Planet: Prospects and Proposals for Human Survival. N.Y., 1971. P. 284.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.