Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №4. Понятие преступления




Тема №3. Понятие и основание уголовной ответственности

I. Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции.

2. Конспектирование учебной и научной литературы.

3. Самоконтроль (ответы на вопросы задания для самоконтроля):

1. Каково соотношение уголовной ответственности и уголовно-правового отношения?

2. Назовите точки зрения, касающиеся понятия уголовной ответственности.

3. Существует ли различие между социальной и уголовной ответственностью?

4. Кого следует считать субъектами уголовно-правовых отношений?

5. Возможна ли негативная (ретроспективная) уголовная ответственность невменяемых, малолетних, невиновно действующих?

6. Каков конечный момент реализации уголовной ответственности?

Формы контроля качества самостоятельной работы студентов:

1. Ознакомление с конспектами и рабочими тетрадями студентов.

2. Письменный опрос по вопросам семинара. (2)

3. Организация дискуссии по проблемным вопросам уголовной ответственности. (2)

 

II. План семинарского занятия

Продолжительность – 1 час

1. Понятие и формы уголовной ответственности (1)

2. Основания уголовной ответственности (1)

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Вопрос об уголовной ответственности – один из самых сложных и дискуссионных вопросов теории уголовного права. Его целесообразно рассматривать, сравнивая основные концепции уголовной ответственности, предложенных в науке.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации. (ст. 54)

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. (ч. 2 ст. 2, ст. 3-8)

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2005.

4. Брайнин А.М. Уголовная ответственность и ее основания в советском уголовном праве. М., 1963.

5. Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам. / Под общей ред. В.М. Лебедева и Б.Н. Топоркина. М., 1999.

6. Карпушин М.П., Курляндский В.И. Уголовная овтетсвтенность и состав преступления. М., 1974

7. Уголовное право России. Часть Общая: учебник для вузов. / Отв. ред. профессор Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005.

8. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. / Под ред. А.И. Рарога. М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005.

9. Чистяков А.А. Уголовная ответственность и механизм формирования ее основания. М., 2002.

10. Чистяков А.А., Павлухин А.Н. Угололвная ответственность как научная категория российской правовой доктрины. Генезис, состояние, перспективы. М., 2003

 

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Углубленное изучение учебной темы в целом по вопросам, основные сведения по которым были изложены в лекции.

2. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам плана семинарского занятия (изучение и конспектирование учебной и научной литературы, отдельных статей периодических изданий).

3. Заполнение схемы:

 

4. Самоконтроль (ответы на вопросы для самоконтроля):

1. В чем состоит суть формального (нормативного) и материального подходов к определению понятия преступления, какому из них отдается предпочтение в УК?

2. Какими признаками характеризуется преступление в его законодательном определении (ч. 1 ст. 14 УК)?

3. В чем заключаются суть и содержание общественной опасности преступного деяния?

4. Каково соотношение признаков общественной опасности и уголовной противоправности преступления?

5. В чем заключается значение правила о малозначительном деянии (ч. 2 ст. 14 УК)?

6. Какие критерии лежат в основе категоризации преступлений и имеет ли она юридическое значение?

7. Со ссылкой на конкретные составы преступлений докажите, что законодатель допускает составы без включаемых в них последствий.

8. Ввиду отсутствия какого признака (признаков) деяния невменяемых не могут быть признаны преступлением?

 

Формы контроля качества самостоятельной работы студентов:

1. Устный контроль (заслушивание на семинарском занятии ответов студентов на вопросы семинарского занятия и вопросы самоконтроля).

2. Проверка заполнения схемы.

3. Блиц-опрос на знание определения преступления

4. Письменный опрос по 3-му вопросу семинарского занятия.

 

 

II. План семинарского занятия

Продолжительность – 2 часа

1. Понятие и признаки преступления

2. Отличие преступлений от иных правонарушений

3. Категории преступлений и уголовно-правовое значение классификации преступлений.

.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Понятие преступления целесообразно рассмотреть в его историческом развитии. В частности, нужно отметить влияние социологической школы уголовного права в определении этого понятия (признак общественной опасности).

В числе признаков преступления принято различать признаки: материальный (общественная опасность), формальный (противоправность) и производные (виновность и наказуемость).

В структуре общественной опасности в свою очередь выделяют ее качественную (характер) и количественную (степень) характеристики. В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» разъясняется, что «характер общественной опасности преступления зависит от... объекта посягательства, формы вины и отнесения... категории преступления..., а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии)».

Характеризуя противоправность, нужно учитывать ее многоаспектный характер. В узком смысле противоправность понимается как запрещение деяния уголовным законом (уголовная противоправность). В широком смысле — как запрещение деяния в рамках всей системы права. Лишены противоправности деяния, хотя формально и запрещенные УК, но прямо дозволенные или предписанные иными нормами права, например, нельзя квалифицировать как убийство действия военнослужащего-часового, причинившего смерть другому человеку при охране вверенного ему поста, при условии исполнения им всех требований Устава гарнизонной и караульной службы (даже если отсутствуют обстоятельства, исключающие преступность деяния, указанные в УК РФ).

Наказуемость нужно понимать не как неотвратимость наказания, а как возможность его применения (лицо может быть освобождено от наказания или даже вообще от ответственности).

Особое внимание нужно уделить ч. 2 ст. 14 УК, имеющей большое практическое значение. В частности, необходимо отметить, что отсутствие общественной опасности и «малозначительность» деяния, явления не совпадающие.

Преступление должно быть исследовано в системе с иными правонарушениями, выявлено общее и отличия. Требует ответа вопрос о том, может ли преступление быть одновременно гражданским, дисциплинарным и административным правонарушением. Необходимо ознакомиться и с судебной доктриной «уголовной сферы», развитой в практике Европейского суда по правам человека, юрисдикция которого признана Россией.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2006.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2005.

4. Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. / Сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. М., 1999.

5. Комментарий к Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам. / Под общей ред. В.М. Лебедева и Б.Н. Топоркина. М., 1999.

6. Уголовное право России. Часть Общая: учебник для вузов. / Отв. ред. профессор Л.Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005.

7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. / Под ред. А.И. Рарога. М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005.

8. Бойко А.И. Римское и современное уголовное право. СПб., 2003.

9. Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1996.

10. Полный курс уголовного права России в таблицах и схемах. Учебное пособие. / Под ред. проф. В.П. Ревина. М., 1999.

 

Дополнительная литература

1. Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1967.

2. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969.

3. Прохоров В.С. Преступление и ответственность. Л., 1984.

4. Уголовный закон: опыт теоретического моделирования. М., 1987.

5. Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг. // СЗ РФ. 1994. №5. Ст.403.

6. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.

7. Криминология. М., 2004.

8. Криминология – ХХ век. СПб., 2000.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.