Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 10 страница




Действующие ставки акцизов разделяются на специфические, устанавливаемые в твердых суммах, и адвалорные (процентные). Так, для ювелирных изделий и некоторых видов подакцизного ми­нерального сырья применяются адвалорные ставки, а для алкоголь­ной и табачной продукции — специфические.

Объектами акцизов являются факты реализации (передачи) на­логоплательщиком подакцизных товаров (в том числе и из даваль-ческого сырья), а также импорт подакцизных товаров. В гл. 22 НК РФ установлен накопительный метод учета налоговой базы: момен­том реализации подакцизных товаров и подакцизного минерально­го сырья, за исключением моторного масла и природного газа, яв­ляется день их отгрузки. Моментом реализации моторного масла и природного газа считается день поступления денежных средств на банковский счет или в кассу налогоплательщика. Сумму акциза плательщики определяют самостоятельно. При этом сумма акциза, как и НДС, в счетах-фактурах выделяется отдельной строкой.

В целях расширения экспорта готовой продукции и недопуще­ния двойного налогообложения акциз не взимается либо возвраща­ется (возмещается) из бюджета в случае поставок большинства по­дакцизных товаров за пределы государств — участников СНГ. Не освобождаются от акцизов поставки на экспорт минерального сы­рья.

Сроки уплаты налога и представления отчетности определяются в зависимости от величины оборота по реализации соответствую­щего товара и вида производимой продукции. Наиболее часто упла­чивают акциз производители этилового спирта и ликеро-водочных изделий.

В качестве особой меры контроля за своевременным и полным внесением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка

Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ

СЗ РФ 2000. № 32. Ст 3340.

специальными марками акцизного сбора алкогольной продукции, табака и табачных изделий, как производимых на территории Рос­сийской Федерации, так и ввозимых на ее таможенную террито­рию.

В Российской Федерации акцизы отнесены к федеральным на­логам, но они ежегодно распределяются в порядке межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. В регио­нальные бюджеты может зачисляться от 50 до 100% сумм акцизов, собранных на территории субъектов Российской Федерации1.

Налоги, поступающие в дорожные фонды

В эту группу входят налоги, установленные Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Фе­дерации»2. Рассматриваемая группа налогов может зачисляться как в бюджеты субъектов Российской Федерации, так и в целевые фон­ды, консолидируемые в соответствующих бюджетах, — Федераль­ный и территориальные дорожные фонды. За счет средств данных фондов осуществляется финансирование затрат, связанных с содер­жанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобиль­ных дорог общего пользования.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают все юридические лица независимо от фактического пользования авто­дорогами. Базой для исчисления налога в зависимости от вида дея­тельности налогоплательщика является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно владельцами автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу при про­хождении обязательного технического осмотра. Размер налога зави­сит от мощности двигателя автомобиля.

Акцизы на реализацию легковых автомобилей уплачивают заво­ды-изготовители с соблюдением условий, установленных гл. 22 НК РФ «Об акцизах».

Упрошенная система налогообложения. Налог на вмененный доход

В отношении доходов малого и среднего бизнеса применяются особые налоговые режимы.

Первый из них, получивший название упрощенной системы на­логообложения, учета и отчетности, состоит в замене уплаты орга­низацией совокупности установленных законодательством Россий­ской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хо­зяйственной деятельности организации. Индивидуальные предпри­ниматели, перешедшие на такую систему, вместо налога на доходы

1 См Приложение № 2 к Закону РФ от 30 декабря 2001 г № 194-ФЗ «О Фе­деральном бюджете на 2002 г.» // СЗ РФ 2001. № 53. Ст. 5030.

2 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991 № 44. Ст. 1426

294 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

от предпринимательской деятельности уплачивают стоимость па­тента на занятие данной деятельностью1.

Субъекты малого предпринимательства имеют право выбора уп­рощенной системы налогообложения либо обычного налогового ре­жима. Документом, удостоверяющим право применения упрощен­ной системы налогообложения, является годовой патент, выдавае­мый налоговыми органами. Запрет на применение упрощенного налогового режима установлен для организаций, занятых в произ­водстве подакцизной продукции, для кредитных организаций, стра­ховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.

Стоимость патента в большинстве регионов зависит от вида деятельности и определяется представительными органами субъек­тов Федерации. В некоторых регионах стоимость патента зависит от срока предпринимательской деятельности и не связана с ее ви­дом. Так, например, в г. Москве годовая стоимость патента для ин­дивидуального предпринимателя составляет величину, кратную оп­ределенному размеру минимальной месячной оплаты труда. В каж­дый последующий год размер стоимости патента увеличивается. Начиная с третьего года работы и в последующие годы стоимость патента остается неизменной, обеспечивая стабильность условий предпринимательской деятельности2.

В ряде регионов право установления стоимости патента делеги­ровано местным органам власти, поскольку в этих регионах плата за патент полностью зачисляется в местные бюджеты. Законода­тельством субъекта Федерации лишь ограничиваются нижний и верхний пределы годовой стоимости патента5.

Применение упрощенной системы налогообложения направле­но на вовлечение в сферу налогообложения малого бизнеса, либе­рализацию обычных форм налогового контроля, которые не всегда действенны именно в этой сфере.

Вторым видом особого режима налогообложения является еди­ный налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. В отличие от упрошенной системы налогообложения примене­ние налога на вмененный доход обязательно для налогоплательщи­ков, перечень которых установлен федеральным законом и законом субъекта Федерации, вводящим налог на своей территории. Пла-

1 См.: ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»//СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 15.

2 См.: Закон г. Москвы от 16 октября 1996 № 29 «О порядке налогообложе­ния субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систе­му налогообложения и отчетности» в редакции Закона г. Москвы от 25 апреля 2001 г. № 14//Ведомости Московской городской Думы. 2001.

3 Статья 3 Закона Ленинградской области от 12 мая 1996 г. № 16-оз «Об уп­рощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства на территории Ленинградской области» в редакции Закона от 23 июля 2001 г № 48-оз//Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 2001-Вып. 8.

--------------- Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ _______ 295

тельщики этого налога — организации и индивидуальные предпри­ниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах, например: общественном питании, рознич­ной торговле, бытовых и парикмахерских услуг, розничной торгов­ле горюче-смазочными материалами и др. С момента введения на­лога на вмененный доход на территориях соответствующих субъек­тов Федерации с плательщиков этого налога не взимаются основ­ная часть налогов от предпринимательской деятельности и платежи в государственные внебюджетные фонды'.

^Объектом налогообложения является так называемый вменен­ный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика налога за вычетом необходимых затрат. Конкретный размер вме­ненного дохода для различных видов деятельности устанавливается правовыми актами представительных органов государственной вла­сти субъектов Федерации. Правительство РФ доводит до их сведе­ния формулы расчета суммы единого налога, носящие рекоменда­тельный характер, а также перечень их составляющих.

Федеральным законом установлена ставка налога в размере 15% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также корректирующих коэффициентов базовой доходности, которые утвер­ждаются представительными органами субъекта Федерации.

Уплата налога производится ежемесячно в виде авансового пла­тежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц, налоговые льготы и сроки уплаты налога устанавливаются на ре­гиональном уровне. Суммы налога распределяются между бюджета­ми разных уровней и внебюджетными фондами. Документом сви­детельствующим об уплате налогоплательщиком налога на вменен­ный доход, является специальное свидетельство. На каждый вид деятельности, облагаемый налогом на вмененный доход, и на каж­дое отдельное место осуществления облагаемой налогом деятельно­сти (например палатку, магазин, павильон и др.) выдается отдель­ное свидетельство. Свидетельство действительно в том периоде, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.

на федеральном уровне установлены основания и условия на­логообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятель­ности, но право детализации налогового режима предоставлено за­конодательным органам субъектов Федерации2,

Применение налога на вмененный доход, в "основе которого ле-жит^редгюлагаемая, а не реальная доходность налогоплательщика,

логеСнМГ рС,Т,'(^„(?еДеРаЛЬНОГО закона от 31 июля '998 г. № 148-ФЗ «О едином на-1998 №31 Ст 3826 ^^ ^ Определенных видов Деятельности»// СЗ РФ.

Ном СМ' 3аК°Н Московской области от 26 декабря 2000 г. № 104/2000-01 «О еди-^п!™3 вме"енный Д°хрД Для определенных видов деятельности в Мос­й области»// Вестник Московской областной Думы. 2001.

296 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

наряду с упрощением порядка налогообложения направлено преж­де всего на достижение определенных фискальных целей в той сфе­ре экономики, где уклонение от налогов считается наиболее рас­пространенным.

Налог с продаж

В налоговую систему России вновь введен налог с продаж, взи­мавшийся непродолжительное время в конце 80-х гг. Его введение было обусловлено необходимостью обеспечения региональных и местных бюджетов дополнительными и регулярными источника­ми доходов для финансирования социальных расходов.

Налог с продаж является ярким примером косвенного налога, он взимается в сфере потребления, что сближает его с другими кос­венными налогами — акцизами, НДС, таможенной пошлиной.

Налоговая техника, применяемая при взимании налога с про­даж, традиционна для косвенного налогообложения, но имеет и свои особенности' налоговые отношения реализуются в сфере личного (семейного) потребления, юридический плательщик на­лога не совпадает с фактическим носителем налогового бремени, налог поступает в бюджет в результате совершения сделок куп­ли-продажи товаров (работ, услуг), суммы поступающих в бюджет налогов автоматически увеличиваются вместе с ростом цен и по­требления.

Применением косвенного налогообложения государство сгла­живает те возможные негативные моменты, которые связаны с применением прямых налогов, потребитель товара либо услуги компенсирует продавцу сумму налога, заложенную в уплачиваемой цене, не сознавая себя вовлеченным в сферу налогообложения. Су­ществовавшая ранее точка зрения, что косвенное налогообложение распространено только в наименее экономически развитых странах, опровергается преобладанием таких налогов в доходах бюджетов большинства европейских стран, отличающихся высоким уровнем доходов населения и как следствие — более развитой сферой по­требления.

В США, где налог с продаж составляет основу доходной части бюджетов штатов, НДС не взимается. Страны — участницы ЕЭС отказались от взимания налога с продаж, но распространили на всей территории Союза унифицированные нормы взимания НДС Особенностью российской налоговой системы является наличие одновременно и НДС, и налога с продаж.

Плательщики налога с продаж — организации, в том числе ино­странные, а также физические лица — индивидуальные предприни­матели.

Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реали­зации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный рас­чет, а также с использованием расчетных и кредитных банковских карт (ст. 349 НК РФ)1.

Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ

СЗ РФ 2001 № 49 Ст 4554

Поскольку налог с продаж является региональным налогом и вводится в действие на территории субъекта Российской Федера­ции законодательным актом данного субъекта, то его взимание по­строено на территориальном принципе. Налог подлежит уплате по месту осуществления операций, признаваемых объектом налогооб­ложения.

Налоговая база — стоимость товаров (работ, услуг), включая на­лог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров.

Налоговый период составляет один месяц. На федеральном уровне установлена максимальная ставка налога в размере 5%. Конкретная ставка налога устанавливается законами субъектов Фе­дерации, вводящими налог в действие на территории региона. По­рядок и сроки уплаты налога, формы отчетности также устанавли­ваются законами субъектов Федерации.

Перечень льгот по налогу с продаж установлен федеральным за­конодательством и является единым на всей территории Россий­ской Федерации. Не облагаются налогом с продаж товары и услуги повседневного спроса и социального значения: хлебобулочные из­делия, молочные продукты, детское и диабетическое питание, жи­лищно-коммунальные и ритуальные услуги, услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом, учебная и научная книж­ная продукция и др.

Земельный налог

Земельный налог — поимущественный налог рентного типа. Он построен таким образом, чтобы изъять часть доходов налогопла­тельщика, которые получены не в результате его личных усилий, а являются следствием относительно более благоприятных условий хозяйствования на земле, в которые объективно поставлен налого­плательщик, участок более плодороден, имеет лучшее расположе­ние и т.п.

Закон Российской Федерации от 11 октября 1991г. №1738 «О плате за землю»1 делит земельные участки на группы в зависи­мости от характера их использования и, следовательно, от условий получения дохода: земли сельскохозяйственного использования (сельхозугодья и земли сельских населенных пунктов) и земли не­сельскохозяйственного использования (земли городов и других на­селенных пунктов, земли промышленного, транспортного, военно­го и другого использования вне населенных пунктов, земли водно­го и лесного фондов).

Размер земельного налога напрямую не зависит от результа­тов хозяйственной деятельности собственников земли, землевла­дельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабиль­ных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога могут пересматриваться в связи с из­менением условий хозяйствования, не зависящих от пользователя земли.

Ведомости СНД и ВС РФ 1991 №44 Ст 1424

298 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

Ставки налога определяются местными органами государствен­ной власти или органами государственной власти субъектов Федера­ции на основе установленных федеральным законом базовых ставок и поправочных коэффициентов, учитывающих особенности земель­ного участка. За земельные участки, не используемые или исполь­зуемые не по целевому назначению, ставка земельного налога уста­навливается в двукратном размере (ст. 3 Закона о плате за землю).

Льготы носят в основном социальный характер. Так, освобож­даются от налога инвалиды I и II групп, Герои Советского Союза, Герои России, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооружен­ных Силах СССР». Не платят налог высшие учебные заведения, на­учно-исследовательские учреждения, заповедники и ботанические сады. Органы представительной власти субъектов Федерации и ор­ганы местного самоуправления вправе устанавливать дополнитель­ные льготы в пределах суммы налога, поступающего в бюджеты со­ответствующих территорий.

Налоговым периодом является календарный год. Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму налога, а для землевла­дельцев — физических лиц это делают налоговые органы. Налог уп­лачивается по срокам, конкретно определенным законом (15 сен­тября и 15 ноября).

Единый социальный налог (взнос) в государственные внебюджет­ные фонды

Единый социальный налог (взнос) заменил несколько видов обязательных платежей — страховых взносов, которые ранее упла­чивались в государственные внебюджетные фонды, предназначен­ные для мобилизации средств для реализации права граждан на го­сударственное пенсионное и социальное обеспечение и медицин­скую помощь. Он зачисляется в федеральный бюджет и государст­венные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского стра­хования (ст. 241 НК РФ в редакции Федерального закона от 31 де­кабря 2001 г. № 198-ФЗ)1. Плательщиками налога являются работо­датели, осуществляющие выплаты наемным работникам, предпри­ниматели и адвокаты.

Для работодателей объектом налогообложения являются вы­платы и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гра­жданско-правовых договоров, предметом которых является пере­ход права собственности на имущество, а также договоров, свя­занных с передачей в пользование имущества: аренды, купли-про­дажи и др. Работодатель включает в налогооблагаемую базу выпла­ты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они

Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ

СЗ РФ 2002 № I (ч. 1). С 1.4.

осуществляются, в том числе оплату за работников и членов их се­мьи предназначенных для их потребления товаров, работ, услуг, имущественных или иных прав, например оплату коммунальных услуг, стоимости приобретаемых квартир и др. Также включаются в налогооблагаемую базу выплаты в натуральной форме, при этом применяются рыночные цены на передаваемые товары (работы, услуги).

Налоговый кодекс устанавливает широкий круг изъятий в ос­новном социального характера. Так, не подлежат включению в на­логооблагаемую базу государственные пособия, компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; оплата стоимости и выдача на­турального довольствия и др. Кроме того у работодателей-организа­ций не облагаются выплаты, не относящиеся к расходам, умень­шающим налоговую базу по налогу на прибыль.

От уплаты единого социального налога освобождены организа­ции-работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не пре­вышающих в течение года установленного законодательством раз­мера на каждого работника-инвалида; работодатели-учреждения, созданные общественными организациями инвалидов для достиже­ния социальных целей, а также для оказания правовой и иной по­мощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Объектом налогообложения у предпринимателей и адвокатов являются их собственные доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связан­ных с их извлечением. У индивидуальных предпринимателей, при­меняющих упрощенную систему налогообложения, объектом нало­гообложения считается валовая выручка, налогооблагаемая база оп­ределяется как произведение валовой выручки и установленного коэффициента.

Ставки единого социального налога для отдельных групп нало­гоплательщиков установлены федеральным законодательством. Таких групп в Налоговом кодексе выделено четыре: работодатели; работодатели — сельскохозяйственные товаропроизводители и ро­довые, семейные общины малочисленных народов Севера, зани­мающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предпри­ниматели и адвокаты. В отношении каждой группы действует своя шкала налогообложения, носящая регрессивный характер: с рос­том налогооблагаемой базы по единому социальному налогу пони-• жаются его ставки. При этом пониженные ставки применяются в отношении возросшей части налогооблагаемой базы. В каждой шкале установлены разряды: размеры ставок налога, зачисляемого |в Федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, фон-|ды обязательного медицинского страхования — Федеральный |и территориальные.

Работодатели вправе уменьшить суму единого социального на-[лога, направляемую в Фонд социального страхования Российской (Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели госу-

300 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

дарственного социального страхования — оплату больничных лис­тов, приобретение путевок в санаторно-курортные учреждения и др. В отношении суммы налога, направляемой в федеральный бюджет, предоставляется налоговый вычет в размере начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование согласно дейст­вующему законодательству.

Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год. Налогоплательщики-работодатели в течении года уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Адвокаты и предпри­ниматели перечисляют авансовые платежи на основании уведомле­ний налоговых органов к трем срокам — 15 июля, 15 октября теку­щего и 15 января следующего года.

Единый сельскохозяйственный налог

В особую группу налогоплательщиков, к которым применяется специальный налоговый режим, выделены сельскохозяйственные производители — организации, крестьянские, фермерские хозяйст­ва и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохо­зяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реали­зующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации доля выручки от реа­лизации сельхозпродукции составляет не менее 70%. Не относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйствен­ные организации так называемого индустриального типа: птице­фабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.

Главой 26.1 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизво­дителей установлен особый налоговый режим в форме единого сельскохозяйственного налога, который является региональным и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге1.

Уплата единого налога освобождает сельскохозяйственных това­ропроизводителей от внесения в бюджет других налогов и сборов, за исключением косвенных налогов, государственной пошлины, платы за загрязнение окружающей природной среды и некоторых видов поимущественных налогов.

Федеральным законодательством установлено, что налоговой базой единого сельскохозяйственного налога признается площадь сельскохозяйственных угодий, а налоговым периодом — квартал.

Налоговую ставку определяют законодательные органы субъек­тов Российской Федерации в рублях и копейках с одного гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях.

По своей природе единый сельскохозяйственный налог относит­ся к реальным налогам, взимание которых поставлено в зависимость от внешних признаков и характеристик предмета налогообложения: площади земельного участка, стоимости недвижимости и т.д.

Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых, установленный и вве­денный в действие гл. 26 Налогового кодекса, заменил собой целый ряд действовавших ранее рентных платежей и акцизов на некото­рые виды минерального сырья.

По своей правовой природе налог на добычу полезных ископае­мых относится к таким доходным источникам бюджета, как регалии, проблемам классификации которых были посвящены труды россий­ских теоретиков финансового права. Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства к так называе­мым регалиям в широком смысле — regalia majora, т.е. к правам, вы­текающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким, как право творить суд, ус­танавливать ответственность за правонарушения и т.д.1 Регалии в уз­ком смысле слова (regalia minora) — это такие права частно-правово­го характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коре­нится в природе прав, лежащих в основании регалии. Регалии в ши­роком смысле основаны на таких правах публичной власти, которые характеризуют сущность государства как верховного суверена. В от­личие от этого регалии в узком смысле основаны на присвоении го­сударством прав, без ущерба для суверенитета государства принадле­жащих не только государству, но и частным лицам. Одним из при­меров использования регалий в узком смысле как инструмента по­полнения бюджета является установление налоговых платежей за пользование природными ресурсами, в том числе за добычу полез­ных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых взимается с организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями недр, т.е. получивших государственную лицензию на пользование участками недр, либо пользующихся недрами на условиях соглаше­ния о разделе продукции. Особенности правового статуса пользова­телей недр и порядок предоставления им участков недр для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, а также в соответствии с соглашением о разделе про­дукции при разведке и добыче минерального сырья определены За­коном РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»-.

Пользователи недр подлежат постановке на специальный нало­говый учет по месту нахождения предоставленного им в использо­вание участка недр (ст. 335 НК РФ)3. Если добыча полезных иско­паемых осуществляется на континентальном шельфе, в исключи­тельной экономической зоне, а также и за пределами России, но на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, то специальный

1 Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ//СЗ РФ. 2001. №53 (ч. 1). Ст. 5023.

1 Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1. М., 1909. С. 100. " СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

з

СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3129.

302 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

налоговый учет осуществляется по месту нахождения плательщика налога.

Предметом налогообложения являются полезные ископаемые, перечень которых установлен в Налоговом кодексе: уголь, торф, уг­леводородное сырье, товарные руды, сырье редких металлов, при­родные алмазы, хлористый натрий (соль), минеральные воды и др. Объект налогообложения — их добыча или извлечение из отходов добывающего производства. Так называемые общераспространен­ные полезные ископаемые, добытые индивидуальными предприни­мателями и используемые ими непосредственно для личного по­требления, а также минералогические, палеонтологические и дру­гие геологические коллекционные материалы исключены из пред­мета налогообложения.

Налог на добычу полезных ископаемых является территориаль­ным, и налоговая юрисдикция России распространяется на полез­ные ископаемые, добытые (извлеченные) из недр на ее территории либо на территориях, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

Налоговой базой выступает стоимость добытых полезных иско­паемых, оцениваемая самими налогоплательщиками одним из уста­новленных способов. Оценка стоимости добытых полезных иско­паемых может быть определена либо исходя из цен реализации до­бытых полезных ископаемых, либо из их так называемой расчетной стоимости. При формировании расчетной стоимости добытого по­лезного ископаемого полностью учитываются прямые1 и частично так называемые косвенные расходы2 налогоплательщика за налого­вый период, которым является квартал. Налогооблагаемая база оп­ределяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископае­мого.

Ставки налога установлены в процентах к налогооблагаемой базе. Исключение составляют действующие временно специфиче­ские ставки (в твердой сумме) в отношении нефти и газового кон­денсата (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 26-ФЗ)3. Размер ставки зависит от вида добытых полезных ископаемых. Са­мые высокие ставки установлены в отношении углеводородного сырья, самые низкие — к углю и калийной соли. Освобождение от налогообложения в форме нулевой ставки применяется в отноше­нии попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений, попут­ных и дренажных подземных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации, и некоторых других видов полезных ископаемых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.