Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика основных источников трудового права




 

Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в рамках трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, к которым относятся:

· международные договоры Российской Федерации;

· Конституция Российской Федерации;

· Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, ука­зы Президента Российской Федерации, постановления Правитель­ства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти;

· конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

· нормативные акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативные акты.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и меж­дународные договоры в соответствии со статьей 15 Конституции Рос­сийской Федерации являются составной частью правовой системы России. Если международным договором установлены иные правила, нежели предусмотренные законами и иными актами, содержащими нор­мы трудового права, то применяются правила международного договора.

Российская Федерация ратифицировала более 60 международных соглашений, содержащих нормы трудового права. Это акты ООН, МОТ, Совета Европы, СНГ, двусторонние международные договоры.

Признанные Россией международные стандарты оказали значитель­ное влияние на формирование основных принципов правового регули­рования труда, способствуют усилению защищенности россиян, улуч­шению условий их работы. Наибольшее значение имеют такие акты, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ас­самблеей ООН 10 декабря 1948 года, конвенции Международной орга­низации охраны труда (МОТ).

Важнейшим источником российского права в целом, в том числе и трудового, является Конституция Российской Федерации. Она явля­ется юридической базой текущего трудового законодательства и уста­навливает в статьях 2,7,19,32,34,37,38,41,43,45,46 и 47 его основные принципы. В Конституции закреплены права и свободы человека и гра­жданина, равенство перед законом и судом. Она запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, на­циональной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно Конституции труд является свободным, причем каждый имеет право на него в условиях, отвечающих требованиям безопасно­сти и гигиены, вознаграждение без какой бы то ни было дискрими­нации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каж­дый имеет право на отдых. Кроме того, Конституция закрепляет пра­во на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В ней закреплено право на индивидуаль­ные и коллективные трудовые споры с использованием установлен­ных федеральным законом способов их разрешения, в том числе и за­бастовку.

Федеративное устройство России, также закрепленное в Конститу­ции, определяет объемы полномочий в сфере принятия источников трудового права.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений относится принятие обяза­тельных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных актов, устанавливающих:

· основные направления государственной политики в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· основы правового регулирования трудовых и иных непосредствен­но связанных с ними отношений; обеспечиваемый государством уро­вень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая допол­нительные гарантии отдельным категориям);

· порядок заключения, изменения и расторжения трудовых догово­ров;

· основы социального партнерства, порядок ведения коллективных пе­реговоров, заключения и изменения коллективных договоров и со­глашений;

· порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых спо­ров; принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля над соблюдением законов и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуще­ствляющих надзор и контроль;

· порядок расследования несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний; систему и порядок проведения госу­дарственной экспертизы условий и сертификации производствен­ных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

· порядок и условия материальной ответственности сторон трудово­го договора, в том числе возмещения вреда жизни и здоровью работ­ника, причиненного ему в связи с исполнением его обязанностей;

· виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

· систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

· особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации. В нем есть 14 разделов со следующими назва­ниями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантии и компенсации».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

Раздел IX. «Подготовка и переподготовка кадров».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового дого­вора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных катего­рий работников».

Раздел XIII. «Защита прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде».

Раздел XIV. «Заключительные положения» (глав нет).

Разделы ТК РФ, как правило, отражают самостоятельные институ­ты трудового права. Все остальные акты трудового законодательства, в том числе и федеральные законы, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс, а если вновь принятый фе­деральный закон противоречит ему, то он будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.

Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопро­сам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не долж­ны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК РФ).

Помимо Трудового кодекса, в Российской Федерации действует це­лая система федеральных законов по вопросам труда, и как источни­ки трудового права они подлежат изучению в учебном курсе трудового права (например, Федеральный закон от 4 февраля 1999 года № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учрежде­ний» и многие другие).

Довольно широкий круг вопросов трудового права регламентирует­ся указами Президента Российской Федерации (например, Указ Пре­зидента РФ от 16 декабря 1993 года № 2146 «О привлечении и исполь­зовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»).

Правительство Российской Федерации (исполнительная власть) выполняет ряд полномочий, закрепленных в статье 114 Конституции, а также в федеральных законах и указах Президента, путем издания со­ответствующих постановлений и распоряжений и обеспечения их ис­полнения. В качестве примера можно привести Постановление Прави­тельства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках», По­становление Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», и т. п.

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере труда, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно Положению о Министер­стве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 го­да № 321, в сферу компетенции данного органа входят вопросы соци­ального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудо­вой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты).

Постановления Пленумов Верховного Суда не являются источни­ком права (как, например, в Англии и США, где действует соттоп 1aw, то есть право прецедента). Вместе с тем руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, обобщая правоприменительную прак­тику судов, находя в ней разногласия, определяют, как единообразно, правильно применять конкретные нормы. Они в ряде случаев воспол­няют имеющиеся пробелы и неясности в трудовом законодательстве.

В статье 6 ТК РФ установлено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государ­ственной власти субъектов Российской Федерации принимают зако­ны и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных орга­нов государственной власти. При этом более высокий уровень трудо­вых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта.

Органы местного самоуправления вправе принимать акты, содер­жащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Они обычно касаются установления разного рода доплат жителям соответ­ствующих регионов, времени начала и окончания работы учреждений, предприятий торговли, сферы обслуживания и транспорта и т. д.

Работодатели (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимают локальные нор­мативные акты, содержащие нормы трудового права, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных ТК РФ, зако­нами и иными нормативными актами, работодатель при принятии та­ких актов должен учитывать мнение представительного органа.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотре­но принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы тру­дового права, по согласованию с представительным органом работников.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного Тру­довым кодексом РФ порядка учета мнения представительного органа, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные акты, содержащие нормы трудового права.

Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ни­ми отношений в договорном порядке. В соответствии с трудовым за­конодательством регулирование трудовых и иных непосредственно свя­занных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Они не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установлен­ный трудовым законодательством. Если таковые имеются, то договоры и соглашения не могут применяться.

Индивидуальные трудовые договоры не являются источниками тру­дового права, но представляют собой определенную договорную часть механизма правового регулирования труда. Не все акты, регулирующие труд, являются источниками трудового права. Например, социально-партнерские соглашения, коллективные договоры регулируют отноше­ния, но их нормативная часть подходит под понятие источника трудо­вого права, поскольку в них могут присутствовать локальные нормы права, чего нельзя сказать об индивидуальном трудовом договоре (в нем нет нормы трудового права). Это акт правоприменения трудового зако­нодательства двух договаривающихся сторон: работника и работодате­ля, устанавливающий сроки и порядок применения трудового законо­дательства к конкретному работнику, его условия труда. Индивидуаль­ный трудовой договор можно назвать актом индивидуально-правового регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.