Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 5 страница




Наиболее распространенным источником права в нашей стране считается нормативно-правовой акт – важнейший юридический документ, который принимается в особом порядке уполномоченным на то должностным лицом или государственным органом. Он содержит общеобязательные для исполнения нормы и имеет, по мне­нию многих юристов, достаточно много преимуществ по сравне­нию с другими источниками права. Например, в нормативно-пра­вовых актах правила поведения прописаны четко и конкретно.

Нормативно-правовые акты делятся на законы, принимаемые высшим представительным и законодательным органом государ­ства (парламентом) и обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти в развитие законов. К подзаконным актам относятся ука­зы президента, постановления правительства, приказы мини­стерств и др.

Высшей юридической силой в стране обладает Конституция — Основной закон государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. К настоящему времени в Великобрита­нии существует неписаная Конституция, которую составляют акты с XIII по XXI в. Впервые как единый закон Конституция была принята в США в 1787 г. Некоторые юристы считают, что юриди­ческим актом, имеющим значение Конституции, были Основ­ные законы Российской империи. 1906 г., базой для которых по­служили положения Манифеста 17 октября 1905 года.

С юридической точки зрения Конституция как важный доку­мент государства имеет определенные признаки.

1. Конституция обладает высшей юридической силой. Все нор­мативно-правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему ни в чем.

2. Конституция носит основополагающий, учредительный ха­рактер. Она устанавливает основы государственного и обществен­ного строя, права, свободы и обязанности граждан, систему ор­ганов власти, порядок их образования и компетенцию.

3. Конституция служит базой для текущего законодательства.
На ее основе принимаются другие законы. В самой Конституции
может быть указано на необходимость принятия какого-либо за­
кона.

4. Конституция отличается стабильностью, а потому предус­мотрен усложненный порядок ее пересмотра. По степени стабиль­ности конституции бывают гибкие (могут быть изменены путем
принятия обычного закона), жесткие (изменение конституции требует квалифицированного большинства голосов членов парла­мента) и особо жесткие (внесение поправок в конституцию вклю­чает дополнительную стадию ратификации, которая осуществля­ется путем референдума, двойного голосования в парламенте или
утверждения субъектами федерации).

История Конституции в нашей стране после известных собы­тий 1917 г. имеет свои особенности. Изменения политической и экономической жизни в государстве не могли не привести к при­нятию нового основополагающего правового документа. Так в 1918 г. появилась на свет Конституция, которая закрепила уста­новление диктатуры пролетариата и новой жизни. Конституция не могла предоставить права всем гражданам государства, ибо за­крепление новой власти не могло происходить мирным, демокра­тическим путем. В состав этого документа вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была утвержде­на III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Труд был признан обязанностью всех граждан России. Не все граждане име­ли избирательное право.

В 1924 г. была принята следующая Конституция, в состав ко­торой вошли Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из состава Союза. Верховным органом власти стал Съезд Советов, а между съездами функционировал ЦИК, состоящий из Союзного Совета и Совета национально­стей. Исполнительным органом был Совет Народных Комисса­ров СССР.

5 декабря 1936 г. появилась новая Конституция СССР. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Было ликвидировано неравенство в избирательном праве. Отдельная глава документа посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта конституция провозглашала право на труд с гарантией работы, констатируя ликвидацию безработицы, право на отдых, со­циальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и др.

7 октября 1977 г. была принята еще одна Конституция СССР. Она закрепила руководящую роль КПСС в жизни государства и общества. Провозглашалось развитие экономики на основе плано­вого хозяйства и двух форм собственности — государственной (или общенародной) и колхозно-кооперативной. В Конституции были установлены основные права и свободы граждан.

Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 г. Человек, его права были провозглашены высшей ценно­стью, а носителем суверенитета, источником власти был объяв­лен народ. Этот документ признал частную собственность и разде­ление властей, идеологическое и политическое многообразие.

Федеральные законы при­нимаются Государственной Думой и проходят сложную процеду­ру законотворческого процесса. Глава государства — президент - может издавать указы по различным вопросам внутренней и внеш­ней политики. Осуществляя исполнительную власть, правитель­ство может издавать распоряжения и постановления по текущим важным вопросам жизни общества. Министерства и ведомства из­дают приказы и инструкции по различным вопросам их компетен­ции. Нормативно-правовые акты публикуются в официальном пе­чатном органе, например в «Российской газете».

Нормативно-правовые акты могут вступать в действие с даты, указанной в самом нормативно-правовом акте, а также с момен­та наступления определенных обстоятельств. Например, в доку­менте может быть сказано о том, что он вступает в силу с момен­та подписания, с момента опубликования или при вступлении в силу другого нормативно-правового акта. Если же ничто из на­званных обстоятельств не указано, то следует иметь в виду, что законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официаль­ного опубликования, нормативно-правовые акты президента или правительства — по истечении 7 дней. Акты министерств и ве­домств — через 10 дней. Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов федерации, муниципальных органов может определяться ими самостоятельно.

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие по исте­чении срока, на который они были приняты, при отмене специ­альным актом, при принятии нового нормативно-правового акта, который регулирует подобную ситуацию, при исчезновении об­стоятельств, которые регулировал нормативно-правовой акт.

Еще в эпоху римского права была сформулирована аксиома, согласно которой закон не имеет обратной силы. Этот принцип сохранился до наших дней и прочно закрепился с современной юриспруденции. В соответствии с ним закон регулирует только те отношения, которые имеют место на момент его принятия и со­хранятся в будущем, если закон будет действовать. Закон не воз­вращается назад и не распространяется на те отношения, кото­рые существовали в прошлом. Однако сложно найти в области юриспруденции правила без исключений, и здесь они также есть. Закон может регулировать отношения, которые существовали до момента его принятия в том случае, если он смягчает или устра­няет наказуемость.

Таковы правила действия закона во времени. Существуют также и определенные правила действия закона в пространстве. Этим термином обозначают территорию, на которую распространяется действие закона. Например, федеральные законы действуют в пре­делах границ всего государства. К территории государства в этом смысле относят и недра, и континентальный шельф, и террито­риальные воды, и воздушное пространство. Даже суда, находящи­еся в водах другого государства под флагом нашей страны, при­знаются территорией России.

Законы действуют и по кругу лиц, т.е. они имеют определенно­го адресата или распространяются на всех граждан страны, на лиц без гражданства, юридических лиц, на лиц, которые имеют двой­ное гражданство либо вообще являются иностранцами.

В любом государстве за долгое время его существования при­нимается огромное количество законов. Одни из них отменяются новыми законами, а другие многие годы продолжают оставаться на страже порядка, диктуя ту модель правового поведения, кото­рая необходима для стабильного организованного общества. По­пытки упорядочить различные нормативные акты привели к их си­стематизации. Это позволило быстро и оперативно находить в нуж­ный момент норму права, применять ее, выявлять пробелы и инициировать создание новых, более совершенных правовых норм. В современной науке выделяются различные виды систематизации, среди которых большую роль играет кодификация. В результате ко­дификации происходит качественная переработка действующих правил, регулирующих определенную сферу общественных отно­шений. На основе огромной работы создается единый закон, кото­рый способен заменить большое количество ненужных норматив­ных актов, существовавших прежде. Такой закон назвали кодексом.

В других случаях нормативно-правовые акты объединяются вме­сте без изменения их содержания. В результате появляются собра­ния или сборники законов. Такая систематизация называется ин­корпорацией. При этом каждый нормативно-правовой акт само­стоятелен и независим от другого. Нормативно-правовые акты в сборниках могут располагаться в различном порядке: хронологи­ческом, предметном, алфавитном.

Различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Офи­циальная инкорпорация осуществляется путем издания сборников нормативно-правовых актов компетентными государственными органами. Эти сборники имеют официальный характер, и хотя не выступают источниками права, на них можно ссылаться в про­цессе применения права. Неофициальная инкорпорация проводится организациями или отдельными гражданами, не имеющими на это специальных полномочий. Такие сборники создаются для спе­циальных целей (например, справочных) и не имеют официаль­ного характера, т.е. на них нельзя ссылаться в процессе примене­ния права.

Если объединяемые акты регулируют однородный тип обще­ственных отношений, то юристы говорят о консолидации. Отличи­тельной чертой консолидации является то, что в результате нее создается единый сводный нормативно-правовой акт, в который включаются акты, действующие в одной области общественных отношений, без изменения их содержания.

Особая деятельность по созданию и изменению правовых норм называется правотворчеством. Это творческая деятельность лю­дей, осуществляемая по особым правилам.

Субъектами правотворчества могут быть отдельные государ­ственные органы, должностные лица, органы местного самоуп­равления или даже народ (например, при референдуме путем все­народного голосования решаются важные вопросы государствен­ной и общественной жизни страны).

В правотворчестве, исходящем от государства, выделяют пра­вотворчество высших представительных органов и подзаконное творчество. В первом случае создаются законы, и юристы называ­ют такой процесс законотворческим. Во втором случае нормы пра­ва принимаются президентом страны, правительством и другими органами государства.

Основные стадии законотворческого процесса заключаются в следующем:

1) выявление потребностей в создании норм права. Для этого ана­лизируются практика реализации законов в обществе, действия тех или иных норм, проводятся социологические исследования, выявляются недостатки, пробелы в законодательстве;

2) внесение предложений об издании закона в законодательный орган страны. Право законодательной инициативы в нашем госу­дарстве принадлежит президенту, членам Совета Федерации, де­путатам Государственной Думы, правительству, Конституцион­ному суду, Верховному суду, Высшему арбитражному суду. Если субъект законодательной инициативы внес на рассмотрение про­ект закона, то законодательный орган обязан рассмотреть это предложение;

3) рассмотрение и обсуждение проекта закона. На данном этапе высказываются предложения относительно проекта закона, вно­сятся поправки, если он заслуживает внимания. Обсуждение законопроекта может происходить в нескольких чтениях. При этом рассматривается концептуальная основа проекта, детальные осо­бенности каждого предложения. Отдельные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение;

4) принятие закона. Федеральные законы принимаются боль­шинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50 % + 1 голос). Принятые законы в течение пяти дней на­правляются на рассмотрение в Совет Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от об­щего числа членов Совета Федерации или если в течение 14 дневного не рассмотрели. Затем закон подлежит подписанию президен­том страны. Президент обладает правом «вето» и может не согла­ситься с законом. В этом случае он поступает на повторное рас­
смотрение;

5) официальное опубликование закона. Законы поступают на об­народование и помещаются в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Правотворческий процесс — весьма сложная деятельность субъек­тов права, которая опирается на важные принципы демократизма (создание правовых норм должно учитывать интересы народа), непосредственной связи с реальной жизнью, практикой, научно­сти (при создании правовых норм важно учитывать закономерно­сти эволюции права).

Совокупность правил и приемов разработки новых законов и подзаконных актов составляет юридическую технику. Ее принципы:

- написание новых юридических правил должно отличаться краткостью и четкостью изложения;

- недопустимы дублирование информации, противоречия в смысловых единицах излагаемого материала;

- употребляемые слова должны быть понятными, без эмоцио­нальной окраски, недопустимы употребления устаревших слов.

За многие годы юридической практики по созданию новых за­конов выработались также и особые правила оформления норма­тивных актов. Так, общеобязательными стали важные реквизиты документа — дата, место издания и принятия, подписи должно­стных лиц, указание адресата документа, наименование. Кодексы содержат общую и особенную части, которые состоят из статей. Нумерация статей всегда сплошная. Это значит, что включение новых норм не приводит к изменению нумерации (новой статье просто присваивается дополнительный значок). [7, 9]

 

Лекция № 10 Тема: «Правосознание. Правоотношение»

1. Понятие и структура правосознания

2. Дефекты правосознания. Правовой нигилизм

3. Понятие правоотношения.

4. Структура правоотношения.

Поскольку право представляет собой социальное явление, то у людей, живущих в рамках одного общества, формируются опре­деленные представления, чувства, взгляды по поводу права. Их совокупность и образует отношение людей к этому важному ин­ституту. В одних случаях люди превозносят право, возлагая именно на него свои надежды, в других, напротив, право ненавидят, до­казывая его ненужность, неэффективность в решении конкрет­ных проблем.

Современные юристы считают, что правосознание включает в себя два элемента.

1. Правовая психология. Человек в своих поступках всегда руко­водствуется определенными чувствами; на его поведение оказы­вает влияние настроение, переживания, которые появляются в результате формирования определенного отношения к праву. Со­временный законодатель даже придает юридическое значение ду­шевным волнениям и настроениям людей при совершении опре­деленных поступков.

2. Правовая идеология. У людей существуют также определенные убеждения, понятия, принципы в отношении права. Этот эле­мент правосознания называют главным, ибо он связан с рацио­нальным мышлением людей, на базе которого вырабатывается
осмысление правовых явлений.

По своему содержанию и глубине осмысления права выделяют обыденное правосознание, профессиональное и научное. Обыден­ное правосознание выражает массовое представление людей о пра­ве, которое складывается на основе жизненного опыта, общей информации из газет, радио и телевидения. Профессиональное пра­восознание более глубокое. Оно складывается у профессиональных юристов, которые умеют грамотно толковать, применять нормы права и знают их роль в обществе. Научное правосознание выража­ется в концепциях, понятиях, которые складываются на основе исследования правовых явлений в теории и на практике.

Иногда в основу классификации видового разнообразия пра­восознания закладывается такой критерий, как субъект права. В этой связи выделяют индивидуальное правосознание, напрямую связан­ное с конкретной личностью, и коллективное, которое может вы­ражать представления отдельных трупп людей или всего населе­ния страны.

Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетво­ряет общепризнанным требованиям. Оно может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.

Деформация правосознания — это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, ко­торые свидетельствуют о его перерождении. В зависимости от ха­рактера искривлений можно выделить два типа деформаций -репрессивный и криминальный. В случае репрессивной деформа­ции правосознания сотрудники правоохранительных органов вос­принимают население как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия. В случае криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов вступают во взаимосвязь с преступными элементами, что свидетельствует об их крими­нальном перерождении.

2. Дефекты правосознания это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденци­озности. К наиболее распространенным дефектам правового со­знания относятся правовой идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм.

Правовой идеализм — это безоговорочная вера в торжество за­кона при полном отказе от борьбы за право. Идеалисты считают, что право защищает интересы граждан автоматически, без вме­шательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм - это дефект правосознания, выража­ющийся в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опыт­ных руках» толкование закона зачастую превращается в профес­сиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне право­мерным, но по сути своей представляет замаскированное безза­коние.

Правовой субъективизм — это одностороннее отношение инди­вида к правовым предписаниям: признание своих прав и исполнение своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм — это слабое знание права и отноше­ние к нему как к явлению постороннему, далекому и не повсе­дневному. Носители инфантильного правосознания редко замеча­ют ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

Правовой нигилизм — это дефект правосознания, который за­ключается в отрицательном отношении к праву, законам и пра­вовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможно­стям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Уровни правового нигилизма: 1) общесоциальный, для кото­рого характерно отрицание идеи господства права на уровне всей социальной системы и ее управленческих структур; 2) отдельных социальных структур - государственных, негосударственных, формальных и неформальных; 3) отдельной личности.

Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовая культура. Это понятие более широкое, ибо включает в себя не только представ­ления о праве, эмоции и чувства по поводу него, но и важное правовое поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь руководствоваться им в своих поступках.

На правовую культуру общества большое влияние оказывает уровень правосознания и активности людей, живущих в обще­стве, уровень развития права, юридической техники и самих пра­вовых норм, уровень юридической деятельности в области право­творчества, правоприменения, толкования и т.д. Опыт, накоп­ленный за многие годы в области права, передавался из поколения в поколения, приобретая целенаправленный и закономерный ха­рактер. Это позволило говорить о правовом воспитании и право­вом обучении людей.

Правоотношения

В реальной жизни право регулирует более 70% отношений, которые возникают в обществе. Общественное отношение, которое урегулировано нормами права, образует правоотношение. Однако любое правоотношение возникает на основе определенных жиз­ненных обстоятельств. Кто-то решил купить машину — возникло правоотношение по договору купли-продажи. У кого-то сгорел дом — возникли правоотношения по выплате денег страховой ком­панией. Наступление таких жизненных обстоятельств приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Они называются юридическими фактами.

Во многих случаях для наступления определенных правовых последствий необходима совокупность юридических фактов. В этом случае говорят о фактическом составе. Например, для того, чтобы возникли пенсионные правоотношения, необходимо, чтобы граж­данин достиг определенного возраста, имел трудовой стаж и офор­мил соответствующие документы в органах социальной защиты населения.

Все юридические факты можно разделить на две большие груп­пы:

1) действия — юридические факты, которые связаны с волей и сознанием людей (например, дарение, поступление в вуз, пе­ревозка груза и т.д.);

2) события — это юридические факты, которые не связаны с волей человека и возникают, как правило, в силу различных об­стоятельств, порождая, тем не менее, правовые последствия (на­пример, стихийные бедствия).

В основу данной классификации был положен критерий созна­ния личности. Однако юридические факты разделяются между собой и по правовым последствиям. В этой связи выделяют правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие юридические факты. В первом случае человек, устраиваясь на работу в фирму, вступает в трудовые правоотношения со своим работодателем. Во втором случае работник может переводиться на другую должность. А в третьем он вовсе увольняется, разрывая правоотношения.

В некоторых случаях один и тот же юридический факт может порождать различные правовые последствия. Смерть гражданина рассматривается и как правообразующий факт (открывается на­следство), и как правоизменяющий (сын умершего становится ответственным квартиросъемщиком), и как правопрекращающий (прекращаются любые правоотношения).

Традиционно многие юристы делят правоотношения по отрас­левому принципу на гражданские, уголовные, административные, трудовые и т.д.

Правоотношение как юридическая категория имеет свою струк­туру. В ней выделяются субъекты, объекты и содержание.

Людей и их объединения, которые участвуют в правоотно­шении, называют субъектами права. Ими могут быть физические лица — граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двой­ным гражданством; организации (государственные или негосудар­ственные), социальные общности (народ, нация, население регио­на, трудовые коллективы и др.). В качестве субъекта права может выступать само государство. Например, согласно гражданскому за­конодательству клад, имеющий историческую, художественную ценность, поступает в распоряжение государства. Совокупность прав и обязанностей, которыми наделены субъекты права, обра­зует их компетенцию.

Способность быть участником правоотношений называется пра­восубъектностью, которая состоит из правоспособности и дееспо­собности.

Правоспособность понимается как способность иметь опреде­ленные права. Она возникает у людей с момента рождения. Одна­ко гражданские права закрепляются и за теми, кто еще не родил­ся. Например, наследником по закону может быть лицо, зачатое до смерти наследодателя и родившееся после его смерти. Прекра­щается правоспособность в связи со смертью человека.

Дееспособность — это способность распоряжаться правами и нести обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

У физического лица как субъекта правоотношений обязатель­но должно быть имя. И участвовать в правоотношении можно только под своим именем. Имя человека включает в себя фамилию, соб­ственно имя и отчество, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем. Выступать в правоотношениях под чужим именем невозможно, хотя это не лишает права человека использовать псевдоним (вымышленное имя). На основании зако­на граждане могут в некоторых случаях изменять свои имена или фамилии, что никак не влияет на их права.

У физического лица есть также определенное место житель­ства, место, где он фактически проживает. В том случае, когда неизвестно о месте пребывания гражданина и он фактически от­сутствует по месту своего жительства, по решению суда через пять лет гражданин может быть объявлен умершим.

Законодательством предусмотрена возможность ограничивать в дееспособности отдельных людей. В Древнем Риме такие проце­дуры допускались в отношении расточителей, слабовольных, ко­торым назначали попечителя, чтобы сохранить имущество и не допустить разорения.

Если гражданин страдает психическим расстройством, то над ним устанавливается опека. Он может быть признан недееспособ­ным только по решению суда. Судебное рассмотрение вопроса осу­ществляется с обязательным участием прокурора. Опекун совер­шает все сделки от имени опекаемого. Гражданин также может быть ограничен в дееспособности при злоупотреблении спиртны­ми напитками, употреблении наркотиков. Ограниченный в дееспо­собности человек лишь вправе совершать мелкие бытовые сделки.

Объектом правоотношения называют то, на что направлены права и обязанности субъектов права. Это могут быть материальные блага (вещи, ценности, имущество), нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство и честь), продукты духовного творчества (произведения литературы, музыки, компьютерные программы), ценные бумаги, документы.

Содержанием правоотношения называют совокупность прав и обязанностей, которыми наделены субъекты права. В литературе выделяют фактическое и юридическое содержание. К первому от­носятся сами действия, а ко второму — зафиксированная в дей­ствующем законодательстве возможность поступать или не посту­пать определенным образом.

Субъективное право — это мера возможного поведения участ­ника правоотношений. Оно складывается из четырех правомо­чий: а) права совершать определенные действия, например, за­ключить договор; б) права не совершать определенных действий, например не следовать рекомендации нотариально удостоверить договор; в) права требовать от другой стороны исполнения обязанности, например, требовать соблюдения условий догово­ра; г) права обратиться за защитой нарушенного права, напри­мер права обратиться в суд с заявлением о взыскании с обязан­ной стороны неустойки за несоблюдение договора.

Юридическая обязанность есть мера должного поведения уча­стника правоотношений. Она имеет три формы: а) воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); б) соверше­ние определенных действий (активное поведение); в) ограниче­ния в правах личного, имущественного или организационного характера (меры юридической ответственности). Субъективное право и юридическая обязанность неразрывно связаны между со­бой: нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, как и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. [7,11]

 

Лекция № 11. Тема: «Правонарушение и юридическая ответственность»

1. Понятие и структура правонарушения

2. Признаки правонарушения

Взаимоотношения людей в обществе в большинстве случаев определяются устоявшимися нормами права, которые содержат определенные модели поведения человека. Поступки людей, со­вершаемые ими в мире права, образуют правовое поведение. Таким образом, право можно считать и инструментом воздействия на поведение людей. Правовое поведение контролируется государ­ством, имеет юридические последствия. Изучая проблемы пове­дения людей в обществе, исследователи пришли к выводу о том, что даже одинаковые модели поведения людей могут встречать неоднозначные оценки окружающих. Социологи считают, что в каждом обществе складывается определенный тип культуры, ко­торый оказывает воздействие на поведение человека. Отклонение в поступках людей от общепризнанных норм называют девиантным поведением. К нему относятся увлечение алкоголем, курени­ем и даже самоубийство. Нарушение закона, влекущее серьезные наказания, называют делинквентным поведением.

Поведение людей в обществе очень разнообразно. На него мо­гут оказывать влияние различные факторы. Однако во всем много­образии видов правового поведения можно выделить отдельные его группы:

правомерное поведение — поведение, которое соответствует пра­вовым предписаниям и носит в основном полезный для общества характер;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.