Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 3 страница




При этом роль указанных условий возникновения налоговых обязательств не одинакова. При отсутствии объекта налогообложе­ния до наступления срока уплаты налога извещение налогового органа не подлежит исполнению. Однако при отсутствии извеще­ния, но при наличии первых двух условий обязанность налогопла­тельщика заплатить налог сохраняется в течение срока исковои давности.

Все три условия необязательно должны присутствовать одно­временно.

Методы исчисления налога

Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема пре­дусматривает обложение налоговой базы по частям. Например, каж­дая выплата предприятия в пользу физического лица может быть об­ложена налогом отдельно, без учета доходов, полученных ранее Это — некумулятивный метод исчисления налога. Он не требует веде-

Глава 10. Основные положения теории налогового права 217

ния сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами — источниками выплат, но создает значитель­ные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов, в результате чего может возник­нуть необходимость доплаты крупной суммы налога. Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет. Широкое применение получил метод исчисления налога нарас­тающим итогом (кумулятивный метод). Задача этого метода — опре­делять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и в Российской Федерации. Бухгалтерия предприятия — источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному нало­гоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетом сум­мы скидок, рассчитанной также с нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму на­лога, удержанного с этого дохода ранее (схема 13).

  Январь Февраль Март Апрель
Доход за месяц        
Доход за период        
Льготы за месяц        
Льготы за период        
Налогооблагаемый до­ход за период        
Налог за период        
Ранее уплаченный налог        
Взнос в бюджет        

Кумулятивная система исчисления налога

Шкала налогообложения (условная): до 5 тыс. ед. — 10%, от 5 до 10 тыс. ед. — 20%, свыше 10 тыс. ед. — 30%. Таким образом, на­логоплательщик, получающий доход только из одного источника, к концу года освобожден от обязанности пересчета дохода и допол­нительных платежей налога. Однако этот порядок требует точного учета субъектом — источником выплат доходов работников и удер­жанных налогов.

По законодательству Российской Федерации сочетание кумуля­тивного и некумулятивного методов применяется в случае, если плательщик получает доходы из нескольких источников и нет воз­можности регулярного подсчета его совокупного дохода.

Способы, сроки и порядок уплаты налога

Существуют три основных способа уплаты налога: • уплата налога по декларации;

218 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

• уплата налога у источника дохода;

• кадастровый способ уплаты налога.

Уплата налога по декларации

Уплата налога по декларации предполагает, что налогоплатель­щик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.

В декларации указываются сведения о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Такую роль может выполнять декларация, например, при уплате налога на до­ходы физических лиц.

На основе п. 8 ст. 227 Налогового кодекса РФ исчисление сумм авансовых платежей ведется налоговым органом на основа­нии суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой дек­ларации. Согласно п. 55 Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению Закона Российской Феде­рации «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями)1 с доходов иностранных физических лиц налог ис­числялся на основании деклараций о доходах налоговым органом по месту деятельности или проживания плательщика на террито­рии Российской Федерации. Документом для уплаты налога слу­жило платежное извещение, направляемое налоговым органом плательщику.

Однако в большинстве случаев подача декларации является ис­ключительно отчетным действием, смысл которого состоит в том, чтобы зафиксировать сумму налога, исчисленного плательщиком самостоятельно. В дальнейшем при проведении налоговых прове­рок данные декларации сравниваются с контрольными цифрами. Расхождения этих данных служит основанием либо для возврата излишне уплаченных сумм налога, либо для взыскания недоимок, пеней и иных предусмотренных законом санкций.

При подаче такой декларации плательщик не ожидает вручения ему налоговым органом извещения об уплате налога, а уплачивает налог самостоятельно в установленный срок.

Примером может служить декларация (расчет налога), подавае­мая плательщиками налога на прибыль предприятий и организа­ций. Согласно ст. 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы налоговые декларации.

Суммы налога на прибыль, исчисленные самими плательщика­ми, вносятся ими в бюджет не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций (ст. 287 НК РФ).

С целью приблизить момент уплаты налога к моменту получе-

Налоги и платежи. 1997. № 9.

Глава 10. Основные положения теории налогового права 219

ния дохода устанавливают обязанность уплаты промежуточных (авансовых) взносов налога.

Как правило, размер авансового платежа устанавливается исхо­дя из суммы налога, уплаченного за предшествующий период.

Например, организации уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в размере одной третьей части сум­мы налога, уплаченной за предшествующий квартал (ст. 286 НК РФ).

Размеры авансовых платежей могут определяться и на основе суммы налога, предполагаемой налогоплательщиком. Таким обра­зом, например, рассчитывают сумму налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью: расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период проводит­ся налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохо­да, указанного в налоговой декларации (п. 8 ст. 227 НК РФ).

По окончании отчетного периода проводится расчет фактиче­ской суммы налога. Авансовые платежи засчитываются в счет упла­ты этой суммы. Недостающая сумма доплачивается, излишне упла­ченная — возвращается или засчитывается в счет предстоящих пла­тежей по налогу.

Налогоплательщику всегда выгодно предположить меньший до­ход, чем он собирается получить в действительности. Этим он со­храняет деньги в обороте и получает дополнительный доход. В ус­ловиях инфляции выгода возникает и из-за того, что в более отда­ленные сроки налог уплачивается уже «облегченными» деньгами.

Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» устанавливал определенные правила для аналогичной ситуации: разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет, рассчи­танной на основе фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога рассматривалась как краткосрочный кредит, полу­ченный плательщиком из бюджета. За пользование этим кредитом плательщик был обязан уплатить проценты, установленные Цен­тральным банком РФ (абз. 3 п. 2 ст. 8).

В случае переплаты авансовых платежей по налогу на прибыль возвращаемая сумма также индексировалась. При этом возвращае­мая из бюджета сумма не могла быть больше суммы авансовых взносов, уплаченных предприятием.

Уплата налога у источника дохода

В отличие от уплаты налога по декларации, где моменту уплаты предшествует момент получения дохода, при уплате налога у источ­ника дохода последовательность взимания налога меняется. Налого­плательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты Налога представляется как автоматическое удержание, безналичный способ. Налоги, удержанные таким способом, называют также аван-

220 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

совыми налогами, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Кадастровый способ уплаты налога

Кадастр— это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.

В основу построения кадастра может быть положена какая-либо характеристика соответствующего объекта. Например, при построе­нии земельного кадастра — вид земли (пашня, пастбища, леса и др.). Такой кадастр называется парцеллярным.

Другой вариант — когда за основу классификации берется ка­кое-либо юридическое основание, например собственность лица на определенное имущество. Такой кадастр называется реальным. Так, реальный земельный кадастр отражает доходность земли, принадле­жащей налогоплательщику, в целом, а не отдельных ее частей.

Другое деление кадастров на виды приводится в зависимости от объектов налогообложения. Выделяют домовый, земельный, про­мысловый и другие кадастры.

При взимании подушного (равного) налога роль кадастра вы­полняет список населения определенной территории.

В связи с изменением физического состояния имущества и его стоимости производится периодическое уточнение (актуализация) кадастра.

Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в том, что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков его предполагаемой доходности, момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Поэтому для упла­ты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса. Например, земельный налог уплачивается двумя равными доля­ми — 15 сентября и 15 ноября текущего года (ст. 17 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»1). В те же сроки уплачивается налог на имущество физических лиц (п. 9 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц»).

Сроки уплаты налога

Существенным элементом юридического состава налога явля­ются сроки его уплаты. Они устанавливаются законом примени­тельно к каждому налогу и сбору.

Срок уплаты налога может определяться календарной датой Например, организации уплачивают налог на прибыль не позднее 30-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Таким способом определяются сроки уплаты регулярных налогов.

Сроки уплаты разовых налогов определяются истечением вре­мени со дня события, которое обусловливает обязанность уплатить

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 №44 Ст. 1424 (с изменениями и дополнениями)

Глава 10. Основные положения теории налогового права 221

налог. Этот период может исчисляться годами, кварталами, месяца­ми, декадами, неделями или днями.

Так, налог на имущество, переходящее в порядке наследования, должен быть уплачен до истечения трех месяцев с момента оформ­ления принятия наследства.

Этот же способ может применяться и для установления сроков уплаты регулярных налогов. К примеру, предприятия вино-водоч­ной промышленности уплачивают акциз не позднее трех дней с даты реализации алкогольной продукции

Наконец, уплата налога может быть приурочена к какому-либо, событию или действию. Так, государственная пошлина уплачивает­ся до подачи в суд искового заявления

Налогоплательщик должен самостоятельно уплатить налог в срок, но вправе исполнить обязанность по уплате налога досроч­но. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установлен­ный срок невнесенная сумма считается недоимкой, подлежащей взысканию в установленном законом порядке

Порядок уплаты налога

Порядок уплаты налога — технические приемы внесения налого­плательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответст­вующий бюджет (фонд).

Данный элемент юридического состава налога предполагает оп­ределение следующих вопросов.

> Направление платежа, т.е бюджет или внебюджетный фонд, в который уплачивается налог.

> Средства уплаты налога Как правило, налог уплачивается в национальной валюте. Налоговый кодекс РФ установил, что обя­занность по уплате налога исполняется в валюте Российской Феде­рации (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ).

> Механизм платежа. Вопрос о механизме платежа (в безналич­ной или наличной форме, в кассу сборщика налога или на бюджет­ный счет через банк плательщика и т.п.), как правило, решается в законе, определяющем общие условия налогообложения. Однако при уплате некоторых платежей, например таможенных пошлин, может устанавливаться особый механизм уплаты (внесение на де­позит причитающихся сумм, обеспечение уплаты залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица — ст. 122 Тамо­женного кодекса РФ).

Одной из разновидностей механизма платежа является приобре­тение марок акцизного сбора.

Законом РФ от 7 марта 1996г. № 23-ФЗ «О внесении измене­ний в Закон Российской Федерации «Об акцизах»'в целях обеспе­чения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального вво­за и декларации подакцизных товаров был установлен авансовый порядок взимания акцизов в форме продажи марок акцизного сбо-

1 СЗ РФ 1996 № 11 Ст 1016

222 Раздел IV. Регулирование государственных доходов

pa установленного образца. Марки приобретались импортерами до момента ввоза товаров на территорию России, т.е. авансом. Реали­зация на территории России товаров, подлежащих маркировке, без наличия на них марок акцизного сбора была запрещена.

Множество форм внесения платежей предусматривал Закон РФ от 3 марта 1995г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»1.

Так, платежи за право пользования недрами могли взиматься не только в денежной, но и в натуральной форме. В уплату могла быть засчитана часть объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем продукции. Сумма платежей могла быть погашена путем выполнения плательщиком определенных ра­бот или предоставления услуг. Кроме того, платеж мог быть внесен путем выделения государству определенной доли в уставном фонде создаваемого горного предприятия.

Закон устанавливал ряд ограничений по реализации указанных возможностей.

> Особенности контроля за уплатой налога. Хотя вопросы нало­гового контроля — предмет специальных законов о налоговой службе, в ряде случаев специфические вопросы контроля могут рассматриваться и в законах о конкретных налогах. Так, Закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» определяет, что ре­гистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не проводятся, т.е. органам дорожно-патрульной службы вменено в обязанность проверять факт уплаты налога.

Контрольные вопросы:

1. Какими признаками отличаются налоги от иных платежей?

2. Чем отличаются налоги от сборов?

3. Охарактеризуйте основные виды налогов.

4. Назовите принципы налогообложения.

5. Проанализируйте юридический состав налога.

6. Что означает принцип соразмерности налогообложения?

7. Каким образом соостносятся объект и предмет налогообложе-

ния/

В. Назовите основные методы исчисления налога.

' СЗ РФ. 1995. № Ю. Ст. 823

Глава 11. Налоговые правоотношения

§ 1. Понятие налоговых правоотношений

Статья 2 части первой Налогового кодекса РФ определяет, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отноше­ния по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в про-* цессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к от­ветственности за совершение налогового правонарушения.

Отношения по установлению налогов, т.е. по определению су­щественных элементов юридического состава тех или иных нало­гов, возникают между органами законодательной (представитель­ной) и исполнительной власти. Законодательство регулирует вопро­сы компетенции этих органов при разработке проектов норматив­ных актов о налогах и сборах, их обсуждении и принятии.

Отношения по установлению и введению налогов возникают также между Федерацией и ее субъектами, органами местного са­моуправления. Правовыми актами регулируются вопросы о разгра­ничении полномочий в налоговой сфере, о праве конкретизировать и уточнять условия взимания налогов, вводить или отменять взима­ние того или иного фискального платежа.

Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это — самые массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы — все­общая.

Основные участники этих отношений — налогоплательщики. Благодаря их взносам государственная машина получает «горючее», приводящее в движение весь механизм государственного управле­ния.

Другим обязательным участником налоговых отношений высту­пает государство, представленное налоговыми органами.

Налоги — это необходимое условие существования государства. В соответствии с Конституцией РФ государство выступает вырази­телем суверенитета народов Российской Федерации, обеспечивает проведение политики демократической, правовой и социальной на­правленности. Уплата налогов в этом случае удовлетворяет интере­сы всех членов общества. Поэтому обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер.

Этот характер проявляется в том, что обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловно­го требования государства. Это, в свою очередь, определяет безэкви-валентность платежа налога, односторонний характер обязательства и обусловливает использование принуждения как гарантии выполнения обязанности платить налоги. В связи с этим налоговые правоотноше-

224 Раздел IV. Регулирование государственных доходов

ния основаны на властном подчинении одной стороны другой. Нало­говым органам, действующим от имени государства, принадлежат властные полномочия, основанные на законе. Границы этих властных полномочий определяются с учетом того, чтобы их реализация не от­меняла и не умаляла прав и свобод человека и гражданина!. Именно соблюдение этого требования является чертой демократического правового государства и отличает его от предшествующих ему форм правления и способов осуществления государственной власти.

Налогоплательщик обязан подчиняться требованиям законода­тельства о налогах и сборах. Налоговые органы контролируют вы­полнение этой обязанности. Для налогоплательщиков обязательны те требования налоговых органов, которые основаны на законе. В соответствии со ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования на­логовых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Таким образом, суть взаимоотношений участников налоговых отношений состоит не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординации), а в подчинении обеих сторон закону. При этом налоговые органы контролируют выполнение налогоплатель­щиками требований налогового законодательства и имеют право действовать властно-обязывающим образом. Налогоплательщики имеют право оспаривать законность действий налогового органа в административном или судебном порядке.

Природой налоговых правоотношений обусловлен метод их ре­гулирования—метод властных предписаний. Он выражается в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и другими актами государственных орга­нов. Конечно, налогоплательщик самостоятельно выбирает вид деятельности, приносящей ему доход, но он не определяет налого­вых последствий своего выбора.

Методу властных предписаний характерно преобладание обязы-ваний, а не дозволений (как, например, в гражданском праве) или запретов (как в уголовном праве). Это не исключает наделения на­логоплательщиков правами, которые выступают гарантиями соблю­дения социальных, экономических и других прав физических и юридических лиц при выполнении ими обязанностей по уплате налогов. Иными словами, права обусловлены обязанностями.

Наряду с властными предписаниями налоговому праву извест­ны и договорные отношения, допускающие некоторую инициативу обязанных субъектов. Однако эта инициатива строго ограничена законом. НК РФ, например, допускает возможность заключения договоров между налогоплательщиками и финансовыми органами о предоставлении инвестиционного налогового кредита. При этом Кодекс ограничивает усмотрение сторон, вводит строгие рамки воз­можных соглашений (ст. 65—68 части первой НК РФ).

1 Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г «О федеральных орынах налоговой полиции».

Глава 11. Налоговые правоотношения

§ 2. Участники налоговых правоотношений

Участниками налоговых правоотношений выступают субъекты хозяй­ственной деятельности и государственные органы. Права и обязанно­сти составляют основу правового статуса участников налоговых право­отношений и являются основанием для выделения их категорий.

Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают прежде всего в качестве налогоплательщи­ков, представителей налогоплательщиков, налоговых агентов. Бан­ки как расчетно-кассовые центры выполняют ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Законодательству может налагать отдельные обязанности, связанные с налогообложе­нием, и на другие категории лиц.

Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере (органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, органы Государственного тамо­женного комитета Российской Федерации), и структуры, наделен­ные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов).

Специальными правоохранительными органами, выполняющи­ми функции предупреждения, выявления, пресечения и расследова­ния нарушений законодательства о налогах и сборах, являются фе­деральные органы налоговой полиции.

В графическом виде состав участников налоговых правоотноше­ний представлен на схеме 14. Об их правах и обязанностях говорит­ся в настоящей главе.

Государственные органы, ооблалающне полномо­чиями шнтропя и управления в налоговом

I

 

15-9677

226 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

Налогоплательщик (субъект налогообложения) — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязан­ность уплачивать налоги и сборы (ст. 19 части первой НК РФ). Та­ким образом, самое общее деление плательщиков на группы — это деление на налогоплательщиков — физических лиц и налогопла­тельщиков-организаций (схема 15).

Глава 11. Налоговые правоотношения

Группы налогоплательщиков

Физические лица

Резиденты

Единые

Независимые

Юридические лица

Нерезиденты

Консолидированные

Взаимозависимые

До принятия НК РФ российское законодательство о налогооб­ложении признавало в качестве налогоплательщиков не только юридические лица, но и их филиалы, обособленные подразделения, обладающие отдельным счетом, составляющие бухгалтерский ба­ланс, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Это объяснялось необходимостью обеспечить поступление налогов в ре­гиональные и местные бюджеты не только по местонахождению го­ловного офиса организации, но и по месту расположения филиалов и подразделений. Таким образом, одно юридическое лицо оказыва­лось разделенным на несколько самостоятельных налогоплательщи­ков. Это влекло установление новых норм, регламентирующих на­логовые последствия движения денег и материальных средств меж­ду такими налогоплательщиками. В результате законодательство становилось все более казуистичным, не отвечающим потребностям развития экономики.

В Налоговом кодексе РФ под организациями-налогоплательщи­ками понимаются юридические лица. Порядок распределения на­логовых платежей между бюджетами различных территорий, на ко­торых юридическое лицо ведет деятельность через расположенные там филиалы и иные обособленные подразделения, устанавливается применительно к конкретным налогам.

Помимо российских юридических лиц плательщиками налогов в РФ при определенных обстоятельствах могут быть также ино­странные организации' юридические лица, компании и другие кор-

поративные образования, обладающие гражданской правоспособно­стью; международные организации, их филиалы и представительст­ва, созданные на территории РФ.

В законодательстве многих зарубежных стран группа предпри­ятий — самостоятельных юридических лиц, связанных между собой организационно, финансово и технически, может рассматриваться как консолидированный налогоплательщик. Это объясняется тем, что, во-первых, в условиях специализации производства итоговый результат может быть получен на стадии реализации готового про­дукта, а во-вторых, внутри такой группы существует множество ва­риантов планирования налоговых платежей, поэтому налогообло­жение отдельных участников группы может оказаться неэффектив­ным.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финан­сово-промышленных группах»1 предусматривает, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров (работ, услуг), могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков (ст. 13). Однако до настоящего време­ни налоговое законодательство не установило конкретных правил образования и деятельности консолидированного налогоплатель­щика.

Консолидированными налогоплательщиками могут быть не только юридические, но и физические лица. Например, законода­тельство США предусматривает право супругов представлять совме­стную декларацию о доходах. К их общему доходу применяется специальная шкала налогообложения.

Проект части второй НК РФ не предусматривает такого варианта налогообложения в России. Наличие организационных и родствен­ных связей налогоплательщиков НК РФ учитывает в ином аспекте. Статьей 20 части первой Кодекса введено понятие «взаимозависи­мые лица». Ими признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать непосредственное влия­ние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Кодекс указывает на такие отношения: одно лицо непосредственно или косвенно участвует в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия со­ставляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению; лица состоят в брачных отношениях, от­ношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

В перечисленных случаях лица признаются взаимозависимыми в силу закона. Однако таковыми они могут быть признаны и реше­нием суда, когда имеются доказательства, что они находятся под контролем третьего лица либо лицо каким-либо образом контроли­руется другим. Например, два дочерних предприятия одного юри­дического лица могут быть признаны взаимозависимыми несмотря на то, что ни одно из них не участвует в имуществе другого.

1 СЗ РФ 1995 № 49

15'

7f

228 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

Результаты сделок между взаимозависимыми лицами оценива­ются с учетом особых правил, установленных ст. 40 части первой НК РФ.

Из общего круга налогоплательщиков — организаций и физиче­ских лиц выделяют по различным основаниям отдельные категории. Это выделение вводится, как правило, в целях предоставления на­логовых льгот, а также установления различных форм и методов налогообложения. Статья 56 части первой НК. РФ устанавливает, что льготы по налогам предоставляются отдельным категориям на­логоплательщиков. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут быть индивидуальны.

Критерии выделения категорий налогоплательщиков не произ­вольны. Они выбираются с учетом принципов равного налогового бремени, всеобщности налогообложения.

Статья 3 части первой НК РФ устанавливает, что налоги и сбо­ры не могут иметь дискриминационный характер и различно при­меняться исходя из социальных, расовых, национальных, религиоз­ных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.